И.А.Крылов .Басня « Ворона и лисица»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Познакомить учащихся с новой басней И.Крылова " Ворона и лисица"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp_uroka.docx | 105.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:И.А.Крылов .Басня « Ворона и лисица»
Цели:
• создавать на уроке благоприятный психологический микроклимат,
способствующий раскрытию личностных качеств каждого учащегося;
• познакомить учащихся с новой басней И. А. Крылова;
• продолжать формировать умение определять басню как жанр литературы по
характерным признакам, находить мораль в произведении, делать выводы для
себя;
• развить у детей поэтический слух, способность эмоционально откликаться на
прочитанное;
• воспитывать художественный вкус, положительные человеческие качества.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
– проверить усвоение детьми знаний о басне как жанре литературы.
–определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
–отрабатывать навыки выразительного чтения басен.
Метапредметные:
– развитие речи и творческого мышления обучающихся;
– формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание.
Личностные:
– развивать умение четко и слаженно работать в группе, осуществлять самоконтроль;
– привитие интереса к чтению классической литературы.
Тип урока: комбинированный
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности
Я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок.
-К нам в класс заглянуло солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вам.
На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя поделить.
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!
-Улыбнитесь друг другу и дружно скажем:
« Хорошего настроения»
-Каким бы вы хотели видеть наш урок?
(Весёлым.добрым, умным, увлекательным, запоминающимся и т.д.
2.Формулировка темы урока, постановка цели,
-С биографией какого писателя мы познакомились на прошлом уроке?
Мы познакомились с биографией Ивана Андреевича Крылова.
-Чтобы узнать на сколько хорошо вы запомнили биографию Крылова мы поиграем в игру « Да ,нет.» У вас на столе лежат листочки. Ответьте на вопросы.Да+, нет-
А теперь давайте проверим.Слайд 1
1. | Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года. | да |
2. | Он родился в городе Самаре. | нет |
3. | Его семья жила бедно. | да |
4. | Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге. | да |
5. | Он работал продавцом. | нет |
6. | Крылов выучил несколько языков. | да |
7. | Он начал писать в 16 лет. | нет |
8. | Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова стали поговорками. | да |
9. | В первой книге Крылова были рассказы. | нет |
10. | Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит Гоголю. | да |
На прошлом уроке некоторые из вас взяли дополнительное задание: узнать, что значит эта цепочка?
Эзоп Лафонтен Крылов
Др.Греция Франция Россия
VIвек до н.эXVII век XIXвек
Что интересного об этих людях вы узнали
Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова.( Кузовлева Анна)
Лафонтен – французский поэт XVII века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, ипоэмы, но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери. (Щеглова Елизавета)
И.А.Крылов- русский баснописец. За свою жизнь И.А.Крылов написал 205 басен. Он был очень добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье.(Асотов Данила)
Что же объединяет этих людей?
Они писали басни.
А кто в России считается лучшим баснописцем?
Иван Андреевич Крылов
Назовите тему нашего урока
Басни Ивана Андреевича Крылова
Прочитайте на доске слова «Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками».
Как вы понимаете эти слова?
Могут ли .эти слова стать эпиграфом к нашему уроку?
Эти слова могут стать эпиграфом к нашему уроку.
Почему?
Смех сближает людей. Важно чтобы люди умели смеяться не только над другими, но и над собой, а это помогает себе и другим со смешной стороны взглянуть на мир, оценить свои поступки и забыть плохие привычки.
Какие цели мы поставим перед собой на уроке?
1.Закрепить особенности жанра басня.
2.Познакомиться с новой басней
3.. Научиться выразительно читать басни.
А сейчас будем работать в группах.
Вспомним правила
Запомни и соблюдай простые правила:
- Уважай своего товарища.
- Умей каждого выслушать.
- Не согласен – предлагай!
У вас на партах лежат карточки.
-Восстановите схему жанра басня выбрав нужные элементы
Название басни, над которой мы будем сегодня работать, вы мне скажите разгадав ребусы.
и
Как же называется басня?
(Ворона и лисица)
-В начале урока мы говорили с вами о трёх великих баснописцах.Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам И.А.Крылова. Аня Кузовлева получила дополнительное задание прочитать басню древнегреческого писателя Эзопа « Ворон и Лисица»
-Подумайте, о чём она?
( читает подготовленный ученик)
Ворон добыл кусок мяса и сел на дерево. Захотелось Лисице мяса, она подошла и говорит:
– Эх, Ворон, как посмотрю на тебя – по твоему росту да красоте только бы тебе царём быть! И верно, был бы царём, если бы у тебя голос был.
Ворон разинул рот и заорал что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит:
– Ах, Ворон! Коли бы у тебя и ум был, быть бы тебе царём.
-Подумайте, о чём она?
Как лиса хитростью отняла у ворона мясо.
-В каком жанре написана эта басня?
Басня написана в прозе.
3.Физминутка
Вот под елочкой зеленой (Встать.)
Скачут весело вороны: (Прыгать.)
Кар-кар-кар!(Сказать громко.Выполнить хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали, (Выполнить повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали: (Выполнить наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар!(Сказать громко.Выполнить хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают(Выполнить руками как крыльями.)
И все вместе засыпают: (Сесть на корточки, руки под щеку – «засыпают».)
Кар-кар-кар!(Сказать тихо.Выполнить хлопки над головой в ладоши.)
Тихо сели
-А теперь послушайте, пожалуй, самую известную басню И.А.Крылова
« Ворона и Лисица»
Чтение басни учителем.( первичное восприятие)
-В каком жанре написана эта басня?
1.стихотворное произведение
Что можно сказать о сюжете?
2.сюжетбасни одинаковый
Какая басня вам больше понравилась и почему?
Больше понравилась басня Крылова. Язык басни более выразителен.
4.Словарная работа
А теперь внимательно прочитайте на листочке басню и подчеркните непонятные слова. Слайд 3
Я для себя тоже выписала трудные слова. ( Учитель зачитывает слова, если ребята
не знают, как объяснить слово, то ищут в толковом словаре.)
Кто из вас сможет объяснить слово……….
Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.
Гнусный–отвратительный, омерзительный.
Не впрок – не на пользу
Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо.
Пленить – очаровать, покорить чем – либо.
Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.
Ангельский (голосок) – нежный, добрый.
Царь- птица-главная среди птиц
Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.
Проверка по слайду
5.Работа над содержанием басни
-Что толкнуло Лисицу на разговор с Вороной?
Лисица увидела у вороны сыр.
–Какими способами Лисице удалось выманить сыр?
Она льстила Вороне.
– Что бы вы посоветовали Вороне?
Не слушать Лисицу, а есть сыр; оставаться при своем мнении, тогда бы была с сыром.
– Что бы вы сказали Лисице?
Не надо быть льстивой, говорить неправду.
– Чему учит басня?
Не быть глупыми, не обращать внимания на льстивые слова, необходимо придерживаться своего мнения.
-Давайте вспомним что такое мораль.
Логический, поучительный вывод из чего-нибудь.
Прочитайте мораль басни
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
– Можно ли ворону назвать самой красивой птицей?
Ворону нельзя назвать самой красивой птицей.
– Но ведь не зря Крылов называет Лисицу метким словом плутовка. Обратите внимание на то, как расхваливает Лиса Ворону.
-Найдите ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне. Как их надо читать? ( Негромко, ласково)
Дети зачитывают
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
-Она хвалит шейку, глазки, пёрышки, носок. И постепенно Лисица подбирается к самому главному – «ангельскому голоску».
-Все вы слышали голос вороны – неприятный, громкий, пронзительный. Она не поёт, а каркает.
Задание для 1 группы
-Проследите по тексту, какие глаголы использует Крылов для описания действий вороны?
Взгромоздясь
Собралась
Призадумалась
Держала
Вскружилась
Задание для 2 группы
-Какие действия совершает лиса?
На цыпочках подходит
Вертит хвостом
Глаз не сводит
Говорит сладко, чуть дыша
Как называет её Крылов?
Плутовка
Какими показывает автор Ворону и Лису?
Лиса | Ворона |
хитрая | неуклюжая, |
коварная | глупая, |
плутовка | задумчивая |
умная | растяпа |
льстивая | доверчивая |
6.Релаксация
Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление.
-Каждой группе получает задание: подготовить инсценировку басни. Распределите между собой роли.
Члены жюри при оценивании должны обратить внимание на следующее:
1.Выразительность чтения
2.Мимика,жесты
3.Согласованность действий автора и действующих лиц.
Позвольте представить артистов.
Группы показывают инсценировку.
А теперь слово предоставляется жюри.
7.Рефлексия
- Солнышко по–прежнему смотрит на вас. Ему интересно, не загрустили ли вы на уроке? Оно опять хочет прикоснуться к вам. Беря в руки солнышко поверните его так, как вы себя чувствуете.
Было интересно…_
Я понял(а), что…___
У меня получилось…____
8.Домашнее задание Слайд 5
а) обязательное задание: выразительное чтение басни стр. 66;
б) задание по выбору учащихся:
-чтение басни по ролям;
-инсценировка басни;
-выучить басню наизусть;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: "И.А.Крылов. Басня "Ворона и Лисица"
Урок литературного чтения в 3 классе проводится по учебнику «Родная речь» авторов: Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Москва «Просвещение»2009, УМК «Школа России»Тема урока...
Презентация к уроку "И.А. Крылов. Басня "Ворона и Лисица"
Данная презентациясодержит 14 кадров; может быть использована на уроках литературного чтения....
И.А.Крылов басня "Ворона и лисица". урок литературного чтения
Задачи:Формирование умение выражать свое отношение к прочитанному; выделять мораль в басне;Отработать навыки выразительного чтения;Воспитывать высокие моральные качеств...
Внеклассное чтение. И. А. Крылов. Басня "Ворона и лисица"
Чтение басни И. А. Крылова "Ворона и лисица" в 4 классе на внеклассном чтении (школа I - II вида)...
Тема. « И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица».
Цели:1.Образовательные: продолжить знакомство с художественным жанром-басней; добиться понимания содержания басни, воздействия его содержания на чувства, мысли детей; обобщить знания детей о творчеств...
Урок литературного чтения И.А. Крылов басня "Ворона и лисица"
Данный урок составлен в соответсвии с требованиями стандартов нового поколения....
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "И.А.Крылов. Басня "Ворона и лисица"
Конспект открытого урока с презентацией по теме "И.А.Крылов. Басня "Ворона и лисица" (4 класс)...