"Формирование читательских интересов младших школьников "
статья по чтению

Яровая Анна Геннадьевна

С первого класса стараюсь привить детям видеть в книге собеседника, с которым можно разговаривать – без помощи взрослого, самому - даже не умея читать. В данной статье привожу примеры упражнений игрового характера, которые обогащают младших школьников новыми впечатлениями, снимают утомляемость, позволяют полюбить книгу и процесс чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chitatelskih_interesov_mladshih_shkolnikov_.docx94.94 КБ

Предварительный просмотр:

https://i.pinimg.com/736x/cb/58/41/cb58416e9a2cfd062e52ce2ca0bfd359.jpg

"Формирование читательских интересов младших школьников "

Из опыта работы учителя начальных классов

МБОУ Школа № 9 городского округа город Уфа РБ

Яровой Анны Геннадьевны

Как пробудить интерес к чтению? Как научить его воспринимать книгу всей душой? Как сделать книгу надёжным товарищем и наставником ребёнка? Эти вопросы стоят перед каждым учителем начальных классов. Нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Сначала детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и проще и интереснее.

Дети, которые не любят читать, нередко владеют плохой техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребёнка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения, которая, как и любой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения, и его совершенствования.

С первого класса стараюсь привить детям видеть в книге собеседника, с которым можно разговаривать – без помощи взрослого, самому - даже не умея читать. В дальнейшем на своих уроках использую разные методы и виды работ, упражнения игрового характера, которые обогащают младших школьников новыми впечатлениями, снимают утомляемость, позволяют полюбить книгу и процесс чтения.

  1. Упражнение «Чтение наоборот»

1) Чтение строчек наоборот по словам. Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее − вторым и т.д.

Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.

Солнце и ветер.

Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся - припекло только. Человек разделся вовсе и - солнце припекло ещё.

Это упражнение уводит от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает точность движений глаз, предупреждает ошибки в грамматической форме слова, пропуски и перестановки слов и слогов.

2) Чтение строчек наоборот по буквам. Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово озвучивается по буквам в обратном порядке.

Задание: Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево.

заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар. отК ин тенялгзв анугудар, кясв юеястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч ано еевисарк огомас ацнлос.

окшынлоС и тировог: «ыТависарк - отэ адварп, он ьдевзебянем и игудар ен теавыб». А агуда окьлот ястёемс ад ещупястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс азучут - и игудар как ин олавыб.

Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова, формирует произвольность регуляции движения глаз, а также создаёт предпосылки для устранения распространённых ошибок «зеркального» чтения.

  1. Упражнение «Заколдованное слово»

Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот.

Мышонок Пик.

Ребята илаксуп по екер кораблики. Тарб вырезал хи ножиком зи хытслот кусков йовонсос коры.Акнёртсес прилаживала асурап из кечопярт. На йымас большой килбарок понадобилась яаннилд мачта.
                                                                                                           В.Бианки

Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.

  1. Упражнение «Заполни пропуски»

Восполнение пропусков слов в предложении: дается текст или ряд отдельных предложений с пропущенными в них словами.

«Лев и собачка»

В Лондоне _____  диких зверей и за ______ брали деньгами или собаками и кошками на _______ диким зверям.
Одному _______ захотелось поглядеть ______: он ухватил на улице собачонку и принёс её в ________. Его _______ смотреть, а собачонку взяли и _____ в клетку ко льву на _______.
Собачонка поджала _______ и прижалась в угол ______. _____ подошёл к ней и ________ её. Собачонка легла на _______, подняла ________ и стала, махать ________.
                                                                                                      Л.Н.Толстой

Это упражнение развивает способность одновременно с техникой чтения осуществлять смысловой анализ текста, способствует развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска слов возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.

4. Упражнение «Текстовый редактор»

Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов: детям предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета.

Ночевала тучка зОлОтАя
На груди УТЁСА-великана;
Утром в путь она умчалась РАНО,
По лАзУрИ весело играя;
нО остался вЛаЖнЫй след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стОит, задумался гЛуБоКо,
И тихонько плачет он в пустыне.
                           М.Ю.Лермонтов

Это упражнение формирует внимание, развивает зрительную память, помогает лучше осознать прочитанное.

5. Упражнение «Хвосты»

Тексты с "хвостами" - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу и расставить по порядку.

«Акула»

Наш корабль стоял на якоре но потом стал отставать.
Один мальчик сначала перегнал товарища, два мальчика.
Перед закатом солнца и побежал к пушкам.
На корабле с нами было жёлтое брюхо мёртвой акулы.
Он сорвался с места у берега Африки.
По волнам колыхалось капитан вышел на палубу.
                                                                         Л.Н.Толстой

Это упражнение формирует умение выявлять структурную и смысловые части текста.

6. Упражнение «Половинка»

Чтение строчек с прикрытой нижней половиной или верхней. Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны и наоборот.

Это упражнение формирует словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд)

7. Упражнение «Шерлок Холмс»

Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А также развивает словесную память. Возможно использование приема соревнования. Сталкиваясь с такими задачами, ребенок постепенно переходит от простого просмотра текста к его осмысленному прочтению с элементами запоминания некоторых слов.

8. Упражнение «Бюро находок»

Учащимся предлагается определить героя, которому принадлежат, представленные на доске вещи.

Это упражнение способствует формированию познавательного интереса. А также формирует умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом (Почему ты думаешь, что этот предмет принадлежит именно этому герою? Можешь ли ты подтвердить свой ответ словами из текста?)

9. Упражнение «Найди лишнее»

- Скороговорка, прибаутка, пословица, рассказ.
- Присказка, зачин, пестушка, концовка.
- Рассказ, поэма, сказка, роман.

Учащимся предлагается выбрать слово и объяснить, почему оно лишнее.

Это упражнение позволяет тренировать аналитическое мышление, формирует умение выделять общие признаки путем сравнения. (Чем оличется рассказ от скороговорки, прибаутки, пословицы?)

10. Упражнение «Шифровки»

  • креанвупанвлмкузжха

1,4,8,9,12,15,18,19

  • л-ст-п-дн-ч-к

Вставьте пропущенные гласные.

Такие игровые ситуации можно использовать для определения темы урока. После того как слово будет названо, можно предложить детям поразмышлять над тем о чём будет произведение. Это упражнение формирует умение прогнозировать, какие события будут происходить в тексте, выдвигать предположения.

11. Упражнение «Прятки» 

На доске, записываются 5-6 рядов букв(25слов). Но среди случайного набора букв, вдруг появляются слова. Дети находят и узнают, кто с ними играет в прятки, это могут быть: звери, птицы, насекомые, растения, грибы и т.д.

КНОТИГРЯАЖОМЕДВЕДЬ

ДЬЦЯЮХДЯТЕЛИСААНИ

ЁСЛИНОТУШКАНЧИККМ

ЭЖЛОСЬАКЛОРИНДЮК

МОРЖКОЗАИПРОЖУКМТ

АЕПЧЕЛАРМТЬЮЖИРАФ

МПАЛЕВ ИЬЮВОРОНАЖЪ

Такие упражнения развивают внимание, зоркость при чтении. Эти карточки можно применять на уроках окружающего мира, русского языка.

12. Виды работ с текстом.

  • Инсценирование текста или отрывка.
  • Выборочное чтение (с определенным заданием).
  • Чтение в лицах.
  • «Жужжащее чтение».
  • Чтение цепочкой по предложению.
  • Чтение цепочкой по абзацу.
  • Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
  • Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  • Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
  • Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  • Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
  • Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например, чк, чн.
  • Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.
  • Нахождение самого длинного слова в тексте.
  • Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
  • Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т. п.
  • Чтение с пометками непонятных слов.
  • Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на доске)

Все выше перечисленные игровые ситуации превращают процесс чтения в необычное, веселое, интересное занятие, благодаря чему у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к нему. А также они позволяют сформировать у детей активный интерес к процессу чтения и приобрести навыки правильного, сознательного и выразительного чтения.

Большую роль в развитии интереса к чтению играет семья. Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат.

И напоследок несколько рекомендаций родителям, из книги В.Уильяме «Нерадивый читатель. Как воспитать и поддержать в деталях привычку к чтению».

  1. Наслаждайтесь чтением сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным) и вырабатывайте тем самым у детей отношение к чтению, как к удовольствию.
  2. Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей сказок.
  3. Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.
  4. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка.
  5. Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни.
  6. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.
  7. Подпишитесь на журналы для ребёнка с учётом его интересов.
  8. Пусть ребёнок читает вслух маленьким детям или кому–нибудь из домашних.
  9. Поощряйте чтение.
  10. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.
  11. В доме должна быть детская библиотечка.
  12. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (книги о динозаврах, космических путешествиях и т. д.)
  13. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
  14. Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему.
  15. Устройте домашний театр: читайте по ролям, используя костюмы и реквизит.
  16. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
  17. Детям поначалу лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.

Удачи и увлекательных вам книг!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательских интересов младших школьников

Муниципальное учреждение «Муниципальный орган управления образования Сунтарского улуса (района)» МБОУ «Кутанинская СОШ имени А.А.Иванова-Кюндя» VIреспубликанские Самсоновские чтения ...

Формирование читательских интересов младших школьников

Художественная литература обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития. Любовь к литературе зарождается в начальной школе на уроках чтения. Именно здесь, на начальной ступе...

Формирование читательских интересов младших школьников.

В современное время остро стоит проблема массового детского чтения. Вдумчивое чтение книг, размышление над книгами - несомненное, общепризнанное средство развития и совершенствования чувств и качеств ...

Формирование читательского интереса младших школьников

В данной презентации автор опыта рассказывает опоиске путей развития интереса к книге и стремление к чтению; привитии обучающимся навыков чтения и формирование умения читать с удовольствием; соз...

Презентация "Формирование читательских интересов младших школьников".

В презентации  "Формирование читательских интересов младших школьников" показаны методы и формы работы по формированию читательских интересов младших школьников  на уроках и во внеурочной де...

Исследовательская работа "Формирование читательских интересов младших школьников как средство активизации их познавательной деятельности".

Исследовательская работа "Формирование читательских интересов младших школьников как средство активизации их познавательной деятельности" является одной из конкурсных работ. Содержит описание методов ...

Работа по формированию читательского интереса младших школьников.

Пути поиска развития интереса к чтению. Виды работы на уроках литературного чтения. Игры на уроках . Виды работы над текстом. Работа в парах. Праздники, собрания, викторины....