Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс)

Захаревская Елена Валерьевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РП литературное чтение 3 класс27.12 КБ

Предварительный просмотр:

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

1) осознание значимости художественной литературы и фольклора для развития эстетической и нравственной сторон личности человека;

 2) сформированность представлений о многообразии жанров произведений фольклора и литературы;

3) использование навыков смыслового чтения;

 4) овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); фольклор, малые жанры фольклора (потешки, считалки, небылицы, пословицы, загадки; фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, метафора, олицетворение);

5) сформированность необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;

6) сформированность положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и фольклора.

Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Литературное чтение», выносимым на промежуточную аттестацию

Предметные результаты освоения третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение» должны отражать сформированность умений:

 читать осознанно про себя и вслух целыми словами с переходом на чтение группами слов без пропусков и перестановок букв и слогов в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания) и с соблюдением орфоэпических и интонационных норм (в том числе при чтении наизусть) в соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам чтения;

 различать произведения фольклора и литературы; приводить примеры произведений художественной литературы и фольклора разных жанров; различать художественные произведения и познавательные тексты;

  определять главную мысль, тему произведения; устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками; выявлять связь событий, эпизодов текста; отличать автора произведения от героя и рассказчика; характеризовать героев, определять авторское отношение к героям, поступкам, описанной картине; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении; называть средства изображения героев и выражения их чувств, портрет героя, описание пейзажа и интерьера; составлять портретные характеристики персонажей; сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту); осознанно применять изученные литературные понятия для анализа и интерпретации произведения;

 задавать вопросы к учебным и художественным текстам; строить устное диалогическое и монологическое высказывание с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; устно и письменно формулировать простые выводы на основе прочитанного/прослушанного текста, подтверждать ответ примерами из текста; подробно, выборочно, сжато пересказывать содержание произведения; составлять план текста (вопросный, номинативный) с выделением эпизодов и смысловых частей; рассказывать о прочитанных произведениях; читать по ролям, инсценировать; придумывать продолжение прочитанного произведения; сочинять произведения по аналогии с прочитанным; составлять рассказ по иллюстрациям, по началу; составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 6 предложений), корректировать собственный письменный текст;

 приводить примеры произведений фольклора разных народов России;

 объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации.

2. Содержание и формы реализации учебного предмета

  В круг чтения для 3 класса входят произведения, представляющие все основные области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классическая и современная литература.

          В разделы включены произведения из золотого фонда детской литературы. Значительное место занимают произведения современных писателей.

                                        Введение «Самое великое чудо на свете»

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

                                          Устное творчество русского народа

Малые фольклорные жанры. Русские народные песни. Докучные сказки.

Народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка».

                                             Страницы русской классики

Ф. И. Тютчев («Весенняя гроза», «Листья»); А. Фет («Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»); И. Никитин  («Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы»); И. Суриков («Детство»).

Н. Некрасов («Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы»); К. Бальмонт («Золотое слово»); И. Бунин («Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…»).

Чёрный («Что ты тискаешь утёнка?..», «Воробей», «Слон»); А. Блок. («Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»); С. Есенин («Черёмуха»).

С. Маршак («Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»); А. Барто («Разлука», «В театре»); С. Михалков («Если»); Е. Благинина («Кукушка», «Котенок»).

А. Пушкин («Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «За весной, красой природы…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…»); И. Крылов («Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»); М. Лермонтов («Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…», «Утёс», «Осень»); Л. Толстой («Детство», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»).

                                                          Литературные сказки

Д. Мамин-Сибиряк («Алёнушкины сказки», «Сказка про Храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»); В. Гаршин («Лягушка-путешественница»); В. Одоевский («Мороз Иванович»).     

                                                           Были-небылицы

М. Горький («Случай с Евсейкой»); К. Паустовский («Растрёпанный воробей»); А. Куприн («Слон»).

                                                             Люби живое

М. Пришвин («Моя Родина»); И. Соколов-Микитов («Листопадничек»); В. Белов («Малька провинилась», «Ещё про Мальку»); В. Бианки («Мышонок Пик»); Б. Житков («Про Обезьянку»); В. Дуров («Наша Жучка»); В. Астафьев («Капалуха»).

                                        Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

Б. Шергин («Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»); А. Платонов («Цветок на земле», «Ещё мама»); М, Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»); Н. Носов («Федина задача», «Телефон»); В. Драгунский («Друг детства»).

                 По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»

Ю. Ермолаев («Проговорился», «Воспитатели»); Г. Остер («Вредные советы», «Как получаются легенды»); Р. Сеф («Весёлые стихи»).

                                                     Зарубежная литература

Мифы и легенды Древней Греции («Храбрый Персей»); Г. Х. Андерсен («Гадкий утёнок»).

Внеклассное чтение

18 уроков

Урок-проект

2 уроков

Литературная викторина

3 уроков

Контрольная работа

9 уроков

3. Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

Модуль

Раздел

Тема

Дата

Самое великое чудо на свете

Самое великое чудо на свете

Рукописные книги Древней Руси

Первопечатник Иван Федоров

Устное народное творчество

Устное народное творчество

Русские народные песни.

Знакомство с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Нравоучительный характер русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Знакомство с русской народной сказкой «Иван царевич и серый волк»

Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк»

Знакомство с русской народной сказкой  «Сивка-бурка»

Урок-проект «Сочиняем сказку»

Внеклассное чтение. Русские народные сказки "Никита Кожемяка", "Василиса Прекрасная", "Перышко Финиста, ясно сокола"

Контрольная работа на тему "Устное народное творчество"

Поэтическая тетрадь

Поэтическая тетрадь

Как научиться читать стихи. Ф.И. Тютчев Весенняя гроза»

Ф.И. Тютчев «Листья»

Поэтический образ природы  в стихах А.А. Фета.

Природа  в стихотворении И Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

Поэтическое изображение зимы в стихотворении И.С. Никитина «Встреча зимы»

И.З. Суриков  «Детство»

Образ зимы в стихотворении И.З. Сурикова «Зима»

Контрольная работа по теме "Поэтические образы природы"

Великие русские писатели

Великие русские писатели

А.С. Пушкин – «Солнце русской поэзии».

Поэтическое изображение природы в стихах А.С. Пушкина.

А.С. Пушкин  «Зимнее утро» «Зимний вечер»

Знакомство со сказкой А.С. Пушкина  «Сказка о царе Салтане….»

Народная мораль и нравственность в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане….»

Внеклассное чтение.  А.С. Пушкин "Сказка о золотом петушке" «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде»

Урок-викторина. Сказки  А.С. Пушкина

Рассказ и мораль в басне И.А. Крылова  «Мартышка и очки»

Мораль басни И.А. Крылова «Зеркало и обезьяна»

Басня И.А. Крылова «Ворона и лисица»

Знакомство со стихами М.Ю. Лермонтова «Утес», «Осень»

Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя)

Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»

Л.Н. Толстой  «Прыжок», «Лев и собачка»

Л.Н. Толстой  «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

Контрольная работа по теме "Великие русские писатели"

Поэтическая тетрадь

Поэтическая тетрадь

Природа  в стихах Н.А. Некрасова  «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…»

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Знакомство со стихотворением К.Д. Бальмонта  «Золотое слово»

Природа в стихах И. А. Бунина «Детство», «Полевые цветы»

И.А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги..»

Диагностическая работа за полугодие

Сказки

Литературные сказки

Литературные сказки. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Аленушкиным сказкам»

Знакомство со сказкой Д.Н. Мамина-Сибиряка  «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Знакомство со сказкой В.М. Гаршина «Лягушка путешественница»

Общение и поступки в сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Литературная викторина.

Контрольная работа. Анализ текста.

Были-небылицы

Были-небылицы

Веселые и смешные герои М. Горький «Случай с Евсейкой»

Смешные и поучительные рассказы. К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»

Урок в музее К. Паустовского.

Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский "Барсучий нос", "Прощание с летом", "Стальное колечко"

Составление плана в сжатой форме к рассказу А. Куприна «Слон»

Контрольная работа. Анализ текста.

Поэтическая тетрадь

Поэтическая тетрадь

Поэтическая речь в стихах С. Черного «Что ты тискаешь утенка..», «Воробей», «Слон»

Знакомство со стихами А. Блока  «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

Поэтическое изображение русской природы в стихотворении С.А. Есенина  «Черемуха»

Люби живое

Люби живое

М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)

Анализ произведения И. Соколова-Микитова  «Листопадничек»

В.И. Белов «Малька провинилась»

В.И. Белов «Еще раз про Мальку»

В. И. Бианки «Мышонок Пик»

Б. Житков «Про обезьянку»

Внеклассное чтение Б. Житков «Как я ловил человечков»

В.Л. Дуров «Наша Жучка»

Забота о животных в рассказе В.П. Астафьева «Капалуха»

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

Внеклассное чтение. Куприн А.       «Белый пудель»

Контрольная работа по теме "Люби живое"

Поэтическая тетрадь

Поэтическая тетрадь

С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…»

Поэтическая речь в стихах А.Л. Барто «Разлука», «В театре»

С.В. Михалков «Если», «Рисунок»

Поэтическая речь в стихах Е. Благиниой  «Кукушка», «Котенок»

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

Знакомство с рассказом А.П. Платонова «Цветок на земле»

Знакомство с рассказом А.П. Платонова  «Еще мама»

Внеклассное чтение. А.П.Платонов "Неизвестный цветок", "Разноцветная бабочка"

Общение и поступки в рассказе М.М. Зощенко «Золотые слова»

Знакомство с рассказом М.М. Зощенко «Великие путешественники»

Внеклассное чтение. М. Пришвин «Кладовая солнца».

Юмор как добрый развлекающий смех. Н.Н. Носов «Федина задача»

Внеклассное чтение. Н.Н.Носов "Приключения Незнайки и его друзей".

Знакомство с рассказом В.Ю. Драгунского «Друг детства»

Внеклассное чтение. Уральские сказы П.П. Бажова

Контрольная работа по разделу.

По страницам детских журналов

«Мурзилка», «Веселые картинки»

Ю Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»

Юмор в произведениях Г.Б. Остер «Вредные советы» Р. Сеф «Веселые стихи»

Урок-проект. Наш журнал.

Внеклассное чтение. Маршак С.   «Багаж»

Внеклассное чтение. Михалков С.   «Дядя Степа»        

Контрольная работа. Анализ текста.

Диагностическая работа за год.

Зарубежная литература

Зарубежная литература

Мифы, легенды, предания.

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей»

Внеклассное  чтение. Мифы древних славян: боги и другие персонажи.

Знакомство со сказкой Г.Х. Андерсена  «Гадкий утенок»

Анализ сказки Г.Х. Андерсена  «Гадкий утенок»

Внеклассное чтение.  Г.Х.Андерсен "Дикие лебеди"

Итоговая контрольная работа за 3 класс

Литературная викторина"Самый лучший читатель"

Урок-обобщение.

Повторение.

Повторение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...