Рабочая программа по Литературному чтению 1 класса
рабочая программа по чтению (1 класс)

Аксентьева Вера Павловна

Рабочая программа по Литературному чтению 1 класса составлена согласно ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_chteniyu_1_klass.docx49.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Оерская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

_________/Бадмаев Ю.Р./

«__»_____________2018 г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по УР

________/Петрова О.Г../

«___»____________2018 г.

РАССМОТРЕНО

На заседании МС

________/________________/

«__»______________2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по___ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ,    1 КЛАСС__________________

(предмет, класс)

136

(количество часов в год, в неделю)

АКСЕНТЬЕВА ВЕРА ПАВЛОВНА

(ФИО учителя)

__________________________УЧИТЕЛЬ_________________________

(должность)

2018/2019 учебный год

с. Тохой

2018 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НOO) с изменениями и дополнениями и на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций:

  • Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования

  • Авторской программы Климановой Л. Ф. и др. Литературное чтение: рабочие программы.  Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы.
  • Основной образовательной программой начального общего образования филиалаМБОУ «Оерская СОШ»- «Тохойская ООШ»

  • Учебного плана филиалаМБОУ «Оерская СОШ»- «Тохойская ООШ» на 2018-2019 учебный год

  • Положения о рабочей программе

 Цели и задачи курса

Изучение литературы в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова и умения понимать художественное произведение; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;
  • воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, дружбе, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Задачи:

  • формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
  • развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
  • формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
  • формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
  • развитие воображения, творческих способностей;
  • формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
  • обогащение представлений об окружающем мире. 

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение учебного предмета отводится 4 часа в неделю, всего 40 часов

(10 учебных недель)

Национально-региональный компонент

Внедрение национально-регионального компонента на уроках математики осуществляется при изучении:

  • К. Д. Ушинский «Наше Отечество» (Моя малая Родина)
  • Русская народная сказка «Руковичка»(Бурятская народная сказка «Бэлэй»)


Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 1-го года обучения.

        

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

  • называть место, где родился и вырос, составлять небольшой текст о природе родного края, о семье, родителях;
  • понимать свою принадлежность к определённому народу России; с уважением относиться к людям другой национальности, их традициям в процессе знакомства с народным творчеством разных народов;
  • знать и рассказывать о традициях своей семьи. Проявлять заботу к своим близким, с уважением относиться к родителям, помогать младшим; называть произведения разных народов, в которых тоже рассказывается о семье, о маме, об отношении детей к маме;
  • размышлять в процессе чтения произведений о таких нравственных ценностях, как честность, доброта, благородство, уважение к людям;
  • понимать смысл нравственно-этических понятий на основе бесед о пословицах и поговорках, произведениях К. Ушинского, Л. Толстого и других; и чтения произведений на уроках «Литературного чтения» о дружбе, об отношенниях между людьми, об отношениях к животным и т. д. (дружелюбие, уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
  • проявлять интерес к чтению произведений о природе (животных и растениях), выражая уважительное отношение к ней;
  • понимать значение новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни; ответственно относиться к урокам «Литературного чтения», беречь учебник, тетрадь, бережно относиться к книгам, предназначенным для самостоятельного чтения;l
  • понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;
  • относиться с уважением к историческому прошлому своей
  • страны, своего народа, к его обычаям и традициям;
  • относиться с уважением к родному языку.

        Метапредметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:

  • читать планируемые результаты на шмуцтитулах учебника и обсуждать их под его руководством учителя;
  • понимать, какие учебные задачи будут решаться в процессе изучения темы (с какой целью необходимо читать данный текст: поупражняться в чтении или найти ответ на вопрос и т. д.);

планировать

  • свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя (например, составить план пересказа по образцу или восстановить последовательность событий сказки по серии рисунков), понимать важность планирования действий.

контролировать 

  • выполненные задания с опорой на образец, предложенный учителем, составлять вместе с учителем план проверки выполнения задания;

оценивать 

  • чтение по ролям, пересказ текста, выполнение проекта по предложенной учителем системе (шкале);
  • определять границы известного и неизвестного под руководством учителя: выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя.
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
  • осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.;
  • стремиться преодолевать возникающие трудности, проявлять волевое усилие (с помощью учителя).
  • принимать общие цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах, обсуждать их совместно с учителем;
  • понимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе и под руководством учителя.

Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:

осуществлять простейшие логические операции:

  • сравнение по заданным критериям, при помощи учителя (сравнить сказку и рассказ, разные произведения на одну тему, авторскую и народную сказку, художественный и научно-познавательный текст, художественный и учебный текст, сравнить пословицы и текст, текст и иллюстрации (что общего и чем отличаются), сравнить поступки героев и свои собственные;
  •  группировка книг (для выставки) по заданным критериям (на одну и ту же тему, одного автора, по заданному основанию (жанр), исключить лишнее (книгу, не соответствующую теме);
  • 3) классификация (распределить по тематическим группам, выбрать слова, которые соответствуют представлениям о дружбе);
  • находить нужную информацию в учебнике (название раздела, произведение, номер страницы); в словаре учебника, пользоваться системой условных обозначений; в тексте для пересказа по заданным критериям, информацию для характеристики героя, для выразительного чтения, для ответа на задание;
  • работать со словами и терминами: уточнять значение непонятных слов, обращаясь к учителю, взрослому, словарю;
  • соотносить прямое и переносное значение слов, находить информацию в энциклопедии.
  • самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
  • выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
  • группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
  • сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

  • отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведению;
  • создавать связанное высказывание из 3—4 простых предложений на заданную тему с помощью учителя на основе заданного образца;
  • участвовать в диалоге с учителем и одноклассником;
  • внимательно слушать собеседника, не перебивая его, стараться понять, о чём он говорит;
  • участвовать в парной работе, пользуясь определёнными правилами (работать дружно, вместе обсуждать прочитанное, находить общую точку зрения, учиться отстаивать свою точку зрения), задавать уточняющие вопросы на основе образца;
  • принимать участие в коллективной работе (распределять роли, договариваться, не конфликтовать, искать пути выхода из конфликтной ситуации, знать и употреблять вежливые слова);
  • подготавливать небольшую презентацию с помощью взрослых по теме проекта, оформлять 2—3 слайда.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

  • lвоспринимать на слух произведения различных жанров (небольшие рассказы, стихи, сказки);
  • чётко и правильно произносить все звуки;
  • плавно читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, читать, определяя ударный слог, соблюдать паузы в соответствии со знаками препинания в середине и в конце предложения;
  • читать и понимать нравственный смысл пословиц и поговорок, соотносить их с помощью учителя с содержанием произведения;
  • определять основную мысль прочитанного произведения с помощью учителя, а также с помощью пословицы;
  • определять последовательность событий и находить смысловые части произведения (начало, основная часть, конец) под руководством учителя;
  • восстанавливать текст произведения, вставляя пропущенные слова и предложения;
  • соотносить иллюстрации и текст;
  • называть героев произведения, давать им простейшую характеристику; размышлять об их поступках;
  • уметь отвечать на вопросы: «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?», «Чем понравилось / не понравилось произведение?»;
  • выбирать нужную книгу по названию и обложке для самостоятельного чтения;
  • отгадывать с помощью учителя загадки (о каком предмете идёт речь, как догадались), сопоставлять их с отгадками;
  • отвечать на вопросы о прочитанном произведении;
  • объяснять незнакомые слова, пользоваться словарем.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • соотносить название рассказа с его содержанием;
  • отвечать на вопрос: «Почему автор дал произведению именно такое название?».
  • читать с выражением, выделяя важные слова и мысли под руководством учителя;
  • читать текст по ролям, отражая настроение и характер героя (под руководством учителя);
  • задавать вопросы по прочитанному произведению;
  • при помощи учителя составлять план, определять смысловые части;
  • пересказывать небольшой текст на основе картинного плана при помощи учителя;
  • выявлять под руководством учителя особенности научно-познавательных и художественных текстов;
  • определять особенности прозаического и поэтического текстов;
  • высказывать собственное мнение о прочитанном произ-

ведении;

  • сравнивать разные произведения на одну тему.

Творческая деятельность

Обучающийся научится:

  • восстанавливать содержание произведения (сказки) по серии сюжетных иллюстраций (картинному плану);
  • восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана, под руководством учителя;
  • составлять небольшое высказывание на основе образца, данного учителем (о дружбе, о питомце);
  • придумывать окончание сказок по образцу.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • сочинять загадки в соответствии с тематическими группами (загадки о природе, животных и др.) по заданным критериям;
  • самостоятельно придумывать небылицы, потешки, песенки по образцу;
  • обсуждать прочитанное или прослушанные произведение; соглашаться или не соглашаться с высказыванием учителя, товарищей, приводить свои аргументы с помощью простых предложений (например, он хочет стать героем или поступков героя не совершал.)

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:

  • на практике различать загадки, песенки, потешки, небылицы;
  • отличать прозаический текст от поэтического под руководством учителя;
  • понимать особенности народных и авторских сказок (авторская сказка — указание автора на обложке, к произведению; народная сказка — указание, что сказка русская народная, татарская и т. д.).
  • отличать сказку от рассказа, называть особенности сказочного текста (герои животные, герои — буквы разговаривают, как люди; поступают, как люди);
  • знать, что такое рифма, приводить примеры рифмованных строчек.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить в тексте различные средства художественной выразительности (слова, с помощью которых описывается объект наиболее точно, необычно, ярко; сравнивается с другим объектом; приписываются действия живого неживому, передается речь неживого);
  • определять тему произведения, выставки;
  • оценивать по предложенным учителем критериям поступки героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.

Содержание учебного предмета

Жили-были буквы (7 часов)

Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.

Вводятся  понятия – «автор», «писатель» «произведение». Анализ и сравнение произведений. Обучение орфоэпически правильному произношению слов и при чтении. Обучение чтению по ролям.

Сказки, загадки, небылицы (7 часов)

Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.

Обучение приемам выразительной речи и чтения. Произношение скороговорок, чистоговорок. Обучение пересказу текста. Вводится понятие – «настроение автора».

Апрель, апрель. 3венит капель! (5 часов)        

Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.

Формирование навыков чтения целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений подтверждающих устное высказывание.

И в шутку и всерьез (6 ч)

Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.

Воспроизведение текста по вопросам или по картинному плану. Понимание слов и выражений в контексте. Юмористические произведения. Вводится понятие – «настроение и чувства героя».

Я и мои друзья (7 часов)

Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А.  Барто, С. Маршаком, Я.  Акимом, о детях, их взаимоотношениях,  об  умении  общаться  друг с другом и со взрослыми.

Вводятся понятия – «поступки героя», «абзац». Прогнозирование текста по названию.

О братьях наших меньших (8 часов)

Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.

                         


Тематическое планирование

п/п

план

п/п

факт

Тема

Дата

Примеча

ния

План

Факт

Введение - 1 ч.

90

1.

Вводный урок. Знакомство с учебником.

5.03.

Жили-были  буквы - 7 ч

91

1.

В. Данько «Загадочные буквы»

6.03.

92

1

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква "А"»

Саша Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б»нет»

7.03.

93

1

Вы разительное чтение с опорой на знаки препинания.

Вн/чт №12  В.Бианки. «Чей нос лучше?»

11.03.

94

1

Г.Сапгир «Про медведя». М.Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова  «Кто как кричит?»

12.03.

95

1

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

13.03.

96

1.

Из старинных книг. Урок- обобщение

«Жили-были буквы»

Проверка навыков чтения  №2

14.03.

97

1

Е. Чарушин «Теремок» НРК

Бурятская народная сказка «Бэлэй»

Проект  №2  (Музей "Город букв")

18.03.

Сказки, загадки, небылицы - 7 ч

98

1.

Вн/чт №13 Русские народные сказки

19.03.

99

1

Малые фольклорные жанры. Загадки, песенки, потешки.

20.03.

100

1.

«Рифмы Матушки Гусыни».

«Дом, который построил Джек»

21.03.

101

1

Русская народная сказка «Петух и собака»

Сказки А.С. Пушкина

Вн/чт №14  А. С. Пушкин. Сказки.

1.04.

102

1

Из старинных книг. Урок-обобщение «Сказки,загадки, небылицы»

2.04.

103

1

А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась...». А. Плещеев «Травка зеленеет»

3.04.

104

1

Т. Белозёров. С. Маршак

4.04.

Апрель, апрель... Звенит капель - 5 ч

105

1

Стихи — загадки писателей И. Токмаковой, Л.Ульяницкой, Л.Яхнина, Е.Трутневой

8.04.

106

1.

Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа. Произведения из старинных книг.

9.04.

107

1.

Повторение по теме «апрель! Апрель! Звенит капель...»

Проект №3  Составляем сборник загадок

10.04.

108

1

Вн/чт №15  Осеева. Рассказы.

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!».

11.04.

109

1

Н. Артюхова «Саша- дразнилка»

15.04.

И в шутку и всерьез - 5 ч

110

1.

К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет» О.Григорьев «Стук»

16.04.

111

1

И. Пивоварова «Кулинаки -пулинаки».

17.04.

112

1

И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка»  К.И.Чуковский  «Телефон»

18.04.

113

1

М.Пляцковский «Помощник»

22.04.

114

1

Урок-обобщение  «И в шутку и всерьёз»

Ю. Ермолаев «Лучший друг».

Е. Благинина «Подарок».

23.04.

Я и мои друзья - 6 ч.

115

1

Вн/чт №16 Житков. «Помощь идёт»

В. Орлов «Кто первый?».

29.04

116

1

Р. Сеф.  В. Берестов. В. Орлов И. Пивоварова.Я. Аким.

30.04

117

1

С. Маршак «Хороший день»

Итоговая комплексная к.р.

6.05

118

1

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль».

7.05.

119

1

Ю. Энтин «Про дружбу»

Урок-обобщение «Я и мои друзья»

8.05.

120

1

С. Михалков «Трезор».

Р. Сеф «Кто любит собак...»

Проверка навыков чтения  №3

13.05.

О братьях наших меньших (5 ч.)

121

1.

В. Осеева «Собака яростно лаяла»

14.05.

122

1

И. Токмакова «Купите собаку».

15.05.

123

1

Вн/чт №17  К.Паустовский. Кот-ворюга.

М. Пляцковский «Цап Царапыч».

Г. Сапгир «Кошка» В. Берестов «Лягушата».

16.05.

124

1

Д. Хармс «Храбрый ёж».

Н. Сладкое «Лисица и ёж».

20.05.

125

1

С. Аксаков «Гнездо». Итоговый урок.

21.05

126,

127,

2

Итоговое повторение

22,23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...