Аннотированный библиографический список статей по теме «Методика работы над словарем»
методическая разработка по чтению

Аннотированный библиографический список статей

по теме «Методика работы над словарем»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spisok_statey.docx35.83 КБ

Предварительный просмотр:

         Аннотированный библиографический список статей

по теме «Методика работы над словарем»

  1. Багиров К.З. Обогащение словарного запаса учащихся  //  Вестник. 2014, №3.

      Аннотация: В статье рассматриваются цели обогащения словарного запаса учащихся: количественное увеличение слов и качественное совершенствование имеющегося запаса слов; обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами. Подробно описываются источники обогащения словарного запаса учащихся. Также раскрываются лингвистические, психологические и дидактические предпосылки методики обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка.

  1. Батракова И.В. Методы и приемы по обогащению словарного запаса

учащихся в начальных классах // Актуальные направления научных исследований: от теории кпрактики.  2105, №1(3), С.69-76. 

       Аннотация: Статья посвящена описанию наиболее эффективных методов и приемов обогащения словарного запаса обучающихся в процессе обучения русскому языку. Делается вывод о том, что обогащение словарного запаса должно носить системный характер, с опорой на семантический принцип, принцип многозначности, словообразовательной ценности и частотности.

  1. Белова Г.В. Работа с толковым словарем на уроках русского языка как способ

обогащения словарного запаса // Педагогический опыт: Теория, методика, практика. 2015, №1(2), С. 132-135.

Аннотация: В статье раскрыты возможности использования толкового словаря как средства обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка. Делается вывод о том, что при обучении русскому языку может использоваться работа с толковым словарем как самостоятельный методический прием, способствующий обогащению словарного запаса.

  1. Бессонова М.С. Обогащение словарного запаса на уроках русского языка в

младших классах // Вестник: Педагогика и психологий год. 2010, №3, С.90-94.

       Аннотация: В данной статье нашли отражение такие вопросы, как развитие орфоэпически правильной речи путем обогащения словарного запаса учащихся; необходимость создания определенного произносительного минимума для каждой группы учащихся; выяснение активного и пассивного словарей и их использование на уроках и в повседневной жизни, а также то, что роль хорошо развитой речи в жизни человека всегда была и остается актуальной.

  1. Бирюк Л.Я.  Обогащение словарного запаса младших школьников в процессе

изучения русских народных сказок // Вестник: Педагогика и психология. 2014, №5, С.78-80.

       Аннотация: В данной статье раскрыта специфика работы со сказками, которая способствует обогащению словарного запаса. Выделены методические требования к работе и представлено несколько фрагментов уроков.

  1. Деньгина Т.В. Обогащение словарного запаса младших школьников во

внеурочной деятельности // Коллективная монография: теоретические и практические аспекты психологии и педагогики. 2017, С.28-40.

       Аннотация: В статье описывается опыт обогащения словарного запаса младших школьников в ходе внеурочных занятий по русскому языку. Авторы рассматривают внеурочные занятия как эффективное средство изучения лексической системы языка, так как именно за рамками урока учитель может широко использовать занимательный материал, уделять большое внимание анализу художественных произведений, работе со справочной литературой, что в полной мере способствует повышению познавательной активности младшего школьника и интереса к изучаемому предмету. Также предложен тематический план кружковых занятий, кроссворды и задания, которые направлены на обогащение словарного запаса у детей младшего школьного возраста.

  1. Досхоева М.Р. Изучение синонимов в начальной школе с целью расширения

словарного запаса // Педагогика. 2017, С.154-156. 

       Аннотация: В статье освещаются методические основы изучения синонимов, рассматриваются основные направления, приёмы и методы работы с синонимами, которые направлены на обогащение и расширения словарного запаса.

  1. Егорова А.В., Лебедь Т.В. Состояние словарного запаса у младших школьников с

задержкой психического развития // Вестник ПГУ: Психолого-педагогические науки. 2015, №1, С.11-15.

Аннотация: В статье анализируется дизонтогенез лексической стороны речи у учащихся младших классов, имеющих задержку психического развития. Описано состояние словарного запаса у указанной категории детей 7-11 лет.

  1. Естигнеева Е.И., Кабанова Е.В. Игра как средство обогащения словарного

запаса школьника // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: технологии психолого-педагогической работы в современных условиях. 2017, С. 39-41.

       Аннотация: Данная статья посвящена выявлению роли дидактической игры в процессе обучения русскому языку и развития коммуникативной компетентности учащихся. В статье предложены варианты дидактических игр, способствующих обогащению словарного запаса школьника на уроке русского языка.

  1. Жажева Д. Д., Жажева С. А.  Основные направления и приемы работы по

лексике в начальной школе //  Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016, №16, С. 21-25.  

       Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос об основных направлениях и приёмах работы с лексикой в начальной школе. Обогащение словаря – усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имеются в их словарном запасе.

  1. Ионова Г.А. Роль дидактических игр и упражнений для обогащения словарного

запаса у младших школьников // Экономика и социум. 2016, №1(20), С.56-58.

       Аннотация: Статья посвящена роли дидактических игр и упражнений, которые способствуют обогащению словарного запаса у младших школьников. А также представлены методические рекомендации для учителя по включению предложенных игр и упражнений в учебный процесс.

  1. Клиппа А.А. Цветовые перифразы на основе метафорических эпитетов и

сравнений в творчестве И.С. Никитина как средство обогащения словарного запаса младших школьников // Инновационная наука. 2017, №1-1, С. 179-180.  

       Аннотация: В статье анализируются цветовые перифразы на основе метафорических эпитетов и сравнений в поэзии И.С. Никитина как одно из средств обогащения словарного запаса младших школьников в аспекте развития образности и выразительности речи.

  1. Корнеева Т.А.  К вопросу о развитии словарного запаса учащихся на уроках

русского языка //Филология и культура. 2016, №3(45), С. 184-189.

       Аннотация: Статья посвящена одному из ключевых вопросов методики преподавания русского языка - обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. В статье обосновывается необходимость предварительной лексической работы по изучению художественного произведения как непосредственно перед изучением произведения, так и рассредоточенной во времени. Представлен анализ словарно-семантических упражнений, необходимых для количественного и качественного увеличения активного и пассивного словарного запаса учащихся на основе программных произведений по литературе.

  1. Королева М.В. Способы устранения ненормативной лексики из речи младших

школьников // Молодой ученый. 2015, №3(83), С.790-792.

       Аннотация: В статье рассматриваются причины употребления ненормативной лексики детьми. Представлены способы устранения ненормативной лексики из речи младших школьников через: беседу с родителями, обогащение словаря, словесные игры, составление рассказов, моделирование проблемных ситуаций, театрализация.

  1. Кузнецова Е.Л. Обогащение словарного запаса синонимами и многозначными

словами // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015, №4(6), С.97-99.

Аннотация: Автор статьи раскрывает систему работы по обогащению словаря детей младшего школьного возраста синонимами и многозначными словами. Предлагает практические задания для работы над синонимическим рядом, развития у детей понимания смысловой стороны слова и ознакомлением с многозначностью слова.

  1. Кулешова Т. А. Основные направления в организации работы по обогащению

словарного запаса учащихся начальных классов // Сборник материалов межвузовской web-конференции: ребенок в языковом образовательном пространстве. 2014, С.89-90.

Аннотация: В данной статья рассмотрены познавательные и практические цели обогащения словарного запаса, а на их основе выделены основные направления работы: – расширения круга реальных представлений об окружающей действительности; уточнение, обогащение знаний ребенка о представлениях, понятиях, закрепленных за словом; систематизация словаря детей; активизация употребления слов с разными лексическими связями.

  1. Кырсакова В.В. Обогащение лексического запаса младших школьников на уроках

русского языка // Международный журнал экспериментального образования. 2016, №2-1, С.137-140.  

Аннотация: В статье рассматривается формирование правильной речи школьников через обогащение словарного запаса. Обозначены периоды становления и развития речи детей, выделены причины, препятствующие пополнению словарного запаса, а также предложены методические приемы работы над обогащением лексического запаса младших школьников на уроках русского языка.

  1. Микерова Г.Г. Развитие уровня активного словарного запаса младших

школьников // Символ науки. 2017, №9.

 Аннотация: В статье рассмотрена проблема необходимости развития речи младших школьников на лексическом уровне. На основании проведенного исследования по методике Р.С. Немова «Определение активного словарного запаса» были выявлены невысокие показатели активизации словаря учащихся 2-го класса. Поэтому результаты исследования поспособствуют планированию педагогами более эффективной работы по развитию уровня активного словарного запаса младших школьников.

  1. Микерова Г.Г., Павленко А.А. Развитие речи младших речи младших

школьников на лексическом уровне //  Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017, №38, 2017, С. 9-16.

Аннотация: В статье представлены результаты диагностики уровня развития активного словарного запаса младших школьников. Рассмотрена реализация методов и приемов на уроках «Литературного чтения» и «Русского языка». Выявлена динамика развитие речи младших школьников на лексическом уровне.

  1. Некрасова Т.П. Педагогические условия активизации словарного запаса

первоклассников // Начальная школа. 2016, №13, С.49-50.

Аннотация: В данной статье рассмотрено понятии «словарный запас», отмечены особенности характеризующие словарь младшего школьника. А также выделены педагогические условий активизации словаря младших школьников.

  1. Полякова С.В., Ретликина Л.С. Работа со словарями как основной способ

обогащения словарного запаса // Проблемы педагогики. 2016, №1(24), С. 20-23.

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию использования словарей на уроках русского языка. Рассмотрены лингвистические основы обогащения словарного запаса учащихся, проанализирован учебник русского языка для 3 класса и разработан комплекс упражнений, обеспечивающий обогащение лексического запаса школьников на основе использования лингвистических словарей. Таким образом, работа со словарями является одним из основных способ обогащения словарного запаса обучающихся.

  1. Постол Т.В. Игры с мячом, направленные на обогащение и расширение

словарного запаса, развитие грамматического строя речи // Дошкольное и начальное школьное образование: развивающее и развивающееся. 2015, №1, С. 73-76.

      Аннотация: В статье раскрывается значение игр с мячом в школьной практике. Представлены игры, способствующие расширению словарного запаса и развитию грамматического строя речи у детей, описаны практические приемы работы.

  1. Привалова С.Е. Содержание работы по обогащение речи

младших школьников фразеологизмами // Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции: Новейшие концепции фундаментальных и прикладных научных исследований: опыт, традиции, инновации, эффективная стратегия развития. 2015, С. 10-14.

Аннотация: В статье описаны методические основы системного изучения фразеологизмов младшими школьниками. Рассматривается вопрос, связанный с ошибочным употреблением и понимание фразеологических единиц в речи младших школьников. А также обозначены направления и приемы работы над фразеологическими единицами в начальной школе.

  1. Сабельникова С.И. Составление словарей учащимися начальных классов //

Начальная школа: до и после. 2010, №5, С.88-91. 

Аннотация: Статья посвящена организации учебного процесса, который направлен на обогащение словарного запаса, через исследовательские способности младших школьников. Автор приходит к выводу, что составление словарей ведёт детей к целенаправленному поиску определённой группы слов и обогащению ими своей речи.

  1. Федорченко И.А., Хворенкова Е.И. Организация работы с синтаксическими

словосочетаниями в процессе активизации словарного запаса детей младшего школьного возраста // Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции: современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства. 2013, С.45-47.

Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблема организации работы с синтаксическими словосочетаниями на уроках русского языка в начальной школе. Выявлены этапы работы со словосочетаниями и наиболее эффективные формы работы, направленные на активизацию словаря младших школьников.

  1. Фесенко О.П. Как расширять словарный запас: направления и приемы работы //

Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017, №31, С.561-565.

Аннотация: В статье рассматривается проблема расширения словарного запаса. Анализируются существующие подходы в решении этой проблемы, предлагаются приемы и упражнения, которые являются наиболее подходящими и продуктивными для начального обучения в рамках дисциплин «Русский язык» и «Литературное чтение».

  1. Харитонова О.В. Увеличение словарного запаса // Педагогика. 2013, №4, С.49-54.

Аннотация: В данной статье рассмотрены способы увеличения словарного запаса младших школьников, проанализированы моменты, препятствующие этому процессу. А на основе проведенного анализа, выделены рекомендации для учителей начальной школы.

  1. Хвостова Е.В., Закирова А.М. Активизация словаря обучающихся в третьем

классе на уроках русского языка с применением интерактивных методов обучения // Сборник статей: семнадцатая региональная студенческая конференция НГУ. 2015, С.358-360.

Аннотация: В данной статье  представлен  проект педагогической технологии обогащения активного словарного запаса учащихся с использованием интерактивных методов обучения, функционирование которого будет эффективно и результативно, если при его реализации будут учтены условия и ограничения, которые были выявленные в ходе эксперимента.

  1. Черкасова О. В. Развития речи младших школьников в процессе изучения

имени прилагательного // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014, №26, С. 296–300.

Аннотация.  В статье рассматриваются лингвистические и методические основы развития речи младших школьников. Автор уделяет большее внимание возможности обогащения словарного запаса при изучении имени прилагательного на уроках русского языка.

  1. Шипицына Г.М.  Развитие многозначности как способ пополнения словарного

состава современного русского языка //  Русский язык в школе. 2011, №6, С.81-85.

Аннотация: На языковом материале ХХI в. рассматривается процесс образования новых значений у имеющихся слов как эффективный способ обогащения словарного состава современного русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические работы по темам "Словарный диктант", "Терминологический словарь".

Контроль успешности усвоения терминов и словарных слов....

Тема урока: Русский алфавит. Значение алфавита. Использование алфавита при работе со словарями.

Интегрирующая дидактическая цель: познакомить с понятием алфавит, как расположение букв в определенном порядке.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы «Русский алфавит. Значе...

Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".

На этом  уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.Дети овладеют первичными н...

Статья на тему :«Методика работы с народной сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе»

«Методика работы с народной сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе»...

Сообщение на тему «Методика работы над нестандартными задачами в начальной школе»

Сообщение на тему «Методика работы над нестандартными задачами в начальной школе»...

Рекомендательный библиографический список литературы "Детские книжки- витамины роста".

Сегодня в библиотеках так много новых книг. Как найти свою, интересную и увлекательную? Хотим предложить вам библиофреш «Новости с книжной полки».Сейчас много говорят о пользе свежих соков...

ПРОЕКТ СЛОВАРЯ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ «СЛОВА-ГОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА». Методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка

Проект словаря разработан в рамках выпускной квалификационной работы по теме: «Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника в процессе создания словаря ино...