(“Страшный рассказ” Евгений Иванович Чарушин
методическая разработка по чтению (2 класс)
Знакомство с рассказом Е. И. Чарушина " Страшный рассказ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya.docx | 96.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения по теме
“Страшный рассказ” Евгений Иванович Чарушин
Ход урока
1. Организационный момент.
- Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Я желаю вам, чтобы радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.
2. Речевая разминка.
Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.
-Найдите однокоренные слова.
-Прочитайте с вопросительной интонацией,выделяя голосом слова «ежик»,»ежа», «ежат»
- Скороговоркой.
3 Проверка домашнего задания.(5мин)
а)Беседа .
-Какой рассказ читали дома?
- Кто автор рассказа «Ребята и утята»?
-Назовите героев рассказа?
-Какой это рассказ развлекательный, познавательный или поучительный?
-Чему он учит нас? (Заботливо относиться к братьям нашим меньшим)
а) Пересказ текста М.Пришвина «Ребята и утята»(4 уч-ся, по иллюстрациям)
-Что полезного для себя вы взяли из этого рассказа? (Как относиться к братьям нашим меньшим. Животных надо любить и оберегать и не нарушать их законы.)
3 Вызов: -Какой мы изучаем сейчас раздел по чтению?(«О братьях наших меньших»
- Сегодня продолжим изучить произведения из этого раздела
-Почему я именно эту речевую разминку вам предложила? (Будем изучать произведение ,героем которого будет ёжик.
4 Сообщения уч-ся про ежа.(3 уч-ся)
а) Ежиков можно найти практически где угодно: в лесах, парках, садах и даже на своей даче. Ежи ведут ночной образ жизни . День ежи проводят в гнезде или других укрытиях. Ежи способны лазить по деревьям и плавать. В дикой среде ежи живут до 3 лет, а в неволе могут доживать до десяти.
С наступлением заморозков ежи плотно закрывают вход в нору и впадают в зимнюю спячку.
б) Ёж — это всеядное животное. Основу его питания составляют насекомые, гусеницы, слизни, иногда дождевые черви. Из растений может поедать ягоды и фрукты. В колючей шкурке ежа 5 – 6 тысяч иголок. Каждая иголка растёт 1-1,5года
В)У ежихи рождается в среднем, около 4 ежат . Детеныши появляются на свет, абсолютно «голые» (без колючек), слепые. Спустя несколько часов, начинают появляться первые, мягкие колючки. И только через 15 дней, ежата полностью покрываются колючками.
5 Постановка цели урока (4 минуты)
- Ну, а теперь нужно узнать, в каком произведении живет наш герой и кто автор этого произведения?
Л.Н. Толстой | “Филипок” |
М.М. Пришвин | “Страшный рассказ” |
И.Пивоварова | “Ребята и утята” |
Е.И. Чарушин | “Жила-была собака...” |
- Установите связь между ранее изученным произведением и автором.
- Значит, тема нашего урока будет... (“Страшный рассказ” Евгений Иванович Чарушин) .
-Какие цели урока?
-познакомить детей с творчеством Е.И.Чарушина;
-развивать навыки выразительного, безошибочного чтения;
-прививать любовь к природе, приучать бережно относиться к ней
6 Знакомство с Е.Чарушиным
а) Метод «Инсерт» (чтение с пометами)
(Учащиеся получают раздаточный материал – статья о Е. И. Чарушине):
Евгений Иванович Чарушин (1901—1965) очень любит природу и много пишет о ней.
30 лет писательской деятельности
Много лет назад в старинном городе Вятке на Урале жил мальчик Женя. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, цесарка с перебитым крылом, которых Женя лечил вместе с мамой, и еще 20 певчих птиц. Так проходило его детство.
Когда Женя вырос и стал Евгением Чарушиным, он иллюстрировал книги о животных. Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом.
Среди лучших работ Чарушина – иллюстрации к книге В. Бианки, М. Пришвина, С. Маршака
б). Аналитическая работа.
(Дети заполняют таблицу, расположенную на доске)
Я знаю + | Для меня новое ! |
Любит природу Пишет | 30 лет писательской деятельности |
рисовал анималист | |
иллюстрировал книги М.Пришвина, В.Бианки, С.Я. Маршака |
7. Словарная работа
Сени - в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Чулан – помещение в доме, служащее кладовой; клеть или часть сеней в крестьянской избе.
8Физминутка музыкальная
Маленький ёжик, четверо ножек,
На спине листок несет, песенку поет:
Шу, шу, шу, шу, шу, шу, шу…
Самый сильный я в лесу,
На спине листок несу
И боюсь одну лису!
Маленький ёжик, четверо ножек,
На спине грибок несет, песенку поет:
Шу, шу, шу, шу, шу, шу, шу…
Самый сильный я в лесу,
На спине грибок несу
И боюсь одну лису!
9 Первичное чтение рассказа учителем + уч-ся
Прочитайте слова (на доске) вслух,
остались одни
стемнело
как вдруг
прижались друг к другу
тихо-тихо
всё рассказали
пробежит в угол
смотрят – да это…
-Предположите, о чем будет рассказ
10. Анализ текста.
Обсуждение после прочтения.
-Где произошёл случай, описанный в рассказе? Прочитайте
- А почему мальчики остались дома одни? (родители ушли в гости)
- Кто-нибудь из вас оставался дома один? Вижу, вам знакомо это состояние.
- Что делали мальчики, когда остались одни? Найдите и прочитайте .
- Как это характеризует мальчиков? Какие они? (самостоятельные и смелые –раз остались одни, послушные, соблюдают режим дня)
- Что произошло дальше? (Они испугались непонятных звуков)
-Речь 2 мальчиков –как называется?(диалог)
- Прочитаем по ролям этот отрывок. (от слов «Шура и говорит со своей кровати:…» до слов «…Они сюда не придут, - отвечает Петя»)
Но прежде чем читать определите:
ТОН – спокойный или взволнованный
ТЕМП – быстро, медленно или не спеша
ГРОМКОСТЬ – тихо или громко
- Почему мальчики испугались? (было темно, звуки были незнакомые, взрослых не было дома)
- Можно ли осуждать мальчиков за трусость? (нет, испугаться может каждый, ничего постыдного в этом нет)
- Кем приходились друг другу мальчики? (они были братьями)
- Как мальчики вели себя во время страха. Как они реагировали на эти незнакомые звуки? (Они по-братски подбадривали друг друга, что им не страшно, они не смеялись, не дразнились, не плакали, а рассуждали, не кричали, и притихли)
- Чем закончились эти страшные минуты для ребят? (пришли родители и ребята рассказали им всё)
- А кто же пугал мальчиков? (ёж)
- Как вы думаете, какие чувства испытывал ёжик в тот момент?(страх) Докажите .(Он свернулся в углу шариком)
- Как ёж оказался в домике? (дом стоял у леса ,а еж ночной житель, он «из леса забрался в дом»)
- Как люди поступили с животным? (угостили его молоком и мясом)
- Боялись ли мальчики потом тех же самых звуков? Почему? (не боялись, так как все знали, кто топает ночами)
– Почему ёжик не ушёл, а остался жить с людьми всё лето? (Ребята и взрослые хорошо относились к животному, поэтому он не ушёл в лес, а остался жить в домике людей)
- Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город? (нет)
- А как бы поступили вы? (Нельзя брать домой диких животных. Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен их дом - лес. Только раненых зверей могут взять взрослые, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить)
- Можно ли на самом деле считать рассказ страшным? (нет, скорее интригующий)
- Какое ещё название можно ему подобрать?(«Случай на даче», « Ёжик»,»Незваный гость»)
- Какой совет даёт автор? (взаимоподдержке, когда страшно, важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко.) бережному отношению к животным ,
- Какое чувство преобладало у ребят в начале рассказа? (Страх)
- А когда тайна была раскрыта? (радость ,удивления и открытия)
-Подобрать синоним к слову страх (Испуг,боязнь,тревога,ужас ,робость,паника,беспокойство),
Антонимы(отвага ,бесстрашие,смелость)
Б)Прием “Эмпатии”
У: Давай – те войдем в этот рассказ. Вошли. Вы теперь Шура и Петя. Расположите эти слова в порядке возрастания чувств.
Страх
Ужас
Испуг
Беспокойство
- Кому можно сочувствовать, сопереживать в этом рассказе? (мальчикам, когда им страшно, ёжику – ему тоже было страшно)
- Действительно, сочувствие и сопереживание – чувства, присущие человеку. Но этим чувствам нас учат животные, которые живут рядом с нами на одной планете. Животные учат нас любить искренне, без желания получить что-то взамен. Чем больше мы будем знать о них, тем лучше сможем понимать их поведениие
А Чарушин писал так «Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной.»
11 Рефлексия (3 минуты)
- Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем?
-Для чего надо оберегать диких животных? (не нарушать цепи питания)
12 - Расскажите еще раз об образе своего ежа: какой он? – но теперь с помощью слов в синквейне, над которым я предлагаю вам поработать в паре
Составление синквейна (в парах)
Кто?
Ёжик
Какой?
Круглый, колючий.
Что делает?
Пыхтит, шуршит, топает.
Предложение
Ёжик охотится по ночам.
Слово - синоним
Хищник
13«Художник- анималист»
Нарисуй ежа по образцу
(Заинтересовать читателя)
14 Отправим телеграммы нашим гостям.
- Какие советы вы им дадите по нашей теме?
15. Домашнее задание.
16. Творческая работа в группах (2 минуты).
- У каждой группы есть набор из 5 пословиц. Нужно выбрать ту, которая подходит к рассказу. Пословицу помещает на доску один представитель от группы.
1 группа
- Встречают по одежке — провожают по уму.
- Всякой матери свое дитя мило.
- Готовь сани летом, а телегу — зимой.
- Грамоте учиться — всегда пригодится.
- У страха глаза велики.
2 группа
- Трусливому зайцу и пень волк.
- Двое пашут, а семеро руками машут.
- Делу — время, потехе — час.
- Изба крепка запором, а двор — забором.
- Каждый кулик свое болото хвалит.
3 группа
- Красна птица перьем, а человек — ученьем.
- Трус своей тени боится.
- Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
- Любишь кататься — люби и саночки возить.
- Не в свои сани не садись.
4 группа
- Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать
- Пуганая ворона и куста боится.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Один с сошкой, семеро с ложкой.
- Поспешишь — людей насмешишь.
- Какие пословицы больше всего подходят к нашему рассказу?
« Остановись!
Присядь! Нагнись!
И под ноги взгляни!
Живой живому удивись!
Они тебе сродни…»
Список литературы и Интернет-ресурсов:
- В помощь школьному учителю. С. В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л. В. Климановой и др. 2 класс, Москва «ВАКО» 2013
- «Школа России». Литературное чтение – учебник для образовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2012
- http://bestgif.narod.ru/ - картинки
- http://www.lenagold.ru/ - фоны, картинки
- http://www.google.ru/ -картинки обложек книг Чарушина
- http://images.yandex.ru/- тучки, портреты писателя, анимации
- http://images.yandex.ru/- дом детства Чарушина
- http://lenagold.ru/ - картинка дерева
- http://www.mp3poisk.net/- шум ветра
- Фоны взяты из интернета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Евгений Иванович Чарушин
Презентация о жизни и творчестве Евгения Ивановича Чарушина. Можно использовать как на уроках литературного чтения, так и во внеурочной деятельности....
Евгений Иванович Чарушин «Яшка»
Открытый урок-презентация для 1 класса - литературное чтение...
Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе. Евгений Иванович Чарушин «Томка испугался»
Материал содержит разработку урока по литературному чтению в 1 классе и мультимедийную презентацию к нему...
Неделя литературного чтения посвящённая юбилею со дня рождения Евгения Ивановича Чарушина
Рассказать детям о творчестве Евгения Чарушина. Познакомиться с рассказами о животных, об умном вороне, о волчёнке, о преданном бульдоге. Приобщить детей к красоте природы....
Урок литературного чтения: ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ ЧАРУШИН. «КАБАН»
Урок знакомит учащихся с произведениями Е. И. Чарушина, особое отношение писателя к животным; учитпонимать «братьев наших меньших»....
Евгений Иванович Чарушин "Страшный рассказ"
Урок литературного чтения, во 2 классе, Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"....
Тема: Евгений Иванович Чарушин «Страшный рассказ» (2 класс)
Разработка урока литературного чтения по учебнику «Литературное чтение» ( Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др.) с применением приёмов технологии развития критического мышления через чтени...