"Скороговорки, считалки и небылицы ".
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект урока по литературному чтению для 2 класса. "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_dlya_moego_sayta.docx | 38.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель КулишН.Н.
Предмет:литературное чтение
Учебно- методический комплекс «Школа России»
Класс:2
Тема: "Скороговорки, считалки и небылицы "
Цели 1. Продолжить знакомство обучающихся с устным народным творчеством: считалками скороговорками и небылицами.
2. Развивать наблюдательность, умения сравнивать, анализировать, обобщать, работать в группе, находить в тексте непонятные слова и выражения и выяснять их смысл.
3. Воспитывать интерес к жанрам устного народного творчества, потребности больше читать, пробовать самим сочинять считалки и небылицы.
Тип урока: усвоение новых знаний
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
- создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Предметные:
- знать жанровые особенности считалок, скороговорок и небылиц;
читать считалку ритмически;
- сочинять тексты в жанре небылицы;
Метапредметные:
- формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- учить соблюдению правил работы в группах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения.
Оборудование: электронное приложение к учебнику,песня В.Шаинского «Небылицы», карточки для работы в группах.
Ход урока
1. Орг. момент
-Начинаем наш урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Если постараться,
За работу дружно взяться.
2.Актуализация знаний..
- Прочитайте слово записанное на доске
Ф_ЛЬКЛ_Р
-Какие буквы пропущены?
-Что обозначает это слово?
- Какие произведения фольклора вам знакомы?
(жанры устного народного творчества)
- Определите, к каким жанрам относятся следующие строки?
а) «Кто, угадай-ка, седая хозяйка: тряхнет перинки, над миром пушинки». (Загадка).
б) «Проворонила ворона вороненка». (Скороговорка).
в) «Нет друга – ищи, а нашел – береги». ( Пословица).
г) «Дон-дон-дон! Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром, заливать кошкин дом». ( Потешка).
д) «Жили-были муж да жена. Иван да Марья. Все бы хорошо, да детей нет. Наступила зима. Иван с Марьей у окошка сидели, на чужих ребят смотрели. Иван и говорит:
– Пойдем, Марьюшка, слепим бабу из снега.
– Пойдем, только давай не бабу, а дитя малое из снега вылепим – доченьку… (Сказка).
– Когда и как проходило ваше знакомство с произведениями устного народного творчества? Где , кроме уроков литературы, вы ещё встречались с этими произведениями в нашей жизни?
Речевая разминка.Живут у меня кукушки-
Варят галушки.
Пекут пампушки,
Поют частушки.
Хорошие подружки-
Пёстрые кукушки.
Догадайтесь,что это?(Скороговорки).Читаем с разной интонацией,с разной скоростью. Для чего нужны скороговорки? (Для отработки правильной дикции.)
3.Мотивация.–Ребята, вы любите играть? Что нужно сделать, чтобы выбрать водящего в игре? Откуда вы знаете считалки? Можно ли их назвать произведениями устного народного творчества.?
Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока.
4Усвоение новых знаний.
Работа с учебником с.22
–Прочитайте произведения в учебнике. Какие из них являются считалками? Как определили? (У считалок чёткий ритм.)
Работа с учебником с.23
-Как вы думаете,что мы прочитали? Это небылица.
-Каким словом его можно заменить?(Фантазия,сказка, выдумка)
Чтение небылиц по карточкам.
Ехала деревня
Мимо мужика.
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Дубина выбегает
С мальчиком в руках
А за ним тулупчик
С бабой на плечах.
Деревня закричала:
«Мужики горят!»
Сарафаны в бабах на
пожар спешат.
-Представьте, что это быль. В чём отличие от небылицы?
(исчезли юмор, хорошее настроение)
-Для чего же придумывали люди небылицы? (Для веселья и смеха)
Физминутка.
Для хорошей работы головного мозга потрите носик ладошкой влево 5раз и вправо 5раз.
Упражнение для снятия общего утомления.
«Мышонок крадётся, бежит, танцует»
5Первичное закрепление.
Презентация « Жанры устного народного творчества»
Работа с текстом и вопросами учебника с 22-.23
Чтение считалок, небылиц.
Ответы на вопросы с.22-23
– Послушайте песню В.Шаинского «Небылицы»
6.Закрепление изученного материала
Работа в группах по карточкам: определить жанр устного народного творчества.
1.Рано утром, вечерком
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
А за нею во всю прыть
Тихими шагами
Волк старался переплыть
Миску с пирогами. (небылица)
2.Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак.
Сунул грека руку в реку
Рак за руку греку- цап. (скороговорка)
3.На пригорке у Егорки
Есть конёк- горбунок.
Кто коня запряжёт,
Нам подарки привезёт!
Раз,два,три,четыре,пять,
Отправляйся запрягать. (считалка)
.
7.Итог урока. Рефлексия
– О каких малых жанрах устного народного творчества шёл разговор на уроке?
– В чём особенность каждого жанра?
–Какое задание на уроке было самым интересным?
За что вы можете похвалить себя?
8. Домашнее задание. Выучить наизусть одну считалку или небылицу.
Попробуйте создать свои считалки и небылицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение 2 класс "Считалки и небылицы"
Литературное чтение 2 класс по УМК Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. "Считалки и небылицы"...
Презентация "Поговорки. Считалки. Небылицы."
Презентация к уроку по литературному чтению 2 класс. "Устное народное творчество. Поговорки. Считали. Небылицы"...
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Автор, герой, персонаж. Малые жанры фольклора: загадка, скороговорка, считалка, пословица, поговорка».
Предмет: Литературное чтение.Класс: 1-3Тема: «Автор, герой, персонаж. Малые жанры фольклора: загадка, скороговорка, считалка, пословица, поговорка».Тип урока: изучение нового материала.Цель деятельнос...
Скороговорки, считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества 2 класс
Скороговорки, считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества 2 класс...
Статья "Скороговорки, считалки, небылицы.
Статья по устному народному творчесву в группе продленного дня "Скороговорки, считалки, небылицы."...
Конспект урока литературного чтения по теме: Устное народное творчество. Считалки и небылицы.
Конспект урока литературного чтения.Тема: Устное народное творчество.Считалки и небылицы.УМК "Школа России" ,2 класс....
Методическая копилка Скороговорки. Считалки. Физминутки. Развивающие игры. Конкурсы и эстафеты.
Методическая помощь для учителей начальных классов....
- Мне нравится (1)