Мотивация к учебной деятельности. Общая готовность детей к уроку. Концентрация внимания детей.
| Здравствуйте ребята. Литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы произведений – настоящие волшебники, у которых есть волшебная палочка. У авторов – это художественное слов. Одним росчерком пера автор может превратить простые слова в необычные и загадочные. Не вдумаешься в слово – не поймёшь смысл произведения, его идею, которую хотел донести до нас автор. И только внимательный читатель способен разгадать и понять смысл произведения. Поэтому я желаю вам быть сегодня внимательными, вдумчивыми читателями. Успехов вам. Итак мы начинаем наш урок. | Самоконтроль готовности к уроку. Реакция на учителя, внимание.
| Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
Выявление читательского опыта. Свободное владение прошлым материалом.
| Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с их возрастом.
Есть у русского народа « живой цветок». Соберём этот цветок. Я читаю, вы называете, что это за жанр. Каждый ваш ответ - это лепесток . 1 лепесток. Не портной, А всю жизнь с иголками ходит. 2 лепесток. Ткачи ткали ткани На платье Тани. 3 лепесток. Черепаха хвост поджала И за зайцем побежала. Оказалась впереди. Кто не верит – выходи. 4 лепесток. Нет земли краше, чем Родина наша Какими ещё лепестками мы можем дополнить наш «волшебный цветок»? (по мере ответов детей появляются новые лепестки) Посмотрите, у нашего цветка не хватает сердцевины. Как одним словом назвать загадки, потешки и т.д.? На доске появляется цветок. | Самостоятельное по названию, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.
загадка
скороговорка
считалка
пословица
песни, былины, потешки, небылицы, сказки и т.д.
фольклор
| Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
|
Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.
| Вспомните, с каким разделом мы работаем? Какие произведения, размещённые в этом разделе, изучили? В этом вам помогут модели обложек.
А сегодня мы познакомимся с последним произведением из этого раздела. Найдите его в своих учебниках. Что вам поможет? Что это за произведение?
Как вы думаете, о чём может быть эта сказка?
| О братьях наших меньших.
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки
Содержание Русская народная сказка «Белые пёрышки» Предположения детей |
|
Первичное восприятие текста. (слушание)
Беседа – выявление первичного восприятия
Моделирование обложки.
| Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Послушайте произведение и скажите, верны ли ваши предположения. Текст читает учитель
-Верны ли ваши предположения?
Понравилось ли вам произведение? Какое чувство вызвало у вас прослушанное произведение? Составим модель обложки данного произведения. Покажите условным значком на листочках тему и жанр произведении. (дети рисуют варианты моделей) Кто хочет объяснить свой выбор?
Докажите, что это сказка.
При помощи учебника дополните модель обложки. | Слушание в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения). Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли. Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия: почему прогноз оказался неточным? Какой информации оказалось недостаточно?
Рассуждения детей
Коричневый круг, потому что это сказка о животных. Синий круг, так как это сказка о волшебстве. Круг закрашен коричневым и синим цветами, так как это сказка о приключениях птиц.
Животные общаются друг с другом, используя речь человека.
Дети дополняют модель обложки | Регулятивные: прогнозирование; Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; познавательные- моделирование, коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
|
Работа с текстом произведения (вопросы и задания в учебнике ч.2 стр.36)
Физкультминутка | Связь с результатами выявления первичного восприятия. Организация поискового чтения, диалога с автором через текст.
Что в этой сказке правда?
Расскажите, как лебеди отнеслись к просьбе героя?
Отчего глаза и брови глухаря покраснели? Найдите ответ в тексте.
Чем закончилось путешествие глухаря? Найдите ответ в тексте и прочитайте.
Рассмотрите иллюстрацию к этому произведению. Прочитайте отрывок, к которому сделана иллюстрация. | Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения. Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте
Стр.34, абзацы 4, 6,7.Весна наступила. Прилетели с юга лебеди. Лето жаркое кончилось, стали лебеди собираться на юг. Стр.36 последний абзац….у глухарей глазаи брови красные, а в их крыльях белые пёрышки…и на юг глухари не улетают.
Стр.36, 3 абзац. Отдохнули лебеди…глаза и брови покраснели.
Стр.36 1 абзац. Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл.
Стр.35 абзац 4.летят они над полями…Трудно ему. |
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации Познавательные: смысловое чтение текста; извлечение информации в соответствии с целью чтения, анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
|
Работа с текстом произведения (изучающее чтение, работа над выразительностью чтения)
| Подумайте, в каком темпе, с какой интонацией нужно прочитать начало сказки? Сколько абзацев можно прочитать так?
Как развиваются события дальше?
Глухарь обращается к лебедям. Как вы думаете нужно прочитать слова глухаря?
Какая интонация уместна при прочтении слов лебедя? Почему?
Давайте прочитаем диалог глухаря с лебедями, стараясь выдержать нужную интонацию и темп чтения.
В какой момент, почему глухарь обрадовался?
Изменился ли тон лебедя, когда он предложил помощь глухарю?
Прочитайте этот диалог и постарайтесь донести до слушателей радость глухаря.
А как бы вы прочитали слова берёзок, которые машут вслед лебедям ветками?
Как дальше развивались события? Что изменилось в поведении птиц?
Прошёл час, прошёл другой. Лебеди опустились отдохнуть. А что же глухарь? Найдите нужный отрывок в тексте и прочитайте Вот сидит глухарь, глаза закрыты от усталости. А что же лебедь?
Как вы думаете, почему лебеди решили оставить глухаря?
А мог бы лебедь дотащить до юга глухаря на верёвочке?
С какой интонацией, как вы думаете, нужно прочитать слова-прощания лебедя?
Зачем лебедь подарил глухарю свои перышки?
Кто хочет прочитать эти строки и донести до нас, до слушателей, чувства лебедей?
Чем же заканчивается сказка? С какой интонацией, в каком темпе вы хотели прочитать бы этот абзац?
| Плавно, со спокойной интонацией можно прочитать шесть абзацев, так как идёт описание зимы, на смену которой приходит весна, лето, осень...)
Лебеди собираются лететь на юг, а глухарь остаётся зимовать
Взволнованно, с оттенком страха в голосе, так как глухарь очень боится приближающейся зимы.
Лебеди не знают, что такое суровая зима, поэтому их слова можно прочитать неторопливо, рассудительно, с достоинством
Упражнение в чтении
Когда лебеди решили взять его с собой
Нет, он говорит всё так же спокойно и размеренно, ведь полёт лебедей на юг не зависит от глухаря
Упражнение в чтении
С грустью, так как они прощаются с друзьями), (упражнения в чтении соответствующего отрывка сказки.)
Глухарь очень устал, Он еле -еле машет крыльями, поэтому нужно интонацией постараться передать огромную усталость; Лебедь видит, что глухарь летит с большим трудом и начинает волноваться, значит его слова должны звучать с интонацией переживания, волнения за глухаря). (упражнения в чтении).
«Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл»)
Лебедь предложил глухарю всё-таки не лететь дальше, остаться на месте
Глухарь очень устал, а лететь ещё далеко и он мог просто рухнуть на землю во время полёта
Нет, лететь очень далеко, и птицы без всякого груза очень устают за время перелёта С грустью, с жалостью, может быть даже с чувством вины: позвали с собой на юг, а теперь оставляют
Он чувствовал себя виноватым, жалел глухаря, хотел его хоть как-то порадовать
упражнения детей в чтении
Спокойная интонация, плавный темп чтения — передача факта действия: С тех пор глухари на юг больше не улетают), (упражнения в чтении детей)
|
Творческая работа
| Прочитайте пословицы. Подходят ли они к сказке? Обоснуйте свою точку зрения.
Ошибся, что ушибся - вперёд наука.
Жизнь - как небо: то светит солнышко, то тучами заволокёт.
Сравним сказку «Белые пёрышки» и сказки Д. Мамина – Сибиряка по таблице
автор | заголовок | жанр | тема | Д. Мамин - Сибиряк |
|
|
|
| Белые пёрышки |
|
|
Нарисуйте понравившийся эпизод сказки на обратной стороне листка с моделью. | Глухарь понял, что перелёт на большие расстояние ему не по силам, он не рассчитал свои силы и сильно поэтому плакал, но с тех пор, он больше не пытался летать на юг, то есть «вперёд наука».
Жизнь любого существа состоит из хорошего и плохого.
Заполняют таблицу, работая в парах. Выявляют сравнительные характеристики.
Дети рисуют | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
Обобщение изученного
Рефлексия
Д.з.
| Организация подведения итогов урока учащимися. С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? Почему сказка называется «Белые пёрышки»? Кто из героев вам понравился? Почему?
Оцените свою работу на уроке: Красный круг – было трудно. Жёлтый круг – получалось, но не всегда. Зелёный круг – испытал радость от работы на уроке, получилось всё.
1.Выполнить задания в тетради. 2.Краткий пересказ р.н.с. «Белые пёрышки» (памятка 4) | Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос и пр.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
| Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.
|