Методическая разработка урока по литературному чтению А.Л.Барто "Помощница" , "Зайка".
методическая разработка по чтению (1 класс)

Беспалова Ирина Александровна

Методическая разработка урока по литературному чтению для 1 класса. Тема : А.Л.Барто "Помощница", "Зайка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_28_fevralya.docx44.46 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                               

                             

                                 

Конспект  урока по литературному чтению

на тему: Агния Барто «Помощница», «Зайка»

ГБОУ СОШ № 639 в 1«А»  класс

Учитель:Беспалова И.А.

Учитель: Беспалова Ирина Александровна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
конструирования урока

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Литературное чтение

Класс

1«А»

Тема урока

  Агния Барто «Помощница», «Зайка»

Дидактическая цель

  Создание условий для ознакомления учащихся с биографией Агнии Барто и ее стихотворениями «Помощница», «Зайка»

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «помощь»,  «семья».

Л 2. Формирование интереса (мотивации) к учению.

Л 3. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

МПознавательные

МП 1. Ориентироваться в учебнике

МП 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

МП 3. Сравнивать и группировать предметы, объекты: находить общее и различие.

МП 4. Определять тему.

МРегулятивные

МР 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

МР 2. Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

МКоммуникативные

МК 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

МК 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

МК 3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

МК 4. Слушать и понимать речь других.

МК 5. Участвовать в паре, группе.

П 1. Знать биографию А.Л. Барто

П 2. Знать, что такое ирония

П 3. Уметь определять основную мысль произведения и его настроение

П 4. Уметь читать тексты вслух и про себя.

Решаемые учебные

проблемы

(учебная задача)

 Что хотела сказать А.Л. Барто  своими произведениями «Помощница» и «Зайка»?

Основные понятия,  изучаемые на занятии

 Ирония

Образовательные технологии, используемые на уроке

(в т.ч. рефлексивные технологии)

 Диалоговая технология, рефлексивная технология, здоровьесберегающая технология, работа в парах, индивидуальная работа, групповая работа

       

Вид используемых на уроке средств ИКТ

 Презентация, персональный компьютер, интерактивная доска, проектор

Образовательные ресурсы:

Для  учителя

  1. Литература

  1. Интернет-ресурсы

Для ученика

Чем пользовались в процессе подготовки урока?

 

Литература

  1. Жиренко О. Е. , Л. А. Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте «Чтение и письмо в 1 классе»,М.,Просвещение,2002г.
  2. Барто А.Л.  «Стихи детям».М., Детская литература, 1981г.
  3. Азбука. 1 класс. В 2 ч. Горецкий В. Г. Школа России.- 8-е издание.- М.:2006- Ч.1- 130с.; Ч.2 – 114с.

                   Интернет-источники

Чем пользуется ученик на уроке?

  1. Азбука. 1 класс. В 2 ч. Горецкий В. Г. Школа России.- 8-е издание.- М.:2006- Ч.1- 130с.; Ч.2 – 114с.
  2. Раздаточный материал

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Орг. Момент

     Здравствуйте, ребята! Садитесь.

  Сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. Проверим  готовность к уроку. На столе у вас должны лежать учебник и пенал.

2.Актуализация знаний

С творчеством какого писателя вы познакомились на прошлом уроке? Какие его  произведения вы знаете?  Давайте выразительно прочитаем одно из них «Глоток молока»  на странице 103.

3.Целеполагание

-Узнаем фамилию автора, с которым мы познакомимся сегодня. Берите в руки ручку и положите перед собой  листок, который я сейчас вам выдам. Запишите буквы, которые я загадаю.

- Первая буква обозначает парный звук для буквы П – Б.

- Вторая буква – первая буква алфавита – А.

- Третья буква – последняя в слове « автор» - Р.

- Четвёртая буква – в алфавите следует за буквой С – Т.

- Пятая буква обозначает ударный звук в слове « дымок» - О.

- Что получилось?

-  Верно, сегодня мы познакомимся с Агнией Львовной Барто.

   Теперь вам надо узнать название стихотворений, с которыми мы познакомимся на уроке. Они зашифрованы в этих записях. Зачеркните все буквы через одну и прочитайте получившиеся слова.

  1. П Р О Е М Г О Д Щ Л Н У И В Ц Т А Ф
  2. З П А С Й Н К О А

- Скажите, как называются произведения?

- Произведения называется «Помощница» и «Зайка»

- Сформулируйте полностью тему нашего урока.

- Отталкиваясь от темы урока и пользуясь записью на доске, сформулируйте цель нашего урока.

        На доске и на карточках запись:

Цель:1) познакомиться с … … … и ее произведениями «…»;

2) учиться правильно, выразительно … …, отвечать на вопросы.

4.Основной этап

  Агния Львовна Барто родилась в 1906 г. в Москве в семье ветеринарного врача. А. Л. Барто мечтала стать балериной, училась в хореографическом училище. Но желание писать детские стихи оказалось сильнее. Она вела на радиостанции «Маяк» передачу «Найти человека», ей удалось соединить 927 семей, разбросанных по всему свету войной. В 19 лет она принесла в издательство свои первые стихи. Их напечатали, книги с её стихами сразу же стали популярными.

Как вы думаете, кому были посвящены её стихи?

Действительно, большая часть стихотворений Агнии Барто посвящена жизни детей, их интересам, занятиям, радостям, бедам и обидам. Поэт встречалась с тысячами ребят. Хорошо узнала мир детства и о самом интересном написала стихи. С тех пор для многих поколений людей книги Агнии Барто были весёлыми и умными друзьями, хорошими советчиками. Надеюсь, такими они станут и для вас.

О чём бы ни писала А. Л. Барто, ее всегда волнует, какими людьми вырастут её читатели; каждым стихотворением она стремится привить ребятам представление об истинных ценностях. Многие из её стихов вы знаете с раннего детства. Вспоминать их мы будем вместе. Для этого разделимся на группы.

Работа в группах.

- Вспомним  стихотворения А. Барто.  По нескольким словам вам необходимо угадать стихотворение и прочитать его наизусть.  (В  презентации написаны слова)

Зайка

Зайку бросила хозяйка –

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Мишка

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу –

Потому что он хороший.

Лошадка

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Бычок

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Мячик

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

    Что объединяет эти стихотворения? Все эти стихи входят в сборник «Игрушки». Откройте учебник на странице 104 и прочитайте статью о Барто.

   Часто героиней стихов А. Л. Барто является девочка Таня. Сегодня мы узнаем о ней ещё одну историю. Посмотрите на название первого стихотворения.

- Как вы думаете, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей?

- Правильно. Только надо иметь в виду, что речь идёт о полезных делах, от выполнения которых тому человеку, которому оказывается помощь, становится легче.

- Сейчас я  вам прочитаю стихотворение, а вы слушайте внимательно и следите пальцем за текстом.

- Вам было грустно или весело слушать это стихотворение? Почему?

- Прочитайте это стихотворение по цепочке по одной строчке. Найдите не понятные вам слова.

- Какие слова у вас вызвали затруднения?

Отворила - открыла

Столярный клей- клей, который используют для склеивания деталей из дерева.

Физкультминутка

-Выполняем физкультминутку на стихотворение А.Л.Барто «Зарядка»

По порядку

Стройся в ряд!

На зарядку

Все подряд!

Левая!

Правая!

Бегая,

Плавая ,

Мы растём

Смелыми ,

На солнце загорелыми.

Ноги наши

Быстрые,

Метки наши выстрелы.

Крепки наши мускулы

И глаза не тусклые.

- Теперь давайте прочитаем по цепочке. Каждый читает по одной строчке. Все внимательно следим за текстом.

- Какие же дела были у Тани? Перечислите их

 Могла ли она от них устать, почему?  

Начало предложений на выбор (подсказка):

Таня, не могла устать от этих  дел, потому что они …

Таня не только помогала другим, кое-кому она доставляла даже дополнительные хлопоты, например она…

- Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом, так это или нет, почему?

     Так можно ли назвать Таню помощницей?

    -Почему тогда автор называет Таню помощницей?

    - Автор употребляет слово помощница по отношению к Тане в противоположном смысле. Это специальный литературный прием. Он называется ирония.

   

Работа в парах

-Посмотрим, как автор относится к своей героине.

Каждая пара получает слова, характеризующие героиню стихотворения - нужно выбрать одно слово.

- Ответьте, используя подходящие по смыслу слова, которые записаны на карточках.

(одобрение, осуждение; доволен, не доволентонкая насмешка, злой смех; любит, не любит)

- Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Ему не нравится ее поведение, но он ее любит, потому что она маленькая.

- Какие строки говорят об этом?

- Ребята, вы знаете, что писатели и поэты не просто так пишут и писали свои произведения. Они  хотят рассказать нам что- то, чему- то научить нас. Что хотела Агния Барто сказать нам этим стихотворением?  Какие выводы вы  можете сделать для себя, прочитав это произведение?

     Прочитаем стихотворение «Зайка». Кто знает это стихотворение еще с детского сада? Кто знает наизусть?

- Как поступила хозяйка со своей игрушкой?

-Что случилось с игрушкой?

-Правильно ли поступила девочка? Почему?

-А как вы поступаете со своими игрушками? Расскажите это своему соседу по парте.

Словесное рисование портрета.

- Посмотрите на картинки на доске. Какая из этих девочек больше напоминает вам Таню из стихотворения? Рассмотрите их внимательно.  Как вы представили себе Танюшу и зайку? В вашем представлении имелся ли у нее зонтик? У нее был выбор 6росать или не бросать зайку или нет?

- Как вы думаете, что Агния Барто хотела нам сказать в этом стихотворении?

- Прочитаем ее стихотворения. (Доп. задание)

     5. Итог урока

     Какая тема была у нас сегодня, какую цель  мы ставили? Удалось ли нам ее  достичь? Что вам запомнилось  из жизни А.Л. Барто? С какими стихотворениями мы познакомились сегодня? С каким литературным приемом познакомились? Что это за прием?

     6. Рефлексия

     Ребята, вы все сегодня очень хорошо проявили себя. Сейчас я дам вам листы, на которых есть 3  ступеньки. Оцените свою работу сегодня на уроке. Нарисуйте улыбку на верхней ступени, если вы дольны своей работой сегодня на уроке, на средней ступени, если вы хорошо работали, но у вас что-то не получилось, на нижней ступени, если вы не довольны своей работой сегодня на уроке.

      Спасибо за урок, до свидания!

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

На прошлом уроке мы  познакомились с творчеством М.М. Пришвина. «Предмайское утро» и «Глоток молока»

Выполняют задание, с помощью которого узнают поэта, о котором будем говорить.

 

Ответы: Барто

1.Помощница

2. Зайка

Тема сегодняшнего урока: «Агния Львовна Барто и ее произведение «Помощница» «Зайка»

Формулируют цель урока: познакомиться с творчеством Агнии Львовны Барто и ее произведениями;

учиться правильно, выразительно читать произведения, отвечать на вопросы.

Слушают биографию Агнии Барто.

Ответы: детям

Работа в группах.

По нескольким словам угадывают стихотворения.

Они все об  игрушках.

Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими делами

Слушают чтение учителя

Ответы учащихся: было весело, так как Таня не помогала, а только занималась простыми делами, ела конфеты, например.

 Читают про себя, ищут непонятные слова.

Физкультминутка

Чтение по строчке.

Брату помогала есть конфеты, обещала вымыть ложки, пролила клей, отворила двери кошке… Таню привлекли приятные и легкие занятия, от которых не устают, например, есть конфеты.

Таня пролила столярный клей. А убирала его, наверное, мама или бабушка. Таня не стала сама раздеваться перед сном, а попросила об этом маму.

Таню нельзя назвать помощницей. Она в делах семьи не участвовала. Даже иногда мешала своими поступками.

Автор употребляет слово помощница по отношению к Тане в противоположном смысле

Работа в парах.

Автор называет ласково ее Танюша.

Агния Барто хотела показать, что жизнь дана на добрые дела, нужно помогать людям.

Чтение стихотворения «Зайка»

-Бросила

-Весть промок

-Нет, она не позаботилась о нем и он пострадал.

Словесное рисование портрета.

Барто хотела показать, что надо бережно ко всему относиться.

А.Л. Барто и ее стихотворения «Помощница» и «Зайка». Наша цель была познакомиться с биографией Барто и ее стихотворениями. Мы справились с ней.

 Ирония - это употребление слов или фраз, которые характеризует явление, событие или свойство в совершенно противоположном значении

Рефлексия

МР 1

МК 3

МП 1

Л 2

МП 3

МК 2

Л 2

МП 4

МР 2

МК 1

МК 2

МК 4

Л 1

Л 2

МК 1

МК 2

МК 5

МП 3

Л 1

Л 2

МК 1

МК 2

МК 5

МП 3

Л 1

Л 4

МП 1

МП 2

МК 1

МК 4

Л 1

Л 4

МП 1

МП 2

МК 1

МК 4

Л 1

Л 4

МП 1

МП 2

МК 1

МК 4

Л 1

Л 4

МП 1

МП 2

МК 1

МК 4

МК 5

Л 1

Л 4

МП 1

МП 2

МК 1

МК 4

МП 2

МК 1

МК 4


Рабочий лист

1 задание: впишите буквы.

2 задание:

  1. П Р О Е М Г О Д Щ Л Н У И В Ц Т А Ф

  1. З П А С Й Н К О А

3 задание: 

       Цель:

1) познакомиться с    и ее произведениями «…»;

2) учиться правильно, выразительно … …, отвечать на вопросы.

4 задание: как автор относится к своей героине, ответьте, используя подходящие по смыслу слова, которые записаны на карточках.

  • одобрение, осуждение;
  • доволен, не доволен,
  • тонкая насмешка, злой смех;
  • любит, не любит

Рабочий лист

1 задание: впишите буквы.

2 задание:

  1. П Р О Е М Г О Д Щ Л Н У И В Ц Т А Ф

  1. З П А С Й Н К О А

3 задание: 

       Цель:

1) познакомиться с    и ее произведениями «…»;

2) учиться правильно, выразительно … …, отвечать на вопросы.

4 задание: как автор относится к своей героине, ответьте, используя подходящие по смыслу слова, которые записаны на карточках.

  • одобрение, осуждение;
  • доволен, не доволен,
  • тонкая насмешка, злой смех;
  • любит, не любит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка урока по литературному чтению !Уроки этики в авторском произведении. Л. Муур «Крошка Енот».

Данная методическая разработка представляет собой пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания прим...

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка урока по литературному чтению. Тема урока: "Александр Раскин «Как папа охотился на тигра»"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-МАСТЕРСКОЙ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ...

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин  «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века...