урок обучения грамоте по теме «Согласные звуки [р] и [р,], буква Р, р.»
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Урок по обучению грамоте содержит материал для первичного знакомства с новой буквой. Каждый этап урока взаимосвязан, логичен, познавателен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramotesoglasnye_zvuki_r_i_r_bukva_r_r.docx | 26.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по обучению грамоте в 1-а классе сош№2
Урок подготовила учитель Исакова Елена Николаевна
Тема урока : «Согласные звуки [р] и [р,], буква Р, р.»
Цель: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [р] и [р,], буквами Р, р,закреплять навыки правильного чтения.
2. Развивать речь, память, фонематический слух.
3. Воспитание доброты.
Формируемые УУД:
Личностные:
-эмпатия как понимание чувств других людей;
-установка на здоровый образ жизни;
-умение организовать своё рабочее место;
-умение настроить себя на рабочий лад.
Регулятивные:
-волевая саморегуляция
Познавательные:
-расширение кругозора, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
-ориентировка в учебнике;
-самостоятельный учёт выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;
Коммуникативные
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
- умение общаться, прислушиваться к высказываниям других
- формирование умения работать в паре (договариваться и приходить к общему решению);
Ход урока.
1этап
Организационный
-Ребята, все готовы к уроку?
-Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.
Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи!
2 этап
Подготовительный
1)Подготовим артикуляционный аппарат к работе.
-Выполним дыхательную гимнастику.
-Задуйте свечу.
-Задуйте много свечей.
- Дети, отгадайте, кто сейчас появится у нас в гостях.
Окраской - сероватая, повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая. Известная персона. Кто это?
- Действительно, ворона. Что она говорит? (кар-р-р…)
- Почему она раскаркалась в нашем классе?
Постановка темы и цели урока
- Она сообщает, что сегодня на уроке мы будем читать слоги, слова и предложения с буквами Рр. А она будет нам в этом помогать.
Они хочет слышать от вас полные и правильные ответы, грамотное и выразительное чтение. Для этого надо быть внимательными, уметь слушать и слышать товарищей.
.– Ребята, сейчас осень, птицы собираются в стаи. К нам на урок прилетела ворона. Она неперелетная птица и решила поучиться сегодня с нами.
Чтение скороговорки:
Проворонила ворона вороненка.
- чтение учителем;
- чтение детьми вслух;
- с постепенным ускорением темпа чтения.
3 этап.
Актуализация ранее полученных знаний
-Давайте вспомним изученный материал о звуках и буквах.
- Как отличить звук от буквы?
(Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим)
- Какие бывают звуки?
(Гласные и согласные; звонкие и глухие; твердые и мягкие.)
4 этап.
Формулирование темы и целей
-Какие звуки вы услышали в словах: проворонила, ворона, вороненка?
- Ребята, кто может назвать тему нашего урока?
-Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке.
5 этап
Работа над новым материалом
1. Знакомство со звуками [р],[р’] и буквой Р.
-Расскажите, какой будет звук [р]? Давайте произнесем звук [р].
(Во рту есть преграда для воздуха, значит звук - согласный)
- Что слышите больше, шума или голоса?
(Голоса, значит, р – звонкий)
- Что еще можно сказать о звуках?
(Могут мягкие и твердые)
- Какая буква означает звуки[р],[р’]?
2.Слого-звуковой анализ слов «забор» и «дверь»:
Загадка.
Как огромная пила,
К небу зубья подняла.
Не залезет в дом к нам вор.
Охраняет нас (Забор).
Просто так в дом не войти,
Есть преграда на пути.
А в преграде той глазок,
Ручка и большой замок.
Не войдет ни враг, ни зверь
В прочную входную …(дверь)
-Дайте характеристику звука [р]. (Согласный, твёрдый, звонкий).
-Дайте характеристику звука [р‘].(Согласный, мягкий, звонкий).
-Звуки [р],[р’] на письме обозначаются буквой Р, р (Вывешивается иллюстрация с буквой Р).
. На что похожа буква Р?
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь.
– На что похожа буква Р? (Ответы детей.)
У буквы «Р» есть свой домик на ленте букв. Она вам сейчас сама расскажет свой адрес:
Обозначены мною согласные.
Мне не нравятся домики красные.
Я такая, дети, умница,
Я с Согласной – с Синей улицы.
Сами вы уже решили,
Мои звуки не глухие.
Значит, нужно будет мне
Жить на звонкой стороне.
Если в гости захотите –
В четвертый домик заходите.
- Посмотрите и запомните, где «живет» буква «р».
6.Физминутка
Возле ёлочки зелёной,
Скачут каркают вороны.
Кар-кар, кар-кар.
Из-за корочки подрались,
Во всё горло разорались.
Кар-кар, кар-кар.
Тут собаки прибегают,
И вороны улетают.
Улетают, улетели,
А мы тихонько за парты сели.
7 этап
Первичное закрепление
1.Чтение слогов.
– Ещё ворона увидела слоги.
– Давайте их прочитаем.
- Читаем слоги по цепочке и придумываем слова на эти слоги.
– Почему разделили слоги на 2 столбика?
(Потому что в 1 столбике слоги со звуком [р], а во втором со звуком [р,]).
Правильное произношение звуков в чистоговорках.
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у мальчиков шары.
Ро-ро-ро – у нас новое ведро.
Ру-ру-ру – продолжим мы игру.
Ри-ри-ри- мы зажигаем фонари.
3. Печатание буквы Р р в тетрадях.
2. Чтение слов.
– Вороне очень интересно послушать, как вы читаете слова на стр. 65.
Читайте сами вместе 1 ребёнок.
-Вспомните или составьте рассказ ,используя слова: рана, ранка, тронул, уколол.
3.Чтение текста.
С.65 «Кактус»
– Ворона хочет послушать, как вы читаете предложения.
Читают сами вместе 1 ребёнок.
Вопросы: 1. Как зовут девочку?
2. Что у неё растёт?
3. Что уколола Ира?
4. Что на руке у Иры?
-Вам жалко девочку? Почему?
8 этап
Закрепление
1.Работа в парах
Буква Р потерялась. Напиши её. (карточку выполняют самостоятельно в парах, взаимопроверка.) Прочитай.
_ ак к_от то_т
аст_а ка_та
2. Работа с учебником.
1 Развитие речи.
– Ребята, а хотите вместе с вороной попасть в сказку?
– Надо сказать волшебные слова: “Раз, два, три двери в сказку отвори” (открываем учебник на странице 64).
– К какой сказке здесь изображена иллюстрация. (Сказка о рыбаке и рыбке).
– Может кто– нибудь знает, кто написал эту сказку?
Зачитываю отрывок из сказки.
Что волшебного в этой сказке?
– Сколько желаний выполнила рыбка?
Вопрос:
– Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?
3. Игра “Найти слово”.
– Поиграем в игру “Найти слово”. Надо назвать слова со звуком [р] и [р,], которые здесь изображены.
Возможные ответы детей: старик, терем, море, дверь, дерево, старуха, ромашки, трава, рыбка, гром, корыто, корни, труба, дорожка, обрыв, руки, рубаха, радуга, гроза, красный.
4. Составление предложений.
– С этими словами составьте предложения.
– Ребята, вам понравилось в сказке?
– Вороне тоже понравилось.
9 этап
Итог урока
Рефлексия
– Вороне у нас очень понравилось. Её пора возвращаться домой, а мы подведём итог урока.
– Как называется сказка, в которой мы сегодня побывали?
– С какой буквой познакомились?
– Что про неё узнали?
– Чем отличается звук от буквы?
– Что было трудно?
– Что больше всего понравилось?
Оцените свои знания в дневнике первоклассника.
_ ак к_от то_т
аст_а ка_та
_ ак к_от то_т
аст_а ка_та
_ ак к_от то_т
аст_а ка_та
_ ак к_от то_т
аст_а ка_та
_ ак к_от то_т
аст_а ка_та
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте по теме "Согласные звуки (б), (б\'), буквы Б, б"
Урок-путешествие. Обучение грамоте. ...
Презентация к уроку ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ по теме: "Согласные звуки [Д], [Д,], буквы Д д."
Подборка материала по теме "Согласные звуки [Д], [Д,], буквы Д д.", 1 класс " Школа 2100 "....
Урок обучения грамоте по теме:Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами
Конспект урока, презентация, самоанализ....
Урок обучения грамоте на тему «Согласные звуки [х], [х , ], буква Х. Слова-междометия. Написание строчной буквы х, слогов, слов с буквой х»
Данный урок разработан в системе УМК "Школа 2100"....
Урок обучения грамоте по теме "Согласный звук [й᾿], согласная буква Й, й"(1 класс)
Урок обучения грамоте по теме "Согласный звук [й᾿], согласная буква Й, й"(1 класс)...
Презентация к уроку обучения грамоте по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".
Презентация к уроку обучения грамоте п теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф"....