Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: «Стихотворение С.Есенина "Лебедушка"»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения С. Есенина «Лебёдушка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esenin_lebyodushka_22.03.19.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме:
«Стихотворение С.Есенина "Лебедушка"»
Цель урока:
- раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения «Лебёдушка».
Задачи урока:
- продолжить знакомство с произведениями С.А.Есенина, работать над выразительностью, обобщать знания об образных средствах языка; развивать речь, творческое воображение;
- воспитывать чуткое и бережное отношение ко всему живому.
Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки к анализу стихотворения, к выразительному чтению.
Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание.
Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств живых существ и сопереживание им.
Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию.
Методы:
информационный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.
Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке:
фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование урока: учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2-ая часть. Авторский коллектив: Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. М., «Просвещение», 2013г.
Средства ТСО: компьютер, проектор, экран
Программное обеспечение: презентация
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Ход урока
- Организационный момент.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
- Садитесь.
2. Проверка домашнего задания.
- Какой раздел мы изучаем? Проведём конкурс на лучшего чтеца!
- Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством С.А.Есенина.
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его - Россия -
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
По-прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин - то не просто имя, -
России стихотворная душа…
Душа поэта – тонкая струна,
Дотронешься – и зазвучит она!
И мир Есенина нам предстоит постигнуть,
В секреты слова красоты проникнуть.
4. Видео о Есенине («Биография С.Есенина»)
- С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга.
Родители Есенина были бедные крестьяне.
У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра.
Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.
В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.
Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов.
Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года.
И был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.
Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Все – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.
5. Подготовка к восприятию стихотворения.
- Прочитайте название стихотворения. Предположите, о ком будет идти речь? Что интересного вы знаете о лебедях?
- Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности.
- Послушайте стихотворение, а представленные картины помогут вам ярче представить историю, написанную Есениным.
6. Чтение стихотворения учителем с сопровождением презентации к стихотворению. (Презентация к стихотворению С.Есенина «Лебёдушка»).
- Какое настроение, чувства вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас?
( Чувство грусти, печали).
- Кто главные герои стихотворения?
- Он называет их лебёдушка, лебежатушки. О чём это говорит? (Называет их ласково, с любовью.)
7. Словарная работа.
- Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение таких словосочетаний:
- покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;
- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале;
- тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным течением;
- молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки;
- трава шелковая – нежная;
- тихозвонные ручейки - спокойно протекающие;
- росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро;
- цветы лазоревые - светло-синий тон;
- волны пряные - издающие запах;
- Ребята, как вы думаете, для описания чего Сергей Есенин использует такие словосочетания? (Описание природы.)
- дозорила – стерегла, охраняла;
- хоронились – прятались;
- не чуяла – не чувствовала;
- Какие действия можно отнести к лебёдушке? К лебежатушкам?
8. Самостоятельное чтение стихотворения вслух учащимися по цепочке (по 2 строфы).
- Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения.
- Кто из вас помнит, что такое олицетворение?
- Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ.
- А теперь давайте почитаем это стихотворение по цепочке по 2 строфы. Во время чтения найдите и отметьте олицетворения.
Дети зачитывают олицетворения.
- зорюшка рассыпала,
- сосны наряжали,
- камыши шепталися,
- перешёптывались лилии,
- цветы улыбались.
- Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. У автора здесь – природа живая.
ФИЗМИНУТКА
9. Работа в группах над содержанием текста.
- Сейчас поработаем в группах. Разделитесь на группы.
- Для каждой группы я приготовила задание. Вам надо ответить на вопросы по содержанию текста. (Раздать карточки)
Задание для группы № 1.
- Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?
А) картину заката,
Б) картину рассвета,
В) картину жаркого летнего полдня,
Г) картину ясной летней ночи.
- Откуда выплывала лебёдушка с лебежатушками?
А) из зарослей камыша,
Б) из зарослей осоки,
В) из – за острова.
- Куда стала лебёдушка звать лебежатушек?
А) на середину озера,
Б) на заводь тихую,
В) на остров маленький,
Г) на луг пестреющий.
Задание для группы № 2.
- Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг?
А) спрятаться,
Б) пощипать траву душистую,
В) поиграть в игру весёлую,
Г) быть подальше от опасности.
- Что делала лебёдушка во время прогулки своих детушек?
А) учила их,
Б) кормила их,
В) дозорила, охраняла,
Г) играла.
- Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками?
А) змея,
Б) коршун,
В) сокол,
Г) орёл.
Задание для группы № 3.
- Как лебёдушка заметила опасность?
А) услышала крик,
Б) услышала приближающийся шум,
В) увидела отражение крыльев орла в воде,
Г) случайно посмотрела в нужную сторону.
- Как лебёдушка спасала своих лебежатушек?
А) спрятала их под крылья,
Б) спрятала их в траве,
В) спрятала их под корягой.
- Чем закончилось стихотворение?
А) лебёдушка и лебежатушки спаслись,
Б) лебёдушка погибла, а лебежатушки спаслись,
В) лебёдушка и все лебежатушки спаслись,
г) лебёдушка и почти все лебежатушки спаслись, спасся только один лебежонок.
Проверка выполненных заданий в группах. Выходит группа детей, зачитывают вопрос и дают на него ответ.
- Ребята, спасибо за работу. Вы можете сесть на свои места.
10. Выборочное чтение.
- Прочитайте отрывок, где надвигается беда. (Строфы 20 – 21)
- Прочитайте то место, где лебедь спасает своих детей. (Строфы 23, 25)
- Какое место, по вашему мнению, будет самым трагическим, печальным? Прочитайте. (Строфа 27)
- Могла ли она спастись от смерти? (Да)
- Почему она этого не сделала? (Ради спасения своих детей, ради любви к ним)
- О чём говорит поступок матери – лебеди?
(Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей.)
- Такой поступок называется самопожертвованием.
- Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей.
- Как вы думаете, почему Сергей Есенин не придумал счастливый конец этой истории?
- Как вы думаете, чему учит это стихотворение?
(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.)
- Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.
11. Слушание отрывков из музыкальных произведений Сен – Санса и П.И.Чайковского.
- Не только поэты и писатели воспевали лебедя в своих произведениях, но и многие композиторы посвящали свои музыкальные произведения этой птице. Например французский композитор Шарль – Камиль Сен – Санс посвятил этой птице музыку, которая так и называется «Лебедь». Прослушайте отрывок из этого произведения и попробуйте представить себе картину, которая созвучна с этой музыкой.
Слушание отрывка из произведения Сен – Санса «Лебедь».
- Какие картины вы себе представили? К какому моменту нашего стихотворения можно отнести этот отрывок? (Гибель лебедя.)
- Русский композитор П.И.Чайковский написал музыку к балету «Лебединое озеро», а великие балерины изобразили красоту птицы на сцене.
- Послушайте отрывок из этого произведения и попробуйте определить, к какому отрывку стихотворения он относится? (Лебедята)
12. Игра «Если бы я был волшебником».
- Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории?
(Дети высказывают свои версии.)
13. Итог урока.
- Закончить урок мне хочется слова из стихотворения.
Друзья, учитесь верности у Лебедей!
Любите так,
Как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную,
Ни с чем...
Любовь такая не сравнится.
Они не люди,
Но какая стать,
Какая нежность,
Преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!
- Всех благодарю за работу на уроке.
- Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина вы прониклись в мир милосердия, сострадания.
Выставление оценок за работу на уроке.
14. Домашнее задание.
Стр. 124, з.4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»
Урок литературного чтения в 4-м классепо теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...
Открытый урок литературного чтения в 3-м классе по теме: Обучение умению анализа стихотворения на примере стихотворения К.Д. Бальмонта «Осень».
Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта....
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»
Урок литературного чтения в 4-м классепо теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "Стихотворение И.А. Бунина "Листопад"
Цели урока: 1) продолжить знакомство с творчеством Бунина И.А.; 2) научить детей выразительно читать стихотворение; 3) воспитывать в детях чуткость, внимание к слову; 4) через систему художествен...
Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...
Урок литературного чтения в 4-ом классе по теме «Обобщающий урок по теме « Природа и мы».
Тема: «Обобщающий урок по теме « Природа и мы».Форма проведея: урок – игра.Тип урока: закрепление и обобщение знаний, умений и навыков.Программа: УМК «Школа России»...