Рабочая программа "Литературное чтение" 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс)
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, (Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011 г.), к учебнику : Климанова Л.Ф., Литературное чтение 4 класс, (ч.1,ч.2,)М. «Просвещение», 2012г. Примерной основной образовательной программы МБОУ «Приреченская СОШ» на 2019-2020уч. год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 553.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, (Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011 г.), к учебнику : Климанова Л.Ф., Литературное чтение 4 класс, (ч.1,ч.2,)М. «Просвещение», 2012г. Примерной основной образовательной программы МБОУ «Приреченская СОШ» на 2019-2020уч. год.
Курс «Литературное чтение» в 4 классе рассчитан на 102 ч. (3 часа в неделю,34 учебные недели)
Содержание учебного предмета
Летописи. Былины. Жития.
А.С. Пушкин «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»? «И вспомнил Олег коня своего».
Былина. «Ильины три поездочки»
Древнерусская литература. «Житие Сергия Радонежского».
Чудесный мир классики.
П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».
А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..».
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик-Кериб».
Л.Н. Толстой «Детство».
Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень».
А.П. Чехов «Мальчики».
Поэтическая тетрадь.
Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».
А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь».
Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…».
А.Н. Плещеев «Дети и птичка».
И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…».
Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…».
И.А. Бунин «Листопад».
Литературные сказки.
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
П.П. Бажов «Серебряное копытце».
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Делу время – потехе час.
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
В.Ю. Драгунский «Главные реки».
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».
В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».
Страна детства.
Б.С. Житков «Как я ловил человечков».
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
М.М. Зощенко «Ёлка».
В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».
С.А. Есенин «Бабушкины сказки».
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».
Поэтическая тетрадь.
В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская»
С.А.Есенин «Бабушкины сказки»
М.И.Цветаева «Бежит тропика с бугорка», «Наши царства»
Природа и мы.
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
А.И. Куприн «Барбос и Жулька».
М.М. Пришвин «Выскочка».
Е.И. Чарушин «Кабан».
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь.
Б.Л. Пастернак «Золотая осень».
Д.Б. Кедрин «Бабье лето».
С.А. Клычкова «Весна в лесу».
Н.М. Рубцов «Сентябрь».
С.А. Есенин «Лебёдушка».
Родина.
И.С. Никитин «Русь».
С.Д. Дрожжин «Родине».
А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».
Б.А. Слуцкий «Лошади в океане».
Страна Фантазия.
Е.С.Велтистов «Приключения Электроника».
Кир Булычёв «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература.
Д. Свифт «Путешествие Гулливера».
Г.-Х. Андерсен «Русалочка».
М. Твен «Приключения Тома Сойера».
С.Лагерлёф «Святая ночь». «Сказания о Христе.» «В Назарете».
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения план факт | |||||
Вводный урок по курсу литературного чтения. | |||||||||
1 | 1 | Введение. Знакомство с учебником по литературному чтению. | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника | ||||||
Летописи, былины, жития. | |||||||||
2 | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать отрывки из древнерусской летописи. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах | ||||||
3 | 1 | События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи с произведением А.С.Пушкина. «Песнь о вещем Олеге» | Читать отрывки из древнерусской летописи. Сравнивать текст летописи с художественным текстом. Осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения | ||||||
4 | 1 | Былина – жанр устного народного творчества Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». | Читать отрывки из древнерусской былины. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст | ||||||
5 | 1 | Стартовая диагностическая работа. «Ильины три поездочки» (сравнение поэтического и прозаического текста былины). | Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Составлять рассказ по репродукции картин известных художников. Выделять языковые средств выразительности. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.Определять своё и авторское отношения к событиям персонажам. | ||||||
6 | 1 | «Житие Сергия Радонежского»-памятник древнерусской литературы. | Читать отрывки из жития о Сергии Радонежском Описывать характер человека; выражать своё отношение. Рассказывать о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин | ||||||
7 | 1 | «Житие Сергия Радонежского». | Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации. Описывать скульптурный памятник известному человеку. Проверять себя и оценивать свои достижения | ||||||
8 | 1 | Проект: «Создание календаря исторических событий». | Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя) | ||||||
9 | 1 | Обобщающий урок «Летописи. Былины. Жития». Проверка навыка чтения. | Составлять рассказ по репродукции картин известных художников. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника | ||||||
Чудесный мир классики. | |||||||||
10
| 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Подготовка сообщения о П.П. Ершове. П.П.Ершов «Конёк-Горбунок». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке | ||||||
11 | 1 | П.П.Ершов «Конёк-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. | Характеризовать героев произведения. Иллюстрировать сказку и объяснять роль иллюстрации в понимании произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного текста, отвечать на них. Объяснять мотивы поведения героев, своё и авторское отношения к событиям и персонажам | ||||||
12 | 1 | П.П.Ершов «Конёк-Горбунок». Характеристика героев. | Характеризовать поступки героев. Читать бегло, выразительно. Делить текст на части, озаглавливать каждую часть. Пересказывать большие по объёму произведения. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план | ||||||
13
| 1 | Подготовка сообщения о А.С. Пушкине. А.С. Пушкин «Няне» А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!…» | Рассказывать о жизни и творчестве А.С. Пушкина Наблюдать за выразительностью литературного языка. Читать выразительно, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусств. Составлять рассказ по репродукции картин известных художников Наблюдать за выразительностью литературного языка. | ||||||
14 | 1 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | Характеризовать героев произведения. Воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания. Наблюдать за выразительностью литературного языка | ||||||
15 | 1 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. Составление плана. | Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Определять тему, главную мысль. Описывать события, последовательность сказки | ||||||
16 | 1 | Урок КВН «По сказкам А.С.Пушкина» | Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений | ||||||
17 | 1 | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове. | Рассказывать о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова | ||||||
18 | 1 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». | Наблюдать за выразительностью литературного языка. Воспринимать и понимать эмоционально-нравственные переживания героя. Называть изученные произведения М.Ю. Лермонтова. Различать жанры произведений. Понимать прием изображения действительности в стихотворении «олицетворение» | ||||||
19 | 1 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. | Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план. Иметь представление о классической литературе Наблюдать за выразительностью литературного языка. Читать по ролям. Понимать основное содержание произведения Излагать устно текст по плану. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Анализировать поступки героев.узнать о жизни и творчестве Л.Н. Толстого | ||||||
20 | 1 | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.
| |||||||
21 | 1 | Л.Н. Толстой «Детство». «Как мужик камень убрал». | Наблюдать за выразительностью литературного языка. Называть произведения классической литературы. Определять жанры литературных произведений. Осознанно, выразительно читать текст | ||||||
22 | 1 | А.П. Чехов. Подготовка сообщения о А.П. Чехове. | Рассказывать о жизни и творчестве А.П. Чехова | ||||||
23 | 1 | А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. | Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, к своим героям. Понимать основное содержание услышанного. Характеризовать героев произведения. Наблюдать за выразительностью литературного языка | ||||||
24 | 1 | Контроль навыка чтения. | |||||||
25 | 1 | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» Оценка достижений. Контрольная работа № 1 | Сравнивать произведения разных жанров. Характеризовать героев разных жанров. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | ||||||
Поэтическая тетрадь. | |||||||||
26 | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…». | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения | ||||||
27 | 1 | А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора | ||||||
28
| 1 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..». «Где сладкий шепот...». Ритм стихотворения. | Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. Определять связь произведений литературы с другими видами искусств. | ||||||
29 | 1 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения. | Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения | ||||||
30 | 1 | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...». | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте | ||||||
31
| 1 | Н.А. Некрасов «Школьник». Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...». | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) | ||||||
32 | 1 | И.А. Бунин «Листопад». Картины осени в стихах И.А.Бунина. | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение | ||||||
33
| 1 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | Проверить свои знания. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения | ||||||
34 | 1 | Оценка достижений. Контрольная работа № 2 | Называть изученные литературные произведения и их авторов. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение), выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Понимать значение слова «строфа» | ||||||
Литературные сказки. | |||||||||
35 | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. | ||||||
36 | 1 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки сказки. | Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Рассказывать об эмоционально-нравственных переживаниях героев Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки и опорные слова | ||||||
37 | 1 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности литературного жанра. | Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки | ||||||
38 | 1 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения. | Читать сказку вслух и про себя , использовать приёмы выразительного чтения. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке | ||||||
39 | 1 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения. | Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы Определять мотивы народных сказок в авторском тексте. Рассказывать об авторском отношении к героям произведения. Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях | ||||||
40 | 1 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. | Определять авторское отношение к изображаемому. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке | ||||||
41 | 1 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мониторинг техники чтения | Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки | ||||||
42 | 1 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения. | Анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы | ||||||
43 | 1 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части. | Делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями | ||||||
44 | 1 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование. | Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | ||||||
45 | 1 | Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Диагностическая работа. | Называть изученные литературные произведения и их авторов, рассказывать основное содержание изученных литературных произведений | ||||||
46 | 1 | Оценка достижений. Контрольная работа №3 за первое полугодие. | Создавать небольшой устный текст на заданную тему. Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Проверять себя и оценивать свои достижения | ||||||
47 | 1 | Обобщение по разделу «Литературные сказки». Проверка навыка чтения. | Создавать небольшой устный текст на заданную тему. Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию, оценивать свой ответ, участвовать в викторине Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и оценивать свои достижения | ||||||
Делу время – потехе час. | |||||||||
48 | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Характеризовать главных героев в сказке. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. Читать сказку по ролям. Характеризовать героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия | ||||||
49 | 1 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. | Объяснять поучительный смысл сказки. Составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | ||||||
50 | 1 | В.Ю. Драгунский «Главные реки». | Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать юмористический смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе | ||||||
51 | 1 | В.Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка». | Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Соотносить название с содержанием произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер | ||||||
52 | 1 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. | Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе | ||||||
53 | 1 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Контрольная работа № 4 | Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения Называть авторов, которые пишут юмористические рассказы. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию. Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | ||||||
Страна детства. | |||||||||
54 | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Основная мысль рассказа. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Определять основную мысль рассказа. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) | ||||||
55 | 1 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения. | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль | ||||||
56 | 1 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Тема и главная мысль произведения. | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Характеризовать героев произведения, их восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний | ||||||
57 | 1 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения. | Последовательно воспроизводить содержание рассказа. Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. Характеризовать героев произведения. Придумывать заглавия к каждой части произведения Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте | ||||||
58 | 1 | М.М. Зощенко «Елка». Обобщение по разделу «Страна детства». | Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Составлять план, пересказывать произведение | ||||||
59 | 1 | Оценка достижений. Контрольная работа № 5 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | ||||||
Поэтическая тетрадь. | |||||||||
60 | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Анализировать средства художественной выразительности | ||||||
61 | 1 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки». | Определять различные средства выразительности. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом). Объяснять интересные выражения в тексте Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию | ||||||
62
| 1 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка». | Следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, грусть, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение | ||||||
63
| 1 | М.И. Цветаева «Наши царства». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Конкурс чтецов. Оценка достижений. Контрольная работа № 6 | Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом Выразительно читать стихотворения, использовать интонацию Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения | ||||||
Природа и мы. | |||||||||
64 | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному | ||||||
65 | 1 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе. | Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Пересказывать текст выборочно Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. Пересказывать текст, показывая голосом, интонацией своё отношение к героям | ||||||
66 | 1 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения. | Определять тему и главную мысль рассказа, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа | ||||||
67 | 1 | М.М. Пришвин «Выскочка». | Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. | ||||||
68 | 1 | М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка. | Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Пересказывать произведение на основе плана Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки | ||||||
69 | 1 | Е.И. Чарушин «Кабан». | Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Характеризовать героев на основе их поступков Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному | ||||||
70 | 1 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. | Анализировать заголовок произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа | ||||||
71 | 1 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана. | Составлять план произведения. Рассказывать от имени героя, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Проверять составленный план, сверяя его с текстом Определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, создать устный текст на заданную тему | ||||||
72 | 1 | Проект «Природа и мы». | Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме. Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря | ||||||
73 | 1 | Обобщение по разделу «Природа и мы» Контрольная работа № 7 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | ||||||
Поэтическая тетрадь. | |||||||||
74 | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.Л. Пастернак «Золотая осень». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. | ||||||
75 | С.А. Клычков «Весна в лесу». | Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусства. Выразительно читать, используя интонации, соответствующие смыслу текста | |||||||
78 | 1 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето». | Наблюдать картины осени в произведении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. | ||||||
Н.М. Рубцов «Сентябрь». | Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) | ||||||||
77 | 1 | С.А. Есенин «Лебедушка». Проверка навыка чтения. | Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения. Выразительно читать с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) | ||||||
78 | 1 | Путешествие в мир поэзии. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений. Контрольная работа № 8 | Читать наизусть (по выбору) стихотворение. Выражать личное отношение к прочитанному. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусства | ||||||
Родина. | |||||||||
79 | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. И.С. Никитин «Русь». Образ родины в поэтическом тексте. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения | ||||||
80 | 1 | С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль | ||||||
81 | 1 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». | Определять жанр произведения. Рассказывать о Родине, подбирая в произведении слова-определения. Понимать нравственный смысл произведения. Определять основную мысль рассказа Называть произведения русских поэтов. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста | ||||||
82 | 1 | Обобщение по разделу «Родина». Урок-утренник | Называть авторов, которые пишут о Родине. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию. Заучивать стихи наизусть Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение | ||||||
83 | 1 | Проект: «Они защищали Родину» | Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с тематикой. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине | ||||||
84 | 1 | Оценка достижений. Контрольная работа № 9 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | ||||||
Страна Фантазия. | |||||||||
85 | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». | Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Определять особенности фантастического жанра | ||||||
86 | 1 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа. Тема и главная мысль произведения. | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль Участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения | ||||||
87 | 1 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Определять особенности фантастического жанра | ||||||
88 | 1 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев. | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль | ||||||
89 | 1 | Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Контрольная работа № 10 | Придумывать фантастические истории Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному, сочинять фантастические истории. | ||||||
Зарубежная литература. | |||||||||
90 | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; давать персонажам достаточную характеристику | ||||||
91 | 1 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. План текста. | Составлять план. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героя Составлять простой план текста; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | ||||||
92 | 1 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев. | Называть произведения Г.Х. Андерсена. Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; оценивать события, героев произведения | ||||||
93- | 1 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части. Рассказ о Русалочке. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения | ||||||
94 | 1 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения | ||||||
95 | 1 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков. Проверка навыка чтения. | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль Понимать текст художественных произведений; осознавать отношение автора к тому, о чём ведётся речь, и собственное отношение к тому, что и как написано. Проверка предметных и универсальных учебных умений | ||||||
96 | 1 | Итоговая диагностическая работа. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
97 | 1 | . С. Лагерлеф «Святая ночь» | Определять нравственный смысл произведения (с помощью учителя). Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Участвовать в работе группы | ||||||
98 | 1 | С. Лагерлеф «В Назарете». Святое семейство. | Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Участвовать в работе группы Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение | ||||||
99 | 1 | С. Лагерлеф «В Назарете». Иисус и Иуда | Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Участвовать в работе группы Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение | ||||||
100 | 1 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература. Урок-игра «Литературные тай- ны». | Самостоятельно оценивать свои достижения Читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения | ||||||
101-102 | 2 | Резерв – 2ч. |
Планируемые результаты
Предметные
Учащиеся научатся:
Виды речевой и читательской деятельности
- осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя
- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
- ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;
- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;
- осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
- распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
- соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему.
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные посмыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
- осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся научатся:
Творческая деятельность
- читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;
- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
- составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.
- пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
Учащиеся научатся:
Литературоведческая пропедевтика
- различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
- находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.
- использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.
- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Метапредметные
Регулятивные УУД
- Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).
- Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.
- Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.
- Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
- Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД
- Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.
- Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника («Рабочей тетради»). Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений.
- Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной культуры.
- Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы.
- Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.
- Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).
Коммуникативные УУД
- Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.
- Оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
- Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
- Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).
- Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
- Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
- Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию.
- Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. Готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Личностные
- Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).
- Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями.
- Осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов.
- Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.
- Иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям (н-р, татарскую, коми, чеченскую и др.).
- Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.
- Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации.
- Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.
- Включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей.
- Знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений.
- Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки.
- Знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения.
- Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома.
- Приводить примеры ответственного/безответственного, самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного произведения.
- Делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности.
- Замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа.
- Доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания.
- Выписывать лучшие поэтические обороты в «Словарик настроений» или «Словарик образов» (по темам: небо, звёзды, ветер, тучи, река, горы и пр.).
- Использовать понравившиеся сравнения, эпитеты и метафоры в своих художественных высказываниях.
- Фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой.
- Отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя.
- Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие.
- Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм.
- Строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
- Проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами.
- Знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером.
- Пользоваться основными приёмами сбережения зрения и осанки, делать гимнастику для глаз и туловища, следя за своим состоянием усталости.
- Предлагать свои способы сохранения зрения и осанки.
- Пользоваться изученными приёмами сохранения здоровья в домашних условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...
Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс
Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...