"Скороговорки, считалки и небылицы ".
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Кулиш Нина Николаевна

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса. "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_dlya_moego_sayta.docx38.89 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель КулишН.Н.

Предмет:литературное  чтение

Учебно- методический комплекс «Школа России»

Класс:2

Тема: "Скороговорки, считалки и небылицы "

 Цели 1. Продолжить знакомство обучающихся с устным народным творчеством: считалками скороговорками  и небылицами.

  2. Развивать  наблюдательность, умения сравнивать, анализировать, обобщать, работать в группе, находить в тексте непонятные слова и выражения и выяснять их смысл.  

3. Воспитывать  интерес  к жанрам устного народного творчества, потребности больше читать, пробовать самим сочинять считалки и небылицы.

Тип урока: усвоение новых знаний

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

- создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Предметные:

-  знать жанровые особенности считалок, скороговорок  и небылиц;

 читать считалку ритмически;

 - сочинять тексты в жанре небылицы;

Метапредметные:

- формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

- учить соблюдению правил работы в группах,  учиться договариваться и приходить к  общему решению в совместной деятельности.

- развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения.

Оборудование: электронное приложение к учебнику,песня В.Шаинского «Небылицы», карточки  для работы в группах.

Ход урока

1. Орг. момент

-Начинаем наш  урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Если постараться,

За работу дружно взяться.

2.Актуализация знаний..

- Прочитайте слово записанное на доске

Ф_ЛЬКЛ_Р

-Какие буквы пропущены?

-Что обозначает это слово?

-   Какие произведения фольклора вам знакомы?

 (жанры устного народного творчества)

 - Определите, к каким жанрам относятся следующие строки?

а) «Кто, угадай-ка, седая хозяйка: тряхнет перинки, над миром пушинки».  (Загадка).

б) «Проворонила ворона вороненка».  (Скороговорка).

в) «Нет друга – ищи, а нашел – береги».  ( Пословица).

г) «Дон-дон-дон! Загорелся кошкин дом.

Бежит курица с ведром, заливать кошкин дом».  ( Потешка).

д) «Жили-были муж да жена. Иван да Марья. Все бы хорошо, да детей нет. Наступила зима. Иван с Марьей у окошка сидели, на чужих ребят смотрели. Иван и говорит:

– Пойдем, Марьюшка, слепим бабу из снега.

– Пойдем, только давай не бабу, а дитя малое из снега вылепим – доченьку…  (Сказка).

  –  Когда и как проходило ваше знакомство с произведениями устного народного творчества?  Где , кроме уроков литературы, вы ещё встречались с этими произведениями  в нашей жизни?

Речевая разминка.Живут у меня кукушки-

        Варят галушки.

        Пекут пампушки,

        Поют частушки.

        Хорошие подружки-

        Пёстрые кукушки.

Догадайтесь,что это?(Скороговорки).Читаем с разной интонацией,с разной скоростью. Для чего нужны скороговорки? (Для отработки правильной дикции.)

3.Мотивация.–Ребята, вы любите играть? Что нужно сделать, чтобы выбрать водящего в игре? Откуда вы знаете считалки? Можно ли их назвать произведениями устного народного творчества.?

Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока.

4Усвоение новых знаний.

Работа с учебником с.22

Прочитайте произведения в учебнике. Какие из них являются считалками? Как определили? (У считалок чёткий ритм.)

 Работа с учебником с.23

-Как вы думаете,что мы прочитали? Это небылица.

-Каким словом его можно заменить?(Фантазия,сказка, выдумка)

Чтение небылиц по карточкам.

Ехала деревня

Мимо мужика.

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Дубина выбегает

С мальчиком в руках

А за ним тулупчик

С бабой на плечах.

Деревня закричала:

«Мужики горят!»

Сарафаны в бабах на

пожар спешат.

-Представьте, что это быль. В чём отличие от небылицы?

(исчезли юмор, хорошее настроение)

-Для чего же придумывали люди небылицы? (Для веселья и смеха)

Физминутка.

Для  хорошей работы головного мозга   потрите носик ладошкой влево 5раз и вправо 5раз.

Упражнение для снятия общего утомления.

«Мышонок крадётся, бежит, танцует»

5Первичное закрепление.

Презентация « Жанры устного народного творчества»

Работа с текстом и вопросами учебника с 22-.23

Чтение считалок, небылиц.

Ответы на вопросы с.22-23

– Послушайте песню  В.Шаинского «Небылицы»

6.Закрепление изученного материала

Работа в группах по карточкам: определить  жанр устного народного творчества.

1.Рано утром, вечерком

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

А за нею во всю прыть

Тихими шагами

Волк старался переплыть

Миску с пирогами.     (небылица)

2.Ехал грека через реку.

Видит грека: в реке рак.

Сунул грека руку в реку

Рак за руку греку- цап.        (скороговорка)

3.На пригорке у Егорки

   Есть конёк- горбунок.

  Кто коня запряжёт,

Нам подарки привезёт!

Раз,два,три,четыре,пять,

Отправляйся запрягать.   (считалка)

.

7.Итог урока. Рефлексия

– О каких малых жанрах устного народного творчества шёл разговор на уроке?

– В чём особенность каждого жанра?

–Какое задание на уроке было самым интересным?

За что  вы можете похвалить себя?

8. Домашнее задание. Выучить наизусть одну  считалку или небылицу.

Попробуйте создать свои считалки и небылицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение 2 класс "Считалки и небылицы"

Литературное чтение 2 класс по УМК Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.  "Считалки и небылицы"...

Презентация "Поговорки. Считалки. Небылицы."

Презентация к уроку по литературному чтению 2 класс. "Устное народное творчество. Поговорки. Считали. Небылицы"...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Автор, герой, персонаж. Малые жанры фольклора: загадка, скороговорка, считалка, пословица, поговорка».

Предмет: Литературное чтение.Класс: 1-3Тема: «Автор, герой, персонаж. Малые жанры фольклора: загадка, скороговорка, считалка, пословица, поговорка».Тип урока: изучение нового материала.Цель деятельнос...

Скороговорки, считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества 2 класс

Скороговорки, считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества 2 класс...

Статья "Скороговорки, считалки, небылицы.

Статья   по устному народному творчесву в группе продленного дня "Скороговорки, считалки, небылицы."...

Конспект урока литературного чтения по теме: Устное народное творчество. Считалки и небылицы.

Конспект урока литературного чтения.Тема: Устное народное творчество.Считалки и небылицы.УМК "Школа России" ,2 класс....