Урок чтения в 4 класс А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Учить анализировать поступки главных героев, с целью составления характеристики и выявления мотивов поступков; аргументировать свой ответ; учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках
Развивать память, речь, внимание;
Воспитывать на примере главных героев умение строить отношения, быть добрыми, заботливыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_v_4_klass.docx | 39.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения в 4 класс
Тема : А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
(продолжение).
Цель: Учить анализировать произведения.
Задачи: 1) Учить анализировать поступки главных героев, с целью составления характеристики и выявления мотивов поступков; аргументировать свой ответ; учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках
2) Развивать память, речь, внимание;
3) Воспитывать на примере главных героев умение строить отношения, быть добрыми, заботливыми.
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал, словари
Ход урока:
Актуализация знаний
- С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?
-Что мы можем узнать из названия?(в сказке герои царевна и семь богатырей)
-А кто такой богатырь? (ответы детей)
Мы получили неоднозначные ответы.
Как мы можем узнать ответ на вопрос? ( спросить у взрослых, узнать из словаря, посмотреть в интернете, СВОЁ МНЕНИЕ)
Работа в группах.
1группа- узнаёт у взрослых
2 группа-читает в словаре Ожегова
3 группа- СВОЁ МНЕНИЕ
Проверка всех трёх определений.
-Докажите, что это произведение действительно сказка
Работа в группах
- зачин
- волшебные предметы
- сказочные слова и выражения
- троекратный повтор
- борьба добра и зла
- добро побеждает зло
- концовка
Группы представляют своё исследование.
- Как вы думаете, кто в этой сказке главный герой? (царевна)
- Есть ли еще герои в сказке?
(королевич - Елисей, царица, Чернавка, Семь богатырей, царь, зеркало, месяц, солнце, ветер)
( помещаю на доске слова- надписи).
- А на какие группы можно разделить всех этих героев?
(Дети высказывают свои предположения)
Я предлагаю разделить героев на такие группы: положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники) Есть ли в сказке ещё один герой? К какой группе вы его отнесёте и почему?
Дети работают в парах
Проверяем работу.
| Создание проблемной ситуации |
|
- Как вы думаете, а почему я поместила главную героиню в центре?
( вокруг нее разворачиваются все события)
Дети высказывают свои предложения.
Проблемный вопрос!!!!
- А почему главной героиней А.С. Пушкин выбирает именно царевну?
( вопрос записан на доске, а дети высказывают свои предположения)
4. Постановка учебной задачи
- Ну что ж, давайте попробуем найти ответ на этот вопрос.
Какова цель урока? (выяснить, почему автор выбрал главной героиней именно царевну)
Проведем с вами исследование, попробуем понять замысел автора
5.. Поиск решения
2. Решение проблемы (пошаговое) РАБОТА В ПАРАХ
- У меня на доске записаны слова, прочитайте их. Как вы думаете, что они обозначают? ( черты характера)
- попробуйте разделить их на 2 столбика
Добрая Злобная Кроткая Завистливая Ласковая Жадная Нежная
Равнодушная Верный Преданный Любящий Бессердечная
- Как разделили эти слова? И почему именно так?
( ответ: это черты характера – положительные и отрицательные)
- Как вы думаете, зачем я взяла эти слова, именно на этом уроке?
( ответ: чтобы можно было охарактеризовать героев сказки)
- Характеристика героев
1)-Давайте попробуем дать характеристику двум героиням ПО ВАРИАНТАМ
Составьте синквейн по темам «Царевна», «Царица»
( проверяем)
РАЗМИНКА (физминутка)
2)-Докажите словами из текста, что вы правильно охарактеризовали героев
(выборочное чтение)
Царевна –
а) белолица, черноброва… (стр. 74)
б) речь (стр. 76)
в) любящая (стр. 80). Почему отказала?
г) как она разговаривала с нищей Черницей? (стр. 82)
д) как к ней относится автор?
е) а как вы относитесь к ней?
Царица –
а) докажите, что она действительно красивая, умная (стр. 73)
б) завистливая (стр. 76)
в) злобная (стр. 75)
г) как к ней относится автор? (ответ: она умирает от злобы и ненависти)
д) а как вы к ней относитесь?
- Мы с вами охарактеризовали двух главных героинь, а теперь давайте выясним, какие между ними были отношения, а также, как складывались отношения между главной героиней и другими персонажами сказки.
6. Выражение решения
3.Работа со схемой
Семеро
Любит как братьев, уважает
Тоже Не перечит
Елисей Любит Царевна Царица
Любит уважает Завидует, ненавидит
Жалеет Чернавка
- Реализация продукта
Вывод: Как ты поступаешь с людьми, так и с тобой поступают. За добро платят добром, а зло притягивает к себе зло.
- А царевна, что всем окружающим дарит? (ответ: добро)
- Так почему же главной героиней Пушкин выбирает именно царевну? (ответ)
-Она находится в самой гуще событий, все действия разворачиваются вокруг неё, кроме того она несёт окружающим только добро. Автор показывает на примере главной героини, как надо строить свои отношения с людьми. Каждый человек должен помнить, что зависть - один из главных пороков.
Итог урока:
- Какова же главная мысль этого произведения?
Старайся делать людям добро. Зависть и злоба сами себя наказывают.
Есть такая пословица: « Как аукнется, так и откликнется».
Рефлексия
Оцени себя:
На уроке я
- Работал в группе
- Работал в парах
- Отвечал на вопросы
- Работал с учебником
- Составлял синквейн
Журнал.
- -Поставь отметки на оценочной шкале.
- Оцени, насколько тебе понравился урок
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Насколько трудны для тебя были задачи урока
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцени своё усердие в решение этих задач
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Насколько сплоченно работала твоя группа
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.
Домашнее задание.
- Выучить наизусть обращение Елисея к солнцу, месяцу и ветру.
Приложение
ЗАДАНИЕ 1
РАСПРЕДЕЛИ ГЕРОЕВ ПО СТОЛБИКАМ:
королевич Елисей, царица, Чернавка, Семь богатырей, царь, зеркало, месяц, солнце, ветер.
Положительные | Отрицательные | нейтральные | Герои-помощники |
ЗАДАНИЕ 2
Добрая Злобная Кроткая Завистливая Ласковая Жадная Нежная
Равнодушная Верный Преданный Любящий Бессердечная
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения . А. С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".
Урок составлен в технологии РКМЧП . Программа "Планета Знаний" ....
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
Конспект урока литературного чтения в 4 классе .А.С.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"
Данный урок соответствует требованиям ФГОС...
Урок по литературному чтению "Герои сказки А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".
Конспект урока и презентация к уроку литературного чтения....
Открытый урок по литературному чтению на тему: «А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Добро и зло.
Сценарий урока по литературному чтению на тему: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» в 3 классе позволяет рассмотреть проблему добра и зла на примере главных героинь сказки....
Тест к уроку литературы " А.С.Пушкин. Сказка о Мёртвой Царевне и семи Богатырях", 4 класс
Тест к уроку литературы "А.С.Пушкин. Сказка о Мёртвой Царевне и семи Богатырях",4 класс...
Урок по литературному чтению в 4 классе. Тема « Герои сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Урок по литературному чтению в 4 классе.Тема « Герои сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»....