Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса
рабочая программа по чтению (2 класс)
В программе по литературному чтению для начальных классов комплекта Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова представлена система лингвистических понятий, усвоение которых позволяет ученикам самостоятельно и осознанно находить способы решения широкого круга практических и познавательных задач.
Содержание учебных предметов, прежде всего, должно способствовать формированию у младших школьников основ теоретического мышления. Последнее складывается в процессе выполнения учащимися учебной деятельности. Поэтому содержание учебных предметов в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова разработано в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса | 80.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 57
Приморского района Санкт-Петербурга
«РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО» Педагогическим советом Протокол от _______________ № _____ | «УТВЕРЖДАЮ» Приказ от «________ »________20_____ г. №__________________________________ Директор школы ___________Сигаева И.А. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
для обучающихся 2 «а» класса
на 2017 – 2018 учебный год
Составитель программы:
учитель первой категории
Cосницкая Надежда Николаевна
Санкт-Петербург
1. Результаты изучения курса «Литературное чтение» (2 класс):
Личностные:
- принимать как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь;
- представлять многообразие народов, живущих в России, в их языках и устном народном творчестве;
- принимать различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относиться к ним;
- принимать этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений;
- различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении;
- различать эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений;
- проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре.
Метапредметные:
- правильно читать словами и словосочетаниями, обозначать интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией;
- в устной и письменной форме давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного;
- определять тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 150 слов;
- выбирать заглавие к тексту объемом 150 слов из нескольких предложенных;
- иметь представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы;
- иметь представление о многообразии книг: художественных, учебных, научно-популярных;
- в процессе коллективного обсуждения проблемы выражать читательскую позицию;
- оценивать ответ одноклассника по предложенным учителем критериям;
- пользоваться сноскам и справочными разделами учебника;
- подбирать к художественным произведениям иллюстративный материал из предложенного в учебнике;
- соотносить разные способы создания художественного образа (в литературе, мультипликации, искусстве театра, живописи).
Предметные:
- иметь представление о пословице, басне, сказке, поэтической сказке, сказке-пьесе, притче, сказке-притче;
- иметь представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах;
- определять вид народной сказки (о животных, бытовую, волшебную) и авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам;
- иметь опыт наблюдения рифмы и ритма в стихотворных произведениях, особенностей сказочного героя;
- составлять «партитуру» поэтического текста для интонирования наизусть (коллективно и индивидуально);
- критически оценивать свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
- наблюдать композицию (построение) сказки (народной и авторской);
- соотносить классические сказочные сюжеты, находить общие и различные признаки русских, зарубежных сказок;
- в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определять отношение автора к персонажу, главную мысль сказки;
- раскрывать смысл предложенных учебником пословиц, соотносят их с содержанием другого прочитанного произведения;
- пересказывать фрагмент произведения близко к тексту;
- создавать миниатюры на заданную тему, редактировать собственный текст;
- выразительно и грамотно читать фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям».
К окончанию 2 класса обучающиеся должны:
знать
- функции слова в речи человека;
- особенности юмористического текста;
- виды сказок;
- жанровые особенности сказки, притчи, пословицы, сказки- притчи, волшебной истории;
- композиционные особенности названных жанров;
- содержательные особенности жанра сказки;
- понятие иносказания в некоторых жанрах (сказка, басня)
уметь
- определять отношение автора к предмету описания;
- пояснять смысл прочитанного текста согласно тем учебным задачам, которые ставятся на уроке;
- формулировать некоторые особенности художественного образа поэтического текста (на интуитивном уровне) с целью передачи настроения автора, героя произведения;
- выделять содержательные особенности русской народной сказки, сказки-притчи, авторской (литературной) сказки;
- выделять композиционные особенности народной волшебной и авторской сказок;
- устанавливать связи между жанрами с целью выявления их общих и различных признаков;
- грамотно читать дидактический (обучающий) текст большого объема и использовать все возможные приемы понимания этого текста;
- выразительно читать художественный текст в предлагаемом жанре;
- рассказывать сказочную историю (отрывок) близко к тексту и выражать в рассказе свою читательскую позицию по отношению к ее героям;
- интонировать наизусть поэтический художественный (нехудожественный) текст любого содержания (по выбору учащегося);
- составлять «партитуру» поэтического текста для интонирования наизусть (коллективно и индивидуально); оценивать свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
- создавать небольшие высказывания (тексты) по поставленной на уроке проблеме, обсуждать их в классе, доказывая свою точку зрения;
- читать вслух незнакомый текст целыми словами, ориентируясь на ключевые слова, знаки препинания (темп чтения на конец 2 класса — 60—65 слов в минуту);
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- оценивать свое чтение.
2. Содержание тем учебного курса «Литературное чтение»
Раздел учебного курса | Количество часов | Текущий контроль | Тематический контроль |
Каким бывает слово? | 17 | ||
Волшебные превращения слова | 21 | ||
Волшебники слова | 14 | ||
Введение в мир сказочного слова. | 3 | ||
Слово в русской народной сказке | 15 | проверочная работа | |
Притчевое слово в сказке | 6 | тест | |
Мир природы в авторских сказках | 12 | ||
Герои в авторских сказках о животных | 12 | тест | |
Герои в авторских сказках о волшебстве | 11 | ||
Сказка в стихах | 17 | ||
Когда рождается сказочник | 8 |
3. Описание учебно-методического комплекса
- Матвеева Е. И. Литературное чтение.: Учебник для 2 класса начальной школы в 2-х кн. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
- Матвеева Е. И. Тетрадь по литературному чтению для 2 класса начальной школы – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
- Матвеева Е. И. Проверочные работы по литературному чтению. 2 класс. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
- Матвеева Е. И. Обучение литературному чтению в начальной школе. 2 класс. (Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова): Пособие для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
- Матвеева Е. И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы) / Е. И. Матвеева, И. Е, Патрикеева // Серия «Новые образовательные стандарты». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
http://www.kykymber.ru/ - литературный иллюстрированный журнал для детей
http://www.epampa.narod.ru/ - литературный журнал для детей и взрослых
http://www.rgdb.ru/ - Российская государственная детская библиотека
http://www.strumishka.ru/ - блог Н. К. Абрамцевой
http://www.slovotvorhestvo.ru/ - сайт «Твори, обучаясь!»
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Планируемые сроки / дата проведения | Тема урока | Возможные виды деятельности на уроке | Результаты | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||
Каким бывает слово – 17 ч | ||||||
ТБ на уроках литературного чтения. Знакомство с учебником. Обращение автора к читателю. | Освоение способа синтагматического чтения на дидактических текстах. | иметь представление об образных средствах языка иметь опыт наблюдения рифмы и ритма в стихотворных произведениях, особенностей сказочного героя; составлять «партитуру» поэтического текста для интонирования наизусть (коллективно и индивидуально); критически оценивать свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения; в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определять отношение автора к персонажу, главную мысль; раскрывать смысл предложенных учебником пословиц, соотносят их с содержанием другого прочитанного произведения; пересказывать фрагмент произведения близко к тексту; создавать миниатюры на заданную тему, редактировать собственный текст; выразительно и грамотно читать фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям» | принимать как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь; | правильно читать словами и словосочетаниями, обозначать интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией; в устной и письменной форме давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного; определять тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 150 слов; выбирать заглавие к тексту объемом 150 слов из нескольких предложенных; в процессе коллективного обсуждения проблемы выражать читательскую позицию; оценивать ответ одноклассника по предложенным учителем критериям; пользоваться сноскам и справочными разделами учебника | ||
Поэтические послания А.С.Пушкина. | Интонация литературного послания. Образ слова в поэтическом и прозаическом текстах. | принимать различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относиться к ним | ||||
А.А.Тарковский «Слово только оболочка…» | Смысл и звучание слова. Определение ритмического рисунка в стихотворении. Чтение по партитуре. Интонирование незнакомого текста. | проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре | ||||
Дж. Родари «Почему золото так дорого ценится?» | Роль слова в жизни, поучительность слова. Чтение по партитуре. Интонирование незнакомого текста. | проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре | ||||
Слово в пословице. | Прямое и переносное значение слова. Пословицы о значении слова в жизни человека. | представлять многообразие народов, живущих в России, в их языках и устном народном творчестве | ||||
Крылатые выражения (фразеологические обороты) В.В.Суслов «Как работает слово» | Знакомство с фразеологическим словарём. Чтение по партитуре. Интонирование незнакомого текста. | |||||
Е.А Пермяк «Волшебные краски». | Определение темы рассказа. Освоение способа синтагматического чтения. | различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении | ||||
Е.А.Пермяк «Пастух и Скрипка» | Настроение рассказа. Выделение слов-признаков для описания. | принимать различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относиться к ним | ||||
Притча. Прямое и переносное значение слова в притче. В. В. Голявкин «Я пуговицу сам себе пришил». | Слово в притче. Иносказательность и поучительность притчевого слова. | проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре | ||||
«Притча о талантах» по А.Меню. | Овладение способом чтения притчи. Иносказательность и поучительность притчевого слова. | |||||
Слово в лирическом стихотворении. А.А.Ахматова «Тайны ремесла». | Слово поэтическое и прозаическое. Слово в лирическом стихотворении. Критерии чтения поэтического произведения. | |||||
Притча-сказка. Ф.К.Сологуб «Глаза». | Прямое и переносное значение слова. Диалог героев. | принимать различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относиться к ним | ||||
Описание природы в прозе и поэзии. В.В.Набоков «Дождь пролетел», М. М. Пришвин «Летний дождь» | Образ, созданный автором, в рассказе и стихотворении. Составление чтецкой «партитуры» стихотворного текста. Чтение по партитуре. | проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре | ||||
Описание музыкальной шкатулки в сказке В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке». | Описание предмета. Выразительное чтение с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре | ||||
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». | ||||||
Способы передачи настроения героя. В.В.Лунин «Музыка» | Интонирование незнакомого текста. | |||||
«Читай, удивляйся, размышляй!» | Обсуждение прочитанного в разделе. Совершенствование навыка чтения. Слово авторское. Восприятие авторского слова читателем. | представлять многообразие народов, живущих в России, в их языках и устном народном творчестве | ||||
Волшебные превращения слова - 21 ч | ||||||
Волшебные превращения слова. Спор в юмористическом игровом стихотворении. А.К.Дитрих «Говорила туча туче» | Слово и речь человека. Словесные «казусы» в речи героев юмористического стихотворения. Диалог-спор героев, выбор лексических средств для передачи их настроения | иметь представление об образных средствах языка;
иметь опыт наблюдения рифмы и ритма в стихотворных произведениях, особенностей сказочного героя; составлять «партитуру» поэтического текста для интонирования наизусть (коллективно и индивидуально); критически оценивать свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения; в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определять отношение автора к персонажу, главную мысль сказки; пересказывать фрагмент произведения близко к тексту; создавать миниатюры на заданную тему, редактировать собственный текст; выразительно и грамотно читать фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям» | принимать различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относиться к ним | правильно читать словами и словосочетаниями, обозначать интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией; в устной и письменной форме давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного; определять тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 150 слов; выбирать заглавие к тексту объемом 150 слов из нескольких предложенных; иметь представление о многообразии книг: художественных, учебных, научно-популярных; в процессе коллективного обсуждения проблемы выражать читательскую позицию; оценивать ответ одноклассника по предложенным учителем критериям; подбирать к художественным произведениям иллюстративный материал из предложенного в учебнике | ||
Интонация в стихах Э. Э. Мошковской и Т. Собакина. | Инсценирование текста стихотворения | принимать этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений | ||||
Трудно ли быть грамотным? Ю. Тимянский «Рассказ школьного портфеля» | Критерии чтения юмористического стихотворения. Моделирование развернутого ответа на вопрос об основном смысле произведения. | проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре | ||||
Ю. Тувим «Словечки-калечки» | Тон чтения. Диалог героев. Чтение произведения по ролям | |||||
Зачем люди хвастаются? Русская народная сказка «Заяц-хвастун» | Выразительное чтение по ролям с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении | ||||
Слово в речи героев русской народной сказки. «Лиса и журавль», «Каша из топора» | Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | |||||
Басня И. А. Крылова «Кукушка и Петух». | Сказка и басня. Слово поучение в этих жанрах. | различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении | ||||
И. М. Подгаецкая «Ударение». Зачем читать лингвистические сказки? | Зачем читать лингвистические сказки? О чем в них можно узнать? | проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре | ||||
Особенности изображения героев в стихотворении С. Черного «Воробей» | Необычные слова. Моделирование развернутого ответа на вопрос об особенностях произведения. | |||||
Сказка В. И. Белова «Как воробья ворона обидела» | Чтение и анализ авторской сказки. | различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении | ||||
Необычные герои. Я. Л. Аким «Что говорят двери?» | Неживые предметы — герои произведений. | |||||
Н. Демыкина «Капризный день» | Создание виртуального мультфильма по тексту юмористического стихотворения | принимать этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений | ||||
«Вежливые» стихи. О. Е. Григорьев «Гостеприимство». | Дискуссия о речевом этикете. Открытие способа быстрого запоминания шуточного стихотворения. | принимать различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относиться к ним | ||||
«Вежливые» стихи. И. Шевчук «Подарок». | Работа в группах: определение ритмического рисунка. Применение способа синтагматического чтения при чтении стихов. | принимать этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений | ||||
«Вежливые» слова в произведении. О. И. Высотская «Мягкий знак» | Выразительное чтение с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении | ||||
Э. Э. Мошковская «Сказка про Твердый и Мягкий Знаки» | проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре | |||||
Значение слова. Ошибки в речи. Дж Родари «Страна без ошибок». | Применение способа синтагматического чтения при чтении стихов. | |||||
Каким бывает язык? Притчаоб Эзопе. | Обучение пересказу притчи. Способ запоминания притчи. Критерии выразительного чтения притчи. | |||||
«Читай, удивляйся, размышляй!». | Обсуждение прочитанного в разделе. Совершенствование навыка чтения. | представлять многообразие народов, живущих в России, в их языках и устном народном творчестве | ||||
«Читай, удивляйся, размышляй!». Н. К. Абрамцева «Сказки для добрых сердец» | Обсуждение прочитанного в разделе. Совершенствование навыка чтения. | принимать различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относиться к ним | ||||
«Читай, удивляйся, размышляй!». Выразительность поэтического слова. | иметь представление о пословице, басне, сказке, поэтической сказке, сказке-пьесе | |||||
Волшебники слова - 14 ч | ||||||
Волшебники слова. Дж. Родари «Чем писать?» | Авторское слово. Сравнение как приём, создающий образ | иметь представление об образных средствах языка; иметь опыт наблюдения рифмы и ритма в стихотворных произведениях, особенностей сказочного героя; составлять «партитуру» текста для интонирования; критически оценивать свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения; в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определять отношение автора к персонажу, главную мысль; пересказывать фрагмент произведения близко к тексту; выразительно и грамотно читать фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям» | различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении | правильно читать словами и словосочетаниями, обозначать интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией; определять тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 150 слов; выбирать заглавие к тексту объемом 150 слов из нескольких предложенных; иметь представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы; иметь представление о многообразии книг: художественных, учебных, научно-популярных; в процессе коллективного обсуждения проблемы выражать читательскую позицию; пользоваться сноскам и справочными разделами учебника | ||
Иносказание в притче. Л.Н. Толстой «Веник». Л. Да Винчи «Гусеница» | Определение иносказательного характера притчи. | |||||
В чем секреты интонации? И. Мазнин «Давайте дружить» | Выразительное чтение с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | принимать как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь | ||||
Н.Н.Матвеева «Кораблик» | Чтение стихотворения с разной интонацией. Введение нового термина лирика, объяснение его с точки зрения этимологии. | проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре | ||||
Житейская» история в небольшом рассказе. Ю. Коваль «Бабочка» | различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении | |||||
«Ночные» произведения. B. C. Шефнер «Колыбельная» | Чтение стихотворения с разной интонацией. | принимать как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь | ||||
С. Г.Козлов «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» | Характер героя, его поступки и мотивы. Общеклассное обсуждение. | принимать различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относиться к ним | ||||
С. Г. Козлов «Сказки» | ||||||
Г.М. Кружков «Утро — веселый маляр». | Авторское воплощение образа героя. | проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре | ||||
Рассказ – миниатюра. М.М.Пришвин «Слово - звезда» | Определение основных особенностей жанра миниатюры, объяснение смысла заглавия миниатюры | |||||
Э. Ю. Шим «Цветной венок» | Сравнения в тексте. План текста. | |||||
Незабываемый случай. В.И.Белов «Радуга». | Способы изображения необычного события. Чтение рассказа с соблюдением критериев выразительного чтения. | проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре | ||||
Незабываемый случай. В. А. Бахревский «Хозяева лета». | ||||||
Урок-рефлексия. Как правильно работать со «Словариком читателя?» | Выполнение заданий. | иметь представление о пословице, басне, сказке, поэтической сказке, сказке-пьесе, притче, сказке-притче | принимать различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относиться к ним | |||
Введение в мир сказочного слова – 3 ч | ||||||
И.С.Соколов - Микитов «Звезды» | Миниатюра, её чтение в соответствии с критериями выразительного чтения. | в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определять отношение автора к персонажу, главную мысль; пересказывать фрагмент произведения близко к тексту | проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре | в процессе коллективного обсуждения проблемы выражать читательскую позицию | ||
В.Д. Берестов «Недаром дети любят сказку» | Чтение стихотворения в соответствии с критериями выразительного чтения. | |||||
В.А. Черченко «Как рождается сказка?» | Подбор однокоренных слов к слову сказка. Представление читательских интересов, степень знакомства с жанром сказка. | принимать как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь | ||||
Слово в русской народной сказке – 15 ч | ||||||
Устное народное творчество. Сказки. Бытовая сказка «Мужик и Медведь» | Чтение сказки по ролям. Выявление трудностей во время чтения. | иметь представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах; определять вид народной сказки (о животных, бытовую, волшебную) и авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам; наблюдать композицию (построение) сказки (народной и авторской); соотносить классические сказочные сюжеты, находят общие и различные признаки русских, зарубежных сказок; в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определять отношение автора к персонажу, главную мысль сказки; пересказывать фрагмент произведения близко к тексту; создавать миниатюры на заданную тему, редактировать собственный текст; выразительно и грамотно читать фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям» | принимать этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений | правильно читать словами и словосочетаниями, обозначать интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией; определять тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 150 слов; иметь представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы; в процессе коллективного обсуждения проблемы выражать читательскую позицию; оценивать ответ одноклассника по предложенным учителем критериям; подбирать к художественным произведениям иллюстративный материал из предложенного в учебнике; соотносить разные способы создания художественного образа (в литературе, мультипликации, искусстве театра, живописи) | ||
Бытовая сказка «Мужик и Медведь» | Чтение сказки по ролям. | |||||
Бытовая сказка «Мороз, Солнце и Ветер». | Тема сказки. Особенности содержания сказки. Жизненная ситуация бытовой сказки | различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении | ||||
Бытовая сказка «Мороз, Солнце и Ветер». | Обсуждение слов каждого персонажа с целью передачи его настроения, раскрытия характера. Инсценирование. | принимать различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относиться к ним | ||||
Волшебная сказка «Кулик». | Особенности содержания сказки. | проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре | ||||
Волшебная сказка «Кулик». | Групповая работа в определении жанровых особенностей волшебной сказки. Композиция волшебной сказки: присказка, зачин, концовка. Повторы. | принимать этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений | ||||
Волшебная сказка «Несмеяна - царевна». | Самостоятельное чтение сказки. Выделение речевых звеньев, а в них ключевых слов, паузы. Составление «партитуры» текста для чтения на материале одного - двух абзацев. | различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении | ||||
Волшебная сказка «Несмеяна - царевна». | Особенности содержания и построения сказки. Выполнение заданий и ответы на вопросы по тексту. | |||||
Волшебная сказка «Несмеяна - царевна». | Инсценирование сказки. | |||||
Сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» | Нахождение примет волшебной сказки: по содержанию, по построению. | различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении | ||||
Герой в сказке. Герои-помощники. Герои-вредители. | Коллективная работа. | принимать этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений | ||||
Сказка о животных «Журавль и цапля» | Сказка о животных Главные герои сказки. Речь героев. | проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре | ||||
Сказка о животных «Журавль и цапля» | Инсценирование сказки. | |||||
Бытовая сказка «Солдатская загадка» | Обращение внимания на яркую, необычную речь героев. Обсуждение особенностей русской народной сказки. | |||||
Проверочная работа «Русские народные сказки» | Самостоятельная работа | иметь представление о пословице, басне, сказке, поэтической сказке, сказке-пьесе | принимать этикетные нормы поведения в коллективе | в устной и письменной форме давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного | ||
Притчевое слово в сказке - 6 ч | ||||||
Притчевое слово в сказке. Сказка – притча Ф. К. Сологуба «Сказки на грядке и сказки во дворце» | Раскрытие смысла сказки – притчи. Отрабатывать навыки выразительного чтения. | в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определять главную мысль; пересказывать фрагмент произведения близко к тексту; выразительно и грамотно читать фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям» | проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре | правильно читать словами и словосочетаниями, обозначать интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией; в устной и письменной форме давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного; в процессе коллективного обсуждения проблемы выражать читательскую позицию; оценивать ответ одноклассника по предложенным учителем критериям | ||
Сказка – притча Ф. К. Сологуба «Сказки на грядке и сказки во дворце» | Скрытый смысл. Поучение в сказке-притче | |||||
К. Д. Ушинский «Два плуга» | Скрытый смысл. Поучение в сказке-притче | различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении | ||||
К. Д. Ушинский «Ветер и Солнце». | Чтение текста и запоминания его близко к тексту. | |||||
Сказка – притча Н. Г. Гарина – Михайловского «Знаем!». | Чтение произведения в соответствии с критериями выразительного чтения. | проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре | ||||
Что такое притча? Тест. | Выполнение теста | иметь представление о пословице, басне, сказке, поэтической сказке, сказке-пьесе, притче, сказке-притче | принимать этикетные нормы поведения в коллективе | в устной и письменной форме давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного | ||
Мир природы в авторских сказках – 12 ч | ||||||
Авторская литературная сказка. Мир природы в авторских сказках. | иметь представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах; определять вид народной сказки (о животных, бытовую, волшебную) и авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам; критически оценивать свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения; наблюдать композицию (построение) сказки (народной и авторской); соотносить классические сказочные сюжеты, находят общие и различные признаки русских, зарубежных сказок; в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определять отношение автора к персонажу, главную мысль сказки; пересказывать фрагмент произведения близко к тексту; выразительно и грамотно читать фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям» | различать эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений; проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре | правильно читать словами и словосочетаниями, обозначать интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией; в устной и письменной форме давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного; определять тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 150 слов; в процессе коллективного обсуждения проблемы выражать читательскую позицию; оценивать ответ одноклассника по предложенным учителем критериям; пользоваться сноскам и справочными разделами учебника; | |||
К. Д. Ушинский «Проказы старухи зимы». | Герой авторской сказки. Интонация сказки. Язык авторской сказки. Описание природы. | |||||
К. Д.Ушинский «Проказы старухи зимы» | Пересказ отрывка. | |||||
М. Лесна-Раунио «Кто рисует так искусно…» | Отличия стихотворения и сказки К. Ушинского | |||||
Л. А. Чарская «Зимняя сказка» | Чтение произведения в соответствии с критериями выразительного чтения. | различать эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений; проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре | ||||
Л. А. Чарская «Зимняя сказка» | Наблюдение за выразительными средствами языка (олицетворения, эпитеты - без названия терминов) Рисование портрета героини сказки. | |||||
Сочинение «Царевна Зима» | Коллективная работа. Составление и запись текста сочинения. | принимать этикетные нормы поведения в коллективе; проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре | соотносить разные способы создания художественного образа (в литературе, мультипликации, искусстве театра, живописи) | |||
Л. А. Чарская «Сказки Голубой феи» | Чтение произведения в соответствии с критериями выразительного чтения. | различать эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений; проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре | в процессе коллективного обсуждения проблемы выражать читательскую позицию; оценивать ответ одноклассника по предложенным учителем критериям | |||
О. О. Дриз «Как родилась Зима» | Чтение произведения в соответствии с критериями выразительного чтения. | |||||
О. О. Дриз «Как родилась Зима» | Чтение сказки по ролям. | |||||
«Читай, удивляйся, размышляй!» Русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Добрый поп». | Сходства и отличия сказок. | проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре | в устной и письменной форме давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного | |||
«Читай, удивляйся, размышляй!» | Сходство и отличие поэтических и прозаических произведений. | представлять многообразие народов, живущих в России, в их языках и устном народном творчестве | ||||
Герой в авторских сказках о животных – 12 ч | ||||||
Герой в авторских сказках о животных. В. И. Даль «Ворона» | Выразительное чтение с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | критически оценивать свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения; наблюдать композицию (построение) сказки (народной и авторской); в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определять отношение автора к персонажу, главную мысль сказки; пересказывать фрагмент произведения близко к тексту; создавать миниатюры на заданную тему, редактировать собственный текст; выразительно и грамотно читать фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям» | принимать этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений | правильно читать словами и словосочетаниями, обозначать интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией; в устной и письменной форме давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного; определять тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 150 слов; иметь представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы; в процессе коллективного обсуждения проблемы выражать читательскую позицию; оценивать ответ одноклассника по предложенным учителем критериям; подбирать к художественным произведениям иллюстративный материал | ||
В. И. Даль «Ворона» | Моделирование развернутого ответа на вопрос. Деление сказки на части. Структура сказки, схожесть её с народной | проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре | ||||
Н. Д. Телешов «Покровитель мышей» | Поучение в сказке о животных. Подготовка к чтению по ролям | различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении | ||||
Н. Д. Телешов «Покровитель мышей» | ||||||
Н. Д. Телешов «Крупеничка» | Сравнительный анализ сказок Н. Д. Телешова. | |||||
А. Н. Толстой «Картина». | Выразительное чтение с последующим оцениванием. | принимать различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относиться к ним | ||||
Д. И. Хармс «Про собаку Бубубу» | принимать этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений | |||||
Д. И. Хармс «Про собаку Бубубу» | Сравнение произведений: А. Толстой «Картина» и Д. Хармс «Про собаку…» | |||||
В. Г. Кротов «Червячок Игнатий и его друзья» | Обсуждение прочитанного произведения | принимать как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь | ||||
М. С. Пляцковский «Ёжик, которого можно было погладить» | Выразительное чтение с последующим оцениванием. | принимать различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относиться к ним | ||||
К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | различать эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений | |||||
Тест «Литературные сказки» | Самостоятельная работа. | иметь представление о пословице, басне, сказке, поэтической сказке, сказке-пьесе, притче, сказке-притче | в устной и письменной форме давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного | |||
Герой в авторских сказках о волшебстве – 11 ч | ||||||
Герой в авторских волшебных сказках. Н.К. Абрамцева «Чудеса, да и только!» | Анализ дидактических текстов о поведении человека, его речи, умении спорить. Экспозиция - необычное начало произведения. | иметь представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах; определять вид народной сказки (о животных, бытовую, волшебную) и авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам; критически оценивать свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения; наблюдать композицию (построение) сказки (народной и авторской); в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определять отношение автора к персонажу, главную мысль сказки; раскрывать смысл предложенных учебником пословиц, соотносят их с содержанием другого прочитанного произведения; пересказывать фрагмент произведения близко к тексту | различать эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений | правильно читать словами и словосочетаниями, обозначать интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией; иметь представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы; в процессе коллективного обсуждения проблемы выражать читательскую позицию; художественным произведениям иллюстративный материал | ||
Н.К. Абрамцева «Чудеса, да и только!» | События в произведении, их последовательность. | |||||
Сочинение «Почему не надо выбрасывать старые сахарницы» | Коллективное обсуждение темы. | принимать различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относиться к ним | соотносить разные способы создания художественного образа (в литературе, мультипликации, искусстве театра, живописи) | |||
Необычные герои. Т. И. Александрова «Кузька» (отрывок) | Герой сказки. Речь героя. | различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении | правильно читать словами и словосочетаниями, обозначать интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией; иметь представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы; в процессе коллективного обсуждения проблемы выражать читательскую позицию; оценивать ответ одноклассника по предложенным учителем критериям | |||
Необычные герои. Т. И. Александрова «Домовёнок Кузька» | Коллективное обсуждение | принимать различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относиться к ним | ||||
Необычные герои. Т. И. Александрова «Домовёнок Кузька» | Пересказ эпизода сказки. Иллюстрирование сказки | |||||
Сочинение «Домовёнок Кузька» | Коллективное обсуждение | принимать различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относиться к ним | ||||
А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» | Коллективное обсуждение | |||||
А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» | Коллективное обсуждение. Словесный портрет любимого героя | принимать как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь | ||||
А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» | Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении | ||||
Сочинение «Мой любимый сказочный герой» | Коллективное обсуждение | принимать этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений | соотносить разные способы создания художественного образа (в литературе, мультипликации, искусстве театра, живописи) | |||
Сказка в стихах – 17 ч | ||||||
Поэтическая сказка. С. Я. Маршак «Вчера и сегодня» | Работа со сносками и словарем. | иметь представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах; определять авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам; иметь опыт наблюдения рифмы и ритма в стихотворных произведениях, особенностей сказочного героя; составлять «партитуру» поэтического текста для интонирования наизусть (коллективно и индивидуально); критически оценивать свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения; пересказывать фрагмент произведения близко к тексту; выразительно и грамотно читать фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям» | принимать этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений | правильно читать словами и словосочетаниями, обозначать интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией; в устной и письменной форме давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного; определять тему самостоятельно прочитанного текста иметь представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы; иметь представление о многообразии книг в процессе коллективного обсуждения проблемы выражать читательскую позицию; оценивать ответ одноклассника по предложенным учителем критериям; подбирать к художественным произведениям иллюстративный материал | ||
С. Я. Маршак «Вчера и сегодня» | Работа в группах: составление плана в виде вопросов обсуждение. | |||||
С. Я. Маршак «Вчера и сегодня» | Чтение по ролям. | |||||
П. П. Ершов «Конек - Горбунок» | Чтение произведения. Устаревшие слова и выражения | различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении | ||||
П. П. Ершов «Конек - Горбунок» | Чтение произведения | |||||
П. П. Ершов «Конек - Горбунок» | Выразительное чтение по ролям с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | |||||
П. П. Ершов «Конек - Горбунок» | Моделирование развернутого ответа на вопрос об основном смысле произведения. | принимать как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь | ||||
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Выразительное чтение по ролям с последующим оцениванием. | различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении | ||||
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | ||||||
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Создание мультфильма | различать эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений | ||||
«Читай, удивляйся, размышляй!». Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказочка про Козявочку». | Особенности сказочного слова. | принимать как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь | ||||
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказочка про Козявочку». | Озаглавливание частей сказки. Выполнение заданий. | различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении | ||||
Н. К. Абрамцева «Лужица» | Выразительное чтение с последующим оцениванием. | |||||
Н. К. Абрамцева «Лужица» | Пересказ сказки. | |||||
Творчество Е. Пермяка. «Пастух и Скрипка» | Выразительное чтение с последующим оцениванием. | различать эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений | ||||
Е. Пермяк «Пастух и Скрипка» | Пересказ сказки. | |||||
Пословицы и поговорки о сказке. | Смысл Пословицы. Выполнение заданий. | принимать как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь | ||||
Когда рождается сказочник - 8 ч | ||||||
Как рождается сказочник. А. Черепанова «Бесконечная сказка» | Чтение сказки по фрагментам. Замысел автора. Герои сказки. | иметь представление о пословице, басне, сказке, поэтической сказке, сказке-пьесе, притче, сказке-притче; иметь представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах; определять вид сказки по характерным признакам; критически оценивать свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения; пересказывать фрагмент произведения близко к тексту | различать эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений; проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре | правильно читать словами и словосочетаниями, обозначать интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией; в устной и письменной форме давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного соотносить разные способы создания художественного образа (в литературе, мультипликации, искусстве театра, живописи) | ||
А. Черепанова «Бесконечная сказка» | ||||||
Сочинение сказки | Работа в парах | иметь представление о сказке, поэтической сказке, сказке-пьесе, притче, сказке-притче | принимать этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений | |||
Библиотечный урок. Определение содержания книги по её элементам | О чем рассказывают обложка книги, иллюстрации и содержание. | определять вид сказки по характерным признакам; критически оценивать свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения | принимать этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений | в устной и письменной форме давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного; в процессе коллективного обсуждения проблемы выражать читательскую позицию; оценивать ответ одноклассника по предложенным учителем критериям; пользоваться сноскам и справочными разделами учебника | ||
Итоговый урок - рефлексия | Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о прочитанных произведениях. | определять вид сказки по характерным признакам; пересказывать фрагмент произведения близко к тексту | различать эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений | |||
Викторина «В мире книг» | Выполнение заданий. Работа в группах. | принимать этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений | ||||
Викторина «В мире книг» | ||||||
Читаем с увлечением. Список литературы для чтения летом. | Выполнение заданий. | различать эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.
Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...
рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...
рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс
рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа России в рабочем конструкторе
Рабочая программа составлена в в соответствии обновленному стандарту ФГОС в рабочем коеструкторе....