Открытый урок по литературному чтению И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
МКОУ Вашутинская основная общеобразовательная школа
Открытый урок литературного чтения в 3 классе
Тема: И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек» .
Подготовила и провела: учитель начальных классов Л.М.Горбунова
февраль 2018 г.
Тип урока: решение частных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством И. С. Соколова-Микитова; обучения читательской самостоятельности, делению текста на логические законченные части; эмоционально-эстетического воспитания любви к природе; способствовать развитию навыка беглого, сознательного выразительного чтения; репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления; умений аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с произведением научатся выделять события, составляющие основу художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Метапредметные: познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; коммуникативные: отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознают цель своего высказывания | Личностные: называть произведения, фамилии и имена писателей, пишущих о Родине; предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к своей Родине |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет И. С. Соколова-Микитова, выставка книг писателя, аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организация начала урока | Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. – Я желаю вам доброго утра, удачного дня и хорошего настроения. Повернитесь друг к другу – улыбнитесь. А теперь улыбнитесь мне | Сообщают о готовности | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 1) Игра «Доскажи словечко». | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин? Проводит игру «Доскажи словечко». – Мать моя вставала… (рано). – Мать угостила меня… (чаем с молоком). – Это угощение решило мою жизнь в… (хорошую) сторону. – Я начал вставать до… (солнца). – Потом и в городе я вставал… (рано). – После чаю я… (ходил на охоту). – Моя охота была в… (находках). – Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с … (великими сокровищами жизни). | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Участвуют в игре. | Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают |
2) Беседа. | – Почему слова «мама», «солнце», «природа», «Родина» Михаил Пришвин объединил в этом рассказе? – Подберите однокоренные слова к слову «Родина». (Народный, родственный, родня, родные, родимый, род.) – Какой призыв автор адресовал жителям планеты Земля? («Мои молодые друзья! |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»). – Прочитайте отрывок наизусть так, чтобы всем сидящим в классе ребятам показалось, что автор обратился к каждому из них. | ния по существу полученного задания | ||
2. Речевая разминка | Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте скороговорку с вопросительной интонацией. – Прочитайте с утвердительной интонацией. – Прочитайте с сердитой интонацией. – Прочитайте с веселой интонацией. – Прочитайте с ускорением. Бобры храбры идут в боры; Бобры для бобрят добры. – Найдите однокоренные слова. Подберите другие родственные слова к ним. (Бобры, бобрят, бобриха, бобровый.) | Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке | |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | – Отгадайте загадки. Есть на речках лесорубы Что за зверь лесной В серебристо-бурых шубах. Встал, как столбик, под сосной Из деревьев, веток, глины И стоит среди травы – Строят прочные плотины. Уши больше головы. (Бобры.) Длинное ухо, комочек пуха, Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.) – Что вы знаете о бобрах? – Что вы знаете о зайцах? – Как вы думаете, почему мы начали урок с рассказа о бобрах и зайцах? (Сегодня | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
будем читать о них.) – Правильно, главными героями рассказа будут бобры и заяц. Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? Как вы думаете, о ком или о чем будет произведение с таким названием? (Предположения учащихся о том, кого могут звать Листопадничком.) – Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему? – Как называют зайцев, родившихся осенью? У нас в семье большая радость, Пусть листья падают, летят, В канавке теплой, под осинкой, Три листопадничка лежат. – Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем? – Предположите, каков жанр этого произведения: рассказ или сказка? – Вы попытались предположить, о ком пойдет речь и что будет происходить в произведении, опираясь только на его название. – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией | и составляют план чтения | речевое высказывание в устной форме | |
IV. Подготовка к восприятию произведе- | Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал). – Что вы узнали об авторе? | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. | Осуществляют анализ объектов |
Продолжение табл.
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
2. Первичное чтение произведения. 3. Беседа по содержанию прослушанного | Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось ли вам произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Как вы думаете, это рассказ или сказка? Докажите. (Это сказка, так как животные разговаривают, путешествуют.). – Какая эта сказка? (Авторская.) – Изобразите схему сказки. Вы должны выбрать нужные элементы (см. ресурсный материал). – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – О ком это произведение? – В какое время года появились зайчата? – Почему зайчат, родившихся в эту пору, называют листопадничками? Кто их так называет? – Где живут зайцы? – Какие правила нужно соблюдать, гуляя в лесу? – Как вы думаете, можно ли брать домой маленьких зайчат? Почему? – Почему зайчонок побежал за журавлями в теплые страны? – О жизни каких еще животных осенью мы узнаем из этого рассказа? – Какие еще птицы улетают на юг? Почему? – Как помочь птицам, которые остаются на зиму у нас? – Как животные готовятся к зиме? – Как бобры строили свою плотину? – Как бобры спасали Листопадничка? – Как вы считаете, «Листопадничек» – это сказка или рассказ? – Найдите животных, которые спрятались в слове «Листопадничек». (Лиса, слон, осел, антилопа.) | Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
VI. Повторное чтение и анализ произведения. 1. Повторное чтение произведения. 2. Беседа по содержанию прочитанного. | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Прочитаем рассказ еще раз и подумаем: могло так быть на самом деле? Почему? – Это рассказ или сказка? Докажите. (Это сказка, потому что герои-животные разговаривают, путешествуют.) – Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась? – Как улетали журавли? – Как вели себя другие звери? – Кого встретил зайчонок во время путешествия? – Как провел зайчонок зиму? – Почему зайчонок остался в хатке бобров? – Чем похожи бобр и зайчик? Чем отличаются? – Какие качества вы бы хотели взять у главных героев произведения? – Каким вы увидели зайчонка? Какими качествами мы можем наделить маленького зайчика? – Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор: • мечтатель, фантазер (мечтает улететь в теплые края); • непослушный (убежал из дома, ослушался маму); • любознательный (задает вопросы бобрам); • терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров); • добрый (помогал нянчить бобрят); • заботливый (кормит бобрят); • смелый (научился плавать); • любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, – Дайте характеристику бобрам, обосновывая свой выбор: • трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. Дают характеристику Листопадничка, сверяя с образцом. Дают характеристику | Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение Строят монологические высказывания. Адекватно |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
пришлепывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу); • запасливые (готовят корм на зиму); • гостеприимные (приютили зайца); • заботливые (волнуются за бобрят); • смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении); • чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок). Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. – Выберите самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор. • Много спать – дела не знать. • Дома и стены помогают. • Всякий кулик свое болото хвалит. • Чужая сторона – дремучий бор. • В гостях хорошо, а дома лучше! • Друзья познаются в беде. | бобров, сверяя с образцом. | Делают выводы, извлекают информацию из различных сточников. Аргументируют свою позицию. Планируют свое действие в соответ-ствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | |
3. Выборочное чтение. | – Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чем вас заставила задуматься сказка? – Какие слова в этом отрывке помогают понять чувства зайчонка? – Согласны ли вы с автором, что заяц был храбрым и почему? Подберите синонимы к слову «храбрый». – А как вы понимаете слово «отчаянный»? – Найдите и зачитайте, как Листопадничек ушел из дома. – Найдите и зачитайте, как жилось зайчику у бобров. – Найдите и зачитайте, как произошла встреча Листопадничка с матерью? – Что наблюдали маленькие зайчата вокруг себя? | – Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни. – «Крепко-крепко», «возле матери», «в родном гнезде». – Да, не побоялся трудностей. Смелый, отважный, мужественный. – Совершил необдуманный поступок. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Что вызывало тревогу и слезы зайчат? – Как их успокаивала мама? – Какое желание не давало покоя одному из зайчат и на какой поступок оно его толкнуло? – Какой можно сделать вывод? – Какую пословицу вы можете подобрать к этой сказке? • На чужой стороне и весна не красна. • На чужой сторонушке рад своей воронушке. – Какой же вывод мы можем сделать из прочитанного рассказа? | Лучше родного дома и родной мамы нет никого на свете. | ||
4. Чтение по ролям. | – Найдите отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами. Прочитайте его. Во время чтения отметьте карандашом всех действующих лиц. Назовите действующих лиц этого отрывка. Давайте прочитаем его по ролям. – Разгадайте кроссворд (см. ресурсный материал). Ключевое слово: листопадничек. | ||
5. Работа в рабочей тетради | Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопрос. – Опишите Листопадничка. Каким он был? Выберите слова, дополните своими | Работают в рабочих тетрадях. Отвечают на вопросы. Записывают: «решительным», «легкомысленным», «беспокойным» и т. д. | |
VII. Самостоятельная работа | Проводит тестирование. – Выберите правильный ответ (см. ресурсный материал) | Записывают верные ответы на тестовые задания | Владеют навыками самостоятельной работы |
VIII. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. • Написать свои пожелания зайчику на осенних листочках и положить их в корзину. • Подготовить пересказ от лица Листопадничка. • Придумать свою версию того, как зайчик провел зиму. | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
• Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту. • Представьте, что путешествие Листопадничка продолжилось. Какие еще приключения могли бы с ним произойти? Придумать свой рассказ | |||
IX. Итог урока. Рефлексия | Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результаты чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Что означает слово «листопадничек»? – Почему автор дал такое название рассказу? Можно ли его озаглавить иначе? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? Продолжите предложения: Мне понравилось… Мне показалось интересным… Я восхищаюсь… Если бы я был художником, то… Если бы я был автором, то… – Понравилась ли вам работа на уроке? – А теперь оцените свою работу, настроение. У вас на столах лежат изображения зайчиков, на доске три полянки, которые могут соответствовать вашему настроению. Выберите нужную и прикрепите туда зайчика. – Мне понравилось с вами общаться, и думаю, наш урок пойдет вам на пользу. В заключение мне бы хотелось прочесть слова Н. Рыленкова: «Читайте, дорогие ребята и уважаемые взрослые, глубоко патриотичные книги Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. Произведения писателя позволят вам полнее и ярче ощутить многообразие жизни, увидеть немало прекрасного, на что мы порой не обращаем внимания в повседневных заботах. И пусть чтение книг И. С. Соколова-Микитова доставит вам огромную радость»! | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»
Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.
Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе: В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович". Обобщающий урок.
Конспект урока для 3 класса. "Школа России"...
Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".
Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...
открытый урок по литературному чтению на региональном уровне на тему "Урок-обобщение по разделу "В семейном кругу мы с вами растём"
Здесь дан конспект урока по проведению урока-обобщения по литературному чтению во 2 классе. Авторы учебника С.Д.Корген-оол, О.О.Иргит.Разработка урока в соответствии по фгос....
Конспект открытого урока по литературному чтению в 1классе по теме "Звуки [ф], [ф\'], буква Ф. Чтение слов, слогов. Лексическое значение слов."
Цели: Образовательные: формирован...