Конспект урока по литературному чтению для 2 класса
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Кулиш Нина Николаевна

Конспект урока по литературному чтению

2 класс "Басня И.А. Крылова "Стрекоза и Муравей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Кулиш Нина Николаевна

Предмет: литературное  чтение   06.11.19.

.

Учебно-методический комплекс «Школа России»

Класс: 2

Тема : И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»
Цели урока: познакомить детей с новой басней И. А. Крылова, закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения.

Образовательная:

- формировать общеучебные  умения различать речь автора и героев басни, находить мораль басни, подбирать пословицы

- формировать навыка чтения по ролям;

- формировать умения работать в группах;

Развивающая:

- развивать правильную и выразительную речь, умение слушать, анализировать, сравнивать;

Воспитательная:

- воспитывать интерес к чтению басни, уважение к труду, способность сопереживать, сострадать.

Задачи:

- учить чтению по ролям; учить работать в группах;

- учить различать речь автора и героев басни, находить мораль басни, объяснять смысл  пословиц;

- учить правильной и выразительной речи, умению слушать, анализировать, сравнивать

-обогащать словарный запас;

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать басни И.А. Крылова;

- характеризовать героев басни;

- определять мораль басни;

- читать по ролям

Метапредметные:

Познавательные

- определять структурные элементы басни;

- слушать, анализировать, сравнивать

Регулятивные

- определять цель

- работать по плану

- оценивать степень успешности достижения цели по критериям

Коммуникативные

- участвовать в диалоге

- работать в паре, групп;

Личностные:
- осознавать, что басня высмеивает пороки человеческого общества;

- отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие

 
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование:  презентация к уроку, шляпы «6 шляп мышления».

Ход урока.

  1. Организационный момент.
    Мы пришли сюда учиться. Не лениться, а трудиться. Работаем старательно,слушаем внимательно.

Загадка.

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живёт,

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится,

Грусть-тоска её боится. (улыбка)

- Давайте  улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.

Ведь  хорошее настроение - это залог успешной  работы.

  1. Актуализация знаний.Проверка домашнего задания

Мы продолжаем работу по изучению произведений из раздела «Русские писатели»

Слайд «Памятник Крылову» Рассказать о нём.с.102 учебника

Проверка домашнего задания.

 Составить вопросы к басне и ответить на них словами текста.

1.Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак?

2.Как они старались выполнить работу?

3.Почему в басне «воз и ныне там?» Эти строки со временем стали пословицей.

4.Какие слова в басне подсказывают,что воз можно было бы свезти?

5.В чём причина неудачи  Лебедя,Рака и Щуки? (ответить словами басни)

Что такое мораль басни?- Это вывод,поучение, где объясняется смысл басни.

Какова мораль басни? (Басня учит договариваться и всё делать дружно.)

Пословицы , которые можно соотнести с  текстом басни.

«Один за всех и все за одного»    «Дружно не грузно ,а врозь хоть брось»

Продолжаем знакомиться с произведениями, которые содержат юмор, но не пустой, а несущий глубокий смысл.
III.Мотивация. Предлагаю посмотреть инсценировку и определить над какой басней будем работать.
Инсценировка басни 2 учениками.

IV.Усвоение новых знаний. 
- Вы догадались, что на уроке нам предстоит встреча с новой басней И.А. Крылова.

Отгадайте главных героев басни.

Без работы хоть убей,
Жить не может …

Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают….

- А почему именно эти персонажи? (Будем читать басню «Стрекоза и Муравей»)

 Определим задачи урока.(Научиться читать басню правильно и выразительно. Уметь определить мораль басни.)

Сообщение учащихся о стрекозе и муравье

А какие же стрекоза и муравей в настоящей жизни?

Вполне возможно, стрекоза и муравей расскажут вам о себе такие сведения, о которых вы и не знали.

Фото на экране стрекозы и муравья.

Муравей – я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточку, кто-то торопится на поиски пищи. Мы удивляем людей своим трудолюбием. Каждый из муравьёв может перенести груз в несколько раз тяжелее себя.

Стрекоза -я отношусь к самым необычным насекомым. В яркие солнечные дни я летаю, порхаю, охочусь за комарами, мухами, мошками. Люди мной любуются, восхищаются. После бабочек я занимаю второе место по красоте. Не возможно не любоваться  мной!

VПервичное закрепление.Презентация басни «Стрекоза и муравей»

 Словарная работа.В каких источниках мы можем  найти значение  непонятных слов?

Учащиеся находят значение непонятных слов в 3 источниках: интернете, словаре С.Ожегова, в словарике учебника.

-Какие незнакомые слова встретились в басне?

Зима катит в глаза - неожиданно наступает зима.

Помертвело чисто поле – собран урожай, цветы и травы увяли, засохли, животные и насекомые попрятались, птицы улетели, в поле стоит мёртвая тишина.

Нужда – недостаток чего-либо.(словарь Ожегова)

Удручена – огорчена. (словарик учебника)

Вешних  весенних.

Мурава – молодая трава. (в интернете)

6.Закрепление знаний.Чтение басни по учебнику с.106-107

Обратите внимание на слова,которые помогут увидеть образ каждого героя. Ведь у каждого героя свой характер,своя манера говорить,свои повадки. При чтении постарайтесь подражать герою и профессиональным актёрам.

каких строчках мы узнаём черты характера стрекозы и муравья?(По тексту басни)

НА ПАРТАХ ЛЕЖАТ КАТОЧКИ

 Выбрать слова, которые определяют черты характера главных героев: Стрекозы и Муравья.

Красавица, беззаботная,легкомысленная, весёлая,труженик,ответственный,

строгий, сильный, заботливый, сообразительный.

ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ БАСНИ

1.Можно ли Стрекозу и Муравья назвать друзьями?

2. Что бы произошло, если бы Муравей пустил Стрекозу?

3.Акак поступили бы друзья?

«Сам погибай, а товарища выручай»

Физминутка-чистоговорка.

Нёс однажды муравей две травинки для дверей (8 хлопков)
Рей-рей-рей-рей. (ходьба на месте)
На полянке под кустом муравьишка строит дом (8 хлопков)
Ом-ом-ом-ом. (наклоны влево – вправо)
Лишь снежок запорошит, стрекоза к нему спешит (8 хлопков)
Шит-шит-шит-шит. (повороты влево – вправо)
Ты, Кума, не торопись, а за дело-ка, возьмись (8 хлопков)
Мись-мись-мись-мись. (приседания)

.Работа с иллюстрацией

-Какой мы видим Стрекозу на рисунке?

-Каким мы видим Муравья?

- Сравнит стрекозу летом и какая она зимой.

7.Обобщение знаний. Выводы. «6 шляп мышления»

Класс делится на6 групп. Каждая примеряет свою шляпу и высказывает 6 точек зрения на один и тот же текст.

Если наше дело в шляпе,

если наше тело в шляпе.

Если даже мысли в шляпе,

значит, в шляпе-то вся суть!

БЕЛАЯ ШЛЯПА. Чему можно поучиться у героев басни?

ЧЁРНАЯ ШЛЯПА. Что плохого в поступках героев?

ЖЁЛТАЯ ШЛЯПА.Что положительное в басне?

КРАСНАЯ ШЛЯПА.Какие чувства вызвала басня?

ЗЕЛЁНАЯ ШЛЯПА.Творчество. Новые идеи.

СИНЯЯ ШЛЯПА.Совет героям.

Мораль басни. Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!

-Какие пословицы выражают главную мысль басни? Работа в парах.

 Соберите  пословицы.

1) Поспешишь … …один отрежь.

2) Семь раз примерь… …потехе час.

3) Делу время… ….людей насмешишь.

 Какие еще пословицы о труде вы знаете?

(Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Ленивый и грибу не поклонится. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь. Кто веселится летом, тот плачет зимой.)

VIII.Итог урока. Рефлексия.

Как мы можем использовать знания, полученные на уроке, в жизни?

 Оценить свою работу на уроке с помощью смайлика.

  Оцените свою работу на уроке. Как вы работали: «Спустя рукава или засучив рукава?»

-С какой басней Крылова мы сегодня познакомились?

-Кого подразумевает под животными Крылов?

-Что осуждается в этой басне? (Беспечность, лень, черствость, эгоизм)

-Какова мораль басни? (Нужно все делать вовремя).

-Какая пословица перекликается с сюжетом этой басни? (Делу время, потехе час)

- Иван Андреевич Крылов написал много басен.

В своих баснях он даёт нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилосьдрузья?

9. Домашнее задание. Разноуровневое.

а)Выучить басню наизусть, с.106.-по желанию.

б) Подобрать пословицы к басне.

в) Найти интересные сведения о муравье и стрекозе.

г) Прочитать дома басню с родителями по ролям за того героя, который вам больше понравился, как настоящие артисты.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...

конспект урока по литературному чтения 3 класс "Оценка достижений. Проверка техники чтения"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков чтения учащихся. Планируемые результа...