Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: «Стихотворение С.Есенина "Лебедушка"»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения С. Есенина «Лебёдушка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esenin_lebyodushka_22.03.19.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме:

«Стихотворение С.Есенина "Лебедушка"»

Цель урока:

  • раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения «Лебёдушка».

Задачи урока:

  • продолжить знакомство с произведениями С.А.Есенина, работать над выразительностью, обобщать знания об образных средствах языка; развивать речь, творческое воображение;
  • воспитывать чуткое и бережное отношение ко всему живому.

Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки к  анализу стихотворения, к выразительному чтению.

Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание.

Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств   живых существ и сопереживание им.

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию.

Методы:

информационный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке:

фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование урока: учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2-ая часть. Авторский коллектив: Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. М., «Просвещение», 2013г.

Средства ТСО: компьютер, проектор, экран

Программное обеспечение: презентация

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Ход урока

  1. Организационный момент.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

- Садитесь.

2. Проверка домашнего задания.

- Какой раздел мы изучаем? Проведём конкурс на лучшего чтеца!

  1. Постановка учебной задачи.

  - Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством С.А.Есенина.

Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его - Россия -

Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резными

По-прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин - то не просто имя, -

России стихотворная душа…

Душа поэта – тонкая струна, 
Дотронешься – и зазвучит она! 
И мир Есенина нам предстоит постигнуть,
В секреты слова красоты проникнуть.

4. Видео о Есенине   («Биография С.Есенина»)

- С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга.

Родители Есенина были бедные крестьяне.

У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра.

Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.

В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.

Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов.

Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года.

И был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Все – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.

5. Подготовка к восприятию стихотворения.

 -  Прочитайте название стихотворения. Предположите, о ком будет идти речь? Что интересного вы знаете о лебедях?

- Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности.

- Послушайте стихотворение, а представленные картины помогут вам ярче представить историю, написанную Есениным.

6. Чтение стихотворения учителем с сопровождением презентации к стихотворению. (Презентация к стихотворению С.Есенина «Лебёдушка»).

- Какое настроение, чувства  вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас?

( Чувство грусти, печали).

- Кто главные герои стихотворения?  

- Он называет их лебёдушка, лебежатушки. О чём это говорит? (Называет их ласково, с любовью.)

7. Словарная работа.

- Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение таких словосочетаний:

- покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;

- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале;

- тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным  течением;

- молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки;

- трава шелковая – нежная;

- тихозвонные ручейки - спокойно протекающие;

- росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро;

- цветы лазоревые - светло-синий тон;

- волны пряные - издающие запах;

- Ребята, как вы думаете, для описания чего Сергей Есенин использует такие словосочетания? (Описание природы.)

 

- дозорила – стерегла, охраняла;

- хоронились – прятались;

- не чуяла – не чувствовала;

- Какие действия можно отнести к лебёдушке? К лебежатушкам?

8. Самостоятельное чтение стихотворения вслух учащимися по цепочке (по 2 строфы).

- Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения.

- Кто из вас помнит, что такое олицетворение?

- Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ.

- А теперь давайте почитаем это стихотворение по цепочке по 2 строфы. Во время чтения найдите и отметьте олицетворения.

Дети зачитывают олицетворения.

- зорюшка рассыпала,

- сосны наряжали,

- камыши шепталися,

- перешёптывались лилии,

- цветы улыбались.

- Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. У автора здесь – природа живая.

ФИЗМИНУТКА

9. Работа в группах над содержанием текста.

- Сейчас поработаем в группах. Разделитесь на группы.

- Для каждой группы я приготовила задание. Вам надо ответить на вопросы по содержанию текста. (Раздать карточки)

Задание для группы № 1.

  1. Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?

А) картину заката,

Б) картину рассвета,

В) картину жаркого летнего полдня,

Г) картину ясной летней ночи.

  1. Откуда выплывала лебёдушка с лебежатушками?

А) из зарослей камыша,

Б) из зарослей осоки,

В) из – за острова.

  1. Куда стала лебёдушка звать лебежатушек?

А) на середину озера,

Б) на заводь тихую,

В) на остров маленький,

Г) на луг пестреющий.

Задание для группы № 2.

  1. Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг?

А) спрятаться,

Б) пощипать траву душистую,

В) поиграть в игру весёлую,

Г) быть подальше от опасности.

  1. Что делала лебёдушка во время прогулки своих детушек?

А) учила их,

Б) кормила их,

В) дозорила, охраняла,

Г) играла.

  1. Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками?

А) змея,

Б) коршун,

В) сокол,

Г) орёл.

Задание для группы № 3.

  1. Как лебёдушка заметила опасность?

А) услышала крик,

Б) услышала приближающийся шум,

В) увидела отражение крыльев орла в воде,

Г) случайно посмотрела в нужную сторону.

  1. Как лебёдушка спасала своих лебежатушек?

А) спрятала их под крылья,

Б) спрятала их в траве,

В) спрятала их под корягой.

  1. Чем закончилось стихотворение?

А) лебёдушка и лебежатушки спаслись,

Б) лебёдушка погибла, а лебежатушки спаслись,

В) лебёдушка и все лебежатушки спаслись,

г) лебёдушка и почти все лебежатушки спаслись, спасся только один лебежонок.

Проверка выполненных заданий в группах. Выходит группа детей, зачитывают вопрос и дают на него ответ.

- Ребята, спасибо за работу. Вы можете сесть на свои места.

10. Выборочное чтение.

- Прочитайте отрывок, где надвигается беда. (Строфы 20 – 21)

- Прочитайте то место, где лебедь спасает своих детей. (Строфы 23, 25)

- Какое место, по вашему мнению, будет самым трагическим, печальным? Прочитайте. (Строфа 27)

- Могла ли она спастись от смерти? (Да)

- Почему она этого не сделала? (Ради спасения своих детей, ради любви к ним)

- О чём говорит поступок матери – лебеди?

(Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей.)

- Такой поступок называется самопожертвованием.

- Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей.

- Как вы думаете, почему Сергей Есенин не придумал счастливый конец этой истории?

- Как вы думаете, чему учит это стихотворение?

(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.)

- Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.

11. Слушание отрывков из музыкальных произведений Сен – Санса и П.И.Чайковского.

- Не только поэты и писатели воспевали лебедя в своих произведениях, но и многие композиторы посвящали свои музыкальные произведения этой птице. Например французский композитор Шарль – Камиль Сен – Санс посвятил этой птице музыку, которая так и называется «Лебедь». Прослушайте отрывок из этого произведения и попробуйте представить себе картину, которая созвучна с этой музыкой.

Слушание отрывка из произведения Сен – Санса «Лебедь».

- Какие картины вы себе представили? К какому моменту нашего стихотворения можно отнести этот отрывок? (Гибель лебедя.)

- Русский композитор П.И.Чайковский написал музыку к балету «Лебединое озеро», а великие балерины изобразили красоту птицы на сцене.

- Послушайте отрывок из этого произведения и попробуйте определить, к какому отрывку стихотворения он относится? (Лебедята)

12. Игра «Если бы я был волшебником».

- Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории?

(Дети высказывают свои версии.)

13. Итог урока.

- Закончить урок мне хочется слова из стихотворения.

Друзья, учитесь верности у Лебедей!
Любите так, 
Как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную, 
Ни с чем...
Любовь такая не сравнится.
Они не люди, 
Но какая стать,
Какая нежность, 
Преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!

- Всех благодарю за работу на уроке.

- Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина вы прониклись в мир милосердия, сострадания.

Выставление оценок за работу на уроке.

14. Домашнее задание.

Стр. 124, з.4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Урок литературного чтения в 4-м классепо теме:  Нравоучительная  статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Урок литературного чтения в 4-м классепо теме:  Нравоучительная  статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "Стихотворение И.А. Бунина "Листопад"

Цели урока: 1) продолжить знакомство с творчеством Бунина И.А.; 2) научить детей выразительно читать стихотворение; 3) воспитывать в детях чуткость, внимание к слову; 4) через систему художествен...

Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...

Урок литературного чтения в 4-ом классе по теме «Обобщающий урок по теме « Природа и мы».

Тема: «Обобщающий урок по теме « Природа и мы».Форма проведея: урок – игра.Тип урока: закрепление и обобщение знаний, умений и навыков.Программа: УМК «Школа России»...