урок обучения грамоте по теме «Согласные звуки [р] и [р,], буква Р, р.»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Исакова Елена Николаевна

Урок по обучению грамоте содержит материал для первичного знакомства с новой буквой. Каждый этап урока  взаимосвязан, логичен, познавателен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramotesoglasnye_zvuki_r_i_r_bukva_r_r.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по обучению грамоте в 1-а классе сош№2

                                     Урок подготовила учитель Исакова Елена Николаевна

Тема урока : «Согласные звуки [р] и [р,], буква Р, р.»

Цель: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [р] и [р,], буквами Р, р,закреплять навыки правильного чтения.

2. Развивать речь, память, фонематический слух.

3. Воспитание доброты.

Формируемые  УУД:

Личностные:

-эмпатия как понимание чувств других людей;

-установка на здоровый образ жизни;

-умение организовать своё рабочее место;

-умение настроить себя на рабочий лад.

Регулятивные:

-волевая саморегуляция

Познавательные:

-расширение кругозора, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

-ориентировка в учебнике;

-самостоятельный учёт выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;

Коммуникативные

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

- умение общаться, прислушиваться к высказываниям других

- формирование умения работать в паре (договариваться и приходить к общему решению);

                              Ход урока.

1этап

Организационный

-Ребята, все готовы к уроку?

-Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.

Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи!

2 этап

Подготовительный

1)Подготовим артикуляционный аппарат к работе.

-Выполним дыхательную гимнастику.

-Задуйте свечу.

-Задуйте много свечей.

- Дети, отгадайте, кто сейчас появится у нас в гостях.

Окраской - сероватая, повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая. Известная персона. Кто это?

- Действительно, ворона. Что она говорит? (кар-р-р…)

- Почему она раскаркалась в нашем классе?

Постановка темы и цели урока 

- Она сообщает, что сегодня на уроке мы будем читать слоги, слова и предложения с буквами Рр. А она  будет нам в этом помогать.

Они хочет слышать от вас полные и правильные ответы, грамотное и выразительное чтение. Для этого надо быть внимательными, уметь слушать и слышать товарищей.

.– Ребята, сейчас осень, птицы собираются в стаи. К нам на урок прилетела ворона. Она неперелетная птица и решила поучиться сегодня с нами.

Чтение скороговорки:

Проворонила ворона вороненка.

- чтение учителем;

- чтение детьми вслух;

- с постепенным ускорением темпа чтения.

3 этап.

Актуализация ранее полученных знаний

-Давайте вспомним изученный материал о звуках и буквах.

- Как отличить звук от буквы?

(Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим)

- Какие бывают звуки?

(Гласные и согласные; звонкие и глухие; твердые и мягкие.)

4 этап.

Формулирование темы и целей

-Какие звуки вы услышали в словах: проворонила, ворона, вороненка?

- Ребята, кто может назвать тему нашего урока?

-Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке.

5 этап

Работа над новым материалом

1. Знакомство со звуками [р],[р’] и буквой Р.

-Расскажите, какой будет звук [р]? Давайте произнесем звук [р].

(Во рту есть преграда для воздуха, значит звук - согласный)

- Что слышите больше, шума или голоса?

(Голоса, значит, р – звонкий)

- Что еще можно сказать о звуках?

(Могут мягкие и твердые)

- Какая буква означает звуки[р],[р’]?

2.Слого-звуковой анализ слов «забор» и «дверь»:

Загадка.

Как огромная пила,
К небу зубья подняла.
Не залезет в дом к нам вор.
Охраняет нас 
(Забор).

Просто так в дом не войти,
Есть преграда на пути.
А в преграде той глазок,
Ручка и большой замок.
Не войдет ни враг, ни зверь
В прочную входную …(дверь)

 -Дайте характеристику звука [р]. (Согласный, твёрдый, звонкий).

-Дайте характеристику звука [р‘].(Согласный, мягкий, звонкий).

-Звуки [р],[р’] на письме обозначаются буквой Р, р (Вывешивается иллюстрация с буквой Р).

. На что похожа буква Р?

           Буква Р – на мачте парус,

           Вдаль плывет, небес касаясь.

– На что похожа буква Р(Ответы детей.)

У буквы «Р» есть свой домик на ленте букв. Она вам сейчас сама расскажет свой адрес:

Обозначены мною согласные.

Мне не нравятся домики красные.

Я такая, дети, умница,

Я с Согласной – с Синей улицы.

Сами вы уже решили,

Мои звуки не глухие.

Значит, нужно будет мне

Жить на звонкой стороне.

Если в гости захотите –

В четвертый домик заходите.

- Посмотрите и запомните, где «живет» буква «р».

6.Физминутка

Возле ёлочки зелёной,
Скачут каркают вороны.
Кар-кар, кар-кар.
Из-за корочки подрались,
Во всё горло разорались.
Кар-кар, кар-кар.
Тут собаки прибегают,
И вороны улетают.
Улетают, улетели,
А мы тихонько за парты сели.

7 этап

Первичное закрепление

1.Чтение слогов.

– Ещё ворона увидела слоги.

– Давайте их прочитаем.

- Читаем слоги по цепочке и придумываем слова на эти слоги.

– Почему  разделили слоги на 2 столбика?

(Потому что в 1 столбике слоги со звуком [р], а во втором со звуком [р,]).

Правильное произношение звуков в чистоговорках.

                   Ра-ра-ра – начинается игра.

                   Ры-ры-ры – у мальчиков шары.

                   Ро-ро-ро – у нас новое ведро.

                   Ру-ру-ру – продолжим мы игру.

Ри-ри-ри- мы зажигаем фонари.

3. Печатание буквы Р р в тетрадях.

2. Чтение слов.

– Вороне очень интересно послушать, как вы читаете слова на стр. 65.

Читайте самиhttps://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/515067/Image137.gif вместе https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/515067/Image138.gif1 ребёнок.

-Вспомните или составьте рассказ ,используя слова: рана, ранка, тронул, уколол.

3.Чтение текста.

С.65 «Кактус»

– Ворона хочет послушать, как вы читаете предложения.

Читают самиhttps://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/515067/Image137.gif вместе https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/515067/Image138.gif1 ребёнок.

Вопросы: 1. Как зовут девочку?

2. Что у неё растёт?

3. Что уколола Ира?

4. Что на руке у Иры?

-Вам жалко девочку? Почему?

8 этап

Закрепление

1.Работа в парах

Буква Р потерялась. Напиши её. (карточку выполняют самостоятельно в парах, взаимопроверка.) Прочитай.

_ ак        к_от      то_т      

аст_а     ка_та

2. Работа с учебником.

1 Развитие речи.

– Ребята, а хотите вместе с вороной попасть в сказку?

– Надо сказать волшебные слова: “Раз, два, три двери в сказку отвори” (открываем учебник на странице 64).

– К какой сказке здесь изображена иллюстрация. (Сказка о рыбаке и рыбке).

– Может кто– нибудь знает, кто написал эту сказку?

Зачитываю отрывок из сказки.

Что волшебного в этой сказке?

– Сколько желаний выполнила рыбка?

Вопрос:

– Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?

3. Игра “Найти слово”.

– Поиграем в игру “Найти слово”. Надо назвать слова со звуком [р] и [р,], которые здесь изображены.

Возможные ответы детей: старик, терем, море, дверь, дерево, старуха, ромашки, трава, рыбка, гром, корыто, корни, труба, дорожка, обрыв, руки, рубаха, радуга, гроза, красный.

4. Составление предложений.

– С этими словами составьте предложения.

– Ребята, вам понравилось в сказке?

– Вороне тоже понравилось.

9 этап

Итог урока

Рефлексия

– Вороне у нас очень понравилось. Её пора возвращаться домой, а мы подведём итог урока.

– Как называется сказка, в которой мы сегодня побывали?

– С какой буквой познакомились?

– Что про неё узнали?

– Чем отличается звук от буквы?

– Что было трудно?

– Что больше всего понравилось?

Оцените свои знания в дневнике первоклассника.

_ ак        к_от      то_т      

аст_а     ка_та

_ ак        к_от      то_т      

аст_а     ка_та

_ ак        к_от      то_т      

аст_а     ка_та

_ ак        к_от      то_т      

аст_а     ка_та

_ ак        к_от      то_т      

аст_а     ка_та


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ по теме: "Согласные звуки [Д], [Д,], буквы Д д."

Подборка материала по теме  "Согласные звуки [Д], [Д,], буквы Д д.", 1 класс " Школа 2100 "....

Урок обучения грамоте по теме "Согласный звук [й᾿], согласная буква Й, й"(1 класс)

Урок обучения грамоте по теме "Согласный звук [й᾿], согласная буква Й, й"(1 класс)...

Презентация к уроку обучения грамоте по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".

Презентация к уроку обучения грамоте п теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф"....