Урок литературного чтения в 3 классе "Н.Носов "Федина задача"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Борзова Наталия Геннадиевна

Урок для 3 класса по УМК "Школа России"". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Сергиев Посад

Конспект открытого урока литературного чтения

«Н. Н. Носов «Федина задача »

Составила и провела: Борзова Наталия Геннадиевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2018год

Урок Литературного чтения в 3 классе.

Образовательная система: Школа России

Авторы учебника: Климанова Л.Ф. и др.

Тема: Н.Н.Носов «Федина задача».

Раздел: 7 ( «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» )

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель: знакомство с творчеством Н.Носова «Федина задача»

Задачи: 

Образовательные: формировать навыки выразительного чтения и умение давать характеристику героям;

Развивающие: развивать навык грамотной устной речи учащихся, ее обогащения за счет словарной работы и глубокого проникновения в значение слова; навыки смыслового и беглого чтения, умение работать с текстом; развивать эстетический вкус, творческое воображение, внимание, память.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к чтению рассказов Н.Носова ; воспитывать чувство любви, уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • осознают значимость чтения для дальнейшего обучения;
  • понимают цель чтения;
  • используют простейшие приемы анализа произведения;
  • устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные: 

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения,  ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;
  • первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;
  • умения самостоятельно понимать поступки героев рассказа; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
  • способность к самооценке своей работы  на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему  вопросов, рассматриваемую на уроке;
  • составлять  возможный план решения  вопросов  совместно с учителем;
  • учитывать правило в планировании и контроля решения;  работать   в соответствии с заявленным планом;
  • умения  корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Коммуникативные: 

  • составлять высказывание под руководством учителя в устной форме;
  • умения владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные: 

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;
  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • умение находить необходимые слова в произведение; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

Методы: объяснительные, поисковые, словесные, методы стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля.

  • Оборудование: компьютер, проектор, экран, портрет Н.Н Носова, презентация; Учебник Литературного чтения. Учебник для 3 класса начальной школы В 2 частях. Часть 2 (сост. Л. Ф. Климанова и др.) .- 4-е издание - М.: Просвещение, 2008. Год.

1.Организационный момент(1 минута)

Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать!

Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи друг другу ( Слайд 1 )

Проверка Д/З (план рассказа Зощенко «Великие путешественники») (2 минуты)

На листах план рассказа перепутан, работая в парах исправьте ошибки и поставьте нумерацию пунктов правильно.

1.Дача
2.План
3.Поход
4.НОЧЕВКА В ЛЕСУ.
5.ПОХОД ДОМОЙ.
6.Возращение          Проверка (Слайд 2)

2. Постановка цели и задач урока. ( 3 минут)

Мотивация и целеполагание

Речевая разминка (слайд 3, работа над скороговоркой):

Ах, вы сени, сени, сени

Вышел в сени сонный Сеня.

И в сенях споткнулся Сеня,

И кувырк через ступени.

-Все ли слова понятны?

-А сейчас давайте подготовимся к чтению скороговорки:

Читаем шёпотом

Немного громче

А теперь читаем громко и внятно

Читаем скоро и быстро ( 2 -3 ученика)

Викторина «Отгадайте по первым буквам произведения» (слайд 4)

Отгадайте название произведения по отрывку:

«Фан…»               «Фантазёры»
«Жив… …»         «Живая шляпа»
«Огу…»               «Огурцы»
«Миш… …»         «Мишкина каша»
«Ви… … в … и …»   «Витя Малеев в школе и дома»
«Ого…»                  «Огородники»
«Нез… на …»        «Незнайка на Луне»

( Слайды 5 – 9)

- Догадались ? С произведением какого писателя мы познакомимся на уроке?

- Сформулируйте цель урока:
(Цель: познакомиться с произведением Н.Н.Носова )

3. Подготовка к основному этапу занятия ( 5 - 7 минут)

Мы на сегодняшнем уроке продолжаем знакомиться с произведением Н. Носова. Но чтобы узнать с каким нужно расшифровать его.

Ачадаз анидеф («Федина задача») (Слайд 10)

Николай Николаевич Носов (слайд  11- 14 )

 родился в 1908 году в Киеве в семье актёра  Окончил школу, работал на кирпичном заводе. Потом закончил Московский государственный институт кинематографии и стал режиссёром мультфильмов. Когда ему исполнилось 30 лет, издал в журнале «Мурзилка» свой первый рассказ. С тех пор – это известный детский писатель.

 

Он от природы был разнообразно талантлив. О себе говорил: “ В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, занялся химией, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино, стал детским писателем…». А как же он стал писателем?

( Дать эти тексты прочитать хорошо читающим детям)

«Когда я был маленьким, я очень любил читать о дальних странах, удивительных приключениях и необыкновенных людях, то есть о людях взрослых, а не о малышах, с которыми ничего интересного не происходит. Потом, когда я сам сделался взрослым, я часто вспоминал о минувшем детстве и увидел, что и моя жизнь в те годы была удивительно интересной. И мне захотелось рассказать детям о них самих: о том, какие они замечательные, интересные люди, как они живут, о чём думают, какие в их жизни бывают трудности, вообще обо всём, что с ними случается. И поэтому я стал детским писателем».

А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы. В 1938 г. в сентябрьском номере журнала «Мурзилка» был напечатан 1-й рассказ Носова «Затейники» (слайд 15). Николай Николаевич Носов был признан мастером юмористического жанра в детской литературе. За свои заслуги в писательском деле неоднократно получал государственные премии, ордена. Книги его переведены на разные языки.  

- Каждый рассказ Носова заставляет о чем-то задуматься, чему-то научиться.

«Преодолевая трудности,  мы учимся чему-либо».                                                        

  Книги автора переведены на разные языки мира.
Впервые в России в 2008 году в честь Носова изготовлена цветная серебряная монета достоинством 2 рубля. Её появление приурочено к 100-летию со дня рождения автора.

 Внук Игорь Носов продолжает дело своего деда.(Слайд 16)

4. Усвоение новых знаний и способов действия (15 минут)

Тема урока Н.Носов «Федина задача» ( слайд 19)

Словарная работа

На доске:

Полудённый – южный, полдневный (слайд 20)

Титулярный советник – высокий служебный чин в дореволюционной России (21)

Рокочущий бас – громкий грубый голос (22)

Чурбан – глупый человек

Кафтан – удлиненный пиджак(23)

Прослушивание аудиозаписи чтения рассказа в исполнении актера Льва Дурова (слайд 24)

Выключить экран.

-Понравился вам рассказ? Чем?

Чтение рассказа детьми

Беседа по содержанию

  1. Определите жанр произведения (Это рассказ, объем небольшой, сюжетов и героев мало)
  2. Какое настроение вызвал у вас рассказ?

-Откуда пришёл Федя?

- Как понимаете выражение «по крайней мере, никто не будет мешать делать уроки?»

- И что же сделал, Федя, возвратившись домой с катка?

-Что можно сказать про Федю?

-Ребята, а кто-нибудь из вас оказывался в такой ситуации, как Федя?- поднимите руки

  1. - Предположите, что будет дальше и почему?
  2. Как Федя готовился делать уроки?
  3. Почему Феде так и не удалось решить задачу?
  4. Как поступил Федя после того, как не смог решить задачу? Прочитать
  5. Что бы вы посоветовали Феде?
  6. Какие черты  характера ему необходимо развивать?
  7. Как автор относится к герою своего рассказа?

Физминутка под музыку «В траве сидел кузнечик».  ( 1 минута)

(Напомнить детям, что автор слов этой песни – Н. Носов)

5. Самостоятельное чтение рассказа.(7 минут)

- Самостоятельно прочитайте рассказ (шёпотом). Читая, обратите внимание на задания.

Работа в группах. (Если дети затрудняются в ответе, предлагаем найти его в рассказе)  Каждая группа

1 группа. Сколько всего задач прочитал Федя?

2 группа. Сколько концертных номеров прослушал Федя?

3 группа. Сколько раз Федя прочитал задачу?

 4 группа. Сколько мелодий исполнялось со словами «колокольчик»?

5 группа. Составить пословицы и подумать какая подходит к рассказу?

 За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Ум хорошо, а два лучше.

6 группа. Составить пословицы и подумать какая подходит к рассказу?

Делу время, потехе час.

Сделал дело, гуляй смело.

7 группа. 

Подчеркни  положительные  черты  мальчика  красным                                                                                                                           карандашом, отрицательные – синим карандашом.                                                                                                                                   Какие черты остались?

самостоятельный

невнимательный

весёлый

ленивый

внимательный

глупый

злой

рассеянный

старательный                        

 добрый

8 группа. Расставить порядок пунктов плана.

Федя  сел  за стол  делать уроки.

Песня  про  блоху.

Песня  про  титулярного советника.

Хорошая  песня!

Это  не  та  задача!

 

С  ума  можно  сойти!

3. Выполните тест ( работая в самостоятельно).  ( 5 минут)

 Слайды 12-23)

1) Как звали главного героя рассказа?

А) Слава    Б) Костя     в) Федя

2) Откуда пришёл главный герой?

А) из школы   Б) с катка     В) из магазина

3) Сколько раз прочитал Федя задачу?

А) 6 раз  Б) 8 раз   В) 4 раза

4) Сколько концертных номеров прослушал Федя?

А) 6   Б) 5    В) 7

5)Сколько раз в тексте встречается слово «колокольчик»?

А) 3 Б) 7 В) 5

6) Какая фамилия была у друга Феди?

А) Сорокин   Б) Воронин    В) Рыбкин

(Ответы: в, б, б, в, а, в)       Самопроверка ( Слайды 19-23)

5. Подведение итогов  (5 – 7 минут)

Задает вопросы:

1)Не случалось ли с вами подобных историй?

2) Какой это рассказ сатирический или  юмористический? 

(Н.Н.Носов говорил, что юмор – это осмеивание с оттенком сочувствия, а сатира –  осмеивание с оттенком негодования.)

3)Как вы думаете, для чего Н.Н.Носов написал этот рассказ?

 Чтобы повеселить читателя или с другой целью?

- В чём главная идея этого произведения?

- О чём нам предлагает задуматься автор?

Включить экран

6. .    Д/З ( Слайд 25)

  1. Прочитайте рассказ Н.Носова «Федина задача», стр. 164 – 169 .
  2. Составить список произведений Н.Носова.
  3. Попробуйте сами написать смешной рассказ  (Задание по выбору)

7. Рефлексия (2 минуты) (Слайд 26)

Урок для меня не прошел даром. Я многое узнал. Возьмите красный шарик.

Я кое что узнал, но хочу знать ещё больше. Возьмите жёлтый  шарик.

Я ничего не узнал, ничему не научился. Возьмите серый шарик.


  1. Молодцы! (слад 27)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Конспект урока литературного чтения "Николай Носов "Федина задача""

Коспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Он содержит все основные этапы проведения урока, включая физкультминутку и этап рефлексии. Материал очень насыщенный, интересный, так как урок...

Презентация к уроку литературного чтения.Н.Носов "Федина задача"

Презентация к уроку литературного чтения.Н.Носов "Федина задача"...

Конспект урока литературного чтения Н.Носов "Федина задача" 3 класс Школа России

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Федина задача», совершенствование навыка выразительного чтения. Планируемые р...

Конспект урока литературного чтения Н. Носов «Федина задача» (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Н. Носов «Федина задача»Цели деятельности учителя:  формирование представлений  у учащихся о биографии Н. Носова и его произведения &laqu...

Конспект урока литературного чтения "Н.Носов Федина задача" (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с произведением Н. Носова «Федина задача».Планируемые результаты:Предметные: - знать произведение Н. Носова «Федина задача»;- уме...

Дидактический материал к уроку литературного чтения по теме "Федина задача" Н.Н. Носова

урок 2: тест на знание теста с самопроверкой и оцениванием...