Родная литература
рабочая программа по чтению (3 класс)

Чуракова Елена Викторовна

Рабочая программа по курсу родная литераьура 17 часов 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_literatura.docx43.99 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на русском родном языке» составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 31 имени Героя Советского Союза А.В. Спекова» с учётом примерной рабочей программы учебного предмета «Литературное чтение на русском родном языке» для 3 классов.

Целью обучения литературному чтению на русском родном языке в начальной школе является формирование

  • всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
  • потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
  • читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного.

Главные задачи курса – формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу; совершенствование у детей навыка чтения: сознательного, беглого, выразительного; формирование способности к полноценному восприятию литературного текста; усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста.

Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:

1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)

2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)

3. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)

4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)

6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)

7. Овладение детьми умения пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.

Место предмета «Литературное чтение на русском родном языке»

в учебном плане

Курс литературного чтения на русском родном языке в 3 классе составляет 17 часов.

Предметная область «Литературное чтение на русском родном языке» реализуется через региональный компонент.

Общая характеристика учебного курса и его место в учебном плане

Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение на русском родном языке является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка. Успешность изучения данного курса, входящего в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей

Формы контроля:

Текущий контроль уровня усвоения учащимися учебного материала осуществляется в виде устных опросов учащихся, тестовых заданий, самостоятельных и творческих работ.

Проверка навыка чтения  проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Формы промежуточной аттестации: четвертная, годовая.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты

  • положительная мотивация к урокам литературного чтения на русском родном языке и к чтению книг;
  • основы смыслообразования и самоопределения;
  • гражданская идентичность;
  • нравственно-этическая ориентация в читаемом;
  • развитие дружеского отношения к другим детям;
  • базовые эстетические чувства;
  • рефлексия;
  • эмоционально-личностная децентрация;
  • способность к самооценке.

Регулятивные результаты

  • понимать и принимать учебную задачу;
  • прогнозировать;
  • использовать определенные учителем ориентиры действия;
  • осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной; о
  • существлять самоконтроль и элементарный контроль.

Познавательные результаты

  • понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение);
  • выявлять непонятные слова, интересоваться их значением;
  • выделять главное;
  • составлять план;
  • ориентироваться в одной книге и в группе книг, в Интернете;
  • устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;
  • выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения;
  • сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям;
  • выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого;
  • обосновывать свои утверждения;
  • обобщать;
  • классифицировать.

Коммуникативные результаты

  • уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке;
  • готовность оказать помощь товарищу;
  • планировать учебное сотрудничество;
  • согласовывать действия с партнером;
  • пересказывать прочитанное;
  • создавать текст по образцу, по иллюстрации, по заданной теме (повествование, описание, рассуждение).

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
  • воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
  • читать(вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
  • использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное, ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
  • ориентироваться в содержании художественного, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании);
  • для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
  • для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
  • для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясьнасодержаниитекста;составлятьхарактеристикуперсонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, невысказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
  • ориентироватьсявнравственномсодержаниипрочитанного,самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста(задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном)произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
  • устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
  • составлять по аналогии устные рассказы(повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

  • осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
  • вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
  • составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой;
  • самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

  • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
  • отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
  • различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
  • находить средства художественной выразительности(метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
  • определять позиции героев художественного текста, позицию автор художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

  • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
  • восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
  • составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

  • вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
  • писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
  • создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
  • создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
  • работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное(прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

1.

М.М.Мокшин «Библиотека»

1 ч

2.

М.М.Мокшин «Осень», «Причуды осени»

1 ч

3.

О.С.Московка (Матушкина) «Волшебная книга»

1 ч

4.

Л.С.Мерзликин «Драчуны»

1 ч

5.

В.Я.Озолин «О дворнике, который решил стать…дворником»

1 ч

6.

В.Я.Озолин «Ученик Коровкин»; В.Е.Тихонов «Будущий форвард»

1 ч

7.

В.Я.Озолин «Как я стал для детей писать», «Чулан»

1 ч

8.

В.А.Новичихина «В бабушкином огороде», «Лесной проказник» и другие стихотворения

1 ч

9.

В.С.Сидоров «Димка-буксир»

1 ч

10.

М.М.Мокшин «Метелица», «Птичья столовая», «Снежное царство»

1 ч

11.

В.Б.Свинцов «Усыновление» (отрывок из повести «Мой друг Сенька»)

1 ч

12.

В.Б.Свинцов «Сенька растет» (Отрывок из повести «Мой друг Сенька»)

1 ч

13.

В.Б.Свинцов «Цветок шиповника», «Ласточка»

1 ч

14.

Е.М.Ожич (Клишина) «Ради любви к искусству»

1 ч

15.

Р.И.Рождественский «Алешкины мысли», «Огромное небо»

1 ч

16.

Л.И.Квин «Трусишка»

1 ч

17.

М.И.Юдалевич «Если б вдруг исчезли книжки», «Волшебное слово»

1 ч

Итого:

17 ч

Содержание курса

Квин Лев Израилевич   Трусишка

Мерзликин Леонид Семёнович  Драчуны

Мокшин Михаил Михайлович

Причуды осени

Осень

Библиотека

Птичья столовая

Метелица

Московка (Матушкина) Ольга Сергеевна

Волшебная книга

Новичихина Валентина Александровна

В бабушкином огороде

Лесной проказник и другие

Ожич (Клишина) Елена Михайловна

Ради любви к искусству

Озолин Вильям Янович

О дворнике, который решил стать… дворником

Чулан

Ученик Коровкин

Как я стал для детей писать

Рождественский Роберт Иванович

Алёшкины мысли

Огромное небо

Свинцов Владимир Борисович

Усыновление; Сенька растёт (отрывки из  повести«Мой друг Сенька»)

Цветок шиповника

Ласточка

Сидоров Виктор Степанович

Димка-буксир

Тихонов Валерий Евгеньевич

Будущий форвард

Юдалевич Марк Иосифович

Если б вдруг исчезли книжки

Волшебное слово

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению на русском родном языке

Класс 3 «Б»

Учитель: Чуракова Елена Викторовна

Количество часов: всего 17  ч

Планирование составлено на основе:

1. Примерная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на русском родном языке» для 3 классов (Составители:

Елисеева Т. Р., главный библиотекарь информационно-методического отделакраевой детской библиотеки им.Н.К.Крупской; Санкина Л.В., директор Алтайской краевой детской библиотеки им.Н.К.Крупской)

2. Алтайские жарки[Текст]: хрестоматия по литературе Алт. края для 3 кл. / сост. Т. А. Ашмарина, сост. Н. В. Пичугина. – Бийск: БГПУ им. В. М. Шукшина, 2007. – 150 с.: ил.

3. Литература родного края : учебно-методическое пособие для 3 класса / Барн. гос. пед. ун-т, Центр «Детское чтение», Общественная Алт. краев. писательская организация ; сост. Л. Н. Зинченко, И. В. Фёдорова. – Барнаул: [БГПУ], 2009. – 63 с.: ил.

№П\П

Наименование тем программ

Количество

Часов

Дата проведения урока

Основные виды учебной деятельности

Примечания

1

М.М.Мокшин «Библиотека»

1

Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы.

Находить необходимую информацию в книге.

Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.

Участвовать в работе пары и группы.

Читать текст друг другу.

Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов.

Ускорять и замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием.

Делить текст на части.

Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке.

Называть основные черты характера героев.

Характеризовать героев произведения.

Сравнивать героев произведения, героев разных сказок.

Договариваться друг с другом, выражать свою позицию.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов, находить рифмующие слова.

Определять различные средства выразительности.

Использовать приёмы интонационного чтения

(выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Сочинять свои стихи, используя различные средства выразительности.

2

М.М.Мокшин «Осень», «Причуды осени»

1

3

О.С.Московка (Матушкина) «Волшебная книга»

1

4

Л.С.Мерзликин «Драчуны»

1

5

В.Я.Озолин «О дворнике, который решил стать…дворником»

1

6

В.Я.Озолин «Ученик Коровкин»; В.Е.Тихонов «Будущий форвард»

1

7

В.Я.Озолин «Как я стал для детей писать», «Чулан»

1

8

В.А.Новичихина «В бабушкином огороде», «Лесной проказник» и другие стихотворения

1

9

В.С.Сидоров «Димка-буксир»

1

10

М.М.Мокшин «Метелица», «Птичья столовая», «Снежное царство»

1

11

В.Б.Свинцов «Усыновление» (отрывок из повести «Мой друг Сенька»)

1

12

В.Б.Свинцов «Сенька растет» (Отрывок из повести «Мой друг Сенька»)

1

13

В.Б.Свинцов «Цветок шиповника», «Ласточка»

1

14

Е.М.Ожич (Клишина) «Ради любви к искусству»

1

15

Р.И.Рождественский «Алешкины мысли», «Огромное небо»

1

16

Л.И.Квин «Трусишка»

1

17

М.И.Юдалевич «Если б вдруг исчезли книжки», «Волшебное слово»

1

Учебно – методическое обеспечение программы

Для учителя:

  1. Алтайские жарки[Текст]: хрестоматия по литературе Алт. края для 3 кл. / сост. Т. А. Ашмарина, сост. Н. В. Пичугина. – Бийск: БГПУ им. В. М. Шукшина, 2007. – 150 с.: ил.
  2. Алтайские писатели – детям [Текст]: антология : в 2 т. / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. краев.универс. науч. б-ка им. В. Я. Шишкова, Алт. краев. дет. б-ка им. Н. К. Крупской ; [ред. совет: Л. В. Санкина, Э. П. Хомич, Л. Н. Зинченко;  авт. вступ. ст. Э. П. Хомич;худож.: Н. Адамов и др.]. – Кемерово: Технопринт, 2017.
  3. Литература Алтая в детском чтении [Текст]: читайка раннего детства: [хрестоматия / сост. Л. Н. Зинченко]. – Барнаул: Алт. дом печати, 2011. – 447с.
  4. Литература родного края. 3 кл. [Текст]: метод. рекомендации / Л. Н. Зинченко, О. И. Плешкова, И. В. Федорова и др.; рец. Л. А. Никитина ; БГПУ. – Барнаул: БГПУ, 2008. – 59 с.
  5. Литература родного края : учебно-методическое пособие для 3 класса / Барн. гос. пед. ун-т, Центр «Детское чтение», Общественная Алт. краев. писательская организация ; сост. Л. Н. Зинченко, И. В. Фёдорова. – Барнаул: [БГПУ], 2009. – 63 с.: ил.

Для ученика:

  1. Алтайские жарки[Текст]: хрестоматия по литературе Алт. края для 3 кл. / сост. Т. А. Ашмарина, сост. Н. В. Пичугина. – Бийск: БГПУ им. В. М. Шукшина, 2007. – 150 с.: ил.

Приложение

Лист внесения изменений рабочей программы

Дата урока по плану

Дата проведения по факту

Содержание корректировки

(тема урока)

Обоснование проведения корректировки

Реквизиты документа (дата и

№ приказа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад : « О реализации предметной области «Родной язык и родная литература» в начальной школе .»

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся. Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средст...

«Реализация межпредметных связей на уроках русского (родного) языка и родной литературы»

laquo;Реализация межпредметных связей на уроках русского (родного) языка и родной литературы» Цель мастер-класса: познакомить педагогов с методами и приёмами проведения интегрированного ур...

Рабочая программа_Родная литература на родном языке (русский)_3 класс

Рабочая программа по родной литературе  на родном языке (русском)  для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального о...

Рабочая программа Родной язык и родная литература 2-4 УМК школа России.

Рабочая программа Родной язык и родная литература 2-4 УМК школа России....