Урок литературного чтения в 4 классе "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Алпацкая Ольга Семёновна

Урок литературного чтения в 4 классе с элементами духовно-нравственного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_v_4_klasse.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Верхнеспасская СОШ

Урок литературного чтения по теме 

«А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой»

с элементами духовно-нравственного воспитания

(с обучающимися 4 класса) 

Разработала

учитель начальных классов

МБОУ Верхнеспасской СОШ

Рассказовского района

 Алпацкая О.С.

Урок литературного чтения в 4 классе по теме «А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цель урока: сравнение сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»  с народной сказкой.

Личностные результаты:

 - проявлять интерес к чтению и изучению сказок русских и зарубежных писателей, сравнивать сказки разных народов, прививать навыки нравственного поведения;

Метапредметные результаты:

 - планировать свою деятельность по решению учебной задачи, контролировать свою деятельность в связи с поставленной задачей;

 - сравнивать русские и зарубежные сказки, выявлять общие мотивы, сопоставлять сюжеты, характеризовать героев;

 - работать в паре, группе.

Предметные результаты:

 - анализировать текст сказки, выявлять основные специфические особенности сказочного текста;

 - сравнивать сказки русских и  зарубежных писателей.

Оборудование:

Тексты сказок:

  • Братьев Гримм “Белоснежка”;
  • А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.
  • Таблицы для сравнительного анализа.

Ход урока.

Вступительная часть урока.

 - Какое домашнее задание требовалось выполнить?

– Кто готовил выразительное чтение фрагментов сказки?

 - Почему были выбраны именно эти фрагменты?

 - Кто нарисовал иллюстрации к понравившимся фрагментам сказки?

 - Какие фрагменты сказки были проиллюстрированы?

Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Когда мы читаем народную волшебную сказку, то попадаем в удивительный мир. Давайте вспомним, а какими признаками отличается народная волшебная сказка?

Дети:

1. В ней есть сказочное место действия: тридевятое царство, подводное царство и т.д.

2. В ней есть фантастические персонажи: леший, колдунья и т.д.

3. В волшебной сказке случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных и т.д.

4. Иногда им помогают волшебные предметы или волшебные слова.

Учитель: Эти знания пригодятся вам сегодня на уроке.

Постановка учебной задачи:

 - Чем похожа сказка Пушкина на народные волшебные сказки и чем отличаются от них.

Введение нового материала.

Учитель: Для ответа на этот вопрос обратимся к сопоставлению сказки братьев Гримм “Белоснежка” (обработанный народный вариант) и литературной сказки А.С. Пушкина. (Дети прочитали заранее сказку братьев Гримм и “Сказку о мертвой царевне” А.С. Пушкина. На партах у каждого тексты обеих сказок).

Напомню вам, что немецкие ученые-филологи братья Гримм записывали сказки от народных сказителей, сознательно стремясь сохранить народный дух и народный язык. Позднее они лишь обработали услышанные и записанные варианты, придав им литературную форму. Поэтому сказки немецких ученых можно рассматривать как литературно обработанные варианты народных сказок. С русскими сказками подобную работу провели известнейший русский фольклорист Александр Николаевич Афанасьев и позднее писатель Алексей Николаевич Толстой.

Сказки братьев Гримм были опубликованы в 10-20-х годах XIX века, т.е. раньше, чем сказка Пушкина (1833 г.). Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом сказки. Также нам известно об интересе Пушкина к русским народным сказкам, песням, преданиям, к истории родной страны. Много времени Александр Сергеевич отдавал собиранию и изучению архивов и исторических материалов о великих деятелях русской истории – Петре I, Пугачеве, Борисе Годунове. В своих произведениях писатель прославлял не только великих царей и полководцев, но и талант, самобытность простого русского человека. В селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с толпой людей, подпевая нищим слепцам, прислушиваясь к меткому народному слову. Вспомним, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: “Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!” Пушкин создал пять замечательных литературных сказок, “пропитанных русским духом”. Вспомните их.

Дети:

“Сказка о рыбаке и рыбке”

“Сказка о мертвой царевне…”

“Сказка о попе и работнике его Балде”

“Сказка о царе Салтане…”

“Сказка о золотом петушке”

Основная часть урока

Сопоставительный анализ.

Что общего в этих сказках?

Учитель: Сравните сказку Пушкина со сказкой братьев Гримм.

(Дети заполняют таблицу, отпечатанную для каждого, у учителя – таблица на доске).

Что общего в этих сказках?

1. Герои:

2. События:

Учитель: Назовите героев, которые есть в обеих сказках. Докажите цитатой их текста.

Дети: Мать, мачеха, жених, семь друзей.

Учитель: Есть ли похожие события?

Дети: Падчерица изгоняется мачехой из дома, находит приют в лесу, мачеха хочет ее убить, героиню выручают друзья, а затем оживляет принц.

Чем различаются сказки?

Сказка братьев Гримм

Сказка Пушкина

1. 7 гномов.

 

2. Мачеха трижды пытается убить падчерицу.

 

3. Принц случайно находит Белоснежку.

 

4. Жестокий финал: мачеху убивают.

 

5. Сказка написана в прозе.

 

Учитель: Попробуйте самостоятельно дополнить таблицу, сопоставив первые три пункта.

Проверим.

Дети:

1. Семь богатырей.

2. Чернавка приходит один раз с яблочком.

3. Жених, королевич Елисей, долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру.

Учитель: Давайте вместе сопоставим следующие пункты.

В итоге таблица выглядит следующим образом.

Сказка братьев Гримм

Сказка Пушкина

1. 7 гномов.

1. Семь богатырей.

2. Мачеха трижды пытается убить падчерицу.

2.Чернавкаа приходит один раз с яблочком.

3. Принц случайно находит Белоснежку.

3. Жених, королевич Елисей, долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру.

4. Жестокий финал: мачеху убивают.

Мачеха умирает от тоски и зависи.

5. Сказка написана в прозе.

Написана в стихах, красивым литературным языком.

Учитель: Как вы считаете, сказка Пушкина – пересказ народной сказки или авторская, литературная сказка?

Дети: Поэт создает свою неповторимую сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом, и героями, и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна.

Учитель: Как вы думаете, зачем Пушкин пересказал сказку братьев Гримм?

Дети: Братья Гримм написали сказку о своем народе, для немецких слушателей, а Пушкин – о русских людях.

Учитель: Как это показано в тексте?

Дети: Богатыри, терем, троекратное обращение Елисея к силам природы, народные выражения.

Учитель: Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить свои собственные идеалы, мысли, представления о жизни.

Сказка братьев Гримм рассказывается ради традиционно народной идеи: наказание, и порой очень жестокое, злых сил и вознаграждение слабых и беззащитных.

В отличие от сказки братьев Гримм, сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта - она прославляет человеческую верность и любовь. Мотив поисков своей возлюбленной королевичем Елисеем – пушкинское “добавление” к народному сюжету. Теме любви и верности посвящена и начальная картина смерти родной матери царевны (“восхищенья не снесла”). С этой же темой связаны взаимоотношения царевны и богатырей, их сватовство, отсутствующие в сказке “Белоснежка”. Темой преданности и любви продиктовано включение в сказку образа верного пса Соколко, погибающего ради своей хозяйки.

Физкультминутка «Волшебная поляна»

Анализ образа главной героини.

Учитель: В каких русских народных сказках встречаются мачеха и падчерица?

Дети: “Морозко”, “Хаврошечка” . С Маршак «Двенадцать месяцев»,  Ш. Перро «Золушка».

Учитель: Какой в них изображается падчерица, мужикова дочка, Хаврошка, Золушка? Что их объединяет?

Дети: Скромной, доброжелательной, трудолюбивой, ласковой девушкой.

Учитель: Какой мы видим молодую царевну в сказке Пушкина?

Дети: Красивой, ласковой, нежной, Соблюдающей правила народного этикета (“честь хозяям отдала…”), трудолюбивой (“все порядком убрала”), религиозной (“засветила Богу свечку”), верной своему жениху (“Но другому я навечно отдана. Мне всех милей королевич Елисей”).

Учитель: То есть Пушкин продолжает фольклорные традиции, дополняя и углубляя их.

В пушкинской сказке мы чувствуем открытое авторское отношение к героине, чего не знает народная сказка. Автор нежно любит свою героиню и восхищается ею (“красавица – душа”, “милая девица”, “моя душа” и т.д.)

В целом поэт создает неповторимый индивидуальный характер “царевны молодой” с помощью детального описания ее внешности, речи, подробного изображения поведения героини, включает в текст сказки многочисленные авторские оценки, показывает отношение к героине других персонажей.

Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- На следующем уроке мы будем сочинять рассказ о царевне. Приготовьтесь рассказать о ней, используя цитаты из текста.

Итог урока.

- Сегодня мы с вами определяли, чем сказка Пушкина похожа на народные волшебные сказки и чем отличается от них.

-  Каким образом мы это делали? (Сравнивали сказку Пушкина и сказку братьев Гримм)

Работа в парах.

- Составить из слов на карточках пословицу.

Сказка -

намек -

да

молодцам

ложь,

добрым

в

урок.

ней

- Прочитайте  пословицу.

- Объясните смысл пословицы.

- Чему вас научила эта сказка?

Рефлексия «Поляна настроения» (ватман)

- Выразить свое настроение и впечатление от работы на уроке.

- Выбрать соответствующий символ и наклеить его на ромашку на ватмане:                                                                                                                              

  • я  работал  с увлечением весь урок  

  • я иногда работал с интересом

  • мне было скучно

 - Понравился ли вам сегодняшний урок?

 - Спасибо всем. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина

К данному уроку  прилагаются медиа слайды ( использовала иллюстрации художника Куркина Александра Михайловича).В ходе урока дети почувствуют волшебную музыку пушкинского стиха, порадуются т...

Урок литературного чтения в 4 классе. Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина.

Урок литературного чтения в 4 классе.Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина....

Презентация к уроку литературного чтения "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Презентация выполнена в Microsoft PowerPoint 97-2003. Состоит из 33 слайдов. 1 слайд содержит название, ОУ, ФИО автора-составителя, 2-31 - вопросы с 4-мя вариантами ответа, 32-33 - ключ к тесту. Данна...

Конспект урока литературного чтения 4 класс УМК Школа России "Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина".

Конспект урок литературного чтения в 4 классе.Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина.  Цели урока: учить анализировать произведения.Образовательны...

Урок литературного чтения в 3 классе. Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина.

Урок разработан для учащихся 3 класса, УМК "Перспектива».Тип урока. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)Целями данного урока являются: знакомство с жизнью и...