РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Литературное чтение»» для 3 класса
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс)

Лапина Ольга Ивановна

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение»для 3«В» класса на 2018-2019 учебный годразработана на основе рабочей программы «Литературное чтение» (1-4 классы), утвержденной приказом директора МБОУ «Гимназия №12».

 

В результате обучения предмета «Литературное чтение» реализуются следующие цели:

· развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

· совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

· овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;

· формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

· воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

· обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

· совершенствование норм и условий для полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения;

· обучение русскому языку детей младшего школьного возраста как средству укрепления русского языка (как родного).

· формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

· развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

 

Задачи курса:

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление;

- развивать поэтический слух;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;

- обогащать чувственный опыт ребёнка;

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;

- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_3_klass.docx70.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 12» г. Белгорода им. Ф. С. Хихлушки

РАССМОТРЕНО

на заседании  ШМО

________________________

Протокол  № _____

от «____»__________2018г.

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

/__________/ О.В. Першина  

«____»__________ 2018г.

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ «Гимназия №12»

/__________/ Р.А. Норцова

Приказ №  295

от «31»   08     2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Литературное чтение»»

для 3 «В» класса

учитель

               Лапина Ольга Ивановна

2018-2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение»для 3«В» класса на 2018-2019 учебный годразработана на основе рабочей программы «Литературное чтение» (1-4 классы), утвержденной приказом директора МБОУ «Гимназия №12».

В результате обучения предмета «Литературное чтение» реализуются следующие цели:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
  • совершенствование норм и условий для полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения;
  • обучение русскому языку детей младшего школьного возраста как средству укрепления русского языка (как родного).
  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

Задачи курса:

  • развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление;
  • развивать поэтический слух;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
  • обогащать чувственный опыт ребёнка;
  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;
  • обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Учебно-методическое обеспечение:

  • Рабочие программы. Литературное чтение. Предметная линия учебников         Ф. Климанова, М. В.Бойкина. –М.: Просвещение, 2014;
  • Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. – М.: Просвещение, 2013;
  • Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф. Климановой и др. («Перспектива»). 3 класс. Кутявина С.В. - М.: 2014.
  • Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс. Бойкина М.В. - М.: Просвещение, 2014.
  • Технологические карты по литературному чтению Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Сайт издательства «Просвещение» http://www.prosv.ru.umk/perspektiva/

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный предмет «Литературное чтение» в 3 классе изучается в качестве самостоятельного предмета, входит в предметную область «Филология».

С целью реализации прав обучающихся на изучение родного языка, включая русский язык, из числа языков народов РФ обязательная часть учебного плана уровня начального общего образования содержит предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Достижение планируемых результатов освоения предмета «Литературное чтение на родном языке» обеспечивается за счет интеграции соответствующего содержания в содержание предмета «Литературное чтение».

В соответствии с учебным планом НОО (1-4 классы) МБОУ «Гимназии №12» Рабочая программа рассчитана на 136 учебных часов.

17 часов предмета «Литературное чтение на родном языке» интегрированы в соответствующие разделы содержания учебного предмета «Литературное чтение».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Раздел/тема

Кол-во часов, предусмотренное Рабочей программой

(1-4)

Кол-во часов, предусмотренное Рабочей программой учителя

Кол-во часов, включенных по программе «Литературное чтение на родном языке»

1.

Вводный урок

1 ч

1 ч

1 ч

2.

Книги-мои друзья

4 ч

4 ч

-

3.

Жизнь дана на добрые дела

17 ч

17 ч

4.

Волшебная сказка

17 ч.

17 ч

1 ч

5.

Люби всё живое

18 ч.

18 ч

3 ч

6.

Картины русской природы

12 ч

12 ч

2 ч

7.

Великие русские писатели

30 ч

30 ч

3 ч

8.

Литературная сказка

19 ч

19 ч

1 ч

9.

Картины родной природы

18 ч

18 ч

4 ч

Итого

136ч

136ч

17ч

Изменения в рабочую программу по учебному предмету «Литературное чтение» на 2018-2019 не вносились.

Для реализации программы используются виды речевой и читательской деятельности:

  • Аудирование (восприятие на слух звучащей речи, понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям);
  • Чтение вслух. Чтение про себя (способ чтения: беглое чтение целыми словами, - увеличение «поля» чтения за счет интонационного объединения слов в словосочетания и фразы, развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя, умение находить информацию в тексте, понимание особенностей разных видов чтения)
  • Работа с разными видами текста (самостоятельный (подробный и выборочный) пересказ текста с использованием приемов словесного рисования, самостоятельное деление текста на части, озаглавливание их, составление плана прочитанного текста с опорой на предложения и фразы текста, краткий пересказ текста с опорой на план (с помощью учителя).
  • Библиографическая культура (книга как особый вид искусства, книга как источник знаний, виды информации в книге, выбор книг на основе рекомендованного списка)
  • Работа с художественным произведением (Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текстов; слушание текстов в исполнении одноклассников, умение эмоционально откликаться на услышанное; восприятие чтения одного и того же текста разными исполнителями, сравнение, сопоставление, отбор наиболее удачных вариантов исполнения; приобщение школьников к миру поэзии, наблюдение за мелодией стиха, звукописью, звукоподражанием; заучивание стихотворений и отрывков из прозаических текстов)
  • Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами (Понимание заглавия произведения, определение особенностей учебного и научно-популярного текстов, знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста, определение главной мысли текста, деление текста на части, определение микротем, построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста)
  • Умение говорить (культура речевого общения) (Воспитание культуры общения с собеседником: умения внимательно его слушать, т. е. анализировать речь, улавливать ее смысл, поддерживая диалог вопросами или репликами, строить речевое общение с собеседником на основе доброжелательности, миролюбия и уважения; формирование выразительности речи: выбор интонации (тона, темпа речи, логического ударения и пауз) в зависимости от содержания речи и коммуникативных задач общения (что-то сообщить, выразить радость или недовольство, сочувствие или осуждение и т. д.); умение передать один и тот же текст с различным подтекстом ( восхищением, удивлением и т.д.) с помощью учителя)
  • Письмо (культура письменной речи) (соблюдение норм письменной речи, использование в письменной речи выразительных средств языка, написание сочинений-миниатюр, отзывов о книге, небольших рассказов с использованием приёмов описания и рассуждения)
  • Круг детского чтения (Произведения устного народного творчества разных народов, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, жанровое разнообразие произведений, книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания)
  • Литературоведческая пропедевтика (практическое знакомство с литературными жанрами и терминами; практическое различение фольклорных жанров: загадка, пословица, небылица, считалочка; составление (придумывание) загадок и считалок; - различение жанров литературных произведений: рассказы, сказки, стихотворения; умение самостоятельно подобрать пословицы к прочитанному произведению, соотнести их с темой или главной мыслью)

Для организации учебной деятельности на уроке используются формы: коллективные, индивидуальные, групповые, парные, проектные.

Оценка результатов деятельности учащихся осуществляется в процессе выполнения промежуточного, текущего, итогового контроля в виде: тематических контрольных, работы с текстом, заучивания стихотворений, прозы наизусть. Оценивание производится по пятибалльной шкале.

Практическая часть программы:

Вид работы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

Проверочная работа

1

-

1

-

2

Контрольная работа

2

3

1

2

8

Комплексная контрольная работа

-

-

-

1

1

Чтение наизусть

-

1

6

1

8

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ, 3 класс (136 ч)

АВТОР УЧЕБНИКА: Л.Ф.КЛИМАНОВА, Л.А.ВИНОГРАДСКАЯ, В.Г.ГОРЕЦКИЙ.

урока

Дата проведения урока

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Примечание

План

Факт

1.

03. 09

Вводный. Знакомство с учебником.

 С.3

Вводный урок курса «Литературное чтение на родном языке».

Знакомство с системой условных обозначений,с содержанием учебника.

Знакомство с содержанием курса.

Литературное чтение на родном языке.

КНИГИ – МОИ ДРУЗЬЯ (4 ЧАСА)

2.

05.09

Введение в содержание раздела. Наставления детям Владимира Мономаха.

С.4-5

Знакомство с названием раздела «Книги - мои друзья». Обсуждение высказывания в паре.  Чтение и обсуждение пословиц, поговорок, загадок о книге. Диалог Ани и Вани. Чтение высказывания Ярослава Мудрого о книгах. Знакомство с высказываниями Владимира Мономаха. Обобщение по теме урока. Книга - великая мудрость для всего народа

3.

06.09

Б. Горбачевский. «Первопечатник Иван Фёдоров».

С.6-8

Знакомство с темой урока. Рассматривание иллюстрации памятника Ивану Фёдорову. Разгадывание головоломок. Знакомство со статьёй. Антиципация содержания по опорным словам головоломки. Краткий (сжатый) пересказ.

4.

07.09

Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии.

С.9

Знакомство с «Азбукой» Ивана Фёдорова. Работа над высказываниями в «Азбуке». Работа в паре. Обобщение по теме урока. Анализ произведения «Иван Фёдоров и Иван Грозный». Подготовка к реализации проекта «Мы идём в музей книги». Отбор материала для создания экскурсии.

5.

10.09

Проверочная работа по разделу «Книги – мои друзья».

Проект «Мы идём в музей книги. С.10-11».

Выполнение проверочной работы. Проведение экскурсии по музею (виртуально). Презентация экскурсии.

ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА (17 ЧАСОВ)

6.

12.09

Введение в содержание раздела. Работа с выставкой книг. Пословицы разных народов о человеке и его делах.

с.12 – 13

Их имена – наша гордость! Стихотворения М.Ф.Хорхординой, рассказы Л.Т.Кузубова, Б.И.Осыкова. По страницам журнала «Большая переменка».

 Знакомство с темой раздела учебника «Жизнь дана на добрые дела».Чтениеопорных слов. Работа в паре: обсуждение системы ценностей, подбор эпитетов, синонимов, ассоциативных рядов слов (поступок - благородный поступок, красивый поступок, гадкий поступок; честность – правдивость - верность слову; благородство, красота.

Умение осознавать и определять любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.

Литературное чтение на родном языке.

7.

13.09

В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа.

 С.14

Знакомство с «Напутственным словом» В. Даля. Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника 3,4. Знакомство с книгой В. Даля «Пословицы и поговорки русского народа.

8.

14.09

Н. Носов. «Огурцы». Смысл поступка.

С.15-19

Знакомство с рассказом Н. Носова «Огурцы». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника.

9.

17.09

Н. Носов. «Огурцы». Характеристика героя. С.15-19

Анализ слова «добро». Создание текста «Доброе дело».

10.

19.09

Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро».

Анализ слова «добро». Создание текста «Доброе дело».

11.

20.09

М. Зощенко «Не надо врать». Смысл поступка.

С.20-25

Знакомство с рассказом М. Зощенко «Не надо врать». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника.

12.

21.09

М. Зощенко. «Не надо врать». Пересказ текста.

С.20-25

Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника.

13.

24.09

Входная контрольная работа.

Выполнение проверочной работы, самопроверка.

14.

26.09

Работа над ошибками. Л. Каминский. «Сочинение». Анализ произведения. С.26-29

Ответы на вопросы (учебник, с.28-29).

Составление отзыва о прочитанном произведении.

15.

27.09

Составление отзыва о прочитанном произведении. Обсуждение отзыва в группе.

С.29

Написание отзыва на книгу. Представление отзыва на книгу. Обсуждение в группе.

16.

28.09

М. Зощенко. «Через тридцать лет». Поступок героя.

С.30-33

Знакомство с рассказом М. Зощенко «Через тридцать лет». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника.  Работа с выставкой книг «Рассказы М. Зощенко». Написание отзыва на книгу.

17.

01.10

Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.

С.34

Н.Г.Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».

Весёлые рассказы писателей. Предполагать на основе названия, иллюстраций, автора книги, о чём эта книга. Обсуждение выбранных книг.

Анализировать произведение. Давать характеристику героев.Нравственный смысл поступка героя.

Литературное чтение на родном языке

18.

03.10

Самостоятельное чтение. Н. Носов. «Трудная задача».

С.35-38

Самостоятельное чтение произведения Н. Носова «Трудная задача». Ответы на вопросы.

19.

04.10

Семейное чтение. Притчи.

С.39

Знакомство с притчами «Что побеждает», «Что важнее». Анализ произведений.

20.

05.10

Наш театр. В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…» Инсценирование.

С.40-45

«Наш театр». В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано...». Подготовка и инсценирование произведения.

21.

08.10

 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

С.46-47.

Маленькие и большие секреты страны Литературии». Чтение юмористических рассказов. Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника.

22.

10.10

Контрольная работа по разделу «Жизнь дана на добрые дела».

Ответы на вопросы и выполнение заданий проверочной работы.

ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА (17 ЧАСОВ)

23.

11.10

Работа над ошибками. Введение в содержание раздела.

С.48-49

Знакомство с темой урока. Работа по учебнику. Народные сказки. Работа с выставкой книг. Классификация сказок. Знакомство с особенностями волшебной сказки. Диалог Ани и Вани.

24.

12.10

Русская сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Особенности волшебной сказки. С.50-60

Знакомство со сказкой «Иван-царевич и Серый Волк». Определение особенностей построения сказки.

25.

15.10

Русская сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Характеристика героя сказки.

С.50-60

Характеристика героя. Анализ картины В. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».

26.

17.10

В. Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке». Рассказ по картине .

С.61.

Характеристика героя. Анализ картины В. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».

27.

18.10

Русская сказка «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки.

С.62-73

Чтение вслух и про себя. Определение отличительных особенностей волшебной сказки. Характеристика героев сказки. Сказочные предметы. Обсуждение в паре, в группе, кто из героев нравится и почему.

28.

19.10

Русская сказка «Летучий корабль». Характеристика героев сказки.

С.62-73

Составление плана пересказа, деление текста на части, подробный пересказ текста на основе плана. Характеристика героев сказки.

29.

22.10

Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог. Просмотр мультфильма.

С.74-75

Определение темы выставки. Группировка книг по подтемам. Представление одной из книг по заданным параметрам.

30.

24.10

Самостоятельное чтение. Русская сказка «Морозко». Характеристика героев сказки. С.76-80

Характеристика героев сказки. Обсуждение в паре, в группе, кто из героев нравится и почему.

31.

25.10

Русская сказка «Морозко». Работа с текстом. Пересказ. С.78-80

Деление текста на части, подробный пересказ текста на основе плана.

32.

26.10

Семейное чтение. Русская сказка «Белая  уточка». Смысл сказки.

С.81-85

Составление плана текста.

33.

07.11

Русская сказка «Белая уточка». Пересказ. С.81-85

Пересказ текста на основе плана. Обсуждение в паре, в группе, кто из героев нравится и почему.

34.

08.11

Русская сказка «По щучьему веленью». С.86-93

Характеристика героев сказки. Распределение ролей, обсуждение друг с другом характера героев.

35.

09.11

Наш театр. Русская сказка. «По щучьему веленью». Инсценирование.

С.86-93

Подготовка к инсценированию произведения.

36.

12.11

Русская сказка. «По щучьему веленью». Инсценирование.

С.94-95

 Русские народные сказки «Хаврошечка», «Зимовье».

Русские сказки. Выполнение вопросов и заданий учебника.

 Определять отличительные особенности народной сказки. Характеристика героев сказки. Сказочные предметы. Обсуждение в паре, в группе, кто из героев нравится и почему.

Литературное чтение на родном языке

37.

14.11

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

«Маленькие и большие секреты страны Литературии».

38.

15.11

Контрольная работа по разделу «Волшебная сказка».

Ответы на вопросы и выполнение заданий проверочной работы.

39.

16.11

Работа над ошибками. Обобщение по разделу.

ЛЮБИ ВСЁ ЖИВОЕ (18 ЧАСОВ)

40.

19.11

Введение в содержание раздела.

Сравнение художественной и научно-познавательной литературы.

С.96-97

Произведения К.Г.Паустовского

К.Г.Паустовский. «Дремучий медведь», «Стальное колечко».

Определение конкретного смысла понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература.

Сравнение научно-познавательного и художественного текстов; определение отличительных особенностей.

Анализировать прочитанные произведения.    Сравнивать сюжеты и героев. Составление отзыва о прочитанном произведении.

Литературное чтение на родном языке

41.

21.11

К. Паустовский «Барсучий нос». Особенности художественного текста.

С.98-101

Знакомство с произведением К. Паустовского «Барсучий нос». Определение особенностей художественного текста.

42.

22.11

К. Паустовский «Барсучий нос». Пересказ. Текст из энциклопедии «Барсук».

С.98-102

Чтение вслух и про себя. Сравнение научно-познавательного и художественного текстов; определение отличительных особенностей.

43.

23.11

В. Берестов «Кошкин щенок». Особенности юмористического текста. Б. Заходер «Вредный кот». Смысл названия стихотворения.

С.103-106  

Знакомство с произведением В. Берестова «Кошкин щенок». Особенности художественного текста. Подготовка к выразительному чтению.

Исследовательская работа. Читаем и наблюдаем. Сравнение стихотворений. Подготовка к выразительному чтению.

44.

26.11

Выразительное чтение стихотворений о животных.

С. 103-106

45.

28.11

В. Бианки «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке В. Бианки.

С.107-114

Знакомство с произведением В. Бианки «Приключения Муравьишки».Особенности художественного текста. Мастерская писателя.

46.

29.11

Создание текста по аналогии «Как муравьишке бабочка помогала добраться домой».

 С.107-114  

Создание текста по аналогии. Сравнение художественного и научно-познавательного текста.

47.

30.11

О. Полонский «Муравьиное царство». Особенности научно-популярного текста.

С.115-116

О. Полонский «Муравьиное царство».

48.

03.12

Тим Собакин «Песни бегемотов». Постановка вопросов к тексту стихотворения. Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

 С.117-119

Знакомство с книгой Тима Собакина. Чтение стихотворения Тима Собакина «Песни бегемотов». Ответы на вопросы и выполнение заданий Сборники стихотворений и рассказов о природе (представление книги). Ориентирование в содержании учебника. Написание отзыва на произведение.

49.

05.12

Работа с научно-познавательным текстом о животном.

50.

06.12

Периодическая печать. Выставка детских журналов.

 По страницам детских журналов. По страницам журнала «Большая переменка».

Периодическая печать. Знакомство с детскими журналами «Трамвай», «Миша», «Юный натуралист», «Филя», «Свирелька». Ориентирование в содержании сборника и журнала. «Самостоятельное чтение».

 Периодическая печать. Знакомство с детским журналом «Большая переменка». Ориентирование в содержании журнала.

Литературное чтение на родном языке

51.

07.12

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Составление плана и пересказ. Герой художественного текста. Его особенности.

С.120-127

Д.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Определение отношения к героям

52.

10.12

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Тестовая работа.

С.120-127

53.

12.12

Семейное чтение. Н. Носов «Карасик». Смысл поступка героя.

С.128-134

Знакомство с произведением. Объяснение слов и выражений в тексте.

54.

13.12

Н. Носов «Карасик». Характеристика героев произведения.

С.128-134

Чтение текста вслух и про себя. Ответы на вопросы учебника. Работа в паре.

55.

14.12

Наш театр. М. Горький «Воробьишко». Инсценирование. Подготовка реквизита,костюмов, театральных билетов.  С.135-138

«Наш театр». М.Горький «Воробьишко». Подготовка к инсценированию произведения.

56.

17.12

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв о книге о природе.

С.139-141

 М.М.Пришвин. «Лягушонок», «Ёж», «Гаечки».Ю. И. Макаров. «Лётчик».

Определять свою позицию по отношению к произведению, книге.

Читаем и наблюдаем. Определять особенности художественного текста, свою позицию по отношению к произведению, книге.

Литературное чтение на родном языке

57.

19.12

Контрольная работа по разделу «Люби всё живое».

С.139-141

Анализировать прочитанные произведения.    Сравнивать сюжеты и героев.

КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ (12 ЧАСОВ)

58.

20.12

Работа над ошибками. Введение в содержание раздела.

С.142

В.В.Бианки. «Синичкин календарь». В.В.Бианки. «Лесная газета». В.Е.Молчанов. «Танюшкино солнышко», «Чудесный мотылек».

Знакомство с темой урока. Диалог Ани и Вани. Конкурс на лучшего чтеца произведений о природе.

 Анализ прочитанных произведений.    Сравнивать сюжеты и героев.

Литературное чтение на родном языке

59.

21.12

Рубежная контрольная работа.

Выполнять учебное задание в соответствии с целью.

60.

24.12

Работа над ошибками. И. Шишкин «Зимой в лесу». Устное сочинение по картине.   С.143

И. Шишкин «Зима в лесу». Анализ картины.

61.

26.12

Н. Некрасов «Славная осень!...». Средства художественной выразительности: сравнение.

С.144-145

Знакомство с темой урока. Подбор слов-ассоциаций по теме урока. Создание устного текста «Славная осень». Знакомство с произведением Н. Некрасова «Славная осень!..». Анализ произведения. Осень в парке.  Фотография. Анализ произведения.

Создание альбома «Славная осень».

62.

27.12

Н. Некрасов «Славная осень!...».

Чтение наизусть.  С.144-145

63.

10.01

М. Пришвин «Осинкам холодно». Приём олицетворения как средство создания образа. Ф. Тютчев «Листья». Контраст как средство создания образа

С.146-147

Знакомство с произведением М. Пришвина «Осинкам холодно...».

Анализ фотографии. Создание текста к фотографии.

Знакомство с произведением Ф. Тютчева «Листья».

Анализ фотографии. Создание текста к фотографии.

64.

11.01

А. Фет. «Осень». Настроение стихотворения.  С.148

Знакомство с произведением А. Фета «Осень».

Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте.

65.

14.01

Чтение наизусть. И. Бунин «Первый снег». В. Поленов «Ранний снег». Сравнение произведений литературы и живописи.  С.149

В.Поленов «Ранний снег». Анализ картины. Создание текста. Подбор к картине поэтических строк.

66.

  16.01

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. Работа с текстами о природе.

С.150

Рассказы К.Д.Ушинского

К.Д.Ушинский. «Как рубашка в поле выросла», «Четыре желания».

Определять настроение произведения. Находить нужное произведение.

Ориентация в нравственном содержании и смысле произведения.

Литературное чтение на родном языке

67.

  17.01

Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «Снежинка». Средства художественной выразительности для создания образа снежинки.

С.151

«Самостоятельное чтение». К. Бальмонт «Снежинки».

Определение сравнения, олицетворения, подбор своих сравнений, олицетворений.

Наблюдение картин в художественном тексте;

68.

18.01

Семейное чтение. К. Паустовский «В саду уже поселилась осень…» Краски осени», И. Остроухов «Парк». А. Саврасов «Зима». С.152-153

Определение слов, которые помогают представить изображённую автором картину.

Анализ произведений живописи.

69.

21.01

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа по разделу «Картины русской природы». С.154

Картины русской природы.

Ответы вопросы и выполнение заданий учебника.

ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ (30 ЧАСОВ)

70.

23.01

Введение в содержание раздела.

Работа с художественным текстом.

С.3-4.

Выставка книг.Произведения русских писателей.

Диалог Ани и Вани. Обсуждение диалога. Высказывание своих мнений.

71.

24.01

Великие русские писатели. В. Берестов об А. С. Пушкине. Краткий пересказ.

С.5

Чтение статьи В. Берестова «Александр Сергеевич Пушкин». Определение слов, необходимых для составления плана для пересказа. Выделение самого главного в тексте. Пересказ произведения.

72.

25.01

А. С. Пушкин «Зимнее утро». Картины зимней природы. Настроение стихотворения. С.6-7

Чтение стихотворения «Зимнее утро».

Анализ произведения.

73.

28.01

Чтение наизусть. И. Грабарь «Зимнее утро». Сравнение произведений литературы и живописи. С.6-7

Сравнение стихотворения и произведения живописи И. Грабаря «Зимнее утро».

74.

30.01

А. С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы.

С.8-9

Определение слов, которые помогают представить изображенную автором картину.

Сравнение стихотворения с произведением живописи.

75.

31.01

Чтение наизусть.Ю. Клевер «Закат солнца зимой», «Зимний пейзаж с избушкой».

С.8-9

Сравнение стихотворения с произведением живописи.

76.

01.02

А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…» П. Брейгель (младший) «Зимний пейзаж».

С.10-11

Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину.

77.

04.02

Чтение наизусть.

В. Суриков «Взятие снежного городка».

С.10

Сравнение стихотворения с произведением живописи.

78.

06.02

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Знакомство со сказкой. С.12-42

Знакомство со сказкой. Выявление особенностей сюжета.

79.

07.02

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Сравнение с народной сказкой.

С.12-42

Выявление особенностей сюжета. Сравнение с народной сказкой.

80.

08.02

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Нравственный смысл литературной сказки. С.12-42

Определение нравственного смысла сказки

81.

11.02

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» Особенности языка литературной сказки. С.12-42

Определение отличительных особенностей литературной сказки.

82.

13.02

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» Характеристика героев произведения.

С.12-42

Определение в тексте предложений, характеризующих героев. Оценка поступков героев.

83.

14.02

Чтение наизусть отрывка.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» С.12-42

Чтение наизусть. Определение слов, которые помогают услышать звуки моря, комара, шмеля, мухи.

84.

15.02

Урок - викторина по сказкам А.С. Пушкина.

 Сказки А. С. Пушкина .

А.С.Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке».

Работа в группах. Оценивать поступки героев. Обогащать словарный запас.

 Определение отличительных особенностей литературной сказки. Структура сказки. Выявить связь народной и авторской сказки.

Литературное чтение на родном языке.

85.

18.02

И. Я. Билибин — иллюстратор сказок

 А. С. Пушкина.

С.43

Озаглавливать иллюстрации. Соотносить иллюстрации и художественный текст.

86.

20.02

И. А. Крылов. Басни. Викторина по басням И. А. Крылова.

С.44-47

 Басни И.А.Крылова.

И.А.Крылов. «Квартет», «Волк и журавль».

Знакомство с темой урока. Чтение диалога Ани и Вани. Знакомство с понятийным аппаратом басни: наставление, иносказание, нравоучительный комический рассказ.

Характеристика героев произведения. Определение нравственного смысла текста.

Литературное чтение на родном языке

87

21.02

И. А. Крылов «Слон и Моська». Особенности структуры басни.

С.48-49

Анализ басни «Слон и Моська».

88.

22.02

Чтение наизусть.

И. А. Крылов «Чиж и голубь». Особенности структуры басни.

С.49

Анализ басни «Чиж и голубь».

Работа по вопросам на с.49 учебника.  

89.

25.02

Великие русские писатели. Л. Н. Толстой. Краткий пересказ статьи.

С.50-51

 Произведения Л.Н.Толстого.

Л.Н.Толстой. Рассказы, сказки, истории.

Знакомство с выставкой книг. Классификация книг.

Обобщающая работа по басням. Наблюдаем и размышляем. Попробуем разобраться в своём характере. Составление плана для пересказа статьи.

Обсуждение прочитанного произведения. Объяснение смысла рассказа, сказки. Нравственные уроки литературы.

Литературное чтение на родном языке.

90.

27.02

Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета.

С.52-53

Подготовка к краткому пересказу. Краткий пересказ. Анализ рассказа «Лев и собачка». Работа по вопросам учебника на с.53

91.

28.02

Л. Н. Толстой «Лебеди». Составление плана.

С.54-55

Анализ рассказа «Лебеди». Работа по вопросам учебника на с.55. Составление плана рассказа.

92.

01.03

Л. Н. Толстой «Акула». Смысл названия. Составление плана.

С.56-58

Анализ рассказа «Акула». Работа по вопросам учебника на с.58. Составление плана.

Обобщающая работа по произведениям Л. Толстого

93.

04.03

Мастерская писателя. Работа с авторскими текстами.

 с.48 – 50

Работа с авторскими текстами.

94.

06.03

Самостоятельное чтение. Л. Н. Толстой. «Волга и Вазуза». Особенности жанра.

 С.60-61

Обсуждение прочитанного произведения. Объяснение смысла названия рассказа.

95.

07.03

Л. Н. Толстой «Как гуси Рим спасли». Особенности жанра. С.61-62

Работа с текстом. Высказывание мнений о произведении. Составление плана текста.

96.

08.03

Наш театр. И. Крылов «Квартет». Инсценирование.

С.63-64

Инсценирование басни; распределение ролей. Соотносить отрывки басен И.Крылова с баснями.

97.

11.03

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие?

С.65-67

Определение нужной книги по тематическому каталогу. Обсуждение в паре, в группе поступков героев, определение своей позиции по отношению к героям произведения.

98.

13.03

Маленькие и большие секреты страны Литературии. А.Барто «Квартет.

С.65-67

Определение нужной книги по тематическому каталогу. Обсуждение в паре, в группе поступков героев, определение своей позиции по отношению к героям произведения.

99.

14.03

Контрольная работа по разделу «Великие русские писатели».

Ответы на вопросы и выполнение заданий проверочной работы.

ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА - 19 ЧАСОВ

100.

15.03

Работа над ошибками. Введение в содержание раздела.

В. Даль «Девочка Снегурочка». Сравнение с народной сказкой.

С.68-75

Определение конкретного смысла понятий: литературная сказка, народная сказка, предисловие, полный и краткий пересказ. Исследование содержания сказки. Определение отличительных особенностей литературной сказки. Определение структуры сказки.

101.

18.03

В. Даль «Девочка Снегурочка». Герои сказки. Особенности литературной сказки.

С.70-75

Характеристика героев сказки.

102.

20.03

В. Одоевский «Мороз Иванович». Знакомство с героями .

С.76-85

Определение отличительных особенностей литературной сказки. Структура сказки.

103.

21.03

В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко».

С.76-85

Определение отличительных особенностей литературной сказки. Структура сказки.

104.

22.03

В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев.

С.76-85

105.

01.04

Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

С.86-94

Определение отличительных особенностей литературной сказки.Сравнение литературной и народной сказки. Структура сказки.

106.

03.04

Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Герои произведения.

 С.86-94

Характеристика героев произведения. Определение нравственного смысла текста.

Работа по группам. Обобщающая работа.

107.

04.04

Переводная литература для детей. Выставка книг.

 С.95

Выявление особенностей переводной литературы.

108.

05.04

Б.Заходер «Винни-Пух» (предисловие). Особенности переводной литературы.

 С.96

Ответы на вопросы учебника. Рассуждение о том, что для героев важнее: свои собственные интересы или интересы и желания других.

109.

08.04

Р. Киплинг «Братья Маугли». Особенности переводной литературы.

С.97-110

Определение темы и названия выставки книг.

Раскрытие понятий «закон джунглей», «приёмыш» и т.д. Определение особенностей героев. Создание диафильма.

110.

10.04

Р. Киплинг «Братья Маугли». Герои произведения.

С.97-110

Ответы на вопросы учебника. Рассуждение о том, что для героев важнее: свои собственные интересы или интересы и желания других.

111.

11.04

Дж. Родари «Волшебный барабан». Особенности переводной литературы.

С.111-116

Чтение и анализ сказки Дж. Родари «Волшебный барабан».

112.

12.04

Дж. Родари «Волшебный барабан». Сочинение возможного конца сказки.

 С.11-116

Создание своего окончания сказки. Презентация творческой работы.

113.

15.04

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки. С.117

 Сказки русских писателей

А.Н.Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

«Мы идём в библиотеку». Литературные сказки русских писателей и поэтов. Анализ выбранных книг.

 Анализировать прочитанные произведения.    Сравнивать сюжеты и героев. Определение отношения к героям.

Литературное чтение на родном языке.

114.

17.04

Самостоятельное чтение. Тим Собакин «Лунная сказка». Семейное чтение. Ю. Коваль «Сказка о серебряном соколе». Комплексная контрольная работа.

С.118-119  

«Самостоятельное чтение». Тим Собакин «Лунная сказка».

115.

18.04

Семейное чтение. Ю. Коваль «Сказка о серебряном соколе». С.120-127

«Семейное чтение». Ю. Коваль «Сказка о серебряном соколе».

116.

19.04

Наш театр. С.Михалков «Упрямый козлёнок» Герои произведения.

С.128-134

«Наш театр». С.Михалков «Упрямый козлёнок». Подготовка к инсценированию произведения.

Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом.

117.

22.04

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

 С.135 - 137

«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Работа с выставкой книг. Классификация книг.

Сочинение сказки.

118.

24.04

Контрольная работа по разделу «Литературная сказка».

Определять название и автора произведения. Находить положительное и отрицательное в поступках героя, давать оценку поступкам.

КАРТИНЫ РОДНОЙ ПРИРОДЫ (18 ЧАСОВ)

119.

25.04

Работа над ошибками. Введение в содержание раздела.

С.138

Стихотворения о Родине. Моя малая Родина. Стихотворения о Белгородчине.

Творчество. Стихотворение; лирическое стихотворение; настроение; картины природы. Рассказ; лирический рассказ; настроение; картины природы. Знакомство с темой раздела.Мастерская писателя.

Умение осознавать и определять любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.

Литературное чтение на родном языке.

120.

26.04

Б.Заходер «Что такое стихи?». Особенности поэтического жанра.

С. 139

Стихотворения Ю. И.Макарова,  Р.И.Карагодина, Б.В.Заходера. Стихотворения о Родине. Моя малая Родина. Стихотворения о Белгородчине.

Чтение диалога Ани и Вани. Что такое творчество?

Анализ стихотворения Б. Заходера «Что такое стихи?». Что такое стихотворение? Может ли стихотворение являться творчеством?

 Анализировать произведение. Давать характеристику героев. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы.

Литературное чтение на родном языке.

121.

29.04

И.Соколов-Микитов «Март в лесу». Текст- зарисовка.

С.140  

Выявлять особенности текста-описания.

Находить слова и словосочетания, которые помогают услышать звук. Находить слова и словосочетания, которые помогают услышать звук.  

122.

01.05

А.Майков «Весна». Е.Волков «В конце зимы». Е.Пурвит «Последний снег».

С.141-142

Определение средств художественной выразительности в художественном тексте, слов, которые помогают увидеть образы.

123.

02.05

С.Есенин «Сыплет черёмуха…» В.Борисов-Мусатов «Весна». Сравнение произведений живописи и литературы.

С.141-143

Определение средств художественной выразительности в художественном тексте, слов, которые помогают увидеть образы, сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему.

124.

03.05

С.Есенин «С добрым утром!».

С.144

Чтение и анализ стихотворения С. Есенина «С добрым утром!». Подготовка к выразительному чтению. Выразительное чтение.Знакомство со сборником стихов С. Есенина.

125.

 06.05

Ф.Тютчев «Весенняя гроза». Приём звукописи как средство создания образа.

С.145

Выявление особенностей текста-описания. Определение средств художественной выразительности в художественном тексте, слов, которые помогают увидеть образы.

126.

08.05

Чтение наизусть.

А.Васнецов «После дождя». И.Шишкин «Дождь в дубовом лесу». Сравнение произведений искусства.

С.146

Сравнительный анализ произведений живописи А. Васнецова «После дождя», И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу».

127.

09.05

О. Высотская «Одуванчик». З. Александрова «Одуванчик». Сравнение образов.

С.147

Выявление особенностей текста-описания. Определение средств художественной выразительности в художественном тексте, слов, которые помогают увидеть образы.

128.

10.05

М. Пришвин «Золотой луг». Сравнение поэтического и прозаического текстов.

 С.148

Выявление особенностей текста-описания. Определение средств художественной выразительности в художественном тексте, слов, которые помогают увидеть образы.

129.

13.05

А.Толстой «Колокольчики мои, цветики степные…» Авторское отношение к изображаемому. С.149

Определение средств художественной выразительности в художественном тексте, слов, которые помогают увидеть образы.

130.

15.05

Саша Чёрный «Летом». А. Рылов «Зелёный шум». Сравнение произведений живописи и литературы.

С.150-151

Анализ картины А. Рылова «Зелёный шум».

Чтение и анализ стихотворения Саши Чёрного «Летом» Сравнение лирических текстов

131.

16.05

Итоговая контрольная работа за 3 класс.

Определять название и автора произведения. Находить положительное и отрицательное в поступках героя, давать оценку своим поступкам

С заданиями по лит чт. на родном языке

132.

17.05

Работа над ошибками. Ф.Тютчев «В небе тают облака…». А.Саврасов«Сосновый бор на берегу реки».

С.152

Ф.И.Тютчев. «Первый лист», А.А.Фет «Весенний дождь».

«Мир прекрасных сказок дня» ..(стихотворения Ю.Шкуты).

Чтение и анализ стихотворения Ф. Тютчева «В небе тают облака...». Анализ картины А. Саврасова«Сосновый бор на берегу реки». Сравнение произведения живописи и стихотворения.

Конкурс на лучшего чтеца произведений о природе. Подготовка к выразительному чтению.  Сравнение стихотворений.  

Литературное чтение на родном языке.

133.

20.05

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

С.153-154

Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Выбирать произведения для заучивания наизусть и выразительного чтения.

134.

22.05

Самостоятельное чтение. Г.Юдин «Поэты».

С.153-154

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Анализ произведения. Характеристика героев.

135.

23.05

Я.Аким «Как я написал первое стихотворение». Очерковая литература. С.155

 Стихотворения А.Л.Барто, С.В.Михалкова, С.Я.Маршака..

Анализировать произведение. Давать характеристику героев. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы.

Анализировать стихотворения Что такое стихотворение? Может ли стихотворение являться творчеством?

Литературное чтение на родном языке.

136.

24.05

Брейн - ринг. Обобщающий урок - праздник по курсу 3 класса.

Анализ курса литературного чтения. Отбор понравившихся произведений. Презентация понравившихся произведений. Задание на лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» ПНШ 3класс

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями  ФГОС  для работы в 3классе по программе "Перспективная начальная школа".Структура программы:1.Пояснительна...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение" для 1 - 4 классов. (Программа "Школа России")

Рабочая пограмма составлена в соответствии с приказом МО и Н РФ от 31.12.2015....

Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение" 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение" 2023-2024 учебный год...

Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение на родном (русском) языке" 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение на родном (русском) языке" 2023-2024 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса 2023-2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе«Литературное чтение» для 2 классана 2023-2024 учебный год Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» разработана в соответс...