Урок чтения во 2 классе по теме:" И.Франко "Сказка о глупости"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Наталья Кирюшина

Урок чтения во 2 классе по теме:" И.Франко "Сказка о глупости" разработан в стратегии "Чтение с остановками". (Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: "А что же будет дальше?")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное чтение. 2класс.

Иван Яковлевич Франко «Сказка о глупости».

Цели:

1)знакомство с творчеством и  сказкой И. Я. Франко «Сказка о глупости».

2) продолжение работы с текстом: (делить текст на смысловые части, озаглавливать, выделять главную мысль).

3)воспитание интереса к чтению.

                                         

                                        Ход урока.

Этапы урока:

Содержание:

  1. Организация начала урока.

А) Сообщение темы и целей урока.

СЛАЙД 2

  1. Стадия «Вызов».

  1. Игра «Ассоциации».

СЛАЙД  4.

СЛАЙД  5.

СЛАЙД  6  (А,Б.В…)

СЛАЙД 7.

СЛАЙД 8.

СЛАЙД 9.

СЛАЙД  10.

  1. Воспитательный момент.

  1. Итог урока.

  1. Домашнее задание.

СЛАЙД 12.

Приветствие друг друга, гостей и др..

Посадка уч-ся.

- На ваших столах лежат листы разного цвета. Сегодня следуя по маршруту, мы отправимся в мир одной удивительной сказки.

- Но прежде я расскажу вам одну притчу.

- Кто знает, что такое «притча»? (версии детей)

- Давайте выясним, что же это на самом деле (чит. Со слайда).

- А теперь внимательно меня послушайте и подумайте над вопросом «ЧЕМУ УЧИТ ЭТА ПРИТЧА?»

- Однажды некий купец купил у птицелова клетку с красивой пташкой. Птица была изумительно красива и стоила очень дорого. И вдруг по дороге пташка говорит купцу:
- Я дам тебе три мудрых совета и приумножу твое богатство.

Первый совет  состоит в том, что когда человек упускает из рук благо, то не стоит об этом сожалеть и печалиться.

Второй совет: если кто-то совершит какое-либо чудо, то не спеши верить в это. Мир полон мечтаний тех, кто умеет их создавать.

Ты заметил, какая я необыкновенная птица. Так вот, если я окажусь на ветке дерева, то листья превратятся в изумруды, а ветка станет золотой.  И ты станешь обладателем оригинальных  драгоценностей.

Глаза купца загорелись. Он тотчас же выпустил птицу, благо рядом, у дороги было роскошное дерево.
Отпущенная птаха взлетела повыше и прощебетала:
- Ну и глупец же ты!!! Ты поверил чуду.
Но где это видано, чтобы дерево превращалось в золото, а листья в драгоценные камни? Да если бы это было возможно, птицелов никогда бы не стал продавать меня тебе.

- А сейчас, несмотря на мой совет, ты станешь сокрушаться и сожалеть о том, что упустил меня.
Значит, и советы мои не пошли тебе на пользу. А вот и
третье наставление: жадность и мудрость  несовместимы.
С этими словами птичка улетела.

- Чему же на ваш взгляд учит эта притча? (предпол. ответы).

- Я хотела бы, чтобы вы это запомнили!

- И теперь отправляемся в путь к сказке. Но сначала договор: вперёд класса, «не убегать», раньше команды работу не начинать.

- Обратите внимание на маршрутные листы на столах. Возьмите в руки жёлтый и переверните. Прочитайте название сказки.

- «СКАЗКА О ГЛУПОСТИ».

- Какие ассоциации вызывает у вас это название?

- Что такое по-вашему глупость?

 - Давайте выясним, что же это на самом деле (чит. со слайда).

- Чьи имена вы видите под названием сказки?

- И.Я. Франко и С.Я. Маршак.

- Что вы знаете о писателе Франко? (Очевидно, не слышали)

- У нас в классе есть специалист, который кое-что уже узнал о писателе и готов вам рассказать. (1 подготовленный ученик расск. О писателе коротко).

-Как вы думаете, почему рядом с фамилией Франко стоит ещё одна? Кто это? 

- С.Я.Маршак перевел эту сказку на русский язык.

-Какие произведения Маршака вы знаете?

-Как вы думаете, ещё не читая текст, кто герой сказки?

- Подумайте о чем будет сказка?

- ДАВАЙТЕ ПРОВЕРИМ, ПРАВЫ ЛИ ВЫ…

- Переверните голубой маршрутный лист.

ЧИТАЕТ УЧИТЕЛЬ ДО 1 ОСТАНОВКИ.

Жила на воле птичка,
Да вдруг попала в сеть.
И говорит охотник:
- Должна ты умереть!
- Помилуй! - просит птичка. -
Я ростом с ноготок,
Всего комочек пуха
Да мяса на глоток.

Пусти меня на волю,
Доволен будешь сам.
Хороших три урока
Тебе за это дам.

 Охотник удивился:
- Ты - пташка с ноготок.
Какой же человеку
Ты можешь дать урок?

- Оправдались ли ваши предположения? Какие? А что вы еще заметили?  ( похожа на притчу о птичке)

- Что же случилось с птичкой?

- Как угрожает охотник птице? (Прочит.)

- О чем умоляет птичка?

- Что обещает птичка за свободу?

- Как вы думаете - какой урок могла дать пташка?

- Как бы вы назвали прочитанную сейчас часть, если помнить, что птичка еще в руках охотника ? Внесите это название в ваши маршр. листы ( в тетради).

- Прочитаем отрывок по ролям.

- Как вы думаете: как будет развиваться действие дальше? ( предположения детей)

- ПРОВЕРИМ ВАШИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ.

- Возьмите в руки белый маршрутный лист и переверните. (Дети чит. про себя).

          - Начнем, - сказала птичка. -

           Запомни мой совет;

                      Жалеть о том не надо,

                      Чего уж больше нет.

                      Сказал охотник: - Правда.

                      Разумен твой совет.

                      Жалеть о том не надо,

                      Чего уж больше нет.

                      - Затем, - щебечет птичка, -

                      Не стоит портить кровь,

                      Стараясь понапрасну

                      Вернуть былое вновь.

                      Сказал охотник: - Верно.

                      Не стоит портить кровь,

                      Стараясь понапрасну

                      Вернуть былое вновь.

                      Щебечет птичка: - Слушай

                      Последний мой совет:

                      Не верь досужим бредням.

                      Чудес на свете нет.

                      Сказал охотник: - Дельно.

                      Запомню твой совет.

                      Не надо верить бредням.

                      Чудес на свете нет.

                      Спасибо за науку.

                      Счастливого пути.

                      Да в сети к птицелову

                      Опять не залети!

- Верны ли были наши предположения?

- Как вы понимаете каждый совет птички?

- Что делал охотник, чтобы запомнить советы птички? (Он их повторял и соглашался со всеми ее советами).

- Как вы думаете, остался охотник доволен этой наукой? Откуда это видно? Прочитайте.

-  Как можно озаглавить эту часть? (Советы за свободу).

- Внесите это название в ваши маршр. листы ( в тетради).

- Как вы думаете: как будет развиваться действие дальше? ( предположения детей)

- ПРОВЕРИМ ВАШИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ.

- Возьмите в руки оранжевый маршрутный лист и переверните. (Дети чит. вслух по отрывкам на усмотрение учителя).

          Вспорхнув на ветку, птичка

                      Промолвила: - Дурак!

                      Тебя я обманула,

                      А ты попал впросак.

                      Вернись ко мне скорей.

                      Отцом тебе я буду.

                      Ты - доченькой моей.

                      И ветку золотую

                      Тебе я закажу,

                      И в клетку золотую

                      Тебя я посажу!..

                      А птичка отвечает:

                      - Ты так же глуп, как был,

                      Все три моих урока

                      Сейчас же позабыл.

                      В награду за науку

                      Лететь ты мне велел,

                      А сам через минуту

                      Об этом пожалел.

                      Еще я не успела

                      Пуститься в дальний путь,

                      А ты уже задумал

                      Прошедшее вернуть!

                   

- Оправдались ли ваши предположения? Какие?

- Что могло вас рассмешить?(Желание охотника стать отцом).

- Почему он хотел им стать?

- А для чего птичка решила обмануть охотника? (Чтобы проверить усвоения  советов).

- Усвоил ли охотник урок? Почему?

- Как можно озаглавить эту часть? (Ты так же глуп как был).

-Внесите это название в ваши маршр. листы ( в тетради).

- Мы прочитали сказку полностью. Давайте попробуем описать героев. Выберите слова написанные для охотника и для птички:

Охотник - глупый, простодушный, несмышленый, неразумный.

Птичка – мудрая, умная, толковая, рассудительная.

- А чему вас научила эта сказка? (Не быть таким наивным, как охотник).

- Что высмеивает автор в лице охотника? (Глупость)

- Для того, чтобы нам не допускать таких же глупых ошибок, почаще вспоминайте пташку и охотника.

- А кому бы вы посоветовали такую сказку?

- Чем наша сказка отличается от предыдущих? Как она написана?

Оценивание работы уч-ся.

- Выберите для себя вариант д/з.

1.Подготовиться к выразительному чтению по ролям.

2. Выучить 1  любой отрывок наизусть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Говори мало, слушай много, а думай еще больше.

Слайд 3

Сказка о глупости. Иван Яковлевич Франко (Перевёл С.Я.Маршак)

Слайд 4

Глупость - умственная ограниченность, неспособность к здравому рассуждению.

Слайд 5

Сказка о глупости. Иван Яковлевич Франко (Перевёл С.Я.Маршак)

Слайд 6

И.Я. Франко родился в селе Нагуевичи Львовской области, родился в семье кузнеца. Окончил гимназию.В 1875 поступил на философа Львовский университет. Писать начал еще в гимназии в студенческие годы. В 1905-1907г. И. Франко главное внимание уделял литературному творчеству, переводам (с русского, польского, немецкого, английского, французкого, ческого, словацкого языков; переводил Г. Гейнэ, У. Шекспира, А.С.Пушкина.) Лучшие произведения переведены на многие языки народов. В городе Львове открыт литературный музей И.Я.Франко .

Слайд 7

Здание литературно -мемориального музея И . Франко .

Слайд 8

Музей – жилище семьи Ивана Франко открыт в 1992 году. Помещение построено в 1935 году. В музее- жилище открыто четыре комнаты.

Слайд 9

В 1964 году во Львове открыт памятник Ивану Франко . Могила И.Франко

Слайд 10

Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) русский поэт; Переводчик.

Слайд 11

Сказка о глупости. 1. Птичка в неволе.

Слайд 12

2. Советы за свободу.

Слайд 13

3. «Ты так же глуп, как был».

Слайд 14

Какой была птичка? А охотник? Охотник Птичка простодушный вольнолюбивая несмышленый рассудительная неразумный мудрая глупый умная добрый толковая – ,,. ( запишем в тетрадь на с. 36)

Слайд 15

Домашнее задание: 1. Подготовиться к выразительному чтению сказки по ролям. 2. Выучить 1 любой отрывок сказки наизусть. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения 2 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100» Тема урока: «Карлсон - воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 4. Легендарные голоса»

Урок чтения 2 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100»  Тема урока: «Карлсон - воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 4. Легендарные голоса»...

Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"

Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....

Интегрированный урок -путешествие "Подарки нашим мамам" , урок чтения ,2 класс.

Урок - путешествие рекомендую проводить с приглашением мам учеников. Урок -подарок для любимых мамочек в День матери или  к 8 марта....

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

Урок чтения 1 класс "Чтение слогов, слов и предложений с буквой Ф, ф.

Урок закрепления изученной буквы. Сопровождается с флипчартом (интерактивная доска)...

Урок чтения 3 класс. Семейное чтение. Н.Носов Карасик. Смысл поступка.

Конспект урока по литературному чтению 3 класс к авторской программе Л.Ф.Климановой, Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий ...

Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Д,д"

Чтение. Урок-сказка "Чтение слов с буквой Д,д"...