Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса Литературное чтение для 4 классов общеобразовательных учреждений Климанова Л. Ф., Бойкина М. В., - М.: Просвещение. Целью прохождения настоящего курса является рациональное распределение часов учебного материала, ориентированного на формирование у младших школьников потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы, духовной нравственно-эстетической личности юного читателя. Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач: а) образовательная: - учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
б) развивающая: - развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус.
в) воспитывающая: - формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы.
г) практическая: - создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- работать с различными типами текстов;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка.
|
| Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др. Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии. Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом русский язык, музыка, изо. Методические особенности изучения предмета: Содержание курса литературного чтения открывает возможность сформировать у учащихся общепредметные/специальные предметные умения: - Работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, цепочками. Представлять, анализировать и интерпритировать данные;
- Выполнять простые учебно-познавательные и учебно-практические задачи, используя литературоведческие знания;
- Учит школьников использовать приобретённые знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
Программа направлена на формирование учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.
| Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Климанова Л.Ф., Бойкина М.В., - М.: Просвещение. УМК состоит из: - учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: Учебник: 4 класс: В 2ч. – М.: Просвещение.
- рабочая тетрадь: Бойкина М. В., Виноаградская Л. А.Литературное чтение: Рабочая тетрадь: 4 класс – М.: Просвещение.
- программа: Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.Литературное чтение: Рабочие программы: 1-4 классы – М.: Просвещение.
- Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой: 4 класс.
Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2017/2018 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ. Выбор программы обуславливается тем, что в основе построения лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности, что направлено на достижение целей начального образования. Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России. | В соответствии с федеральным базисным учебным планом для начального общего образования и в соответствии с учебным планом МОУ школы № 6 г. о. Жуковский Московской обл. на изучение литературного чтения в 4 классе отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год. Часы на обучение выделены из федерального компонента учебного плана. | | | Используемые типы уроков, технологии, методы и средства обучения В системе уроков планируются использование следующих типы уроков: Урок изучения нового материала. Урок закрепления знаний. Урок обобщения и систематизации знаний. Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки. Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности обучающихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в электронном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени. Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ. Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень базовый (обязательной подготовки) - «3», уровень продвинутый - «4» и «5». Применяются технологии индивидуального, индивидуально – группового, группового и коллективного способа обучения, технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания: - методами организации и осуществления учебно – познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
- методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;
- методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;
- степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения
Используются следующие средства обучения: учебно – наглядные пособия (таблицы, модели и др.), ЦОРы, ЭОРы, организационно – педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
| Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме итоговой контрольной.
| В результате прохождения программного материала обучающийся должен: знать: - наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
- не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).
уметь: - осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
- понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
- использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);
- составлять план к прочитанному;
- делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
- определять тему и главную мысль произведения;
- озаглавливать иллюстрации и тексты;
- вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
- ставить вопросы к прочитанному;
- самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Учащиеся должны: - освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
- принимать участие в конкурсах чтецов;
- владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 4 – м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» в 4- м классе является формирование следующих умений: – эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; – эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; – чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; – понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; – интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; – наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; – ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –своих и окружающих людей; – этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать тему и цели урока; – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: – вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи – строить рассуждения Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 4 – м классе является формирование следующих умений. Выпускник научится: – воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; – осознанно, правильно, выразительно читать вслух; – самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; – самостоятельно находить ключевые слова; – самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); – формулировать основную мысль текста; – составлять простой и сложный план текста; – писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой; – аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции; – понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма; – иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других; – самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою); – относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы; – относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам. Выпускник получит возможность научиться: - самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою); - относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); - соотносить автора, его произведения со временем их создания, с тематикой детской литературы. |
Литература и средства обучения - Учебно-методическая литература.
- Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1- 4 классы.
- Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская).
- Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс.
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. Поурочные разработки. 4 класс.
- Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность.
- Чутко Н.Г. Формирование познавательной активности у младшего школьника.
2. Учебные и справочные пособия. - Словари по русскому языку.
- Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению.
- Детские книги разных типов из круга детского чтения.
- Портреты поэтов и писателей.
3. Перечень средств обучения (+ интернет-ресурсы) - Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
- Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
- Мультимедийный проектор.
- Компьютер.
- Сканер.
- Принтер лазерный.
Тематический план
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Дата | По плану | Фактически | 1. | Летописи, былины, сказания, жития. | 9 | 04.09-22.09 |
| 2. | Чудесный мир класси и. | 16 | 25.09-03.11 |
| 3. | Поэтическая тетрадь. | 9 | 06.11-01.12 |
| 4. | Литературные сказки. | 12 | 04.12-29.12 |
| 5. | Делу время – потехе час. | 6 | 09.01-19.01 |
| 6. | Страна детства. | 6 | 22.01-02.02 |
| 7. | Поэтическая тетрадь. | 4 | 05.02-12.02 |
| 8. | Природа и мы. | 10 | 13.02-13.03 |
| 9. | Поэтическая тетрадь. | 6 | 14.03-27.03 |
| 10. | Родина. | 6 | 28.03-06.04 |
| 11. | Страна фантазия. | 5 | 16.04-24.04 |
| 12
| Зарубежная литература. | 13 | 25.04-31.05 |
|
| Всего: | 102ч |
|
|
Содержание
Тема 1. Летописи. Былины. Жития (9 часов) Учащиеся должны знать: - жанр «летопись»; -жанр устного народного творчества «былина»; - произведение «Житие Сергия Радонежского»; уметь: - проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина; - читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; - определять тему и главную мысль произведения, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг; - анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; - читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; - читать выразительно художественный текст; - приводить примеры фольклорных произведений.
Тема 2. Чудесный мир классики (16 часов) П. Ершов. «Конёк-Горбунок» (отрывок); А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб» (турецкая сказка); Л. Н. Толстого «Детство», «Как мужик убрал камень»; А. П. Чехов «Мальчики».
Учащиеся должны знать: - название и основное содержание изученного произведения; - творчество П. Ершова. уметь: - читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту; - читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы по тексту; - анализировать поведение героев; - делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; различать сказки народные и литературные.
Тема 3. Поэтическая тетрадь 1 (9 часов) Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»; А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…»; А. Н. Плещеев «Дети и птичка»; С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»; Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»; И. А. Бунина «Листопад».
Учащиеся должны знать: - изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений; - понятие «рифма»; уметь: - выразительно читать стихотворения; - использовать интонацию; - читать стихотворные произведения наизусть; - анализировать средства художественной выразительности; - описывать поэтический образ осени в стихах; - находить рифму в произведении; - читать осознанно текст художественного произведения; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения; - участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.
Тема 4. Литературные сказки ( 12 часов) В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»; В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»; П. П. Бажов «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек».
Учащиеся должны знать: - изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений; - выделять особенности сюжета произведения; уметь: - читать выразительно и осознанно текст художественного произведения; - определять тему и главную мысль произведения; - осуществлять выборочное чтение отрывков, соответствующих описаниям каких-либо явлений природы; - читать по ролям; - сравнивать авторские сказки и народные; - создавать небольшой устный текст на заданную тему; - различать жанры; - отвечать на обобщающие вопросы по теме.
Тема 5. Делу время – потехе час (6 часов) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;
Учащиеся должны знать: - изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений; уметь: - читать осознанно текст художественного произведения; - прогнозировать жанр произведения; - определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста; - участвовать в анализе содержания; - оценивать события, поступки героев; - создавать небольшой устный текст на заданную тему; - выполнять творческую работу; - пересказывать текст; - различать жанры художественной литературы; - определять тему и главную мысль произведения; - формулировать и высказывать свое мнение о прочитанном по плану.
Тема 6. Страна детства (6 часов) Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка».
Учащиеся должны знать: - изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений уметь: - читать осознанно текст художественного произведения; - устанавливать темп чтения от смысла читаемого; - работать с иллюстрациями; - оценивать события, героев произведения; - анализировать произведения; - определять средства художественной выразительности; - определять тему и главную мысль произведения; - характеризовать поступки героев, их моральные черты; - пересказывать понравившиеся произведения.
Тема 7. Поэтическая тетрадь 2 (4 часа) В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»; С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»;
Учащиеся должны знать: - основные сведения по творчеству писателя и содержание произведений уметь: - определять средства художественной выразительности; - определять в тексте средства выразительности – звукопись; - читать выразительно стихотворения наизусть; - рифмовать слова, текст.
Тема 8. Природа и мы (10 часов) Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. М. Пришвин в рассказе «Выскочка»; Е. И. Чарушин «Кабан»; В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
Учащиеся должны знать: - творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка, содержание произведений; - творчество А. И. Куприна; - творчество М. М. Пришвина; - творчество Е. И. Чарушина; - творчество В. П. Астафьева; - произведения для детей; уметь: - определять тему и главную мысль произведения; - давать характеристику героям; - различать народные и литературные сказки; - выразительно читать произведения; - отвечать на вопросы по прочитанному тексту; - прогнозировать содержание произведения по названию; - читать осознанно текст произведения; - создавать небольшой устный текст на заданную тему; - оценивать события, героев произведения.
Тема 9. Поэтическая тетрадь 3 (6 часов) Б. Л. Пастернак «Золотая осень»; С. А. Клычков «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин «Бабье лето»; Н. М. Рубцов «Сентябрь»; С. А. Есенин «Лебедушка».
Учащиеся должны знать: - изученные литературные произведения и их авторов; - основное содержание изученных литературных произведений уметь: - читать стихотворные произведения наизусть; - анализировать средства художественной выразительности; - описывать поэтический образ осени в стихах; - находить рифму в произведении; - отвечать на вопросы по прочитанному тексту; - определять тему и главную мысль произведения; - подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям.
Тема 10. Родина (6 часов) И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин «Родине»; А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»; Б. А. Слуцкий «Лошади в океане».
Учащиеся должны знать: - произведения о Родине. Уметь: - выразительно читать произведения; - отвечать на вопросы по прочитанному тексту; - определять тему и главную мысль произведения; - оценивать события, героев произведения, читать стихотворные произведения наизусть.
Тема 11. Страна Фантазия (5 часов) Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»; Кир Булычев. «Путешествие Алисы». Учащиеся должны знать: - творчество Е. С. Велтистова; - творчество Кира Булычева;
уметь: - читать осознанно текст художественного произведения; - определять тему и главную мысль произведения; - пересказывать; - делить текст на смысловые части, составлять его простой план; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения; - создавать небольшой устный текст на заданную тему; - различать жанры художественной литературы; - различать сказки народные и литературные.
Тема 12. Зарубежная литература (13 часов) Д. Свифт «Путешествие Гулливера»; Г.-Х. Андерсен «Русалочка».
Учащиеся должны знать: - произведения зарубежных писателей в переводе на русский язык; - творчество Д. Свифта; - творчество Г.-Х. Андерсена; - образы сказочных героев; - понятие «фантастика»; уметь: - читать осознанно текст художественного произведения; - определять тему и главную мысль произведения; - пересказывать; - делить текст на смысловые части, составлять его простой план; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения; - читать стихотворные произведения наизусть; - создавать небольшой устный текст на заданную тему; - различать жанры художественной литературы; - различать сказки народные и литературные; - приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу. Поурочное планирование
№ п/п | Дата | Дата факт. | Тема урока | Летописи, былины, жития 9 часов |
| 1. (1) | 1 нед |
| День Знаний. Знакомство с учебником по литературному чтению | 2 (2) |
|
| Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Стартовая диагностическая работа | 3 (3) |
|
| «И вспомнил Олег коня своего» | 4 (4) | 2 нед. |
| Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» | 5 (5) |
|
| «Ильины три поездочки» | 6 (6) |
|
| «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы | 7 (7) | 3 нед. |
| «Житие Се гия Радонежского» | 8 (8) |
|
| Проект: «Создание календаря исторических событий» | 9 (9) |
|
| Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». Проверка навыка чтения |
| Чудесный мир классики 16часов | 10 (1) | 4 нед. |
| П.П. Ершов. Подготовка сообщения о П.П. Ершове | 11 (2) |
|
| П.П.Ершов «Конёк-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. | 12 (3) |
|
| П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» Характеристика героев. | 13 (4) | 5 нед. |
| Подготовка сообщения о А.С. Пушкине. А.С Пушкин «Няне» | 14 (5) |
|
| А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!» | 15 (6) |
|
| А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 16 (7) | 6 нед. |
| А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 17 (8) |
|
| М.Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» | 18 (9) |
|
| М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | 19 (10) | 7 нед. |
| М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. | 20 (11) |
|
| М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | 21 (12) |
|
| Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом. Жизнь и творчество Л.Н.Толстого..Н. Толстой «Детство» | 22 (13) | 8 нед. |
| Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал» | 23 (14) |
|
| А.П. Чехов «Мальчики». Тест №2 | 24 (15) |
|
| А.П. Чехов «Мальчики». Проверка навыка чтения | 25 (16) | 9 нед. |
| Обобщающий урок -КВН «Чудесный мир классики». Контрольная работа № 1 | Поэтическая тетрадь 9 часов | 26 (1) |
|
| Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» | 27 (2) |
|
| А.А. Фет. «Весенний дождь» , «Бабочка» | 28 (3) | 10 нед. |
| Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» | 29 (4) |
|
| Е.А. Баратынский «Где сладкий шёпот» | 30 (5) |
|
| А.Н. Плещеев «Дети и птичка» | 31 (6) | 11 нед. |
| И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» | 32 (7) |
|
| Н.А. Некрасов «Школьник» , «В зимние сумерки нянины сказки..» каникулы | 33 (8) |
|
| И.А. Бунин «Листопад» | 34 (9) | 12 нед. |
| Картины природы. Обобщение по разделу. | Литературные сказки 12часов | 35 (1) |
|
| В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 36 (2) |
|
| В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 37 (3) | 13 нед. |
| В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | 38 (4) |
|
| В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | 39 (5) |
|
| П.П. Бажов «Серебряное копытце» | 40 (6) | 14 нед. |
| П.П. Бажов «Серебряное копытце» | 41 (7) |
|
| П.П. Бажов «Серебряное копытце» | 42 (8) |
|
| С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 43 (9) | 15 нед. |
| С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Диагностическая работа | 44 (10) |
|
| С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Проверка навыка чтения | 45 (11) |
|
| Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» Контрольная работа №3 | 46 (12)
| 16 нед. |
| КВН «Литературные сказки» Контрольная работа №3 «Литературные сказки | Делу время - потехе час 6 часов |
| 47 (1) |
|
| Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» каникулы | 48 (2) |
|
| Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | 49 (3) | 17 нед. |
| В.Ю. Драгунский «Главные реки» | 50 (4) |
|
| В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | 51 (5) |
|
| В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | 52 (6) | 18 нед. |
| Обобщающий урок «Делу время – потехе час». Контрольная работа № 4 | Страна детства 6 часов |
| 53 (1) |
|
| Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | 54 (2) |
|
| Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | 55 (3) | 19 нед. |
| К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 56 (4) |
|
| К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 57 (5) |
|
| М.М. Зощенко «Елка». Тест № 4 | 58 (6) | 20 нед. |
| Обобщающий урок «Страна детства». Контрольная работа № 5 | Поэтическая тетрадь 4 часа | 59 (1) |
|
| В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» | 60 (2) |
|
| С.А. Есенин «Бабушкины сказки» | 61 (3) | 21 нед. |
| М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» | 62 (4) |
|
| Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Контрольная работа № 6 | Природа и мы 10 часов | 63 (1) |
|
| Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | 64 (2) | 22 нед. |
| Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» каникулы | 65 (3) |
|
| А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | 66 (4) |
|
| М.М. Пришвин «Выскочка» | 67 (5) | 23 нед |
| М.М. Пришвин «Выскочка» | 68 (6) |
|
| Е.И. Чарушин «Кабан» | 69 (7) |
|
| В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | 70 (8) | 24 нед. |
| В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Тест № 5 | 71 (9) |
|
| Проект «Природа и мы». Оценка достижений. | 72 (10) |
|
| Обобщение по разделу «Природа и мы» Контрольная работа № 7 | Поэтическая тетрадь 6 часов | 73 (1) | 25 нед. |
| Б.Л. Пастернак «Золотая осень» | 74 (2) |
|
| С.А. Клычков «Весна в лесу» | 75 (3) |
|
| Д.Б. Кедрин «Бабье лето» | 76 (4) | 26 нед. |
| Н.М. Рубцов «Сентябрь» | 77 (5) |
|
| С.А. Есенин «Лебедушка» | 78 (6) |
|
| Путешествие в мир поэзии Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Контрольная работа № 8 | Родина 6 часов | 79 (1) | 27 нед. |
| И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. | 80 (2) |
|
| С.Д. Дрожжин «Родине» . | 81 (3) |
|
| А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»
| 82 (4) | 28 нед. |
| Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»
| 83 (5) |
|
| О родине. Проект: «Они защищали Родину» | 84 (6) |
|
| Обобщение по разделу «Родина» Контрольная работа № 9 | Страна Фантазия 5 часов | 85 (1) | 29 нед. |
| Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | 86 (2) |
|
| Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» | 87 (3) |
|
| Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | 88 (4) | 30 нед. |
| Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | 89 (5) |
|
| Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Контрольная работа № 10 | Зарубежная литература 13 часов | 90 ( ) |
|
| Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | 91 (2) | 31 нед. |
| Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | 92 (3) |
|
| Г.Х. Андерсен «Русалочка» | 93 (4) |
|
| Г. Х. Андерсен «Русалочка» | 94 (5) | 32 нед. |
| Г.Х. Андерсен «Русалочка» | 95 (6) |
|
| Г.Х. Андерсен «Русалочка» | 96 (7) |
|
| М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 97 (8) | 33 нед. |
| М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 98 (9) |
|
| С. Лагерлеф «Святая ночь» | 99 (10) |
|
| С. Лагерлеф «В Назарете» Святое семейство. | 100 (11) | 34 нед. |
| С. Лагерлеф «В Назарете» | 101 (12) |
|
| С. Лагерлеф «В Назарете»
| 102 (13) |
|
| Обобщение по разделу «Зарубежная литература» |
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО» Протокол заседания №1 Зам.директора по УМР ШМО учителей начальных классов От ________________. ______________(Фокина Е.В.) _____________(Рамина Е.Е.)
|