Формирование навыка чтения
презентация к уроку по чтению (2 класс)

Дудкина Марина Владимировна

В данном материале представлены игровые упражнения и приемы, направленные на формирование навыка чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupleniet.docx270.67 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 2   «Те, кто читают книги,

всегда будут управлять теми,

кто смотрит телевизор

Жанлис Фелиция (французская писательница)

Актуальность

С приходом в нашу жизнь современных технологий, я все чаще слышу о том, что дети нынешнего поколения не любят читать. В связи с этим повсюду учителя начальных классов сталкиваются с проблемой правильного чтения детей. У многих учащихся наблюдается проблема в овладении процессов чтения, развитию связной речи. Учёные указывают огромную роль чтения в формировании личности человека. Слайд 3 Как писал советский психолог Борис Герасимович Ананьев «дети сначала учатся чтению и письму, а потом посредством чтения и письма»

Чтение – это сложный психофизиологический процесс. Оно осуществляется в результате деятельности нескольких анализаторов: зрительного, речедвигательного, речеслухового. Становление процесса чтения идёт поэтапно: от послогового к чтению целыми словами, затем к словосочетаниям и предложениям. Постоянная тренировка превращает процесс чтения в автоматизированный процесс.

Работая с детьми первого класса, я столкнулась проблемой правильного чтения. Это меня и подтолкнуло к подборке различных упражнений и игр, направленных на  формирование правильного чтения.

Слайд 4 Тема моего выступления «Игровые упражнения как метод формирования навыка правильного чтения.»

Содержание работы

На уроках литературного чтения мною было замечено, что при чтении ученики допускают  следующие группы ошибок Слайд 5: побуквенное чтение (бухштабирование), нарушение слияния звуков в слоги и слова ; пропуск слогов или буквы, перестановки, добавления, усечение слов; пропуск предложений, абзацев; нарушение понимания прочитанного, чтение без смысловых пауз, монотонность чтения, отсутствие выразительности,  нарушение при пересказе последовательности событий в произведении.

Предлагаю вашему вниманию задания и игры, которые пойдут на пользу детям имеющим проблемы в процессе чтения. Эти упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и улучшения навыка чтения.

Слайд 6  Игровые упражнения для детей 1 класса и для плохо читающих детей:

  • Слайд 7 «Найди букву и зачеркни ее»

Я очень часто использовала данное упражнение на уроках азбуки, при изучении какой-либо буквы.

*Слова потерялись.

«В комнате спрятались слова, которые начинаются на звук Р. Давай их искать». Далее усложняйте задание и предлагается найти предметы, которые заканчиваются на определенный звук.

*Письмо по памяти.

Ребенок должен прочитать слово и запомнить его, а потом написать. Получилось? Усложняем задание и предлагаем словосочетание и предложение.

Слайд 8  Для развития правильного произношения, совершенствования навыка чтения используем работу со структурными слоговыми таблицами. От одной буквы до слога со стечением согласной. От простого к сложному.

Слайд 9 *Почини слово.

Предложите ребенку составить слово из набора слогов. В самом начале обучения, если возникают трудности, покажите картинку-подсказку.

Слайд 10*Слова на липучке.

«Слова «приклеились» друг к другу. Им надо помочь разделиться».

Впоследствии усложните задачу и предлагаем разделить предложение на слова.

Слайд 11 *Непослушные слова.

«Слова баловались и стали не на свои места. Интересно, что же было написано. Давай починим предложение». Можно для помощи использовать картинки.

Слайд 12. В моем классе было несколько ребят, которые не могли овладеть навыком чтения. По азбуке Горецкого им было тяжело научиться читать. Тогда в помощь детям и себе, после уроков на индивидуальных занятиях, я  начала с ними заниматься по азбуке Олеси Жуковой.  Букварь очень красочный, с большими буквами, к каждой букве идёт рисунок, который выражает букву звуком через эмоцию.   Так этот букварь считается логопедическим пособием, он адаптирован для детей с нарушением чтения. Данное пособие помогает в быстрые сроки обучить ребёнка навыку чтения. Слайд 13

Слайд 14. Также я использовала для выработки интереса к чтению рассказы с картинками.

Слайд 15. Упражнения используемые мною с детьми 2 класса.

Слайд 16 *Чтение цепочек слов, близких графическому облику:

Эти упражнения близки не только по графическому облику, но и по близкому произношению . положение органов артикуляции практически не меняются, следовательно эти слова легче читаются.


Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова, которые вы читаете, вы не дочитываете до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Такой прием, используемый для дальнейшего осмысления текста, называется антиципацией, по-другому - смысловой догадкой.

Если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного.

Поэтому предлагаю вашему вниманию упражнения, направленные на развитие навыка антиципации

*Доскажи строчку. (Чистоговорки)

Слайд 17. *Чтение с пропущенными окончаниями.

Слайд Усложнение этого задания «Текст с дырами»

Слайд *Занимательные модели. (можно использовать на изучаемые правила)

 «Чтение текста через слово».

Читать нужно не как обычно, а перескакивая через слово. Это вносит разнообразие в упражнения. Дети с большим желанием его выполняют.

Слайд Чтение с помощью «Решетки».

Тренировка чтения текстов начинается с решетки. Она накладывается на читаемый текст, перекрывая некоторые участки слов.

Обучаемые, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл.

Тренировка чтения с решеткой продолжается не более 5 минут и сменяется чтением без решетки в течение 2-3 минут.

Слайд *МНЕМОТАБЛИЦА

*Чтение скороговорок.

νСекрет скороговорки в том, что в ней встречаются слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу. В словах ритмически повторяются звуки, слоги.

Слайд  Иногда беглость чтения не может быть сформирована из-за отрывистого чтения.

В таком случае надо поработать над плавностью чтения. Для работы над плавным чтением используются таблицы следующего вида, они представлены на слайде.

В этих таблицах собраны слова сходные по слоговой структуре. Ребёнок читая 1 столбик, ловитритм чтения, тем самым переходит на плавность.

Слайд Неправильное дыхание. Иногда при чтении можно наблюдать неправильное дыхание, ребенок неравномерно использует выдыхаемую струю и добирает во время прочтения слова, обрывая его.

Для формирования навыка владения дыханием и голосом предлагаем следующие упражнения

«Задуйте свечу»

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

«Побрызгайте белье водой» (в один прием, три, пять)

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

«Сдерживание дыхания»

Дети ставят полоски бумаги на уровне губ, набирают побольше воздуха и начинают выдыхать потихоньку так, чтобы полоска бумаги не шевелилась.

 «Выдох со счетом»

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка ... (и т.д. до полного выдоха).

Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

«Медвежата»

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы-медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося [м].

Мам, меду б нам,

Мам, молока бы нам.

Также по аналогии можно проводить «собачки», «пчёлы»,

«В лифте»

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

Еще одна причина неправильного чтения, это малое поле зрения

Поле зрения – участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации.

Малое поле зрения – большой недостаток у многих читателей. Так как у детей поле зрения мало, их глаза делают много фиксаций. Необходимо расширить поле зрения, чтобы взгляд фиксировал не 1-3 буквы, а целое слово или несколько слов.

Упражнения, помогающие расширить поле зрения

Слайд 1,2 «Пирамида» Начинать необходимо с малого количества слогов или слов, с малым расстоянием между ними

Глядя в центр на точку и не двигая глазами по горизонтали, надо постараться одновременно увидеть два слога одного слова. Опуститься на следующую строчку и т.д, каждый раз опускаясь на одну строчку ниже. Если ребёнку трудно, можно прочитать слово по слогам, а затем, глядя в точку, увидеть это слово одномоментно.

Слайд «Таблица»

Расположив в центре зеленую точку или вопросительный знак, можно успешно применять таблицы на практике. При работе с этими таблицами необходимо волевое усилие. Взгляд обязательно фиксируется на зеленой точке в центре таблицы. Ставится задача видеть всю таблицу целиком. Взрослый называет букву, ребёнок должен найти её, не отрывая взгляда от центра.

Чтение «БРОСОК-ЗАСЕЧКА»

Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде «Бросок». Когда раздаётся команда «Засечка», дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки на коленях. По команде «Бросок», дети должны отыскать глазами то место, где остановились и продолжить чтение вслух.

 * «Жужжащее» чтение

Слайд Прочитай слова

Зачеркни неправильно написанные буквы и прочитай слова. Составь предложения с полученными словами.

 Уровень организации внимания

«Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все,

что только входит в душу человека из внешнего мира».

К. Д. Ушинский

Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах человеческой деятельности. Очень часто внимание младшего школьника рассеивается, он не может сконцентрировать, сосредоточить внимание.

Слайд Упражнения на развитие внимания

       Слайд Упражнение «Печатная машинка»

Слайд Также на развитие внимания используются

Зрительные диктанты И.Т.Федоренко  (18 карточек)


также для формирования правильно чтения необходимо производить систематический замер техники чтения. (раз в месяц, или 2 раза начало и конец месяца)

также для слабочитающих детей я использую на индивидуальных занятиях букварь жуковой, он тоже логопедический. И Тренажер по чтению.

Представленные упражнения помогут улучшить или устранить причины трудности совершенствования процесса чтения.

 В моем классе на момент поступления в школу из 13 детей читали только 3.

Таблица техники чтения

ФИ

На момент поступления

Октябрь
(кол-во слов в минуту)

Декабрь

(кол-во слов в минуту)

4 четверть

2 класс

Ученик 1

+

38

42

58

Ученик 2

-

15

32

75

Ученик 3

-

5

12

40  

Ученик 4

-

0

11

35

Ученик 5

-

0

7

32

Ученик 6

+

19

32

83

Ученик 7

-

6

19

53

Ученик 8

-

5

24

54

Ученик 9

-

7

16

40

Ученик 10

-

11

26

51

Ученик 11

-

19

27

42

Ученик 12

+

36

57

80

Слайд Перспективы

В дальнейшем я хочу продолжить работу по совершенствованию правильного чтения детей начальной школы. Работать над беглостью и выразительностью чтения. И попытаюсь постепенно перейти на развитие связной речи (диалога и монолога)

В своей работе буду использовать следующие упражнения.

*Орфографическое чтение

При орфографическом чтении слово не должно распадаться на слоги, иначе оно потеряет цельность, индивидуальность и не останется в памяти движений артикуляционного аппарата.

Дети легко осваивают 2 вида чтения: читай как пишем, читай как говорим.

Обучая двум видам чтения, преследуем 2 цели:

1.Передачу мыслей и чувств орфографическим чтением;

2. Отработку звуковой графической формы орфографическим чтением.

*Составление загадок  по прочитаному  по книге «Торба с загадками»

 Слайд  *Работа по  художественным рассказам.

составление вопросов по рассказу
-пересказ с опорой на серию сюжетных картин
-пересказ без опоры

   *Просмотр видеоролика. Беседа

беседа по просмотру,  составление вопросов, полные ответы  на вопросы

  слайд *Выразительность исполнения стихотворения

-опора на эталон (видео или аудиозапись с исполнением стихотворения, выразительное исполнение учителем)

  *Чтение текстов по ролям с выражением.

Заключение

Анализируя свою работу, пришла к такому выводу: правильность чтения напрямую зависит от систематической тренировки навыка чтения, от разнообразных интересных упражнений направленных на совершенствование правильности навыка чтения, систематический замер техники чтения. Многие из перечисленных упражнений мне помогли улучшить речь (звукопроизношение) детей, стала четче,  правильность чтения, дети стали более внимательными. Благодаря этому повысилась успеваемость в классе и по другим предметам.

 Многое еще предстоит сделать, отработать плавность и выразительность чтения, развить связную речь.   В дальнейшем буду продолжать работать над этой проблемой.

Формирование навыков выразительного, осознанного и беглого чтения - одна из важнейших задач современной школы. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению.

Памятка.

Учись читать правильно.

  1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
  2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
  3. При чтении будь внимателен к каждому слову.
  4. Старайся понять, о чем читаешь.
  5. Читай ежедневно вслух и «про себя»

Список литературы

Ломбина Т., Лукша В. Торба с загадками.- Сыктывкар: Издательство «Эском», 2015.-186с.

Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев // Начальная школа. - 2007. - №3. - С. 6 - 8.

Логопедия: учебник для студентов дефект. пед. выш. учеб. заведений/ Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 680с.

Иншакова О.Б. Некоторые приёмы коррекции специфических ошибок чтения и письма / О.Б.Иншакова. - СПб.: Гном, 2007. - 142с.

Интернет- ресурс  (яндекс картинки)

Жукова Олеся Букварь

Жукова

ФГОС  второго поколения на уроках литературного чтения в начальной школе . О нормах чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами.

В докладе приведена система упражнений, которые можно использовать на уроках  для формирования навыка чтения целыми словами....

Урок обучения грамоте по теме Буквы Щ,щ, звук [щ]. Формирование навыков чтения.

Урок обучения грамоте проводится в конце букварного периода.Способствует развитию познавательного интереса,обобщению знаний учащихся об изученном звуке.Дети учатся понимать прочитанное и применять пох...

Развитие интереса к чтению. Формирование навыка чтения.

В статье речь идёт о  развитии и формировании навыка чтения....

Упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении

В статье представлены упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении...

Авторская программа "Я учусь читать!"по формированию навыка чтения и профилактике дислексии (нарушения чтения)

Авторская программа"Я учусь читать!" предназначена работы по  формированию и совершенствованию полноценного навыка чтения , предупреждению нарушения чтения .Программа направлена на организацию до...

Формирование навыков чтения через эффективные приёмы на уроках литературного чтения и внеклассной работе 

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начальной школы. И эта задача актуальна, так как чтение является богатейшим источником познания жизни и инструмен...