Урок литературного чтения в 4 классе УМК «Школа России» по теме М.М. Пришвин «Выскочка»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Данный урок составлен с применением приема критического мышления: стратегия "ПРИМА"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок литературного чтения в 4 классе УМК "Школа России" по теме М.М. Пришвин «Выскочка» | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе УМК «Школа России»
Тема: М.М. Пришвин «Выскочка»
Цели: Формирование УУД через технологию РКМЧП (учебная стратегия «ПРИМА») у учащихся 4 класса в предметной области литературное чтение по теме: М.М.Пришвин «Выскочка»
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- воспитание лучших качеств личности: доброты, чуткости, сопереживания;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формировать умения принимать и сохранять цель и учебные задачи; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
- формирование умения работать в группе;
- развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций;
- формирование грамотного, квалифицированного, интеллектуального читателя на основе учебной стратегии «ПРИМА» в технологии РКМЧП.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-познакомить учащихся с рассказом М.М.Пришвина «Выскочка»;
- развитие умения ориентироваться в тексте;
- развитие умения анализировать текст, поступки героев.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, видеофильм о М. Пришвине, на каждом столе: учебник, листочки с приемом «Верные и неверные утверждения», листочки для работы по стратегии «Прима», маленькие листочки для индивидуальной работы, лесенка успеха для самооценивания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
«Все прекрасное на земле - от солнца, и все хорошее - от человека».
-Как вы понимаете эту фразу? Объясните.
-Кому принадлежат эти слова?
-Так говорил знаменитый русский писатель ̶ Михаил Михайлович Пришвин.
-Какие произведения этого писателя вам известны? (варианты детей)
III. Знакомство с новым материалом
- Знакомство с биографией М. М. Пришвина
- Ребята, перед вами таблица. Проведем Прием «Верные и неверные утверждения». В первый столбик вы записываете, полагаясь на свой опыт, слово верное, если согласны с утверждением и неверное, если не согласны.
«Верные и неверные утверждения».
Утверждения | До просмотра видеофильма | После просмотра видеофильма |
1. М. М. Пришвин работал агрономом. 2. Михаил Пришвин не любил фотографировать. 3. Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. 4. Писатель ушел пешком на Север. 5. Читатели называли Михаила Пришвина Сказочником. |
Ребята, вы справились с этой работой? А теперь посмотрим фильм о писателе. Будьте внимательны. (Дети просматривают видеофильм и писателе)
После просмотра фильма, заполняется второй столбик таблицы.
- Вернемся, ребята, к нашей таблице. Подведем итог по таблице. Какие утверждения были верными?
- Знакомство с произведением М. Пришвина «Выскочка»
- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Михаила Пришвина «Выскочка». Объясните значение этого слова. (Варианты детей)
- Хорошо быть выскочкой или плохо? Как вы считаете? Об этом поговорим после работы над произведением.
Чтение произведения.
-Все ли слова в тексте вам были понятны? Объясните значение слов.
БДИТЕЛЬНОСТЬ — (от бдительный — очень внимательный, неослабно настороженный).
РАДУЖНЫЙ- (разноцветный).
— Объясните выражение: «Одна из сорок не то, чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове».
— Подберите синонимы к словам.
БДИТЕЛЬНОСТЬ — (зоркость, неослабное внимание, настороженность).
УКРАДЕННЫЙ— (похищенный, сворованный, стянутый, стащенный, вытащенный, уведенный, свистнутый, стыренный и др.).
— Подберите антонимы к слову «глупая». (Умная, мудрая.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
- А разбираться в ситуации, которая сложилась в рассказе, вы будете с помощью стратегии «ПРИМА».
1. Итак, этап первый – Поколдуем. Представьте, что вы волшебники и в силах изменить ситуацию, помочь Выскочке.
- Что именно вы сделаете, и что произойдет в результате ваших действий? Спрогнозируйте ситуацию и запишите ее в таблицу группы.
Ученики заслушивают идеи каждой группы, учитель записывает их в таблицу на доске в графу «Комментарии».
2. Этап второй – Решим проблемы. Предположите, с какими проблемами вы столкнетесь, реализуя свой план помощи Выскочке. Как вы будете разрешать возникшие проблемы? Запишите.
Ученики заслушивают идеи каждой группы, учитель делает записи в графе «Комментарии».
3. Этап третий – Иной взгляд. Посмотрим на проблему иным взглядом. Расскажите историю от лица Выскочки. Расскажите, что она чувствовала.
Каждая группа составляет историю, которая озвучивается для всего класса. (Истории записывать на доске не нужно, достаточно проследить, насколько эмоциональны будут истории от 1-го лица, придуманные ребятами).
4. Этап четвертый – Может случиться. Представьте, что Выскочка не сделает выводы после сложившейся ситуации. Что может случиться? Допишите возможный финал этой истории.
(Все члены группы выполняют эту работу.)
Ребята составляют свои тексты, один - два текста от группы слушаем всем классом. Учитель записывает их в таблицу на доске в графу «Комментарии».
5. Этап пятый – А дальше что? О чём заставил вас задуматься этот текст? (Все члены группы работают индивидуально.)
Ребята делятся своими записями в группе, одно-два выступления предоставляют для всего класса. Учитель делает записи в колонке «Комментарии».
VI. Итог урока. Рефлексии
- Давайте вернемся к нашему вопросу. Быть выскочкой – это хорошо или плохо?
- Были ли в вашей жизни моменты, когда вы вели себя как наша героиня? Испытывали угрызения совести, после такого поступка?
- Что вы сделали, чтобы исправить свою ошибку?
- Ребята, оцените свой вклад в урок. Возьмите лист самооценивания и отметьте свою работу на лесенке успеха.
Приложение №1 (Из фильма о М. Пришвине)
Михаил Михайлович Пришвин
1873 ─ 1954
«Все прекрасное на земле ̶ от солнца, и все хорошее ̶ от человека». Так говорил знаменитый русский писатель ̶ Михаил Михайлович Пришвин.
Михаил Михайлович Пришвин, или волшебник. Так называли писателя его читатели. Потому что он понимал язык растений и животных.
А родился Михаил Михайлович Пришвин в старинном русском городе Ельце. Отец мальчика умер очень рано. И мать Миши одна осталась воспитывать детей. А их в семье было пятеро. Жили очень бедно. Но, несмотря на это, мать пятерых детей, выстояла во всех невзгодах, и была прекрасной хозяйкой. Она вставала рано, до восхода солнца и выполняла всю работу по дому.
Однажды Миша тоже встал очень рано. Мать угостила его молоком. Молоко это было в глиняном горшочке, и от этого казалось еще вкуснее. С этого времени он уже не мог проспать восход солнца и начал подниматься вместе с солнышком.
Детство свое он провел среди крестьян. Потом была учеба, служба и работа агрономом. А агроном – это человек, который много знает о том, как правильно выращивать растения, чтобы они давали большой урожай.
И вдруг писатель бросает все, берет маленькую сумку, ружье, записную книжку и уходит пешком на Север, чтобы узнать, как разговаривают звери и птицы, растения и животные. Пришвин ходил по белу свету: по лесным тропам и берегам рек, и писал о том, что сам видел и пережил в природе. Так он стал писателем.
Например, из книги Михаила Пришвина «Этажи леса» мы узнаем, что у птиц и зверьков в лесу есть свои этажи; мышки живут в корнях ̶ в самом низу; дрозды ̶ чуть повыше, а совы ̶ еще выше.
А еще у Пришвина мы узнаем, что есть «лисичкин хлеб», который очень понравился девочке Зиночке.
Есть у Михаила Пришвина и сказка-быль. Действие сказки происходит на Блудовом болоте. В это болото солнышко вложило свое тепло, и под его воздействием образовалось много торфа. Люди научились добывать торф и используют его как горючее или удобрение для растение. Поэтому Блудово болото называют "кладовая солнца". Но на этом болоте есть и страшная трясина – «Слепая елань» – это место, заросшее травой, где можно утонуть. На это болото и пошли, как в сказке, братец с сестрицей за ягодами. А что было дальше, можно узнать, прочитав рассказ «Кладовая солнца».
В книгах Пришвина о животных рассказываются занимательные истории о встречах автора с разными зверьками. Есть веселые истории, заставляющие нас смеяться и удивляться уму братьев наших меньших.
А есть грустные истории о зверюшках, попавших в беду, вызывающие чувство сопереживания и желание помочь у ребят.
Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям.
И еще много интересного можно узнать о замечательном русском писателе посетив дом-музей Михаила Михайловича Пришвина в деревне Дунино.
На стене висят ключи со смешными брелками, в виде детских игрушек. Ключи постоянно терялись: вот и придумали Пришвины на каждый ключ вешать игрушку с подсказкой: например, ключ с кошкой был от чердака, с человечком ̶ от входной двери дома.
В углу ̶ домашняя фотолаборатория: Пришвин очень любил фотографировать, и его работы можно увидеть на стенах дома.
А ещё можно увидеть первый автомобиль семьи Пришвиных, который привезли из Германии.
Михаил Пришвин давно умер и похоронен на Введенском кладбище в Москве. На камне сидит Птица-Сирин – это таинственная птица счастья. Расправив крылья, она как-будто поет, сливаясь в песне с травами, цветами – всем тем, что так любил Михаил Михайлович Пришвин.
Человек ̶ это часть природы. В своих произведениях писатель хочет нам сказать, что всё нужно беречь: и лес, и цветы, которые встретятся нам на пути, и ёжика, что перебежал нам дорогу в лесу.
Поэтому и обращается Михаил Пришвин к детям: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни…
Приложение №2
«Верные и неверные утверждения».
Утверждения | До просмотра видеофильма | После изучения материала |
1. М. М. Пришвин работал агрономом. 2. Михаил Пришвин не любил фотографировать. 3. Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. 4. Писатель ушел пешком на Север. 5. Читатели называли Михаила Пришвина Сказочником. |
Приложение №3
Стратегия ПРИМА
ЗАДАНИЕ | КОММЕНТАРИИ |
П – поколдуем Что именно вы сделаете, и что произойдет в результате ваших действий? | |
Р – решим проблемы Предположите, с какими проблемами вы столкнетесь, реализуя свой план помощи Выскочке. Как вы будете разрешать возникшие проблемы? |
|
И – иной взгляд Расскажите эту историю от лица Выскочки. |
|
М – может случиться Представьте, что Выскочка не сделает выводы после сложившейся ситуации. Что может случиться? Допишите возможный финал этой истории. Что вы чувствуете? |
|
А – а что дальше? А что дальше вы лично сделаете после нашего разговора? (Все члены группы выполняют эту работу индивидуально.) |
|
Приложение №4
Лесенка успеха
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 3 класс УМК " Школа России"по теме К.Г. Паустовский " Растрепанный воробей"
Урок содержит мультимедийную презентацию. Был разработан и дан на конкурсе " Учитель года" и заслужил высокую оценку жюри....
Урок литературного чтения 1 класс УМК " Школа России" по теме "Звуки и краски весны"
Урок является обобщающим по разделу " Апрель, апрель! Звенит капель... ."Фрагменты урока помогут детям услышать звуки и увидеть краски весны. Урок воспитывает чувство прекрасного и любви к ...
разработка урока литературного чтения 4 класс ОС "Школа России" М. Пришвин "Выскочка"
Данная разработка составлена в технологии продуктивного чтения. Используется для подробного анализа произведения....
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК Школа России по теме: Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
Использование технологических карт для организации и проведения учебных занятий в начальной школе по ФГОС....
Урок литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" М. Пришвин "Ребята и утята"
Конспект урока по теме М. Пришвин "Ребята и утята"....
Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс УМК "Школа России" по теме "Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа."
Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс УМК "Школа России" по теме "Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа."...
рабочие листы к уроку литературного чтения 2 класс УМК Школа России по теме Люблю природу русскую.Весна
Рабочие листы к уроку литературного чтения 2 класс по теме Люблю природу русскую. Весна....