Цель: знакомство с творчеством Н.Н. Носова, познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”, особенностями юмористического рассказа. Задачи: 1. Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой,обладающего определённой начитанностью. 2. Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией. 3. Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение. 4. Развивать критическое мышление, память, воображение, речь. 5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество. Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: компьютер, медиапроектор, проекторный экран, презентация, книги с произведениями Н.Н. Носова Используемые учебные пособия, литература: • Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках.- М.: Школьная библиотека, 2010.-240с. • Начальная школа: Справочник школьника: Учеб. изд. для 1-4 кл. /Сост. Бирюкова А.А., Синицына Е.И. – М: Филолог. об- во «Слово»: Компания «Ключ – С»: АСТ, 2006– 640 с. • Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. : Рус.яз., 1989 – 750 с. • Литературное чтение, 2 класс, 2 ч.: Учеб. для 2 кл. общеобразоват. учреждений/ М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова - М.: Просвещение, 2012. Педагогические технологии: • объяснительно – иллюстративного обучения; • словесной продуктивной и творческой деятельности; • педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); • информационно- коммуникативная технология. Используемые приёмы: - антиципация (умение предвидеть сюжет),
- составление характеристики героев,
- литературное слушание мастера слова.
Ожидаемые результаты: • повышение активности на уроках; • улучшение результатов обучения; • развитие творчества у учащихся. Содержание урока - Организационный момент.
(Слайд №1 Солнечные лучи) - Сегодня замечательный солнечный день. Надеюсь, что на нашем уроке вы сможете сохранить тепло солнечного дня. И наши гости смогут почувствовать его. Давайте поприветствуем их. Психологический настрой учащихся. - Повернитесь к гостям, Улыбнитесь гостям. Повернитесь ко мне, Улыбнитесь мне. Повернитесь друг к другу, Улыбнитесь друг другу. - С помощью эмоционального светофора расскажите нам о своём настроении. (Дети делятся своим настроением: с помощью эмоционального светофора, где зелёный цвет-отличное настроение, готов к работе; жёлтый цвет – не могу понять, затрудняюсь ответить; красный цвет – нет желания находиться на уроке). - Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. 2.Речевая разминка (Слайд № ) Котик Васька на окошке, Корку кушал он по крошке. - Прочитайте скороговорку медленно, в полголоса. Прочитайте скороговорку быстрее на выдохе. - Прочитайте скороговорку с радостным настроением. Прочитайте скороговорку, чтобы выразить грусть. Прочитайте скороговорку обиженно. - У кого как получилось? Оцените с помощью эмоционального светофора то, как у вас получилось прочесть скороговорку? 3. Целеполагание. (Слайд № -портрет Н.Носова ) -Рассмотрите внимательно фото, кто это? Да, на предыдущем уроке мы говорили о творчестве Николая Николаевича Носова. Попробуйте понять, каким был человек. Лицо отражает жизнь. Обратите внимание на глаза, улыбку. Какие они? - Ребята, я сегодня очень торопилась на урок, потому что хотела поделиться с вами новостью. Дело в том, что сегодня на нашем уроке чтения открывается медиамузей. В нём уже появились первые вещи писателя, о котором мы будем говорить. Давайте, скорей посмотрим на них. А вы, вспоминая о том, что узнали о жизни Н.Н.Носова, попробуйте объяснить, какое отношение к писателю они имеют. (Слайд № с изображением кинокамеры, киноплёнки, ордена Красной Звезды). - Как вы думаете, кому принадлежат эти вещи? (Дети: - Николаю Николаевичу Носову.) - Правильно. А почему именно эти вещи попали к нам в музей? Как вы думаете? ( Был режиссёром-постановщиком мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов (в том числе для Красной Армии, заслужив этим в 1943 году орден Красной Звезды). - А хотите узнать ещё больше о творчестве писателя? III. Постановка целей урока. - Как думаете, что нам нужно будет сделать на сегодняшнем уроке и что нужно сделать, чтоб урок литературного чтения не прошёл бесполезно для вас ? - Я хочу, чтобы вы не только продолжили знакомство с биографией Н.Носова, но и полюбили бы чтение. Мне хотелось бы, чтобы вы, после нашего урока, с удовольствием бегали в библиотеку за новыми книгами. ( Дети: - Продолжить работу над рассказом, поговорить о героях, какие они, что с ними произошло; быть внимательными, вдумчивыми, высказывать свою точку зрения и т.п.) ( Слайд № тема, название урока) IV. Работа над новым материалом. (Слайд № с изображением Н.Н.Носова и его семьи) - По словам самого Носова, в литературу он пришёл случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему всё новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников. Писал он предельно просто. У него нет сложных предложений, а часто вообще сплошные диалоги, именно поэтому дети помнят их наизусть. А вы помните, что такое диалог? (Дети: - Диалог - это разговор двух и более лиц.) ( Слайд № книги Н. Носова ) - Есть писатели, произведения которых намного переживают самих авторов. Книги эти хочется читать и перечитывать. К числу таких авторов и относится Николай Николаевич Носов. Несмотря на то, что писателя нет уже много лет, он остаётся одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Обратите внимание на его произведения. Я думаю, что вы уже познакомились с некоторыми их них. - В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории. - Весёлые рассказы Н. Н. Носова вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Совсем не смешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком либо забавном случае. Этому мы будем учиться на уроке, на примере рассказов Николая Носова. (Слайд № Обложка «Живая шляпа» ) -Прочитайте предложение. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы? -А вот автор считает, что может. Николай Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы познакомимся с одной из них. Она произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома. -С чего начнем работу? -Что для этого нужно сделать? -Чему я учусь сегодня на уроке? - Как учиться читать? 4. Прогнозирование содержания по заголовку. -Можете ли вы по названию рассказа определить, о чем пойдет речь? Словарная работа -В тексте встретились слова, значение которых, возможно, не всем было понятным. Давайте уточним их значение. (Слайд № ) Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей. Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи. Треснуть - ударить. Плюхнуться – тяжело сесть, упасть. (Слайд № -слова по слогам) - Давайте прочтём слова, которые встретятся нам в тексте, по слогам. плюх-ну-лось | со-скольз-ну-ла | по-смо-три | рас-кра-ши-ва-ли | под-прыг-нет | при-от-кры-ли |
5. Физминутка 1) Крепко зажмурить глаза (считая до трех), открыть глаза, посмотреть вдаль (считая до пяти). Повторить 4-5 раз. 2 ) Исходное положение – сидя на стуле, 1-2 отвести голову назад, наклоняя ее, 3-4 наклонить голову вперед, плечи не поднимая.(темп медленный). Повторить 4 раза. 3) Изобразите напуганного котёнка (может, к нему подбежала собака!), а теперь изобразите ласковую кошечку. (Дети наблюдают друг за другом – как удалось изобразить и оценивают аплодисментами ). 6. Анализ произведения, выборочное чтение. Чтение 1-ой части (до слов «увидели возле комода шляпу») Выполняют хорошо читающие ученики. - Чем занимались мальчики? - Что произошло этим временем с котом Васькой? - Оцените чтение одноклассников. Чтение 2-ой части (до слов «А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?») (Инсценирование отрывка учениками) - Как мальчики повели себя, когда увидели шляпу? - Как вы думаете, ребята, мальчики поверили, что шляпа живая? Почему? - Есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха? Какое выражение использует писатель? - Ребята, как сыграли наши актёры? (Оценивают эмоц. квадратами) Чтение 3-ей части (до слов «Мяу!») (Слайд№ кочерга, лыжная палка, картофель) (На доске картинки: кочерга, лыжная палка и картошка.) - Ребята, какое отношение имеют эти предметы к рассказу? -Найдите слова в тексте, которые подтверждают связь с рассказом. (Дети называют предметы и читают отрывки, в которых говорится о них.) - Вовка и Вадик до сир пор верят, что шляпа ожила? Докажите. (Мальчики обращаются к шляпе так, будто она живая) Чтение 4-ой части (от слов «Мяу!») (Просмотр озвученного диафильма до конца) -Понравился ли вам рассказ? Чем? Как менялось настроение мальчиков? - Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? Докажите словами из текста. - А читатели? -Значит, автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. - А мальчишки, которые ничего ещё не знали, что испытывали они? - Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа? - Какие они были по характеру? - Чтобы понять характер героев, отношение к ним автора, давайте проследим, как изображает Носов поступки мальчиков, что и как о них рассказывает. - Для этого прочитаем диалог на кухне. (Чтение по ролям несколькими учащимися) - Оцените эмоциональными светофорами чтение по ролям. - Каким вам представляется Вадик? Вовка? - Что же испугало мальчиков? - Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми? Найдите в тексте слова, которые говорят об этом. - Какое чувство испытали мальчики, когда узнали «секрет» шляпы? - Приходилось ли вам испытывать страх? Случались ли с вами такие необычные истории, кода было страшно, а затем смешно? - Как можно побороть свой страх? -Как думаете, для чего Н. Н. Носов написал рассказ- какова его идея? -Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно. Не всегда нужно бояться того, что на первый взгляд кажется страшным. Ведь, в конце концов, если разобраться, это страшное может оказаться очень смешным. - Это весёлый, юмористический рассказ, читая который мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение. - Ребята, на доске рисунки, сюжеты которых показывают нам последовательность развития событий рассказа. Наша с вами задача определить их правильный порядок. (Восстановление хронологии событий по рисункам «наоборот» и «правильно»). - Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа? (Слайд № ) • Волков бояться – в лес не ходить. • Семь раз отмерь – один раз отрежь. • У страха глаза велики. 7. Итог урока. Рефлексия -Как называется рассказ, который мы читали? Кто его написал? - Можете ли посоветовать друзьям прочитать это произведение, почему? - Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем? - Что для этого нужно? (хорошо читать, думать, выражать свои мысли вслух) -Оцените свою работу на уроке (эмоциональный светофор). 8. Домашнее задание: (Слайд № Домашнее задание ) - Выберите задание на дом из трёх то, которое вам хочется выполнить. И покажите с помощью цифр на эмоциональном светофоре, какое вы выбрали. 1) прочитать текст по ролям, подготовить краткий пересказ; 2) прочитать рассказ, подготовить чтение по ролям; 3) прочитать рассказ, добавить слайд к рассказу. -На следующем уроке мы продолжим работу над данным произведением. Спасибо за сотрудничество на уроке. ( Слайд № С юмором и доброй шуткой жизнь становится радостней!)
|