Развитие у первоклассников познавательного интереса к чтению как система работы по достижению планируемых результатов обучения.
методическая разработка по чтению
Читательская деятельность является основной в начальной школе и базовой для изучения всех школьных предметов. От неё зависит успешность обучения ребёнка.Но, к сожалению, мир вступил в новое тысячелетие, где господствуют телевидение, компьютеры, видеоигры, и дети потеряли интерес к чтению. Ведь для многих это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий много сил и времени.И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему радость и удовольствие. Но, как правило, выработке определённых навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений, которые редко кого привлекают своим однообразием и монотонностью. Задача учителя – найти привлекательный момент в них, преподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием. Младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Метод работы на уроке литературного чтения, описанный мною в этой работе, опирается и одновременно развивает эмоциональную сферу учеников. Называется этот метод «Радуга чувств».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать» великий французский мыслитель Дени Дидро « То, что ребёнку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для него интересным» В.А. Сухомлинский
Читательская деятельность является основной в начальной школе и базовой для изучения всех школьных предметов. Чтение является не только предметным, но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребёнка.
Задача начальной школы - сформировать квалифицированного читателя Квалифицированный читатель: обладает высокой техникой чтения; имеет свой круг чтения; разбирается в прочитанном; может составить отзыв о прочитанном; способен создать своё литературное произведение.
Педагогическая энциклопедия: « Интерес – стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности, …выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора …» Интерес - это форма проявления познавательных потребностей учащихся, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентированному ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Познавательный интерес - это интерес к учебной деятельности, приобретению знаний, к науке; это особая избирательная направленность личности на процесс познания: ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний.
Проблема: дети потеряли интерес к чтению. Ребёнок, который не умеет читать: отстаёт в обучении по всем предметам; испытывает большие затруднения при выполнении домашнего задания ; ему неинтересно на уроках, он неусидчив; не посещает библиотеку. Чтение - это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени.
Задача учителя – найти привлекательный момент в занятии чтением, преподнести упражнения в чтении детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием. Как это можно сделать ?
Очень важно, чтобы интерес к чтению проявился уже в 1 классе. В возрасте 7-9 лет идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы . Маленький читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Начинать надо с учета возрастных особенностей младших школьников.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мультфильм «Головоломка »
ГНЕВ, ЗЛОСТЬ, ВОЗМУЩЕНИЕ РАДОСТЬ, СЧАСТЬЕ ПЕЧАЛЬ, ГРУСТЬ СТРАХ, ТРЕВОГА УДИВЛЕНИЕ, НЕОЖИДАННОСТЬ ЛЮБОПЫТСТВО, ИНТЕРЕС СПОКОЙСТВИЕ, ОБЛЕГЧЕНИЕ
Гнев, злость, возмущение Радость, счастье Интерес, любопытство Удивление, неожиданность Спокойствие , облегчение Страх, тревога Печаль, грусть.
Метод «Радуга чувств»: учит детей говорить о своих чувствах и переживаниях во время чтения, помогает понять себя и других; учит делить текст на смысловые части; учит пересказывать текст; учит характеризовать главных героев литературных произведений, оценивая их поступки; развивает эмоциональную речь ребёнка, обогащает словарный запас; формирует интерес учащихся к чтению.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В литературе ученик добывает знания сам, сопереживая персонажам и автору произведения. Только литература способна дать человеку пережить в одной жизни множество других, испытать неиспытанное, пережить непережитое .
Главный учебный итог уроков чтения в начальной школе должен состоять в том, чтобы они рождали у детей интерес к последующему литературному образованию.
Чтение - процесс творческий и глубоко личностный. Проблема пробуждения и развития интереса к чтению как к уникальному виду деятельности и явлению культуры приобретает особое значение. И начинать решать эту проблему надо с 1 класса.
Предварительный просмотр:
Развитие у первоклассников познавательного интереса к чтению как система работы по достижению
планируемых результатов обучения.
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать»
великий французский мыслитель Дени Дидро
«То, что ребёнку необходимо запомнить и чему научиться,
прежде всего должно быть для него интересным»
В.А. Сухомлинский
Все мы прекрасно знаем, что читательская деятельность является основной в начальной школе и базовой для изучения всех школьных предметов. Своеобразие чтения и состоит в том, что оно является не только предметным, но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребёнка.
Но наша задача состоит не только в том, чтобы обучить учащихся навыкам читательской деятельности. Нам важно сформировать квалифицированного читателя, который обладает не только высокой техникой чтения, но и имеет свой круг чтения, разбирается в прочитанном, критически к нему относится, то есть может составить о прочитанном отзыв, и, наконец, способен создать своё литературное произведение, выполняя творческие задания или участвуя в литературных конкурсах и проектах.
Мы хорошо знаем пословицу «Можно подвести лошадь к воде, но нельзя заставить её пить». Это пословица о мотивации. В начальной школе самой сильной мотивацией выступает интерес.
Педагогическая энциклопедия трактует это понятие следующим образом: «Интерес – стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности, …выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора…»
Интерес - это форма проявления познавательных потребностей учащихся, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентированному ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности.
Познавательный интерес - это интерес к учебной деятельности, приобретению знаний, к науке; это особая избирательная направленность личности на процесс познания: ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. В эту область человек стремится проникнуть, чтобы изучить, овладеть ее ценностями.
Но, к сожалению, мир вступил в новое тысячелетие, где господствует
телевидение, компьютеры, видеоигры, и дети потеряли интерес к чтению. Проблема формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения никогда не была такой болезненной, как сейчас. Ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашнего задания. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, не станет посещать библиотеку. Чтение - это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему радость и удовольствие. Но, как правило, выработке определённых навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений, которые редко кого привлекают своим однообразием и монотонностью.
Задача учителя – найти привлекательный момент в них, преподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием. Как это можно сделать?
Очень важно, чтобы интерес к чтению проявился уже в 1 классе. С первых дней обучения нужно приучать детей видеть в книге собеседника. На своих уроках (а формирование читательской деятельности идёт практически на всех уроках) целесообразно использовать различные технологии, стратегии, методы и приёмы работ, помогающие сформировать этот интерес. Но основное внимание мы чаще всего уделяем развитию технической стороны чтения (технике чтения) и смысловой (обучению анализу художественного произведения). Требования, предъявляемые к ребёнку на начальном этапе литературного образования, в основном направлены на знания, умения и навыки ребёнка, а не на его индивидуальное развитие. Мы забываем, что начинать надо с учета возрастных особенностей младших школьников. Готовясь к первому заседанию РМО «Школьный старт» по вопросу «Специфика возрастного психофизического развития учащихся 1 класса», я прочитала, что в возрасте 7-9 лет идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта.
Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по литературному чтению. Маленький читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность для начальной школы.
О важности для ребёнка способности чувствовать, переживать писалось не раз. Вспомним известные слова В.Г. Белинского, считавшего, что главное в процессе чтения, чтобы дети как можно "больше чувствовали". Именно в младшем школьном возрасте огромными шагами идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Исходя из этого, я решила найти такой метод работы на уроке литературного чтения, который будет опираться и одновременно развивать эмоциональную сферу моих учеников. Ответом на поиски стала так любимая мною технология РКМЧП, которая вот уже несколько лет становится источником всех моих маленьких учительских открытий. В одной из стратегий этой технологии был упомянут метод «Радуга чувств». Подробного описания этого метода я не нашла, но имея представление, в чём он заключается, решила опробовать его на своих первоклашках. Результат мне очень понравился, а главное он понравился детям.
Поэтому я хочу познакомить с этим методом и вас.
Применить этот метод мне помог мультфильм «Головоломка», который мы посмотрели с детьми в ГПД. После просмотра мы поговорили о том, что может чувствовать человек, и какие чувства (или эмоции) он может испытывать, когда читает книгу. Их мы выписали на доску и похожие между собой эмоции собрали в 7 групп. На уроках окружающего мира и ИЗО дети уже знакомились с таким явлением, как радуга, и я предложила каждую группу окрасить в подходящий для неё цвет. Под впечатлением от мультфильма ребята составили вот такие соответствия эмоций и радужных цветов. Я попросила учеников носить с собой на каждый урок чтения связку из 7 карандашей цветов радуги для очень интересного задания. Дети были в предвкушении чего нового и удивительного.
Метод «Радуга чувств» я применила в стратегии «Чтение с остановками». Как только в Азбуке появился первый небольшой эмоционально окрашенный рассказ, я, после своего прочтения текста вслух, поинтересовалась у учеников, хотели бы они прочитать его самостоятельно. Дети согласились, и я попросила их разложить перед собой 7 радужных карандашей, раздала листочки с изображением бесцветной радуги из 3 полосок и предложила после каждой остановки в чтении подумать, какие эмоции они испытали во время чтения и закрасить полоску в соответствующий цвет. После закрашивания, я попросила ребят рассказать, какой они выбрали цвет и почему. Дети впервые говорили о своих чувствах без стеснения, откровенно и серьёзно рассуждали. Это было очень интересно. Я и не подозревала, что у них творилось в голове и в душе во время чтения.
Дети спрашивали, почему цветов только 3. Я объяснила, что радуга волшебная. Пока мы читаем маленькие рассказы, то и радуга маленькая. Чем больше будет рассказ, тем шире наша радуга. Да и цвета в такой радуге могут повторяться.
Теперь перед каждым уроком чтения я слышу вопрос: «А радугу рисовать будем?» Это говорит о том, что метод «Радуга чувств» помогает учителю заинтересовать учеников процессом работы с текстом, заставляет не только понять, но и прочувствовать прочитанное. А самое главное, он помогает ребёнку рассказать об этом всему классу. Ведь мы знаем, как эмоционально зажаты бывают первоклассники, как их трудно разговорить, особенно о собственных чувствах. Здесь же каждый желает высказаться, а те, кого я не успевала спросить, обижались и расстраивались. Пришлось пообещать выслушивать их в ГПД. И, слушая ребят после уроков, я поняла, что этот метод помогает детям легко вспомнить прочитанное и составить пересказ.
Чем же ещё хорош этот метод? Тем, что с помощью него можно выстроить целую систему работы над текстом, которая позволит с 1 по 4 класс развивать познавательный интерес ребёнка к чтению, постоянно усложняя и расширяя задания, связанные с «Радугой чувств». Он гармонично сочетает в себе фронтальную и самостоятельную работу в классе.
Метод «Радуга чувств»:
- учит детей говорить о своих чувствах и переживаниях во время чтения, помогает понять себя и других;
- учит делить текст на смысловые части;
- учит пересказывать текст;
- учит характеризовать главных героев литературных произведений, оценивая их поступки;
- развивает эмоциональную речь ребёнка, обогащает словарный запас;
- формирует интерес учащихся к чтению.
Известный российский литературовед и публицист Ю.Ф. Карякин сказал: "Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока он в чужом не узнает своё… пока не обожжётся этим открытием – до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нём". Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается с той минуты, когда:
1) ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем;
2) когда он откроет личный смысл в читаемом, когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала.
Мне кажется, что метод «Радуга чувств» как никакой другой даёт возможность ученику сделать и первое, и второе. Любой школьный предмет, кроме литературы, даёт ученику готовые знания, которые он должен усвоить, запомнить и в нужный момент применить. В литературе ученик добывает знания сам, сопереживая персонажам и автору произведения. Только через сопереживание ребёнок может познать чужую боль и радость, огорчение и отчаяние и таким путём приумножить свой жизненный опыт, пережить разные состояния души. Вымышленная жизнь добавляет к настоящей то, чего в ней не было и даже то, чего вообще не может быть. Она дарит читателю возможность перевоплотиться в героя произведения, побывать в прошлом или будущем. Только литература способна дать человеку пережить в одной жизни множество других, испытать неиспытанное, пережить непережитое.
Главный учебный итог уроков чтения в начальной школе должен состоять в том, чтобы они рождали у детей интерес к последующему литературному образованию. Работа учителя по анализу художественного произведения будет эффективна только в том случае, когда ребёнок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произведении, а будет идти доверительная беседа, которая глубоко затронет ребёнка, заставит задуматься о чём-то и что-то важное для себя приобрести. Только тогда каждое новое произведение будет для ребёнка как открытие чего-то нового лично для него. Ведь чтение - процесс творческий и глубоко личностный. Поэтому проблема пробуждения и развития интереса к чтению как к уникальному виду деятельности и явлению культуры приобретает особое значение. И начинать решать эту проблему надо с 1 класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный творческий проект "Развитие познавательного интереса к уроку русского языка на основе использования частично - поискового метода обучения"
Цель работы: - развитие познавательного интереса к уроку русского языка на основе использования частично – поискового...
«Дидактические игры как средство развития познавательного интереса на уроках обучения грамоте».
Проблема исследованиявытекает из противоречия между необходимостью развития у младших школьников познавательного интереса и недостаточно раскрытыми педагогическими условиями использования дидакт...
«Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг у младших школьников на уроках литературного чтения»
«Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг у младших школьников на уроках литературного чтения»...
ПРОЕКТ «Развитие мелкой моторики, познавательного интереса, мышления и речи у первоклассников, создание условий для достижения успешности в обучении».
Развитие мелкой моторики у первоклассников...
Роль учителя и родителей в целях достижения высокого результата ребёнком, путём развития личностных способностей через познавательный интерес.
Цель работы - определить роль семьи в развитии познавательных интересов школьников для достижения высоких образовательных результатов и решить следующие задачи:·...
Проект «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»
Развитие интереса к чтению у учащихся начальных классов....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
С целью развития познавательных интересов младших школьников с трудностями в обучении на уроках литературного чтения посредством занимательного материала, нами были разработаны методические рекомендац...