Литературное чтение. 4 класс. Иван Саввич Никитин "Русь"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Антонова Марина Олеговна

Цели деятельности учителя: Первичное ознакомление с разделом «Родина» и произведение И.В. Никитина «Русь»; создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения .

Планируемые результаты:

·        Предметные: знать: автора произведения, основную мысль произведения;  уметь: выразительно читать произведение, находить нужную информацию в тексте

Личностные: воспитывать нравственные  качества: чувство любви к Родине, гордость за свою страну.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_4_klass_ivan_savvich_nikitin_rus.docx37.83 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 03.04.18

Школа:148

Класс:4 «В»

Кабинет: 223

ФИО учителя: Боярина Л.М.

ФИО студента: Антонова М. гр. №36

ФИО методиста: Солопова Т.В.

КОНСПЕКТ УРОКА (литературное чтение)

Тема: «Иван Саввич Никитин «Русь»»

Цели деятельности учителя: Первичное ознакомление с разделом «Родина» и произведение И.В. Никитина «Русь»; создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения .

Планируемые результаты:

  • Предметные: знать: автора произведения, основную мысль произведения;  уметь: выразительно читать произведение, находить нужную информацию в тексте
  • Личностные: воспитывать нравственные  качества: чувство любви к Родине, гордость за свою страну.

Оборудование:  УМК «Школа России», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г. «Литературное чтение» 4 класс 2 часть, учебная презентация

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

Организация урока

1 мин

-Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

Счастье, которое не купишь ни за какие богатства мира - это путь на Родину, дорога к себе самому!

Приветствуют учителя

К: планирование сотрудничества с учителем

Л: включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Создание проблемной ситуации

5 мин

Ребята, посмотрите на доску. Вы видите ребус.

Давайте его разгадаем.

 

Ребята, а что вы знаете о Родине?

Посмотрите на слайд и выберите слова близкие по значению к слову «Родина»: Отчизна,  Россия, Отечество, дом, любовь, семья, школа

Хорошо, молодцы!

Посмотрите на слайд и скажите, какие авторы и произведения вам знакомы.

Дмитрий Борисович Кедрин «Бабье лето»
Николай Михайлович Рубцов «Сентябрь»

Сергей Александрович Есенин «Лебёдушка»

Иван Саввич Никитин «Русь»

О чем эти произведения?

Что вы можете сказать о последнем произведении?

Почему?

Сегодня мы с вами постараемся решить эту проблему

Отгадывают ребус:

родина

Отвечают на вопрос

Родина – это место, где человек родился

Выбирают слова: Россия, отчизна, Отечество

Союзов

Ничего

Потому что не читали данное стихотворение

К:владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели

К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

III. Постановка учебной задачи

Притча

Предвосхищение

5 мин

Сейчас я прочитаю вам притчу. Будьте очень внимательны 

Жил Человеку там, где родился. И, вот, захотелось ему взглянуть на белый свет, найти райскую страну, где всем живется весело и богато.
         Отправился Он за тридевять земель. Прибыл в страну, о которой мечтал и стал там жить.
         Жилось ему там не хуже, чем в родных краях, а в чем-то может и лучше. Места там были красивые, хоромы прекрасные, одежды носил он царские, за столами сиживал богатыми… 
         Но для счастья ему всегда чего-то не хватало.
         Просила его душа, о чем-то, но понять Он ее не мог и не знал, чего же ему не достает в тридевятом царстве.
         Как-то лунной ночью не спалось ему, думы думались, ответы на вопросы все искались, да в душе своей разобраться хотелось.
         Вдруг, слышит Он тихий, серебристый звук колокольчика. Прислушался.
        - «Ба! Да, это ж не колокольчик! Это ж голос чей-то!» - осенило Его. Еще лучше стал вслушиваться в эти звуки:
        - «Где родился – там сгодился», - пел тонкий серебристый голосок.
         Задумался Человек над словами этой незатейливой песенки. И понял Он, что это его Земля родная к себе зовет, души предков о себе  напоминают.
         Затосковал Человек по отчей земле, но бросить свой дом, хоромы прекрасные не мог.
         А тоска все дольше и больше. Хоромы стали видеться не такими прекрасными, как самый малый дом в родной сторонушке; одежды не такие царские, как обычное рубище, что носил в родной сторонке; столы не такие богатые и не такие вкусные, какие были пироги в родном доме его…
        Ничего не хотелось ему с тех пор, кроме родной земли, где могилка его матушки родимой и отца его, где растет рябинка им посаженная, где стоит дом, им построенный…
         Бросил Человек тридевятое царство богатое, страну эту райскую, и отправился туда, куда звала его душа, в родную сторонушку.
         И зазвенели радостным звоном голоса в душе его, и Солнце ярко освещало его путь, и дорога, словно звала за собой, а сердце радостно билось, как птица, трепеща в груди его, словно предвкушая Счастье, которое не купишь ни за какие богатства мира.
        Это был путь на Родину, дорога к себе самому!

О чем эта притча?

Нашел ли Человек такое место?

Что в конце случилось с Человеком?

Предположите, о чем мы будем сегодня говорить?

Какие цели мы перед собой поставим?

О том, как человек искал место, где всем хорошо живется

Нет

Он услышал голос, который говорил ему о Родине

О Родине

Познакомиться с произведениями о Родине

П: выделение нужной информации из текста

К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П: самостоятельно выделение и формулирование познавательно цели

Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно

Р: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

IV. Открытие нового знания

Словесный

Практический

Работа с учебником

Работа с текстом

8 мин

Откройте учебники на станице 127.

Давайте прочитаем, с чем мы познакомимся, чему научимся и чему будем учиться.

Давайте посмотрим, с какими авторами и произведениями мы познакомимся в этом разделе.

Откройте форзац учебника

Сегодня мы начинаем с вами новый раздел «Родина». И первый автор, с которым мы познакомимся Иван Саввич Никитин.

Сейчас вы объединитесь в группы и заполните таблицу, которую я вам раздам, используя текст, который будет на слайде.

Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824 года в г. Воронеже. Его отец был купцом-владельцем свечного завода. Учился в Воронежском духовном училище, но не доучился, потому что отцу грозило разорение м надо было помогать ему в торговых делах. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлеб.

Стихи он начал писать очень рано, но долго не решался их напечатать и показать другим.

Первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность.  Поэт – самоучка сразу стал знаменитым.  Скоро он выпустил целый сборник стихотворений и на вырученные средства открыл в своём городе книжный магазин и библиотеку.

Его стихи переведены на языки разных народов мира

Где?____________

Когда?___________

Чем?______

Что?_______

Давайте проверим

Где родился?  Г. Воронеж

Когда родился? 3 октября 1824 года

Чем занимался? Писал стихи, выпустил сборник стихотворений, открыл книжный магазин и библиотеку

Что принесло поэту известность? Стихотворение «Русь»

Сегодня мы познакомимся с этим произведением.

Как вы думаете, о чем будет стихотворение?

Я буду читать вам стихотворение, а вы, внимательно слушая меня, постарайтесь определить характер стихосложения и оценить прогноз по содержанию стихотворения.

Читают

Читают названия прозведений и авторов:

Иван Саввич Никитин «Русь»
Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине»
Анатолий Владимирович Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»

Работают в группах

Заполняют таблицу

Проверяют работу

О красоте природы, о защитниках,  о богатствах родины 

П: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели

П: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Динамическая пауза

1 мин

Мы захлопали в ладоши - 
Дружно, веселее. 
Наши ножки постучали - 
Дружно и сильнее. 
По коленочкам ударим- 
Тише – 3 раза, 
Наши ручки, поднимайтесь – 
Выше -3 раза. 
Наши ножки закружились- 2 раза 
И остановились. 

Повторяют движения

Р: волевая саморегуляция

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный

5 мин

Поделитесь впечатлениями об этом стихотворении.

Понравилось ли вам стихотворение?

Какие чувства вы испытывали?

Ваш прогноз подтвердился?

По характеру стихосложения, что напоминает этот стих?

Найдите в тексте слова, которые были вам непонятны

Давайте разберемся, что они обозначают

Нива, Мурава, Зарево, Казна, Курган, полчище, Ляхи, Кишиб, Православные, Груда, Держава, Русь, Шатер, Грань, Нужда, Брань, Мгла

Отвечают на вопросы

Народную песню, балладу

К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П: доказательство, аргументация своего мнение

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

6 мин

 Давайте теперь подумаем над вопросом: сколько в этом стихотворении смысловых частей?

Самостоятельно прочитайте стихотворение и обсудите в парах

Давайте проверим. Сколько частей вы нашли?

Какой вывод можем сделать?

Три части: описание природы, история Руи, Прославление богатств Руси

Стихотворение содержит три смысловые части

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

VII. Включение в систему знаний

Практический

7 мин

Ребята, какие средства выразительности вы знаете?

Ребята, запишите ваше домашнее задание – выразительно читать стихотворение «Русь».

Давайте теперь найдем их в тексте. Обсудите в парах.

Метафора, олицетворение, эпитеты

Р: осмысление учебного материала

П:доказательство, аргументация своего мнения

VIII. Рефлексия учебной деятельности

(по продукту)

Аналитический

2 мин

Ребята, наш урок подошел к концу

С каким произведением мы познакомились?

Кто автор?

Давайте вспомним тему и цель нашего урока.

Сейчас я раздам вам анкеты, на которых вы оцените себя и свою работу на уроке.

Русь

Никитин Иван Саввич

Выполняют рефлексию

Р: контроль цели

Р:самоанализ, самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение " Первопечатник Иван Фёдоров".

В начале урока идёт подготовка к чтению, затем знакомство с рукописными книгами  Ивана Фёдорова. Словарная работа, итог урока,рефлексия и д/з....

Кроссворд по литературному чтению.С. Иванов "Каким бывает снег"

Кроссворд по литературному чтению.С. Иванов "Каким бывает снег " УМК "Школа 21 века" 2 класс...

Презентация к уроку литературного чтения (коми) "Иван Григорьевич Торопов "

В данной презентации представлена информация о биографии коми писателя Ивана Григорьевича Торопова и о его повести "Тян"....

Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема: Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк».

Паспорт урокаПредмет: Литературное чтениеКласс: 3Продолжительность урока: 45 минутТема: Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк». Цель: продолжить знакомить учащихся с рус...

Урок литературного чтения. С.Иванов «Каким бывает снег» (2 класс)

Художественная задача урока: помочь детям открывать “тайны неизвестного” через чтение произведений художественной литературы. “Начальная школа ХХI века”, Вентана Граф, 2 к...