открытый урок по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Посохина Ирина Ивановна

Тема. Игра-конкурс по разделу «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок» Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний Цель: создать условия для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx29.44 КБ
Файл portrety.rar134.74 КБ
Файл prilozheniya_k_uroku.rar847.52 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение в 3 классе (УМК «Школа России»)

Тема.  Игра-конкурс по разделу «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель: создать условия для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Задачи урока.

1. Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; формировать понятия о нравственности; способствовать обогащению словаря учащихся.

2. Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:

регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;

познавательных –развивать умение обобщать полученную информацию, делать выводы;

коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению при работе в группе.

 3. Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память,      мышление, речь),творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.

Планируемые результаты: учащиеся

  • называют правильно произведение;
  • соотносят произведение и героев;
  • работают в группах: слушают и уважают мнение каждого члена группы, умеют отстаивать свою точку зрения.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование.

Карточки с заданиями.

Листы самооценки, фломастеры или цветные карандаши.

Картинки: солнышко, корзина

Литературное чтение: учебник

1.Орг.момент.

Учитель:

- К нам пришли сегодня гости. Мы им, конечно, рады. Повернитесь к ним и улыбнитесь – поделитесь своею радостью. Они вам тоже улыбнутся. От наших улыбок в классе стало так тепло и уютно! Правда?

- Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнится

Ваша душа до донышка.

2. Самоопределение к деятельности

Речевая разминка

Слайд 1

Дети ягодки искали.

Вместе все их собирали.

Раз, два, три, четыре, пять

Кузовок полный опять!

Слайд 2

Я ельником шла,

Гостинец нашла

Отличный – отличный.

До самых краёв

Корзина полна,

И свеж аромат земляничный.

-О чём пойдёт речь на уроке?

-Какой раздел мы изучили?

 - Сформулируйте тему урока.

-Чем будем заниматься на уроке?

Слайд 3 («Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»)

3. Сообщение темы урока.

- Собирая знания, мы с каждым днём будем становиться умнее,  воспитаннее. И в этом нам поможет сегодняшний урок – конкурс.

Работать будем в группах, давайте вспомним правила работы в группе.

(У детей на партах памятки) Памятка: “Правила работы в группе”.

1. Выслушивай товарища до конца.

2. Говори только по делу.

3. Помни: от твоей работы зависит результат всей группы

4. Работай дружно.

Листы самооценки

IV. Актуализация знаний.

  1. Конкурс «Старое фото»

- По фото определить автора, с произведением которого мы познакомились в этом разделе.

Проверка

Самооценка

2. Конкурс «Исправь ошибки». (Слайды № 4 -11)

- Следующее задание, которое вы должны выполнить – вспомнить названия произведений, с которыми мы познакомились в этом разделе и исправить ошибки.

Цветок в вазе (Цветок на земле)

Золотые мысли (Золотые слова)

Великолепные путешественники (Великие путешественники)

Федина проблема (Федина задача)

Собирай по грибочку – наберешь кузовок. (Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.)

Вторая мама (Ещё мама)

Телевизор – (Телефон

Проверка   (Слайды) Самооценка

3.Конкурс «Внимательный читатель» (Слайд № 12)

№ п/п

Ф.И.О. писателя

Произведение

+      -

1

Шергин

Борис Викторович

«Золотые слова»,

«Великие путешественники»

2

Платонов

Андрей Платонович

«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

3

Зощенко

 Михаил Михайлович

«Телефон»,

«Федина задача»

4

Носов

Николай Николаевич

«Ещё мама»,

«Цветок на земле»

Проверка конкурса

Самооценка

(Слайды №13, № 14, № 15, № 16 )

4. Конкурс «Ягодный куст» (Слайд № 17)

В нашем классе вырос вот такой удивительный ягодный куст. К каждой ягодке прикреплен номер карточки с заданием. Вы должны будете взять карточку, прочитать вслух отрывок из текста и назвать произведение из которого взят этот текст, автора.

1. «Я твой начальник и даю тебе норму работы: каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».

( Б.В. Шергин.«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».) 

2. «Но тут глаза его стали круглые от удивления. Он ахнул, подпрыгнул на своем стуле, открыл рот и, схватив салфетку, стал кашлять и плеваться».

 ( М.М. Зощенко. «Золотые слова».) 

3. «Потом он посмотрел на часы – ходики, как они идут. Часы шли долго и скучно: тик-так, тик-так, будто они баюкали деда, а сами тоже уморились и хотели уснуть». ( А.П. Платонов.«Цветок на земле».) 

4. «Хорошая штука! Это не какая-нибудь простая игрушка, которую поломаешь и выбросишь. Это полезная вещь!» (Н.Н. Носов « Телефон».) 

5. «Он потёр обеими руками уши, словно они у него замёрзли, и, стараясь не обращать внимания на пение, принялся читать …» (Н.Н.Носов «Федина задача»)

6. «Тогда Артём старательно начал рисовать такие же буквы в своей тетради, что и на доске. Он старался, а рука его не слушалась…» (А.П.Платонов «Ещё мама»)

Самооценка

Физкультминутка.

А в лесу растёт черника,                               Поднимаясь на носочках, руки

Земляника, голубика.                                    тянуть вверх, затем плавно опустить,

Чтобы ягоду сорвать,                                     встать на всю ступню.

Надо глубже приседать.                                Приседания.

Нагулялся я в лесу,

Корзинку с ягодой несу.                                 Ходьба на месте.

5. Конкурс «Узнай рассказ» (Слайд 18)

- Сейчас мы проверим, насколько вы внимательно читали произведения. Каждая команда читает отрывки из рассказов. Вы читаете их, вспоминаете автора и название, записываете.

(Дети читают отрывки из рассказов, вспоминают автора и название.)

1. «Эти дорожки повторяются в том же порядке. Благодаря прозрачности цветного дерева любая вещь кажется богато украшенной». (Б. Шергин «Собирай по ягодке наберёшь кузовок».)

2. «Мать остановилась и показала сыну вдаль. Там, в конце улицы, стояла новая большая школа, а за школой начинался лес. До школы отсюда ещё было далеко». (А. Платонов «Еще мама».)

3. Жил-был король когда-то,

При нём блоха жила.

Милей родного брата

Она ему была». (Н. Носов «Федина задача».)

4. «Мы продолжали идти в плохом настроении. И только у Тузика настроение было ничего себе. Задрав хвост, он гонялся за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие». (М. Зощенко «Великие путешественники».)

Проверка

Самооценка

(Слайды № 19, № 20, № 21, № 22, № 23, №  24, № 25, № 26)

6. Конкурс «Крупицы мудрости» (Составь пословицы) (Слайд 27)

-  Соберите пословицу, узнайте по ней загаданный мною рассказ, фамилия автора. (Каждой команде по 1 пословице)

1. А, не, плотник, топор, тешет. (Не топор тешет, а плотник. Рассказ Б. Шергина «Собирай по ягодке наберешь кузовок».)

2. Не, дурная, голова, дает, ногам, покоя. (Дурная голова ногам покоя не дает. М. Зощенко «Великие путешественники».)

3. Ветер, куда, и, его, несет, туда, дует. (Куда ветер дует, туда и его несет. Н. Носов «Телефон».)

Проверка

Самооценка

(Слайды № 28, № 29) – 1 команда

(Слайды № 30, № 31) – 2 команда

(Слайды № 32, № 33) – 3 команда

7. Конкурс «Волшебный мешочек» (Слайд 34)

В волшебном мешке находятся предметы, которые так или иначе связаны с прочитанными произведениями. Вынимаем предмет и отгадываем, из какого они произведения. (По 2 предмета каждой команде)

1.Пульт от телевизора- «Федина задача»

2. Часы – «Цветок на земле».

3. Чашка – «Золотые слова».

4. Тетрадь – «Ещё мама».

5. Телефон – «Телефон».

6. Отвёртка - «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

8. Конкурс «Объясни значение выражения»

•1)буквально пикнуть не дают;

•2)заведёт туда, куда Макар телят не гнал;

•3)комар носа не подточит;

•4)сидеть, как на иголках;

•5)кушать за четверых

•6)работать тяп –ляп.

• 1)плохо;

• 2)неизвестно куда;

• 3)с аппетитом;

• 4)очень хорошо, правильно;

• 5)выражать нетерпение;

• 6)перебивают.

Проверка

Самооценка

Итог урока

- Какой из рассказов этого раздела вам понравился больше всего? Почему?

- На какого героя вам хотелось бы быть похожими?

Какова же главная мысль рассказа «Цветок на земле»? 

(Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создает её.)

– Чему научил вас этот рассказ? (Старшее поколение передает нам свой жизненный опыт, мудрость; учит правильной жизни.)

-«Ещё мама»?

(Учит понять, что видишь, слышишь и чувствуешь, и поступаешь по совести)

– С какими золотыми правилами вы познакомились благодаря этому писателю?

(Поступать в зависимости от обстоятельств и сложившейся обстановки, прежде чем что-то сделать, как следует подумать, всегда говорить правду.)

– Читать рассказы этого писателя легко и весело. Но помимо того, что они заставляют детей весело смеяться, они учат задумываться над своим поведением, работать над своим характером. Кто этот писатель? (Н. Н. Носов)

-Что хотел показать автор в произведении «Собирай по ягодке …»? (Положительные качества человека)

– Что бы вам ещё хотелось выполнить на уроке?

Слово учителя

Вот и подошла к концу наша игра по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Вы хорошо поработали, показали свои знания, показали то, как вы умеете работать группами, дружно, слаженно. Воспитывать себя всегда очень непросто. Настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они с детства. Давайте воспитывать в себе тактичность, вежливость, предупредительность по отношению к другим людям. Учиться доброте, умению различать, что такое хорошо и что такое плохо.

Рефлексия

Самооценка учащимися

-Оцените свою деятельность на уроке. Сложите ягодки в кузовок

Было интересно Было всё понятно Работал активно

Не интересно Было непонятно Работал пассивно

Домашнее задание

Прочитать другие произведения понравившегося автора. Принести детский журнал, который вы любите читать.



Предварительный просмотр:

Книга Возвращённая молодость скачать бесплатно. Скачать Возвращённая молодость (Михаил Зощенко) 2009, классическая литература, а



Предварительный просмотр:

Ягоды картинки

     МОЖНО ЛУЧШЕ

           ХОРОШО

Ягоды картинки

         

         ОТЛИЧНО

Ягоды картинки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".

Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....

Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".

В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....

Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья".  В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...