Урок-игра "Знатоки сказок"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Никитина Тамара Васильевна

Урок – игра. Мы выясним сегодня, кто из вас много читает, и не просто читает, а делает это вдумчиво и с интересом. Класс разделили на две команды, а значит, надо показать и ваши умения работать в группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок-игра17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра «Знатоки сказок»

Обобщающий урок литературного чтения в 3 классе по теме «Что за прелесть эти сказки». (Урок-игра «Знатоки сказок»).

 Задачей учителя начальной школы, ведущего уроки литературного чтения, является приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Одним из основных путей реализации этой задачи и повышения эффективности обучения на уроках чтения становится развитие познавательного интереса учащихся через игровую деятельность.

 Урок-игра «Знатоки сказок».

 Цели:

  формирование познавательного интереса на уроках литературного чтения;

  расширять кругозор учащихся;

  способствовать выработке навыка сознательного чтения;

  воспитание любви к книге.

 Ход урока:

 1. Организационный момент.

 - Сегодня у нас необычный урок. Урок – игра. Мы выясним сегодня, кто из вас много читает, и не просто читает, а делает это вдумчиво и с интересом. Класс разделили на две команды, а значит, надо показать и ваши умения работать в группе.

 2. Объяснение хода игры.

 - У нас две команды. Есть два капитана. Капитан решает, кто будет давать ответ на заданный вопрос. В случае затруднения капитан дает ответ сам.

 - Вашим домашним заданием было подумать над названием команды и над девизом. За оригинальные названия и девиз присуждаются баллы.

 - Игра состоит из нескольких туров: «Представление команд», «Разминка», «Литературные сказки русских авторов», «Зарубежная литературная сказка», «Парад героев», «Сказочная почта», «Сказочный пир», «Необыкновенный концерт».

 - Учитель поочередно будет задавать вопросы каждой команде, за полный правильный ответ команда может заработать 2 балла.

 3. Ход игры.

 1 ТУР: «Представление команд».

 - Каждая команда объявляет свое название и девиз. (Максимум 2 балла)

 2 ТУР: «Разминка».

 - Каждой команде поочередно задаются вопросы. Надо назвать героя, о котором идет речь, и назвать сказку. (Правильный ответ 2 балла)

 1.Зимою он на проруби

 Хвостом рыбачить пробовал

 И, выбиваясь из последних сил,

 Лисицу на себе возил.

 (Волк, «Волк и лиса» - русская народная сказка)

 2.Они высоко в поднебесье летят,

 И старый и малый их знают

 И прячут в деревнях малых ребят,

 Завидев их серую стаю.

 (Гуси-лебеди, «Гуси-лебеди – русская народная сказка)

 3.со службы храбрец возвращался домой

 И к жадной старухе попал на постой.

 Когда ж наступила обедать пора,

 С хозяйкой ел кашу из топора.

 (Солдат, «Каша из топора – русская народная сказка)

 4.На царевну совсем не похожа –

 Нет на ней драгоценных вещей.

 Заточил в лягушачью кожу

 Ее злой и коварный Кощей.

 (Царевна-лягушка, она же Василиса Премудрая, «Царевна-лягушка» - русская народная сказка)

 5.Пошел герой наш за водой

 И ведра нес в руке,

 Но любопытно, что домой

 Шагал он налегке.

 А ведра в гору сами поднимались.

 Кто был герой тот, догадались?

 (Емеля, «По щучьему веленью» - русская народная сказка)

 6.Хоть был он просто серый волк,

 В делах волшебных знал он толк.

 Он мог конем порою стать

 И перепрыгнуть через стены,

 Чтобы для друга отыскать

 Прекрасную Елену.

 (Серый волк, «Иван Царевич и серый волк» - русская народная сказка)

 3 ТУР: «Литературные сказки русских авторов». Надо назвать героя, о котором идет речь, назвать сказку и ее автора. (Правильный ответ 2 балла)

 1.Жил да был Иван-дурак.

 Не мечтал Иван никак

 Стать царем. Но стал им вдруг.

 И помог ему в том друг –

 Презабавная зверушка,

 Конь, похожий на игрушку.

 (Конек-горбунок, «Конек-горбунок» - П.Ершов)

 2.Хороший был работник,

 И конюх он, и плотник,

 Поповских нянчил он детей

 И собирал оброк с чертей.

 (Балда, «Сказка о попе и работнике его Балде» - А.Пушкин)

 3.Зимой суровой, вьюжной, снежной

 Велели ей найти подснежник

 И на ночь глядя в темный лес послали.

 Кто героиня та, узнали?

 (Падчерица, «Двенадцать месяцев» - С.Маршак)

 4.В лесу дремучем и густом

 Она раз увидала дом.

 В него вошла: а там внутри

 Три стула есть и миски три,

 И три кровати в спаленке.

 Она легла на маленькой.

 (Девочка, «Три медведя» - Л.Толстой)

 5.Чтоб повидать хоть раз отца,

 Мог образ князя-молодца

 Сменить на облик он шмеля

 Иль комара. И не шаля,

 Он рассчитался с поварихой,

 С ее сестрою, злой ткачихой

 И хитрой бабой Бабарихой.

 (Князь Гвидон, «Сказка о царе Салтане…» - А.Пушкин)

 6.В день именин она разбогатела.

 Попировать с друзьями села,

 Но тут ее злодей задумал погубить,

 Хотел ее он задушить.

 Какой скандал! Какой кошмар!

 Но помешал ему комар!

 (Муха, «Муха-цокотуха» - К.Чуковский)

 4 ТУР: «Зарубежная литературная сказка». Надо назвать героя, о котором идет речь, назвать сказку и ее автора. (Правильный ответ 2 балла)

 1.Достался младшему из братьев.

 В отличье от своих собратьев

 Носил он сапоги на лапах

 И перьями украшенную шляпу.

 Малыш, он великана одолел

 И в полном смысле слова съел.

 (Кот, «Кот в сапогах» - Ш.Перро)

 2.Мальчишка он уличный вроде,

 Но вырос, однако, на огороде.

 И лук называет роднею своей.

 Узнайте его поскорей!

 (Чиполлино, «Приключения Чиполлино» - Д.Родари)

 3.Маленький, толстый, живет он на крыше,

 Любит варенье и любит торты.

 Ходит он в гости к разным мальчишкам,

 Знаешь его, конечно, и ты!

 (Карлсон, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» - А.Линдгрен)

 4.Был в детстве вид его отвратителен,

 Огорчались даже родители.

 Дичился птиц, стеснялся людей,

 Но первым вдруг стал среди лебедей.

 (Гадкий утенок, «Гадкий утенок» - Г.Х.Андерсен)

 5 ТУР: «Парад героев». Надо назвать героя, о котором идет речь, назвать сказку и ее автора. (Правильный ответ 2 балла)

 1.Работать умела красиво и ловко,

 В деле любом проявляла сноровку.

 Хлебы пекла и скатерки ткала,

 Шила рубашки, узор вышивала,

 Лебедью белой в танце плыла.

 Кто мастерица эта была?

 (Василиса Премудрая, «Царевна-лягушка» - русская народная сказка)

 2.Искусство русских мастеров

 Я миру доказал –

 Блоху английскую – без слов –

 Я взял и подковал.

 (Левша, «Левша» - Н.Лесков)

 3.Я врач и очень знаменит,

 У нас в Цветочном знает каждый,

 Что я к больным спешу отважно,

 Как мой коллега Айболит.

 Я тоже врач. Лечу я медом

 Там, где другие лечат йодом.

 Все знают малыши на свете

 Касторки не даю я детям.

 (Медуница, «Приключения Незнайки и его друзей» - Н.Носов)

 4.Тридцать три года жил я у моря,

 Рыбу ловил со стихиями споря,

 Невод тянул, выбиваясь из сил,

 А чудный улов все ж на волю пустил.

 (Рыбак, «Сказка о рыбаке и рыбке» - А.Пушкин)

 5.Прокатиться мы решили

 С ветерком в автомобиле,

 В книжке правду вам сказали –

 Сами мы его создали.

 Ездит он на газводе,

 И сироп в нем вместо смазки.

 Из какой, друзья, мы сказки?

 (Винтик и Шпунтик, «Приключения Незнайки и его друзей» - Н.Носов)

 6.И на воздушном шаре были

 С ним неразлучны кисть и краски,

 Кто написал, вы не забыли,

 Портрет прекрасной Синеглазки?

 (Тюбик, «Приключения Незнайки и его друзей» - Н.Носов)

 6 ТУР: «Сказочная почта». Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. Вот с этим вам предстоит сейчас разобраться. Нужно сказать, кто и кому послал письмо, назвать сказку и автора произведения. (Правильный ответ 2 балла)

 1.»Приезжайте, доктор,

 В Африку скорей!

 И спасите, доктор,

 Наших малышей!»

 (Телеграмма от Гиппопотама доктору Айболиту, «Айболит» - К.Чуковский)

 2. «Царь велит своим боярам,

 Времени не тратя даром,

 И царицу, и приплод

 Тайно бросить в бездну вод».

 (Бабариха, Ткачиха и Повариха вместо царя Салтана – царским боярам, «Сказка о царе Салтане…» - А.Пушкин)

 3.»Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и все, что тебе на ум придет, исполнять я буду с охотою». (Зверь морской, чудо лесное – девице, купеческой дочери, «Аленький цветочек» - С.Аксаков)

 4.»И кот Егор передает вам привет, а также Люксу, Чернышу, петушку Пете, его курицам, козе Марте, козлу Козлу, воробью и знакомой корове». (Внук – дедушке и бабушке, «Знакомые кота Егора» - Н.Наволочкин)

 7 ТУР: «Сказочный пир». Объявляется обеденный перерыв. Но обед не простой, а сказочный. Кто кого и в какой сказке угощает? Кто автор сказки? (Правильный ответ 2 балла)

 1.»Взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки, потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки, потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки». (Девочка, «Три медведя» - Л.Толстой)

 2. – Съешь моего ржаного пирожка… - не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся!» (Печка – девочку, «Гуси-лебеди» - русская народная сказка)

 3.»Усадили в уголок, подносили пирожок, рюмку полну наливали, на подносе подавали. От зеленого вина отрекалася она, пирожок лишь разломила да кусочек прикусила». (Семь богатырей – царевну, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - А.Пушкин)

 4.»Наварила манной каши и размазала по тарелке… - Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем!» (Лиса – Журавля, «Лиса и Журавль» - русская народная сказка)

 8 ТУР: «Необыкновенный концерт». Завершим наш урок концертной программой. Надо по песенке узнать героя сказки, автора сказки и ее название. (Правильный ответ 2 балла)

 1.»Птичка польку танцевала

 На лужайке в ранний час,

 Хвост налево, хвост направо –

 Это полька Карабас».

 (Куклы театра Карабаса, «Золотой ключик, или приключения Буратино»- А.Толстой)

 2.»Хоть полсвета обойдешь,

 Лучше дома не найдешь,

 Никакой на свете зверь,

 Хитрый зверь, страшный зверь

 Не откроет эту дверь»,

 (Поросята, «Три поросенка» - С.Михалков)

 3.»Эх, бескрылый человек,

 У тебя две ножки,

 Хоть и очень ты велик,

 Едят тебя мошки!

 А я маленький совсем,

 Зато сам я мошек ем».

 (Воробьишко Пудик, «Воробьишко» - М.Горький)

 4.»Разбегайтесь, ручьи,

 Растекайтесь, лужи,

 Вылезайте, муравьи,

 После зимней стужи.

 Пробирается медведь

 Сквозь густой валежник,

 Стали птицы песни петь,

 И расцвел подснежник».

 (Месяц Март, «Двенадцать месяцев» - С.Маршак)

 4.Итог и игры, награждение самых активных участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Хоровод сказок"

Обобщение знаний учащихся по пройденным разделам в игровой форме. Цели урока: способствовать развитию логического мышления, совершенствовать навыки чтения; прививать интерес к чтению, к книге; развив...

Внеклассное мероприятие КВН "По дорогам сказок"

Сказочные герои (учащиеся старших классов или родители) предлагают детям интересные задания. Мероприятие помогает закрепить полученные  знания  ) и обогащать читательский опыт учеников ....

в мире любимых сказок

мероприятие проводила в гпд с первоклассниками. весь материал им доступен, интересен и понятен....

Загадки про героинь сказок

Материал для викторины по сказкам. Собраны загадки про героинь, поэтому удобно составить викторину к празднику 8 Марта....

КВН "Знатоки сказок"

Цели: побудить интерес к чтению;расширить кругозор;развивать воображение, находчивость, смекалку, творческие и сценические способности....

"ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК СКАЗОК" внеклассное мероприятие

Путешествие в страну русских народных сказок  сказок Ведущий. Дорогие ребята, добрый день! Мы приглашаем вас совершить путешествие в необычную страну. А в...

Викторина на знание русских народных сказок: «Путешествие в страну русских народных сказок».

Викторина проводится с целью закрепления знаний детей о русских народных сказках. Решаются задачи по коррекции связной речи, развитию воображения,  логического мышления, внимания, общей моторики....