Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. УМК "Школа России" ФГОС
рабочая программа по чтению (4 класс)
Рабочая программа. Литературное чтение. 4 класс. Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_4_kl.doc | 752 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по курсу «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта, на основании следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373);
- Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 г. №2357 «О внесении изменений в пункт 16,19.1,19.7,19.10,19.11 ФГОС НОО».
- Приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо Минобразования РФ от 19.11.1998 года № 1561/14-15);
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Авторские программы в соответствии с УМК «Школа России», «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина. в 2-х частях.‒М.: Просвещение, 2013;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Общая характеристика учебного предмета.
Курс представляет собой систематическое изучение родного языка, который создаёт у ребёнка общую ориентировку в языке и его законах. Решает задачи практического изучения детьми фонетики, графики, развития речи и культуры речевого поведения.
В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 4-м классе, составить представление о многообразии творчества писателей. Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Чёрного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы. Такова внутренняя логика системы чтения. Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы. В учебнике 4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.
Основные содержательные линии.
- В построении содержания курса.
- В системе учебных заданий.
- В методическом подходе.
- В построении уроков.
Цель уроков чтения в начальной школе – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формировать технику чтения и приемы понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременно развивать интерес к самому процессу чтения, потребности читать;
2) вводить детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей; воспитывать личность со свободным и независимым мышлением; формировать эстетический вкус;
3) развивать устную и письменную речь (в том числе значительно обогащать словарь); развивать творческие способности детей;
4) приобщать детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Место предмета в общешкольном учебном плане.
В учебном плане школы на изучение литературного чтения в 4 классе начальной школы отводится 3 часа в неделю, всего –102 ч.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. В результате усвоения предметного содержания чтения у учащихся формируются умения читать осознанно текст, определять тему и главную мысль произведения, делить текст на смысловые части, составлять план, различать элементы книг, составлять устный текст на заданную тему.
Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования. Предмет формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Рабочая (учебная) программа по курсу «Литературное чтение» составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования.
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
Формирование эстетического отношения к искусству слова;
Совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
Овладение осознанным, правильным, беглым, выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
Обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;
Развитие нравственных чувств, уважения к культуре многонациональной России.
Курс литературного чтения направлен на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания
текста; воспитание интереса к чтению и книге.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Планируемые результаты
Обучающиеся научатся
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений: Ученик научится
|
Содержание тем учебного курса
Летописи. Былины. Жития (8ч)
Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».
«И вспомнил Олег коня своего». Былина-жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки». Былина «Ильины три поездочки». «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы. «Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя. Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития». Проверочная работа по теме: «Летописи. Былины. Жития». Проект: «Создание календаря исторических событий”.
Чудесный мир классики (21 ч)
Жизнь и творчество П.П. Ершова. Сказка «Конёк-Горбунок». Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-Горбунок». Детство А. С. Пушкина. А.Слонимский. А.С.Пушкин. «Няне». А.С.Пушкин «Туча», «Унылая пора!..». А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Знакомство с произведением. Творчество М.Ю. Лермонтова. «Дары Терека». М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Л. Толстой «Как мужик убрал камень». Урок нравственности. Творчество А.П. Чехова. «Мальчики». Первичное знакомство. Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».
Поэтическая тетрадь (11 ч)
Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид…». Ф. Тютчев. «Как неожиданно
и ярко…». А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка. Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..». Е. А. Баратынский «Где сладкий шепот…». А. Н. Плещеев. «Дети и птичка». И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». Н. А. Некрасова «Школьник». Н. А. Некрасова «В зимние сумерки нянины сказки…». И. А. Бунина «Листопад».
Литературные сказки (23 ч)
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Первичное знакомство. Знакомство с творчеством В.М. Гаршин. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Знакомство с произведением. Знакомство с творчеством П. П. Бажова. П.П. Бажов «Серебряное копытце». Первичное восприятие. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Первичное знакомство. Сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». КВН по дорогам сказок.
Делу время – потехе час (9 часов)
Е.Л. Шварц Сказка о потерянном времени.В. И. Драгунский. Знакомство с писателем и его произведениями. В. И. Драгунский. Главные реки. В. И. Драгунский. Что любит Мишка. В.В. Голявкин. Никакой горчицы я не ел.Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час».
Страна детства (9 часов)
Б.С. Житков. Как я ловил человечков. К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками.М.М. Зощенко. Елка.Обобщение по разделу «Страна детства».
Поэтическая тетрадь (6 часов)
В. Я. Брюсов «Опять сон». В. Я. Брюсов «Детская». С. А. Есенин «Бабушкины сказки». М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка». М.И.Цветаева «Наши царства». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
Природа и мы (12 часов)
Д.Н. Мамин-Сибиряк. Приемыш.А.И. Куприн Барбос и Жулька.М. М. Пришвин «Выскочка». Рассказ о животных Е. И. Чарушин «Кабан».В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип. Обобщение по разделу «Природа и мы».
Поэтическая тетрадь (8 часов)
Б.Л. Пастернак. Золотая осень.С.А. Клычков. Весна в лесу.Д. Б. Кедрин
«Бабье лето». Н. М. Рубцов «Сентябрь». С.А.Есенин «Лебедушка».
Родина (6 часов)
И. С. Никитина «Русь». С.Д. Дрожжин. Родине. А. В. Жигулина «О, Родина!». Б. А. Слуцкого «Лошади в океане». Обобщение по разделу «Родина».
Страна Фантазия (5 часов)
Е.С. Велтистов. Приключения Электроника.Кир Булычев. Путешествие Алисы.Путешествие по «Стране Фантазии». (Обобщающий урок).
Зарубежная литература (18 часов)
Джонатан Свифт. Путешествие Гулливера.Г.Х. Андерсен. Русалочка.М. Твена «Приключения Тома Сойера». Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь». С. Лагерлёф. В Назарете.Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература». Урок-конкурс «В стране литературных героев». Урок КВН по сказкам зарубежных писателей. Брейн-ринг (обобщающий урок за курс 4-го класса). Урок-отчет за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом.
Тематический план
№ | Наименование разделов тем | Максимальная нагрузка | Из них | ||||
Теоретическое обучение | Проверочные работы | ||||||
1. | Былины. Летописи. Жития | 7 | 6 | 1 | |||
2 | Чудесный мир классики | 17 | 16 | 1 | |||
3 | Поэтическая тетрадь»№1 | 9 | 8 | 1 | |||
4 | Литературные сказки | 17 | 16 | 1 | |||
5 | Делу время – потехе час | 7 | 6 | 1 | |||
6 | Страна детства | 4 | 3 | 1 | |||
7 | Поэтическая тетрадь№2 | 5 | 4 | 1 | |||
8 | Природа и мы | 10 | 9 | 1 | |||
9 | Поэтическая тетрадь1№3 | 7 | 6 | 1 | |||
10 | Родина | 6 | 5 | 1 | |||
11 | Страна «Фантазия» | 3 | 2 | 1 | |||
12 | Зарубежная литература | 9 | 8 | 1 | |||
13 | Годовая контрольная работа | 1 | |||||
Итого | 102 | 90 | 13 |
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
В неделю -3 ч.
За год – 102
№ | Тема | кол-во часов | характеристика деятельности обучающихся | дата проведения | факт. дата | ||||
Былины. Летописи. Жития (8 ч) | |||||||||
1 | Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | 1 | Познавательные УУД Узнавать жанр «летопись». Коммуникативные УУД Читать осознанно текст худ ожественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, РегулятивныеУУД планировать работу по теме, делить текст на части, пересказывать текст по самостоятельно составленному плану, называть основные черты характера героев, участвовать в работе пары, группы, Личностные УУД договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты. | ||||||
2 | «И вспомнил Олег коня своего» | 1 | |||||||
3 | Былина-жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» | 1 | Познавательные УУД Узнавать жанр устного народного творчества «былина», Коммуникативные УУД Читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, РегулятивныеУУД планировать работу по теме, делить текст на части, Личностные УУД определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты. | ||||||
4 | Былина «Ильины три поездочки» | 1 | |||||||
5 | «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы
| 1 | ПознавательныеУУД Читать произведение «Житие Сергия Радонежского». Коммуникативные УУД Анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, РегулятивныеУУД пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план, определять тему и главную мысль произведения, Личностные УУД самостоятельно оценивать свои результаты. | ||||||
6 | Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития» | 1 | Познавательные УУД Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; Личностные УУД читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения | ||||||
7 | Проверочная работа по теме: «Летописи. Былины. Жития». Проект: «Создание календаря исторических событий”. | 1 | Коммуникативные УУД Участвовать в творческих проектах; самостоятельно оценивать свои результаты | ||||||
Чудесный мир классики (17 ч) | |||||||||
8 | Жизнь и творчество П.П. Ершова. Сказка «Конёк-Горбунок» | 1 | РегулятивныеУУД Знакомиться с творчеством небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту Коммуникативные УУД Знать название и основное содержание изученного произведения. ЛичностныеУУД Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | ||||||
9 | Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок» | 1 | |||||||
10 | П. П. Ершова «Конёк-Горбунок». Составление плана Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-Горбунок» | 1 | |||||||
11 | Детство А. С. Пушкина. А.Слонимский | 1 | ПознавательныеУУД Читать стихотворные произведения наизусть Знать название и основное содержание изученного КоммуникативныеУУД Анализировать поведение героев; делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; РегулятивныеУУД составлять | ||||||
12 | А.С.Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..» | 1 | |||||||
13 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Образные выражения | 1 | |||||||
14 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне…». Характеристика героев | 1 | |||||||
15 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне…». Обобщение Пересказ произведения по плану. | 1 | |||||||
16 | Творчество М.Ю. Лермонтова. «Дары Терека» | 1 | ПознавательныеУУД Знать название и основное содержание изученного КоммуникативныеУУД составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Иметь представление о классической литературе | ||||||
17 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Первичное восприятие и анализ | 1 | |||||||
18 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Составление характеристики основным действующим лицам | 1 | |||||||
19 | Работа над образами в сказке М.Лермонтова «Ашик-Кериб» | 1 | ПознавательныеУУД Знать название и основное содержание изученного составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; делить текст на составные части, составлять его простой план РегулятивныеУУД. Иметь представление о классической литературе | ||||||
20 | Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство» | 1 | ПознавательныеУУД Создавать небольшой устный текст на заданную ЛичностныеУУД Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | ||||||
21 | Л. Толстой «Как мужик убрал камень». Урок нравственности | 1 | |||||||
22 | Творчество А.П. Чехова. «Мальчики». Первичное знакомство | 1 | РегулятивныеУУД Различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев КоммуникативныеУУД делить текст на составные части, составлять его простой план, ЛичностныеУУД читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | ||||||
23 | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» | 1 | РегулятивныеУУД Понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. ПознавательныеУУД Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; ЛичностныеУУД читать выразительно | ||||||
24 | Проверочная работа по разделу «Чудесный мир классики» | 1 | ЛичностныеУУД самостоятельно оценивать свои результаты | ||||||
Поэтическая тетрадь №1 (9ч) | |||||||||
25 | Ф. И. Тютчева. «Еще земли «Как неожиданно | 1 | ПознавательныеУУД Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины КоммуникативныеУУД Участвовать в обсуждении текста ЛичностныеУУД определять тему и главную мысль произведения | ||||||
26 | А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка | 1 | РегулятивныеУУД Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины КоммуникативныеУУД Участвовать в обсуждении текста ЛичностныеУУД определять тему и главную мысль произведения | ||||||
27 | Е. А. Баратынский «Где сладкий шепот…» | 1 | ПознавательныеУУД Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины КоммуникативныеУУД Участвовать в обсуждении текста ЛичностныеУУД определять тему и главную мысль произведения | ||||||
28 | А. Н. Плещеев. «Дети и птичка» | 1 | РегулятивныеУУД Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины; КоммуникативныеУУД участвовать в обсуждении текста, ЛичностныеУУД определять тему и главную мысль произведения | ||||||
29 | И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» | 1 | ПознавательныеУУД Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины РегулятивныеУУД участвовать в обсуждении текста, ЛичностныеУУД определять тему и главную мысль произведения | ||||||
30 | Н. А. Некрасова «Школьник» «В зимние сумерки нянины сказки…» | 1 | РегулятивныеУУД Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины. КоммуникативныеУУД Участвовать в обсуждении текста, выделять образные языковые средства, ЛичностныеУУД определять тему и главную мысль произведения | ||||||
31 | И. А. Бунина «Листопад» | 1 | ПознавательныеУУД Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины. КоммуникативныеУУД Участвовать в обсуждении РегулятивныеУУД текста, определять тему и главную мысль произведения, ЛичностныеУУД высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы | ||||||
32 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | ПознавательныеУУД Понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. КоммуникативныеУУД Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; РегулятивныеУУД читать выразительно | ||||||
33 | Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | самостоятельно оценивать свои результаты | ||||||
Литературные сказки (17 ч) | |||||||||
34 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части | 1 | |||||||
35 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Анализ сказки, характеристика героев | 1 | |||||||
36 | Знакомство с творчеством В.М. Гаршина | 1 | ПознавательныеУУД Делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, КоммуникативныеУУД анализировать характер героя, различать сказки народные отвечать на вопросы по тексту, выразительно читать, различать жанры литературных произведений | ||||||
37 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Знакомство с произведением | 1 | |||||||
38 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Анализ сказки | 1 | |||||||
39 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Характеристика героев | 1 | |||||||
40 | Знакомство с творчеством П. П. Бажова | 1 | ПознавательныеУУД Делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, КоммуникативныеУУД анализировать характер героя, различать сказки народные выразительно читать, различать жанры литературных произведений | ||||||
41 | Особенности речи героев сказа | 1 | |||||||
42 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Составление картинного плана | 1 | |||||||
43 | Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни | 1 | |||||||
44 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Первичное знакомство | 1 | ПознавательныеУУД Делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, КоммуникативныеУУД анализировать характер героя, различать сказки народные и литературные, выразительно читать, различать жанры литературных произведений | ||||||
45 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление на части, составление плана | 1 | |||||||
46 | Борьба добра и зла в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | 1 | |||||||
47 | Обобщение изученного материала по разделу «Литературные сказки» | 1 | ПознавательныеУУД Создавать небольшой устный текст на заданную тему, понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. КоммуникативныеУУД Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно определять тему и главную мысль произведения | ||||||
48 | Проверочная работа по разделу «Литературные сказки» | 1 | самостоятельно оценивать свои результаты | ||||||
49 | Обобщение изученного материала по первой части учебника | 1 | ПознавательныеУУД Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; КоммуникативныеУУД читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; ЛичностныеУУД определять тему и главную мысль произведения | ||||||
50 | КВН по дорогам сказок. | 1 | ПознавательныеУУД Участвовать в творческих проектах , проверяя усвоенные знания | ||||||
Делу время – потехе час (7 ч) | |||||||||
51 | Е.Л. Шварц Сказка о потерянном времени. Первичное знакомство. | 1 | КоммуникативныеУУД Различать сказки народные РегулятивныеУУД составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, ЛичностныеУУД высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) | ||||||
52 | Е.Л. Шварц Сказка о потерянном времени. Деление текста на смысловые части. | 1 | |||||||
53 | В. И. Драгунский. Знакомство с писателем и его произведениями Главные реки. | 1 | Создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства, определять тему и главную мысль произведения, РегулятивныеУУД отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения, использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг | ||||||
54 | В. И. Драгунский. Что любит Мишка Выделение главной мысли, сопоставление героев | 1 | |||||||
55 | В.В. Голявкин. Никакой горчицы я не ел. Коллективное составление плана. | 1 | ПознавательныеУУД Определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, КоммуникативныеУУД работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения, ЛичностныеУУД использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг | ||||||
56 | Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час» | 1 | ПознавательныеУУД Понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. КоммуникативныеУУД Читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; ЛичностныеУУД пересказывать доступный по объему текст | ||||||
57 | Проверочная работа по разделу «Делу время- потехе час» | 1 | самостоятельно оценивать свои результаты | ||||||
Страна детства (4 ч) | |||||||||
58 | Б.С. Житков. Как я ловил человечков Первичное знакомство | 1 | Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) РегулятивныеУУД Пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы Определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту | ||||||
59 | К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками. | 1 | ПознавательныеУУД Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) КоммуникативныеУУД Пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы РегулятивныеУУД Определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту | ||||||
60 | М.М. Зощенко. Елка. Урок нравственности | 1 | ПознавательныеУУД Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) КоммуникативныеУУД Пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы ЛичностныеУУД Определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту | ||||||
61 | Обобщение. Проверочная работа по разделу «Страна детства» | 1 | ПознавательныеУУД Понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. КоммуникативныеУУД Читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объему текст ЛичностныеУУД | ||||||
самостоятельно оценивать свои результаты | |||||||||
Поэтическая тетрадь №2 (5 ч) | |||||||||
62 | В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» | 1 | Читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения, определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы | ||||||
63 | С. А. Есенин «Бабушкины сказки» | 1 | ПознавательныеУУД Читать осознанно текст художественного произведения, РегулятивныеУУД определять тему и главную мысль произведения, КоммуникативныеУУД определять тему и главную мысль произведения, ЛичностныеУУД отвечать на вопросы | ||||||
64 | М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» | 1 | ПознавательныеУУД Читать осознанно текст художественного произведения, КоммуникативныеУУД определять тему и главную мысль произведения, определять тему и главную мысль произведения, ЛичностныеУУД отвечать на вопросы | ||||||
65 | М.И. Цветаева «Наши царства» | 1 | |||||||
66 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | РегулятивныеУУД Читать стихотворные произведения наизусть | ||||||
Природа и мы (10 ч) | |||||||||
67 | Д.Н. Мамин-Сибиряк. Приемыш. Знакомство с произведением. | 1 | ПознавательныеУУД Познакомиться с творчеством КоммуникативныеУУД Определять составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | ||||||
68 | Д.Н. Мамин-Сибиряк. Приемыш. Характеристика героев. | 1 | |||||||
69 | А.И. Куприн Барбос и Жулька. Эмоциональное восприятие текста. | 1 | ПознавательныеУУД Познакомиться с творчеством Определять различать жанры оценивать события, героев произведения | ||||||
70 | М. М. Пришвин «Выскочка» | 1 | ПознавательныеУУД Познакомиться с творчеством Определять КоммуникативныеУУД составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, ЛичностныеУУД оценивать события, героев произведения | ||||||
71 | Рассказ о животных Е. И. Чарушин «Кабан». Юмор в произведении | 1 | ПознавательныеУУД Познакомиться с творчеством Определять различать жанры | ||||||
72 | В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип. Знакомство с текстом | 1 | ПознавательныеУУД Познакомиться с творчеством Определять отвечать на вопросы, различать жанры оценивать события, героев произведения | ||||||
73 | В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип. Составление устного рассказа | 1 | |||||||
74 | Обобщение по разделу «Природа и мы» | 1 | ПознавательныеУУД Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; КоммуникативныеУУД читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; ЛичностныеУУД определять тему и главную мысль произведения | ||||||
75 | Проверочная работа по разделу «Природа и мы» | 1 | самостоятельно оценивать свои результаты | ||||||
76 | Составление собственного рассказа по теме «Природа и мы». | 1 | РегулятивныеУУД Участвовать в творческих проектах, применяя ранее изученные произведения | ||||||
Поэтическая тетрадь №3 (7 часов) | |||||||||
77 | Б.Л. Пастернак. Золотая осень. | 1 | Определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства работать с иллюстрациями | ||||||
78 | С.А. Клычков. Весна в лесу. | 1 | ПознавательныеУУД Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), КоммуникативныеУУД отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения, ЛичностныеУУД пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства | ||||||
79 | Д. Б. Кедрин | 1 | Определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства. Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы | ||||||
80 | Н. М. Рубцов «Сентябрь» | 1 | ПознавательныеУУД Отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения, КоммуникативныеУУД пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, ЛичностныеУУД анализировать образные языковые средства | ||||||
81 | С.А.Есенин «Лебедушка» | 1 | РегулятивныеУУД Отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения, КоммуникативныеУУД пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, ЛичностныеУУД анализировать образные языковые средства | ||||||
82 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | ПознавательныеУУД КоммуникативныеУУД Понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений | ||||||
83 | Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | ЛичностныеУУД Самостоятельно оценивать свои результаты | ||||||
Родина (6 ч) | |||||||||
84 | И. С. Никитина «Русь» | 1 | РегулятивныеУУД Определять участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного анализировать образные языковые средства, ЛичностныеУУД различать жанры произведений | ||||||
85 | С.Д. Дрожжин. Родине | 1 | РегулятивныеУУД Определять тему и главную мысль произведения; КоммуникативныеУУД работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы сознательно, правильно и выразительно ЛичностныеУУД читать целыми словами при темпе громкого чтения | ||||||
86 | А. В. Жигулина «О, Родина!» | 1 | ПознавательныеУУД Определять КоммуникативныеУУД анализировать образные языковые средства, ЛичностныеУУД различать жанры произведений | ||||||
87 | Б. А. Слуцкого «Лошади в океане» | 1 | ПознавательныеУУД Определять участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного анализировать образные языковые средства, ЛичностныеУУД различать жанры произведений | ||||||
88 | Обобщение по разделу «Родина» | 1 | РегулятивныеУУД Понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений | ||||||
89 | Проверочная работа по теме «Родина» | 1 | самостоятельно оценивать свои результаты | ||||||
Страна Фантазия (3 ч) | |||||||||
90 | Е.С. Велтистов. Приключения Электроника. Первичное знакомство. | 1 | ПознавательныеУУД Определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по ролям, КоммуникативныеУУД составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев, ЛичностныеУУД составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, РегулятивныеУУД оценивать события, героев произведения | ||||||
91 | Кир Булычев. Путешествие Алисы. Словесное иллюстрирование | 1 | |||||||
92 | Путешествие по «Стране Фантазии». (Обобщающий урок) | 1 | РегулятивныеУУД Понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений | ||||||
Зарубежная литература (10 ч) | |||||||||
93 | Джонатан Свифт. Путешествие Гулливера. Составление плана пересказа | 1 | |||||||
94 | Г.Х. Андерсен. Русалочка. Первичное знакомство с произведением. | 1 | ПознавательныеУУД Составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, КоммуникативныеУУД оценивать события, героев произведения, знать творчество Г.Х. Андерсена, РегулятивныеУУД определять тему и главную мысль произведения, ЛичностныеУУД работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы | ||||||
95 | Г.Х. Андерсен. Русалочка. Характеристика главных действующих лиц. | 1 | |||||||
96 | Г.Х. Андерсен. Русалочка. Составление картинного плана. | 1 | |||||||
97 | Тема первой любви в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера» | 1 | ПознавательныеУУД Составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, КоммуникативныеУУД оценивать события, героев произведения, знать творчество М.Твена, определять тему и главную мысль произведения, ЛичностныеУУД работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы | ||||||
98 | Марк Твен. Приключения Тома Сойера. Смелость и предприимчивость подростка | 1 | |||||||
99 | С. Лагерлёф. Святая ночь. Характеристика главных героев. | 1 | |||||||
100 | С. Лагерлёф. В Назарете. Знакомство с произведением | 1 | |||||||
101 | Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература» | 1 | ПознавательныеУУД Знать произведения зарубежных авторов. выразительно читать | ||||||
102 | Годовая контрольная работа Книги, рекомендуемые для прочтения летом | 1 | КоммуникативныеУУД самостоятельно оценивать свои Называть изученные |
Материально-техническое обеспечение
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | |
Технические средства обучения | ||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, портретов и картин. Компьютер | Д Д | |
Оборудование класса | ||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | К Д Д | |
Наглядно-учебные пособия | ||
1. Комплект портретов русских писателей 3.Портреты русских писателей XX века 4. Таблицы по развитию речи: « Русские народные сказки», « Времена года» «Детям об искусстве», | Д Д Д |
Учебно-методическое обеспечение
Комплект обучающегося:
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., М.В. Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений. В 2-х частях.– М.: Просвещение, 2018.
2.Мойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение: Рабочая тетрадь: 4 класс; - М.: Просвещение, 2018.
Комплект для учителя
- Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс / Стефаненко Н.А., Горелова Е.А. – М.: Просвещение, 2018.
- Уроки литературного чтения с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.С. Асафьева, М.В. Буряк [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2019. – (Современная школа).
- Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2018. – (Качество обучения).
- Оценка достижения планируемых результатов в нач. школе в 2 частях под редакцией Г.С. Ковалёвой, изд. доп.-М.: Просвещение 2014 г.- (Стандарты второго поколения).
- Как проектировать УУД в начальной школе: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов- изд. доп.-М.: Просвещение 2011 г.- (Стандарты второго поколения).
- Планируемые результаты начального общего образования.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. «Школа России», М.: «Просвещение», 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...