Урок-игра "Знатоки сказок"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок – игра. Мы выясним сегодня, кто из вас много читает, и не просто читает, а делает это вдумчиво и с интересом. Класс разделили на две команды, а значит, надо показать и ваши умения работать в группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-игра | 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-игра «Знатоки сказок»
Обобщающий урок литературного чтения в 3 классе по теме «Что за прелесть эти сказки». (Урок-игра «Знатоки сказок»).
Задачей учителя начальной школы, ведущего уроки литературного чтения, является приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Одним из основных путей реализации этой задачи и повышения эффективности обучения на уроках чтения становится развитие познавательного интереса учащихся через игровую деятельность.
Урок-игра «Знатоки сказок».
Цели:
формирование познавательного интереса на уроках литературного чтения;
расширять кругозор учащихся;
способствовать выработке навыка сознательного чтения;
воспитание любви к книге.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас необычный урок. Урок – игра. Мы выясним сегодня, кто из вас много читает, и не просто читает, а делает это вдумчиво и с интересом. Класс разделили на две команды, а значит, надо показать и ваши умения работать в группе.
2. Объяснение хода игры.
- У нас две команды. Есть два капитана. Капитан решает, кто будет давать ответ на заданный вопрос. В случае затруднения капитан дает ответ сам.
- Вашим домашним заданием было подумать над названием команды и над девизом. За оригинальные названия и девиз присуждаются баллы.
- Игра состоит из нескольких туров: «Представление команд», «Разминка», «Литературные сказки русских авторов», «Зарубежная литературная сказка», «Парад героев», «Сказочная почта», «Сказочный пир», «Необыкновенный концерт».
- Учитель поочередно будет задавать вопросы каждой команде, за полный правильный ответ команда может заработать 2 балла.
3. Ход игры.
1 ТУР: «Представление команд».
- Каждая команда объявляет свое название и девиз. (Максимум 2 балла)
2 ТУР: «Разминка».
- Каждой команде поочередно задаются вопросы. Надо назвать героя, о котором идет речь, и назвать сказку. (Правильный ответ 2 балла)
1.Зимою он на проруби
Хвостом рыбачить пробовал
И, выбиваясь из последних сил,
Лисицу на себе возил.
(Волк, «Волк и лиса» - русская народная сказка)
2.Они высоко в поднебесье летят,
И старый и малый их знают
И прячут в деревнях малых ребят,
Завидев их серую стаю.
(Гуси-лебеди, «Гуси-лебеди – русская народная сказка)
3.со службы храбрец возвращался домой
И к жадной старухе попал на постой.
Когда ж наступила обедать пора,
С хозяйкой ел кашу из топора.
(Солдат, «Каша из топора – русская народная сказка)
4.На царевну совсем не похожа –
Нет на ней драгоценных вещей.
Заточил в лягушачью кожу
Ее злой и коварный Кощей.
(Царевна-лягушка, она же Василиса Премудрая, «Царевна-лягушка» - русская народная сказка)
5.Пошел герой наш за водой
И ведра нес в руке,
Но любопытно, что домой
Шагал он налегке.
А ведра в гору сами поднимались.
Кто был герой тот, догадались?
(Емеля, «По щучьему веленью» - русская народная сказка)
6.Хоть был он просто серый волк,
В делах волшебных знал он толк.
Он мог конем порою стать
И перепрыгнуть через стены,
Чтобы для друга отыскать
Прекрасную Елену.
(Серый волк, «Иван Царевич и серый волк» - русская народная сказка)
3 ТУР: «Литературные сказки русских авторов». Надо назвать героя, о котором идет речь, назвать сказку и ее автора. (Правильный ответ 2 балла)
1.Жил да был Иван-дурак.
Не мечтал Иван никак
Стать царем. Но стал им вдруг.
И помог ему в том друг –
Презабавная зверушка,
Конь, похожий на игрушку.
(Конек-горбунок, «Конек-горбунок» - П.Ершов)
2.Хороший был работник,
И конюх он, и плотник,
Поповских нянчил он детей
И собирал оброк с чертей.
(Балда, «Сказка о попе и работнике его Балде» - А.Пушкин)
3.Зимой суровой, вьюжной, снежной
Велели ей найти подснежник
И на ночь глядя в темный лес послали.
Кто героиня та, узнали?
(Падчерица, «Двенадцать месяцев» - С.Маршак)
4.В лесу дремучем и густом
Она раз увидала дом.
В него вошла: а там внутри
Три стула есть и миски три,
И три кровати в спаленке.
Она легла на маленькой.
(Девочка, «Три медведя» - Л.Толстой)
5.Чтоб повидать хоть раз отца,
Мог образ князя-молодца
Сменить на облик он шмеля
Иль комара. И не шаля,
Он рассчитался с поварихой,
С ее сестрою, злой ткачихой
И хитрой бабой Бабарихой.
(Князь Гвидон, «Сказка о царе Салтане…» - А.Пушкин)
6.В день именин она разбогатела.
Попировать с друзьями села,
Но тут ее злодей задумал погубить,
Хотел ее он задушить.
Какой скандал! Какой кошмар!
Но помешал ему комар!
(Муха, «Муха-цокотуха» - К.Чуковский)
4 ТУР: «Зарубежная литературная сказка». Надо назвать героя, о котором идет речь, назвать сказку и ее автора. (Правильный ответ 2 балла)
1.Достался младшему из братьев.
В отличье от своих собратьев
Носил он сапоги на лапах
И перьями украшенную шляпу.
Малыш, он великана одолел
И в полном смысле слова съел.
(Кот, «Кот в сапогах» - Ш.Перро)
2.Мальчишка он уличный вроде,
Но вырос, однако, на огороде.
И лук называет роднею своей.
Узнайте его поскорей!
(Чиполлино, «Приключения Чиполлино» - Д.Родари)
3.Маленький, толстый, живет он на крыше,
Любит варенье и любит торты.
Ходит он в гости к разным мальчишкам,
Знаешь его, конечно, и ты!
(Карлсон, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» - А.Линдгрен)
4.Был в детстве вид его отвратителен,
Огорчались даже родители.
Дичился птиц, стеснялся людей,
Но первым вдруг стал среди лебедей.
(Гадкий утенок, «Гадкий утенок» - Г.Х.Андерсен)
5 ТУР: «Парад героев». Надо назвать героя, о котором идет речь, назвать сказку и ее автора. (Правильный ответ 2 балла)
1.Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла и скатерки ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была?
(Василиса Премудрая, «Царевна-лягушка» - русская народная сказка)
2.Искусство русских мастеров
Я миру доказал –
Блоху английскую – без слов –
Я взял и подковал.
(Левша, «Левша» - Н.Лесков)
3.Я врач и очень знаменит,
У нас в Цветочном знает каждый,
Что я к больным спешу отважно,
Как мой коллега Айболит.
Я тоже врач. Лечу я медом
Там, где другие лечат йодом.
Все знают малыши на свете
Касторки не даю я детям.
(Медуница, «Приключения Незнайки и его друзей» - Н.Носов)
4.Тридцать три года жил я у моря,
Рыбу ловил со стихиями споря,
Невод тянул, выбиваясь из сил,
А чудный улов все ж на волю пустил.
(Рыбак, «Сказка о рыбаке и рыбке» - А.Пушкин)
5.Прокатиться мы решили
С ветерком в автомобиле,
В книжке правду вам сказали –
Сами мы его создали.
Ездит он на газводе,
И сироп в нем вместо смазки.
Из какой, друзья, мы сказки?
(Винтик и Шпунтик, «Приключения Незнайки и его друзей» - Н.Носов)
6.И на воздушном шаре были
С ним неразлучны кисть и краски,
Кто написал, вы не забыли,
Портрет прекрасной Синеглазки?
(Тюбик, «Приключения Незнайки и его друзей» - Н.Носов)
6 ТУР: «Сказочная почта». Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. Вот с этим вам предстоит сейчас разобраться. Нужно сказать, кто и кому послал письмо, назвать сказку и автора произведения. (Правильный ответ 2 балла)
1.»Приезжайте, доктор,
В Африку скорей!
И спасите, доктор,
Наших малышей!»
(Телеграмма от Гиппопотама доктору Айболиту, «Айболит» - К.Чуковский)
2. «Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу, и приплод
Тайно бросить в бездну вод».
(Бабариха, Ткачиха и Повариха вместо царя Салтана – царским боярам, «Сказка о царе Салтане…» - А.Пушкин)
3.»Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и все, что тебе на ум придет, исполнять я буду с охотою». (Зверь морской, чудо лесное – девице, купеческой дочери, «Аленький цветочек» - С.Аксаков)
4.»И кот Егор передает вам привет, а также Люксу, Чернышу, петушку Пете, его курицам, козе Марте, козлу Козлу, воробью и знакомой корове». (Внук – дедушке и бабушке, «Знакомые кота Егора» - Н.Наволочкин)
7 ТУР: «Сказочный пир». Объявляется обеденный перерыв. Но обед не простой, а сказочный. Кто кого и в какой сказке угощает? Кто автор сказки? (Правильный ответ 2 балла)
1.»Взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки, потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки, потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки». (Девочка, «Три медведя» - Л.Толстой)
2. – Съешь моего ржаного пирожка… - не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся!» (Печка – девочку, «Гуси-лебеди» - русская народная сказка)
3.»Усадили в уголок, подносили пирожок, рюмку полну наливали, на подносе подавали. От зеленого вина отрекалася она, пирожок лишь разломила да кусочек прикусила». (Семь богатырей – царевну, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - А.Пушкин)
4.»Наварила манной каши и размазала по тарелке… - Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем!» (Лиса – Журавля, «Лиса и Журавль» - русская народная сказка)
8 ТУР: «Необыкновенный концерт». Завершим наш урок концертной программой. Надо по песенке узнать героя сказки, автора сказки и ее название. (Правильный ответ 2 балла)
1.»Птичка польку танцевала
На лужайке в ранний час,
Хвост налево, хвост направо –
Это полька Карабас».
(Куклы театра Карабаса, «Золотой ключик, или приключения Буратино»- А.Толстой)
2.»Хоть полсвета обойдешь,
Лучше дома не найдешь,
Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь
Не откроет эту дверь»,
(Поросята, «Три поросенка» - С.Михалков)
3.»Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам я мошек ем».
(Воробьишко Пудик, «Воробьишко» - М.Горький)
4.»Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи,
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник».
(Месяц Март, «Двенадцать месяцев» - С.Маршак)
4.Итог и игры, награждение самых активных участников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Хоровод сказок"
Обобщение знаний учащихся по пройденным разделам в игровой форме. Цели урока: способствовать развитию логического мышления, совершенствовать навыки чтения; прививать интерес к чтению, к книге; развив...
Внеклассное мероприятие КВН "По дорогам сказок"
Сказочные герои (учащиеся старших классов или родители) предлагают детям интересные задания. Мероприятие помогает закрепить полученные знания ) и обогащать читательский опыт учеников ....
в мире любимых сказок
мероприятие проводила в гпд с первоклассниками. весь материал им доступен, интересен и понятен....
Загадки про героинь сказок
Материал для викторины по сказкам. Собраны загадки про героинь, поэтому удобно составить викторину к празднику 8 Марта....
КВН "Знатоки сказок"
Цели: побудить интерес к чтению;расширить кругозор;развивать воображение, находчивость, смекалку, творческие и сценические способности....
"ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК СКАЗОК" внеклассное мероприятие
Путешествие в страну русских народных сказок сказок Ведущий. Дорогие ребята, добрый день! Мы приглашаем вас совершить путешествие в необычную страну. А в...
Викторина на знание русских народных сказок: «Путешествие в страну русских народных сказок».
Викторина проводится с целью закрепления знаний детей о русских народных сказках. Решаются задачи по коррекции связной речи, развитию воображения, логического мышления, внимания, общей моторики....