Урок литературного чтения в 4 классе "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Урок литературного чтения в 4 классе с элементами духовно-нравственного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_v_4_klasse.docx | 28.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Верхнеспасская СОШ
Урок литературного чтения по теме
«А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой»
с элементами духовно-нравственного воспитания
(с обучающимися 4 класса)
Разработала
учитель начальных классов
МБОУ Верхнеспасской СОШ
Рассказовского района
Алпацкая О.С.
Урок литературного чтения в 4 классе по теме «А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой»
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Цель урока: сравнение сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» с народной сказкой.
Личностные результаты:
- проявлять интерес к чтению и изучению сказок русских и зарубежных писателей, сравнивать сказки разных народов, прививать навыки нравственного поведения;
Метапредметные результаты:
- планировать свою деятельность по решению учебной задачи, контролировать свою деятельность в связи с поставленной задачей;
- сравнивать русские и зарубежные сказки, выявлять общие мотивы, сопоставлять сюжеты, характеризовать героев;
- работать в паре, группе.
Предметные результаты:
- анализировать текст сказки, выявлять основные специфические особенности сказочного текста;
- сравнивать сказки русских и зарубежных писателей.
Оборудование:
Тексты сказок:
- Братьев Гримм “Белоснежка”;
- А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.
- Таблицы для сравнительного анализа.
Ход урока.
Вступительная часть урока.
- Какое домашнее задание требовалось выполнить?
– Кто готовил выразительное чтение фрагментов сказки?
- Почему были выбраны именно эти фрагменты?
- Кто нарисовал иллюстрации к понравившимся фрагментам сказки?
- Какие фрагменты сказки были проиллюстрированы?
Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Когда мы читаем народную волшебную сказку, то попадаем в удивительный мир. Давайте вспомним, а какими признаками отличается народная волшебная сказка?
Дети:
1. В ней есть сказочное место действия: тридевятое царство, подводное царство и т.д.
2. В ней есть фантастические персонажи: леший, колдунья и т.д.
3. В волшебной сказке случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных и т.д.
4. Иногда им помогают волшебные предметы или волшебные слова.
Учитель: Эти знания пригодятся вам сегодня на уроке.
Постановка учебной задачи:
- Чем похожа сказка Пушкина на народные волшебные сказки и чем отличаются от них.
Введение нового материала.
Учитель: Для ответа на этот вопрос обратимся к сопоставлению сказки братьев Гримм “Белоснежка” (обработанный народный вариант) и литературной сказки А.С. Пушкина. (Дети прочитали заранее сказку братьев Гримм и “Сказку о мертвой царевне” А.С. Пушкина. На партах у каждого тексты обеих сказок).
Напомню вам, что немецкие ученые-филологи братья Гримм записывали сказки от народных сказителей, сознательно стремясь сохранить народный дух и народный язык. Позднее они лишь обработали услышанные и записанные варианты, придав им литературную форму. Поэтому сказки немецких ученых можно рассматривать как литературно обработанные варианты народных сказок. С русскими сказками подобную работу провели известнейший русский фольклорист Александр Николаевич Афанасьев и позднее писатель Алексей Николаевич Толстой.
Сказки братьев Гримм были опубликованы в 10-20-х годах XIX века, т.е. раньше, чем сказка Пушкина (1833 г.). Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом сказки. Также нам известно об интересе Пушкина к русским народным сказкам, песням, преданиям, к истории родной страны. Много времени Александр Сергеевич отдавал собиранию и изучению архивов и исторических материалов о великих деятелях русской истории – Петре I, Пугачеве, Борисе Годунове. В своих произведениях писатель прославлял не только великих царей и полководцев, но и талант, самобытность простого русского человека. В селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с толпой людей, подпевая нищим слепцам, прислушиваясь к меткому народному слову. Вспомним, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: “Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!” Пушкин создал пять замечательных литературных сказок, “пропитанных русским духом”. Вспомните их.
Дети:
“Сказка о рыбаке и рыбке”
“Сказка о мертвой царевне…”
“Сказка о попе и работнике его Балде”
“Сказка о царе Салтане…”
“Сказка о золотом петушке”
Основная часть урока
Сопоставительный анализ.
Что общего в этих сказках?
Учитель: Сравните сказку Пушкина со сказкой братьев Гримм.
(Дети заполняют таблицу, отпечатанную для каждого, у учителя – таблица на доске).
Что общего в этих сказках? |
1. Герои: |
2. События: |
Учитель: Назовите героев, которые есть в обеих сказках. Докажите цитатой их текста.
Дети: Мать, мачеха, жених, семь друзей.
Учитель: Есть ли похожие события?
Дети: Падчерица изгоняется мачехой из дома, находит приют в лесу, мачеха хочет ее убить, героиню выручают друзья, а затем оживляет принц.
Чем различаются сказки?
Сказка братьев Гримм | Сказка Пушкина |
1. 7 гномов. |
|
2. Мачеха трижды пытается убить падчерицу. |
|
3. Принц случайно находит Белоснежку. |
|
4. Жестокий финал: мачеху убивают. |
|
5. Сказка написана в прозе. |
|
Учитель: Попробуйте самостоятельно дополнить таблицу, сопоставив первые три пункта.
Проверим.
Дети:
1. Семь богатырей.
2. Чернавка приходит один раз с яблочком.
3. Жених, королевич Елисей, долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру.
Учитель: Давайте вместе сопоставим следующие пункты.
В итоге таблица выглядит следующим образом.
Сказка братьев Гримм | Сказка Пушкина |
1. 7 гномов. | 1. Семь богатырей. |
2. Мачеха трижды пытается убить падчерицу. | 2.Чернавкаа приходит один раз с яблочком. |
3. Принц случайно находит Белоснежку. | 3. Жених, королевич Елисей, долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру. |
4. Жестокий финал: мачеху убивают. | Мачеха умирает от тоски и зависи. |
5. Сказка написана в прозе. | Написана в стихах, красивым литературным языком. |
Учитель: Как вы считаете, сказка Пушкина – пересказ народной сказки или авторская, литературная сказка?
Дети: Поэт создает свою неповторимую сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом, и героями, и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна.
Учитель: Как вы думаете, зачем Пушкин пересказал сказку братьев Гримм?
Дети: Братья Гримм написали сказку о своем народе, для немецких слушателей, а Пушкин – о русских людях.
Учитель: Как это показано в тексте?
Дети: Богатыри, терем, троекратное обращение Елисея к силам природы, народные выражения.
Учитель: Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить свои собственные идеалы, мысли, представления о жизни.
Сказка братьев Гримм рассказывается ради традиционно народной идеи: наказание, и порой очень жестокое, злых сил и вознаграждение слабых и беззащитных.
В отличие от сказки братьев Гримм, сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта - она прославляет человеческую верность и любовь. Мотив поисков своей возлюбленной королевичем Елисеем – пушкинское “добавление” к народному сюжету. Теме любви и верности посвящена и начальная картина смерти родной матери царевны (“восхищенья не снесла”). С этой же темой связаны взаимоотношения царевны и богатырей, их сватовство, отсутствующие в сказке “Белоснежка”. Темой преданности и любви продиктовано включение в сказку образа верного пса Соколко, погибающего ради своей хозяйки.
Физкультминутка «Волшебная поляна»
Анализ образа главной героини.
Учитель: В каких русских народных сказках встречаются мачеха и падчерица?
Дети: “Морозко”, “Хаврошечка” . С Маршак «Двенадцать месяцев», Ш. Перро «Золушка».
Учитель: Какой в них изображается падчерица, мужикова дочка, Хаврошка, Золушка? Что их объединяет?
Дети: Скромной, доброжелательной, трудолюбивой, ласковой девушкой.
Учитель: Какой мы видим молодую царевну в сказке Пушкина?
Дети: Красивой, ласковой, нежной, Соблюдающей правила народного этикета (“честь хозяям отдала…”), трудолюбивой (“все порядком убрала”), религиозной (“засветила Богу свечку”), верной своему жениху (“Но другому я навечно отдана. Мне всех милей королевич Елисей”).
Учитель: То есть Пушкин продолжает фольклорные традиции, дополняя и углубляя их.
В пушкинской сказке мы чувствуем открытое авторское отношение к героине, чего не знает народная сказка. Автор нежно любит свою героиню и восхищается ею (“красавица – душа”, “милая девица”, “моя душа” и т.д.)
В целом поэт создает неповторимый индивидуальный характер “царевны молодой” с помощью детального описания ее внешности, речи, подробного изображения поведения героини, включает в текст сказки многочисленные авторские оценки, показывает отношение к героине других персонажей.
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- На следующем уроке мы будем сочинять рассказ о царевне. Приготовьтесь рассказать о ней, используя цитаты из текста.
Итог урока.
- Сегодня мы с вами определяли, чем сказка Пушкина похожа на народные волшебные сказки и чем отличается от них.
- Каким образом мы это делали? (Сравнивали сказку Пушкина и сказку братьев Гримм)
Работа в парах.
- Составить из слов на карточках пословицу.
Сказка - | намек - | да |
молодцам | ложь, | добрым |
в | урок. | ней |
- Прочитайте пословицу.
- Объясните смысл пословицы.
- Чему вас научила эта сказка?
Рефлексия «Поляна настроения» (ватман)
- Выразить свое настроение и впечатление от работы на уроке.
- Выбрать соответствующий символ и наклеить его на ромашку на ватмане:
|
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Спасибо всем. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина
К данному уроку прилагаются медиа слайды ( использовала иллюстрации художника Куркина Александра Михайловича).В ходе урока дети почувствуют волшебную музыку пушкинского стиха, порадуются т...
Технологическая карта урока по литературному чтению по программе "Планета Знаний" " А С Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
Первый урок. Знакомство со сказкой ....
Урок литературного чтения в 4 классе. Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина.
Урок литературного чтения в 4 классе.Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина....
Презентация к уроку литературного чтения "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
Презентация выполнена в Microsoft PowerPoint 97-2003. Состоит из 33 слайдов. 1 слайд содержит название, ОУ, ФИО автора-составителя, 2-31 - вопросы с 4-мя вариантами ответа, 32-33 - ключ к тесту. Данна...
Конспект урока литературного чтения 4 класс УМК Школа России "Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина".
Конспект урок литературного чтения в 4 классе.Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина. Цели урока: учить анализировать произведения.Образовательны...
Урок литературного чтения в 3 классе. Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина.
Урок разработан для учащихся 3 класса, УМК "Перспектива».Тип урока. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)Целями данного урока являются: знакомство с жизнью и...