Преодоление трудностей при обучении чтению
статья по чтению (1 класс)

Вернюк Галина Григорьевна

Преодоление  трудностей при обучении чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preodolenie_trudnostey_pri_obuchenii_chteniyu.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Преодоление  трудностей при обучении чтению.

     Не секрет, что современные дети мало читают. У них появилось слишком много соблазнов, отвлекающих их от чтения и не позволяющих им получать от него удовольствие и, как следствие, расширять словарь, развивать «чувство языка», образное мышление, память, закладывать основы будущего грамотного письма на родном языке.

     Однако и в современных условиях можно привить ребенку любовь к чтению.

     Как известно, дети не любят делать то, что им трудно. Для того, чтобы ребенок научился читать и начал получать от этого удовольствие, увлекся процессом чтения, нужно создать необходимую базу. Педагоги и родители должны понимать, что технического заучивания букв и слогов недостаточно для успешного овладения чтением. Независимо от того, на каком этапе у ребенка возникают сложности (при чтении букв, слогов, слов, коротких предложений), работу целесообразно проводить, соблюдая следующую последовательность:

- повторение за педагогом (родителем);

- проговаривание вместе с педагогом;

- самостоятельное чтение.

     Следует отметить, что трудности в овладении чтением могут быть вызваны также следующими особенностями в развитии ребенка: отсутствие или недостаточно развитое чувство ритма, трудности переключения артикуляционного аппарата, сужение зрительного поля и др. Все эти проблемы могут отразиться на различных сферах познавательной деятельности и требуют специальной коррекции.

     Все виды работ могут проводиться  как на специально составленных текстах, так и на текстах из букварей, учебников и т.д.

     Для улучшения техники чтения возможно использование диапроекторов, компьютерных программ и видеокараоке, которые очень интересны детям. На начальном этапе рекомендуется использовать мелодии в медленном темпе и знакомые детям песни. Это значительно облегчает процесс овладения чтением и повышает учебную мотивацию.

     Важно подчеркнуть, что обучение чтению требует ежедневной тренировки. На начальном этапе ребенок должен читать два раза в день по 15-20 минут. Необходимо, чтобы дома был хотя бы один взрослый человек, заинтересованный в этом процессе и способный помочь ребенку организовать ежедневные занятия, закрепить то, что уже отработано в классе, проверить выполнение домашнего задания по чтению.

     Обучение чтению включает в себя два главных направления: техника чтения и понимание прочитанного. Рассмотрим возможные проблемы, с которыми может столкнуться ребенок при обучении чтению.

Техника чтения.

Понимание.

1.Трудности усвоения образа печатной графемы.

1.Умение понять и повторить слово (словарный запас).

2.Слияние слогов.

2.Умение вычленять непонятные слова из группы слов.

3.Зеркальность (при чтении открытых, закрытых слогов).

3.Умение понять смысл короткого предложения и повторить его.

4.Трудности слияния слогов в слово.

4.Умение ответить на вопросы по прочитанному предложению.

5.Трудности при присоединении согласного к открытому слогу.

5.Умение сделать вывод из прочитанного предложения, текста..

6.Дифференцировка слогов с гласными 1-го и 2-го рядов при чтении.

6.Умение понять смысл короткого текста.

7.Трудности при чтении слогов со стечением согласных.

7.Умение ответить на вопросы по прочитанному тексту.

8.Чтение трех-четырех сложных слов.

8.Умение пересказать текст своими словами.

9.Сложности в соединении слов в предложение и в повторении предложения.

9.Умение понять скрытый смысл текста.

10.Скандированное чтение.

11.Проблемы выразительности чтения.

1.1. Трудности усвоения образа печатной графемы.

     Этапы работы:

- подготовительный этап;

- запоминание печатной графемы;

- воспроизведение печатной графемы;

Дифференциация печатной графемы из разряда других.

     Возможные формы работы:

- всевозможные виды манипуляций с печатной графемой: обведение трафаретов, обведение по кальке, раскрашивание, шнуровка, запоминание одного изображения и нахождение его среди других;

- игра «На что похожа графема» - разглядывание, название похожих предметов, стихи для запоминания;

- нахождение и выделение элементов, из которых состоит графема;

- конструирование графемы (из элементов, из проволоки, ленты, лепка из пластилина и выкладывание поверх пластилина крупой);

- нахождение в ряде других графем, в тексте заданной графемы;

- нахождение заданной графемы в зашумленном поле;

- «пройти по маршруту» - пройти ногами по нарисованной на большом листе бумаги, на полу, выложенной лентой графеме буквы;

- стирание графемы пальцем с доски;

- обведение контура графемы пальцем на песке, манке, бархатной бумаге;

- выделение общего элемента в разных графемах, найти сходства и различия;

- угадывание графемы с закрытыми глазами, когда учитель пишет пальцем на ладони, спине;

- «волшебный мешочек» - среди пластмассовых букв в мешочке определить на ощупь, какую ты держишь в руке;

- достраивание, дописывание графемы;

- игра в «лото» с печатными буквами.

1.2 Слияние слогов

      Этапы работы:

- заучивание слогов целиком;

- чтение открытых слогов вида: МА, МУ, ША, ШУ и т.д.;

- чтение слов, состоящих из изученных открытых слогов, МА-МА, МА-ША;

- чтение закрытых слогов АМ, УМ  и.т.д.;

- чтение слов, состоящих из комбинаций пройденных видов слогов, УШ-ЛА, УМ-НА;

- чтение трехбуквенных слов;

- чтение трехсложных слов, начиная со слов, состоящих из открытых слогов;

- чтение слогов со стечением согласных и т.д.

     Возможные формы работы:

- чтение по слоговым карточкам;

- чтение по слоговым таблицам с определенными типами слогов, возможных слов, нахождение слов среди слогов;

- чтение по текстам букваря, азбуки и др.;

- чтение по разрезной, магнитной азбуке;

- нахождение и обведение названных учителем слогов в ряде предложенных;

- составление слов из выделенных слогов;

- чтение – игра с кубиками (на всех гранях кубиков написаны пройденные слоги; кубик кидают друг другу, читают слоги и проверяют правильность прочтения партнером).

1.3 Зеркальность (при чтении открытых, закрытых слогов)

      Этапы работы:

- маркировка первой буквы в слоге;

- автоматизация чтения изученных слогов (тщательно отработать пройденные слоги, не приступая к изучению новых);

- упражнения на дифференцировку открытых – закрытых слогов.

      Возможные формы работы:

- маркировка первой буквы слога педагогом;

- маркировка первой буквы слога ребенком;

- обозначение стрелкой направления чтения слога;

- чтение крупно написанных слогов с проведением пальцем в указанном направлении чтения (сначала открытые слоги, затем – закрытые);

- составление открытых - закрытых слогов из магнитной (разрезной) азбуки: МА-МА, РА – АР;

- параллельное чтение открытых и закрытых слогов;

- чтение цепочек, включающих зеркальные слоги;

Чтение – игра с кубиками (на всех гранях кубиков написаны пройденные слоги; кубик кидают друг другу, читают слоги и проверяют правильность прочтения партнером).

1.4 Трудности слияния слогов в слово.

     Этапы работы:

- чтение двусложных слов из простых открытых слогов при минимальном наборе последних МА-МА, МА-ША;

- чтение двусложных слов из комбинаций открытых и закрытых слогов УШ – ЛА, УМ – НА;

- чтение трехсложных слов, начиная со слов, состоящих из открытых слогов;

- чтение слогов со стечением согласных и т.д.

     Возможные формы работы:

- чтение слов под постепенно ускоряющийся ритм, заданный педагогом;

- чтение слов нараспев с ускорением;

- чтение набора из нескольких слов «по кругу» с ускорением;

- элементы глобального чтения – запоминание слов с опорой на картинку 9карточки, лото);

- составление слов из одного данного слога и набора подходящих: МА+МА, ША, КИ, НЯ, ЛА, ЛО, ШУ;

- чтение слов, отличающихся одной - двумя буквами с предварительным анализом различий;

- чтение столбиков слов с одинаковыми гласными с предварительным выделением этой гласной;

- чтение столбиков слов с одинаковой концовкой с предварительным выделением этой концовки;

- чтение форм одного и того же слова с предварительным выделением общей части;

- игра «Подскажи конец словечка»;

- нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

- самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

- нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали, слева направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях;

- самостоятельное нахождение слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали, слева направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях.

1.5 Трудности при присоединении согласного к открытому слогу.

     Возможные формы и этапы работы:

- присоединение к одному открытому слогу разных согласных букв: СО-К, СО-Р,СО-Н, СО-М; на начальном этапе лучше использовать разрезную или магнитную азбуку или кубики с написанными слогами и буквами, чтобы учащиеся могли сами присоединять согласную к корню. При произнесении учить детей тянуть слог, к которому присоединяется согласная;

- укорачивание слова, состоящего из двух открытых слогов: МА ЛА – МАЛ; СА-МА – САМ;

- чтение набора из нескольких слов «по кругу» с ускорением;

- элементы глобального чтения – запоминание слов с опорой на картинку (карточки, лото);

- игра «Подскажи конец словечка»;

- нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

- самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

- нахождение заданных слов,  выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали, слева направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях4

- самостоятельное нахождение слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали, слева направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях.

1.6 Дифференцировка слогов с гласными 1-го и 2-го рядов при чтении

     Этапы работы:

- заучивание слогов с гласными 1-го, 2-го рядов целиком;

- чтение слогов в парах; МА-МЯ, НА-НЯ;

- чтение трехбуквенных слов;

- чтение трехсложных слов, начиная со слов, состоящих из открытых слогов;

- чтение слогов со стечением согласных и т.д.

     Возможные формы работы:

- чтение слов под постепенно ускоряющийся ритм, заданный педагогом;

- маркировка слогов с гласными 1-го и 2-го рядов в слогах, словах с последующим их прочтением;

- составление слогов из магнитной или разрезной азбуки (учитель называет слоги, учащиеся должны составить названный слог; слог, противоположный данному, проверить правильность выполнения задания друг у друга и т.д.);

- чтение слов нараспев с ускорением;

- чтение набора из нескольких слов «по кругу» с ускорением;

- элементы глобального чтения – запоминание слов с опорой на картинку (карточки, лото);

- нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

- самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

- нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали, слева направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях;

- самостоятельное нахождение слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали, слева направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях.

1.7 Трудности при чтении слогов со стечением согласных.

     Этапы работы:

- чтение слогов со стечением согласных в начале: КРА, ДРУ;

- формирование умения находить слова со стечением согласных;

- чтение слов со стечением согласных в начале слова: ХЛЕБ, КРОТ и т.д.;

- составление слов, состоящих из одного слога со стечением согласных и набора подходящих слогов: КРО + ЛИК, ТЫ, ХА;

- чтение слогов со стечением согласных в конце: АКР, ЕСЛ;

- чтение слов со стечением согласных в конце слова: ШАРФ, ЛИСТ, КУСТ;

- чтение слов со стечением согласных в сложных случаях : СОРВАЛИ, ОТКРЫТЫЙ.

     Возможные формы работы:

- присоединение к одному открытому слогу разных согласных букв: К-РО, М-РО, П-РО, Д-РО;

- чтение цепочек А-РА-КРА-КРАН-ЭКРАН с выделением всех получившихся слов из текста;

- нахождение и выделение слогов со стечением согласных в ряде слогов, словах в текстах;

- маркировка одной согласной буквы точкой, оставшегося слога – другой;

- чтение набора из нескольких слогов с ускорением;

- элементы глобального чтения – запоминание слов с опорой на картинку (карточки, лото);

- чтение слов в таблицах;

- нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

- самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

 - нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали, слева направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях;

- самостоятельное нахождение слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали, слева направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях.

 1.8 Чтение трех-четырех сложных слов.

     Этапы работы:

- чтение слов из простых открытых слогов при минимальном наборе слогов: МА-ШИ-НА, МА-ЛИ-НА, ЛИ-МО-НЫ;

- чтение слов из комбинаций открытых и закрытых слогов АХ-НУ-ЛИ, УМ-НИ-ЦА;

- чтение слов со стечением согласных и т.д.: СВА-РИ-ЛИ, КРО-КО-ДИЛ, НА-КЛО-НИ-ЛА.

     Возможные формы работы:

- составления слова из данных слогов: соедини, проведи дорожки так, чтобы из слогов получилось слово; читать слоги из правого и левого столбика или верхнего и нижнего ряда; слоги, выделенные одним цветом; одного размера;

- чтение слов под постепенно ускоряющийся ритм, заданный педагогом;

- чтение набора из нескольких слов «по кругу» с ускорением;

- чтение слов, отличающихся одной – двумя буквами, с предварительным анализом различий;

- чтение столбиков слов с одинаковыми гласными с предварительным их выделением;

- чтение столбиков слов с одинаковой концовкой с предварительным их выделением;

- чтение форм одного и того же слова с предварительным выделением общей части;

- чтение слов целиком с выделением интонацией ударного слова после предварительной маркировки педагогом или ребенком;

- игра «Подскажи конец словечка»;

- нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

- самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте;

- нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали, слева направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях;

- самостоятельное нахождение слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали, слева направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях.

1.9 Сложности в соединении слов в предложении и в повторении предложения.

     Этапы работы:

- чтение предложений, состоящих из двух слов, с последующим повторением предложения за педагогом;

- чтение предложений, состоящих из двух слов, с последующим самостоятельным повторением предложения;

- чтение предложений, состоящих из трех-четырех слов, с последующим самостоятельным повторением  предложения;

- чтение простых предложений, состоящих из более четырех слов, с последующим самостоятельным повторением предложения;

- чтение сложных предложений с последующим самостоятельным повторением предложения.

     Возможные формы работы:

- многократное прочтение предложения и ответы на вопросы к каждому слову; затем повторение предложения;

- прорисовывание каждого слова предложения с последующим повтором предложения по ряду картинок;

- восстановление предложения с помощью деформированного ряда картинок (картинки перемешивает учитель – ребенок восстанавливает ряд и проговаривает предложение; картинки перемешивает ребенок – учитель восстанавливает с ошибками, ребенок ищет ошибки; учащиеся работают в парах);

- восстановление предложения: ребенку  дается написанное на бумажной полоске предложение. После многократного прочтения ребенку предлагается разрезать предложение на отдельные слова. Затем слова перемешиваются, ребенок должен восстановить предложение из разрозненных слов. После того, как он это сделает, снова прочитывает его вслух и повторяет по памяти.

1.10 Скандированное чтение.

     Этапы работы:

- преодоление проблемы на уровне чтения двусложных слов;

- преодоление проблемы на уровне чтения трехсложных слов;

- преодоление проблемы на уровне чтения предложений.

     Возможные формы работы:

- пропевание слов под мелодию, заданную педагогом (возможна работа с караоке);

- чтение слов с различными интонациями: ласковой, вопросительной, серьезной, сердитой,  повествовательной, побудительной;

- чтение слов и предложений «на одном дыхании»;

- чтение слов и предложений тихо, со средним уровнем громкости, громко;

- выделение интонационного начала, середины, конца предложения;

- чтение последовательно распространяемого предложения с предварительной маркировкой повторяющихся  частей:

МАМА КУПИЛА.

МАМА КУПИЛА КУКЛУ.

МАМА КУПИЛА НОВУЮ КУКЛУ.

МАМА КУПИЛА КРАСИВУЮ НОВУЮ КУКЛУ.

- чтение цепочек слов с нарастающей и убывающей громкостью.

1.11 Проблемы выразительности чтения.

     Этапы работы:

- формирование умения находить знаки препинания в конце предложения зрительно, выделять маркером;

- формирование умения выделять знаки препинания в конце предложения интонационно;

- формирование умения находить в коротком тексте знаки препинания в конце предложения зрительно, выделять маркером;

- формирование умения выделять в коротком тексте знаки препинания в конце предложения интонационно;

- формирование умения выделять знаки препинания в середине и в конце предложения зрительно и маркером;

- формирование умения выделять знаки препинания в середине и в конце предложения интонационно;

- формирование умения выделять в печатном тексте знаки препинания в середине и в конце предложения зрительно и маркером;

- формирование умения выделять в печатном тексте знаки препинания в середине и в конце предложения интонационно.

Возможные формы работы:

- маркировка знаков препинания ярким цветом, маркировка начала предложения другим цветом;

- отхлопывание знаков препинания при чтении;

- чтение предложений тихо, со средним уровнем громкости, громко;

- маркировка слова, выделяемого голосом, в предложении (можно сопровождать отмашкой руки);

- выделение интонационно начала повествовательного предложения, середины, конца:

Мама мыла раму. Мама мыла раму. Мама мыла раму. ;

- чтение предложений вида: «Береги!», «Помоги!»;

- чтение общепринятых форм вежливого обращения: «Спасибо!», «Пожалуйста», «Здравствуйте!»;

 - чтение одних и тех же предложений с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией: Сегодня хорошая погода. Сегодня хорошая погода! Сегодня хорошая погода?

- выделение интонационно начала восклицательного предложения, середины, конца: Мама купила торт! Мама купила торт! Мама купила торт!;

- выделение интонационно начала вопросительного предложения, середины, конца: Мама купила торт? Мама купила торт? Мама купила торт?;

- чтение предложений с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией;

- аналогичные формы работы при чтении текстов;

- чтение стихотворных текстов с выделением пауз и ударений (паузы и ударения отмечаются условными знаками, затем отрабатывается выразительное чтение стихотворения по размеченному тексту, затем – по памяти);

- чтение по ролям (там, где это позволяет текст, необходимо обсуждать внешний вид и характер героев, учить подбирать соответствующую интонацию голоса при чтении).

2.1 Умение понять и повторить слово (расширение словарного запаса)

     Этапы работы:

- чтение и разъяснение смысла слов из простых открытых слогов МА-МА, МА-ША;

- чтение и разъяснение смысла слов из комбинаций открытых и закрытых слогов УШ-ЛА, УМ-НА;

- чтение и разъяснение смысла трехбуквенных слов;

- чтение и разъяснение смысла трехсложных слов, начиная со слов, состоящих из открытых слогов;

- чтение и разъяснение смысла слов со стечением согласных и т.д.;

     Возможные формы работы:

- многократное прочтение одного и того же слова с выбором нужного изображения из ряда рисунков; в случае затруднения педагог сам показывает ребенку соответствующий рисунок или реальный предмет;

- выбор нужного слова из ряда слов к данному рисунку;

- назвать одним словом все предметы (отработка групп слов: фрукты, овощи, животные, мебель, транспорт и т.д.);

- подобрать второе слово в паре по аналогии с образцом: частное – общее, предмет-действие, предмет-признак и т.д.;

- «четвертый лишний»;

- отгадывание загадок;

- введение наиболее употребительных глаголов с использованием различных игр: «Кто как передвигается», «Кто как голос подает», «Кто как ест», «Кто что делает» и т.д.

- описание предметов по цвету, форме, величине и т.д.;

- добавление недостающего слова в предложение: Груша сладкая, а лимон - … ; Певец поет, а врач - … ;

- работа над словами – синонимами, антонимами, амонимами.

2.2 Умение вычленять непонятные слова из группы слов.

     Этапы работы:

- педагог вместе с ребенком разбирает смысл каждого слова из предложенных с целью выявления непонятных, подчеркивает их и объясняет смысл;

- ребенок самостоятельно разбирает предложенные слова, находит непонятное слово и подчеркивает его; а педагог объясняет смысл слова или подводит ребенка к пониманию значения слова (например, через родственные слова).

     Возможные формы работы:

- многократное прочтение одного и того же слова с выбором нужного изображения из ряда рисунков; в случае затруднения педагог сам показывает ребенку соответствующий рисунок или реальный предмет;

- восстановление непонятных ранее слов из разрозненных слогов;

- каждое непонятное слово заносится в предметный словарь (глагольный словарь) с соответствующим объяснением или рисунком;

- выбор каждого слова из ряда слов к данному рисунку;

- самостоятельное составление предложений с непонятными ранее словами;

- многократное возвращение к непонятным ранее словам, включение их в новые тексты для прочтения.

2.3 Умение понять смысл короткого предложения и повторить его.

     Этапы работы:

- чтение предложений, состоящих из двух слов (Мама ушла. Девочка ест.) и выбор подходящего по смыслу рисунка;

- распространение отработанных предложений путем добавления еще одного слова или слова с предлогом (Мама ушла гулять. Девочка ест кашу.) и выбор подходящего по смыслу рисунка.

     Возможные формы работы:

- подчеркивание и разбор непонятных слов в предложении;

- многократное прочтение и повторение грамматической основы предложения; при неудачной попытке педагог помогает ребенку наводящими вопросами: «Кто?»; «Что сделал?»;

- рисование и проигрывание смысла предложения;

- выбор из двух, значительно отличающихся друг от друга, картинок одной, полностью соответствующей смыслу данного предложения: Предложение: КОТЕНОК ИГРАЕТ С МЯЧИКОМ. РИС.1: Собака грызет кость. Рис.2: Котенок играет с мячом;

- выбор из двух, незначительно отличающихся друг от друга, картинок одной, полностью соответствующей смыслу данного предложения: Предложение: КОТЕНОК ИГРАЕТ С МЯЧИКОМ. Рис.1: Котенок играет с клубком. Рис.2. Котенок играет с мячом;

- прочитать предложение и выполнить то, о чем  там написано: Предложение: МАЛЬЧИК НАРИСОВАЛ ДЕРЕВО. Учащийся должен прочитать предложение и нарисовать дерево.

2.4 Умение ответить на вопросы по прочитанному предложению.

     Этапы работы:

- чтение коротких предложений и выбор ответа с опорой на рисунок;

- чтение коротких предложений и самостоятельный ответ;

- чтение распространенных предложений и выбор ответа с опорой на рисунок;

- чтение распространенных предложений и самостоятельный ответ;

- формирование умения самостоятельно задавать вопросы к каждому слову в предложении.

     Возможные формы работы:

- подчеркивание и разбор непонятных слов в предложении;

- многократное прочтение и повторение предложения с последующим ответом на наводящие вопросы;

- выбор подходящего по смыслу рисунка;

- проигрывание ответа;

- игра «вопросы – ответы»: учащиеся задают друг другу вопросы по данному предложению и отвечают на них.

2.5 Умение сделать вывод из прочитанного.

     Возможные этапы и формы работы:

- подчеркивание и разбор непонятных слов в предложении;

- повторное прочтение предложения (У Лары два шара.);

- детальный разбор предложения путем ответа на вопросы учителя (О ком идет речь в предложении?); Как зовут девочку?; Что у нее есть? Сколько у нее шаров?);

- постановка проблемы: «Покажи, глее нарисована Лара. Почему ты так решил?» (выбор из ряда рисунков подходящего);

- нахождение учащимися (самостоятельно или с педагогом) в предложении слов, на основании которых он сделал вывод;

- аналогичная работа проводится с небольшими текстами.

2.6 Умение понять смысл короткого текста.

     Этапы работы:

- работа над пониманием смысла каждого предложения;

- работа над пониманием смысла  части текста;

- формирование умения делить текст на смысловые части;

- работа над пониманием смысла текста целиком.

     Возможные формы работы:

- подчеркивание и разбор непонятных слов в каждом предложении;

- многократное (от 3 до 7 раз) прочтение текста с повторением вслух каждого прочитанного предложения;

- ответы на наводящие вопросы по тексту;

- нахождение опорных слов в тексте, их прорисовывание, проигрывание;

- раскладывание рисунков к тексту в правильной последовательности и объяснение данного выбора;

- деление текста на части по смыслу, придумывание названия для каждой части текста;

- ответы на вопросы по смыслу текста;

- работа с диафильмами.

2.7 Умение ответить на вопросы по прочитанному тексту.

     Этапы работы:

- повторение каждого прочитанного предложения;

- ответы на вопросы по смыслу каждой части текста;

- ответы на вопросы по смыслу текста.

     Возможные формы работы:

- многократное (от 3 до 7 раз) прочтение текста с повторением вслух каждого прочитанного предложения;

- подчеркивание и разбор непонятных слов в тексте;

- нахождение ответов на вопросы в тексте;

- ответы на вопросы по смыслу текста;

- самостоятельная постановка вопросов к тексту (например, учащиеся задают вопросы или загадывают загадки друг другу после  прочтения текста);

- прослушивание нескольких вариантов ответов на вопрос, выбор правильного ответа (варианты даются педагогом или учащимися).

2.8 Умение пересказать текст  своими словами.

     Этапы работы:

- прочтение текста;

- пересказ отдельных частей;

- пересказ целого текста.

     Возможные формы работы:

- многократное (от 3 до 7 раз) прочтение текста с повторением вслух каждого прочитанного предложения;

- подчеркивание и разбор непонятных слов в тексте;

- работа со словами – синонимами;

- составление опорных рисунков к каждой части тела (к  каждому предложению);

- составление списка ключевых слов к каждой части текста;

- нахождение ответов на вопросы в тексте;

- развернутые ответы на вопросы по смыслу текста;

- составление плана текста учителем (самостоятельно);

- пересказ по картинкам к тексту;

- пересказ по наводящим вопросам, заданным учителем  (другими учащимися);

- пересказ по опорным словам;

- пересказ по плану текста, составленным учителем (самостоятельно);

- самостоятельный пересказ.

2.9 Умение понять скрытый смысл текста

     Этапы работы:

- прочтение текста;

- пересказ текста с подробным разбором;

- выявление скрытого смысла.

     Возможные формы работы:

- развернутые ответы на вопросы по смыслу текста;

- ответы на вопросы, помогающие ребенку понять характер героев и особенности описываемой ситуации;

- попытка переноса ситуации «на себя» с  целью нахождения пути к пониманию скрытого смысла, проигрывание ситуации;

- придумывание и детальный разбор ситуации, противоположной данной; возможных вариантов ситуации; возврат к анализу описываемой ситуации;

- придумывание, составление короткого текста со скрытым смыслом на заданную тему. (Тема: Вася – добрый мальчик. Задание: придумать и описать ситуацию, подтверждающую это без использования слова «добрый»).

     В качестве примера приводится возможный набор заданий для работы над проблемой слияния слогов.

     В самом начале обучения чтению родители и педагоги очень часто сталкиваются с тем, что ребенок знает буквы, но никак не может читать слоги.

     Одной из причин этого может быть то, что ребенок научен произносить не звуки, а буквы, которые, в свою очередь, он тоже произносит неправильно: «МЭ», «СЭ» и т.д. Поэтому при слиянии слогов у него получается «МЭ» - «А», - «МЭА», вместо «МА» и тогда прочитанное слово «МАМА» теряет смысл.

     В случаях затруднения слияния слогов мы рекомендуем заучивать слоги наизусть. При этом педагог (или родитель) для начала использует только 2 гласные и 2-4 согласные буквы. Например: А,У,М,Ш,Р,Л.

     Это – первый уровень работы над слогом.

     Начинать работу следует только с открытых слогов. Таких, как: МА, МУ, ША, ШУ, РА, РУ, ЛА, ЛУ.

      После того, как эти слоги будут выучены и прочитываться ребенком без ошибок и затруднений, можно перейти к чтению простых, коротких слов: МА – МА, МА – ША, ШУ – РА, РА – МА, ЛА – РА, так как в чтении большого количества слогов дети на видят смысла, а возможность прочитать слово доставляет им удовольствие. При этом необходимо проследить за тем, чтобы они понимали каждое прочитанное слово и могли его повторить. На данном этапе возможно использование большого количества игр и различных пособий:

  • «Найди знакомый слог» из предложенных на карточках.
  • Прочитай слово и подбери к нему подходящую картинку.
  • Составь слово из известных слогов.
  • Подпиши картинку, мамину фотографию и  т.д.

    Вторым уровнем в работе над слоговым слиянием будет чтение закрытых слогов: АМ, УМ, УШ  и т.д.

    Использование различных форм работы способствует более прочному усвоению слогов, в итоге мы должны добиться запоминания слогов и умения быстро узнать изученный слог.

    В процессе закрытых слогов необходимо периодически повторять уже изученные открытые слоги и добавлять слоги с новыми согласными, а затем и гласными, такими, как: Н, С, О, Ы.

    После тщательной отработки чтения закрытого слога можно приступать к чтению слов, состоящих из комбинаций пройденных слогов: УШ – ЛА, УМ – НА,  и вслед за этим к чтению коротких предложений с непременным повтором прочитанного предложения. Например: МА - МА УШ - ЛА. МА - ША УМ - НА. ЛА - РА МА - ЛА.  МА - МА МЫ-ЛА РА-МУ.

    Третьим уровнем работы будет чтение слов, состоящих из трех букв. При кажущейся простоте этих слов чтение их вызывает затруднение.

    Например:

САМ, ШУМ, СОР, НОС, СЫН, СОН, СОМ, ЛОМ, СЫР, РОС.

     К уже известным формам работы, таким, как:

- прочитай слово и подбери к нему подходящую картинку;

- составь слово из известных слогов;

- подпиши картинку;

- повтори прочитанное слово, можно добавить и другое;

- добавь к открытому слогу букву так, чтобы получилось слово;

- придумай с прочитанным словом предложение и т.д.

     Затем приступай к чтению предложений с изученными словами. А вслед за этим и к чтению коротких текстов.

ШУ – РА УШ – ЛА РА – НО.

НА – ША ШУ – РА УМ – НА.

У  МА – МЫ СЫН  РО – МА. ОН  МАЛ.  МА – МА  МЫ – ЛА  РО – МУ.

МА – ША УМ – НА. ОНА СА – МА МЫ – ЛА УШИ.

     Прочитанный текст необходимо повторить. Если ребенок не может повторить прочитанное, то необходимо прочитать текст столько раз, сколько ему необходимо для того, чтобы он смог повторить то, что прочитал.

     Можно подбирать тексты таким образом, чтобы ребенок мог опереться на картинку к тексту.

    Четвертый уровень работы состоит в переходе к чтению трехсложных слов, состоящих из скрытых слогов. Например: МА – ШИ – НА, МА – РИ – НА, ЛА – РИ – СА, ЛИ – МО – НЫ, МА – ЛИ – НА, ША – ЛА – ШИ.

     И включение их в предложения и тексты.

У МИ – ШИ МА – ШИ – НА. У МА – ШИ – НЫ ШИ – НЫ. МИ – ША МЫЛ МА – ШИ – НУ.

У МА – МЫ ЛИ – МО – НЫ. МА – ША МЫ – ЛА МА – ЛИ – НУ. ХО – РО – ША МА – ЛИ – НА!

    Пятый уровень работы предполагает обучение чтению слогов со стечением согласных.

МАР – КА, БУЛ – КА, ПОЛ – КА, ПАЛ – КА, МАС – ЛО, КОШ – КА, МЫШ – КА, ЛО – ВИТ.

    Для поддержания интереса к чтению можно также рекомендовать занимательные, игровые задания по чтению. Приведем несколько примеров:

     Прочитай слоги в таблице по строкам и столбцам. Найди в каждой строке «спрятавшееся» слово. Выдели маркером слова, которые ты нашел в таблице.

МА

МУ

ШУ

МА

МА

МУ

МА

ШИ

НА

МУ

ЛА

РА

РУ

ШУ

РА

РУ

МА

ША

РА

РУ

ЛУ

РА

МА

РУ

ШИ

    Прочитай слоги в таблице по строкам и столбцам. Найди в каждой строке «спрятавшееся» слово. Выдели маркером слова, которые ты нашел в таблице.

МА

МЫ

МО

НЫ

МИ

ЛИ

МО

НЫ

МА

ША

НА

РЫ

ЛА

РИ

СА

ХО

РО

ША

НА

МА

ША

ЛА

ШИ

РУ

КА

    Очень оживляют занятия с детьми и повышают интерес ребенка к овладению чтением игровые, занимательные задания. Например:

1.Прочитай все получившиеся слова:

                         МА

        

МА      ША      РА      ЛА      ЛЫ

2.Прочитай:

                     ШУ

У                                      РЫ

                       МА

3.Сколько слогов здесь спряталось? Прочитай и посчитай!

РА – МА – РА – НА – ША – РЫ

    ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПОСТЕПЕННО У РЕБЕНКА ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ НАВЫК ПРАВИЛЬНОГО ПОСЛОГОВОГО ЧТЕНИЯ, ТАК НЕОБХОДИМОГО В ДАЛЬНЕЙШЕМ ДЛЯ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте (обучение чтению) Знакомство с буквой и звуком Х,х. Малые литературные жанры.

Знакомство с новой буквой и звуком Х,х Малые литературные жанры - пословица, поговорка....

Обучение чтению. Приемы работы по обучению учащихся делению слов на слоги

Система работы по обучению учащихся делению слов на слоги...

урок литературного чтения-обучение грамоте-обучение чтению

урок дан в рамках школьного методического объединения, на неделе литературы в школе....

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «обучение чтению и письму» 1 класс надомное обучение

Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.Программа...

Карточки по обучению грамоте (обучение чтению) УМК "Школа России"

Карточки для обучающихся созданы с использованием пособия О.Н. Крыловой. Карточки предназначены для использования в период обучения грамоте для закрепления, повторения или проверки знаний....

Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС

Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС...