Урок литературного чтения в 3 классе "Н.Носов "Федина задача"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок для 3 класса по УМК "Школа России"".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок для 3 класса по УМК "Школа России"". | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
г. Сергиев Посад
Конспект открытого урока литературного чтения
«Н. Н. Носов «Федина задача »
Составила и провела: Борзова Наталия Геннадиевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2018год
Урок Литературного чтения в 3 классе.
Образовательная система: Школа России
Авторы учебника: Климанова Л.Ф. и др.
Тема: Н.Н.Носов «Федина задача».
Раздел: 7 ( «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» )
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Цель: знакомство с творчеством Н.Носова «Федина задача»
Задачи:
Образовательные: формировать навыки выразительного чтения и умение давать характеристику героям;
Развивающие: развивать навык грамотной устной речи учащихся, ее обогащения за счет словарной работы и глубокого проникновения в значение слова; навыки смыслового и беглого чтения, умение работать с текстом; развивать эстетический вкус, творческое воображение, внимание, память.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к чтению рассказов Н.Носова ; воспитывать чувство любви, уважения друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные:
- осознают значимость чтения для дальнейшего обучения;
- понимают цель чтения;
- используют простейшие приемы анализа произведения;
- устанавливают причинно-следственные связи.
Личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;
- первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;
- умения самостоятельно понимать поступки героев рассказа; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
- способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
- составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
- учитывать правило в планировании и контроля решения; работать в соответствии с заявленным планом;
- умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
Коммуникативные:
- составлять высказывание под руководством учителя в устной форме;
- умения владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
- устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- умение находить необходимые слова в произведение; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
Методы: объяснительные, поисковые, словесные, методы стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля.
- Оборудование: компьютер, проектор, экран, портрет Н.Н Носова, презентация; Учебник Литературного чтения. Учебник для 3 класса начальной школы В 2 частях. Часть 2 (сост. Л. Ф. Климанова и др.) .- 4-е издание - М.: Просвещение, 2008. Год.
1.Организационный момент(1 минута)
Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать!
Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи друг другу ( Слайд 1 )
Проверка Д/З (план рассказа Зощенко «Великие путешественники») (2 минуты)
На листах план рассказа перепутан, работая в парах исправьте ошибки и поставьте нумерацию пунктов правильно.
1.Дача
2.План
3.Поход
4.НОЧЕВКА В ЛЕСУ.
5.ПОХОД ДОМОЙ.
6.Возращение Проверка (Слайд 2)
2. Постановка цели и задач урока. ( 3 минут)
Мотивация и целеполагание
Речевая разминка (слайд 3, работа над скороговоркой):
Ах, вы сени, сени, сени
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И кувырк через ступени.
-Все ли слова понятны?
-А сейчас давайте подготовимся к чтению скороговорки:
Читаем шёпотом
Немного громче
А теперь читаем громко и внятно
Читаем скоро и быстро ( 2 -3 ученика)
Викторина «Отгадайте по первым буквам произведения» (слайд 4)
Отгадайте название произведения по отрывку:
«Фан…» «Фантазёры»
«Жив… …» «Живая шляпа»
«Огу…» «Огурцы»
«Миш… …» «Мишкина каша»
«Ви… … в … и …» «Витя Малеев в школе и дома»
«Ого…» «Огородники»
«Нез… на …» «Незнайка на Луне»
( Слайды 5 – 9)
- Догадались ? С произведением какого писателя мы познакомимся на уроке?
- Сформулируйте цель урока:
(Цель: познакомиться с произведением Н.Н.Носова )
3. Подготовка к основному этапу занятия ( 5 - 7 минут)
Мы на сегодняшнем уроке продолжаем знакомиться с произведением Н. Носова. Но чтобы узнать с каким нужно расшифровать его.
Ачадаз анидеф («Федина задача») (Слайд 10)
Николай Николаевич Носов (слайд 11- 14 )
родился в 1908 году в Киеве в семье актёра Окончил школу, работал на кирпичном заводе. Потом закончил Московский государственный институт кинематографии и стал режиссёром мультфильмов. Когда ему исполнилось 30 лет, издал в журнале «Мурзилка» свой первый рассказ. С тех пор – это известный детский писатель.
Он от природы был разнообразно талантлив. О себе говорил: “ В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, занялся химией, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино, стал детским писателем…». А как же он стал писателем?
( Дать эти тексты прочитать хорошо читающим детям)
«Когда я был маленьким, я очень любил читать о дальних странах, удивительных приключениях и необыкновенных людях, то есть о людях взрослых, а не о малышах, с которыми ничего интересного не происходит. Потом, когда я сам сделался взрослым, я часто вспоминал о минувшем детстве и увидел, что и моя жизнь в те годы была удивительно интересной. И мне захотелось рассказать детям о них самих: о том, какие они замечательные, интересные люди, как они живут, о чём думают, какие в их жизни бывают трудности, вообще обо всём, что с ними случается. И поэтому я стал детским писателем».
А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы. В 1938 г. в сентябрьском номере журнала «Мурзилка» был напечатан 1-й рассказ Носова «Затейники» (слайд 15). Николай Николаевич Носов был признан мастером юмористического жанра в детской литературе. За свои заслуги в писательском деле неоднократно получал государственные премии, ордена. Книги его переведены на разные языки.
- Каждый рассказ Носова заставляет о чем-то задуматься, чему-то научиться.
«Преодолевая трудности, мы учимся чему-либо».
Книги автора переведены на разные языки мира.
Впервые в России в 2008 году в честь Носова изготовлена цветная серебряная монета достоинством 2 рубля. Её появление приурочено к 100-летию со дня рождения автора.
Внук Игорь Носов продолжает дело своего деда.(Слайд 16)
4. Усвоение новых знаний и способов действия (15 минут)
Тема урока Н.Носов «Федина задача» ( слайд 19)
Словарная работа
На доске:
Полудённый – южный, полдневный (слайд 20)
Титулярный советник – высокий служебный чин в дореволюционной России (21)
Рокочущий бас – громкий грубый голос (22)
Чурбан – глупый человек
Кафтан – удлиненный пиджак(23)
Прослушивание аудиозаписи чтения рассказа в исполнении актера Льва Дурова (слайд 24)
Выключить экран.
-Понравился вам рассказ? Чем?
Чтение рассказа детьми
Беседа по содержанию
- Определите жанр произведения (Это рассказ, объем небольшой, сюжетов и героев мало)
- Какое настроение вызвал у вас рассказ?
-Откуда пришёл Федя?
- Как понимаете выражение «по крайней мере, никто не будет мешать делать уроки?»
- И что же сделал, Федя, возвратившись домой с катка?
-Что можно сказать про Федю?
-Ребята, а кто-нибудь из вас оказывался в такой ситуации, как Федя?- поднимите руки
- - Предположите, что будет дальше и почему?
- Как Федя готовился делать уроки?
- Почему Феде так и не удалось решить задачу?
- Как поступил Федя после того, как не смог решить задачу? Прочитать
- Что бы вы посоветовали Феде?
- Какие черты характера ему необходимо развивать?
- Как автор относится к герою своего рассказа?
Физминутка под музыку «В траве сидел кузнечик». ( 1 минута)
(Напомнить детям, что автор слов этой песни – Н. Носов)
5. Самостоятельное чтение рассказа.(7 минут)
- Самостоятельно прочитайте рассказ (шёпотом). Читая, обратите внимание на задания.
Работа в группах. (Если дети затрудняются в ответе, предлагаем найти его в рассказе) Каждая группа
1 группа. Сколько всего задач прочитал Федя?
2 группа. Сколько концертных номеров прослушал Федя?
3 группа. Сколько раз Федя прочитал задачу?
4 группа. Сколько мелодий исполнялось со словами «колокольчик»?
5 группа. Составить пословицы и подумать какая подходит к рассказу?
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Ум хорошо, а два лучше.
6 группа. Составить пословицы и подумать какая подходит к рассказу?
Делу время, потехе час.
Сделал дело, гуляй смело.
7 группа.
Подчеркни положительные черты мальчика красным карандашом, отрицательные – синим карандашом. Какие черты остались?
самостоятельный
невнимательный
весёлый
ленивый
внимательный
глупый
злой
рассеянный
старательный
добрый
8 группа. Расставить порядок пунктов плана.
Федя сел за стол делать уроки.
Песня про блоху.
Песня про титулярного советника.
Хорошая песня!
Это не та задача!
С ума можно сойти!
3. Выполните тест ( работая в самостоятельно). ( 5 минут)
Слайды 12-23)
1) Как звали главного героя рассказа?
А) Слава Б) Костя в) Федя
2) Откуда пришёл главный герой?
А) из школы Б) с катка В) из магазина
3) Сколько раз прочитал Федя задачу?
А) 6 раз Б) 8 раз В) 4 раза
4) Сколько концертных номеров прослушал Федя?
А) 6 Б) 5 В) 7
5)Сколько раз в тексте встречается слово «колокольчик»?
А) 3 Б) 7 В) 5
6) Какая фамилия была у друга Феди?
А) Сорокин Б) Воронин В) Рыбкин
(Ответы: в, б, б, в, а, в) Самопроверка ( Слайды 19-23)
5. Подведение итогов (5 – 7 минут)
Задает вопросы:
1)Не случалось ли с вами подобных историй?
2) Какой это рассказ сатирический или юмористический?
(Н.Н.Носов говорил, что юмор – это осмеивание с оттенком сочувствия, а сатира – осмеивание с оттенком негодования.)
3)Как вы думаете, для чего Н.Н.Носов написал этот рассказ?
Чтобы повеселить читателя или с другой целью?
- В чём главная идея этого произведения?
- О чём нам предлагает задуматься автор?
Включить экран
6. . Д/З ( Слайд 25)
- Прочитайте рассказ Н.Носова «Федина задача», стр. 164 – 169 .
- Составить список произведений Н.Носова.
- Попробуйте сами написать смешной рассказ (Задание по выбору)
7. Рефлексия (2 минуты) (Слайд 26)
Урок для меня не прошел даром. Я многое узнал. Возьмите красный шарик.
Я кое что узнал, но хочу знать ещё больше. Возьмите жёлтый шарик.
Я ничего не узнал, ничему не научился. Возьмите серый шарик.
- Молодцы! (слад 27)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Конспект урока литературного чтения "Николай Носов "Федина задача""
Коспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Он содержит все основные этапы проведения урока, включая физкультминутку и этап рефлексии. Материал очень насыщенный, интересный, так как урок...
Презентация к уроку литературного чтения.Н.Носов "Федина задача"
Презентация к уроку литературного чтения.Н.Носов "Федина задача"...
Конспект урока литературного чтения Н.Носов "Федина задача" 3 класс Школа России
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Федина задача», совершенствование навыка выразительного чтения. Планируемые р...
Конспект урока литературного чтения Н. Носов «Федина задача» (УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Н. Носов «Федина задача»Цели деятельности учителя: формирование представлений у учащихся о биографии Н. Носова и его произведения &laqu...
Конспект урока литературного чтения "Н.Носов Федина задача" (УМК "Школа России" 3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с произведением Н. Носова «Федина задача».Планируемые результаты:Предметные: - знать произведение Н. Носова «Федина задача»;- уме...
Дидактический материал к уроку литературного чтения по теме "Федина задача" Н.Н. Носова
урок 2: тест на знание теста с самопроверкой и оцениванием...