Конспект урока по чтению на тему: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока по чтению на тему: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_chteniyu.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: л и т е р а т у р н о е ч т е н и е
Тема урока: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»
Цель урока: Познакомить с новой сказкой Д.Н.Мамина-Сибиряка " Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу". Развивать навыки выразительного чтения, развивать умение находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев; развивать память, внимание, речь учащихся; воспитывать любовь к животным. учить давать характеристику главного героя сказки; сравнивать его с другими героями, наблюдать за развитием сюжета в разных сказках, сравнивать и обобщать; характеризовать героев сказки: обращать внимание на речь персонажей, осмысливать их поступки ;
Планируемые результаты:
Познавательные - определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста сравнивать героев произведения на основе поступков.
Личностные - участвовать в работе группы, договариваться друг с другом.
Регулятивные - развитие памяти, умения анализировать и обобщать, определять качества личности по поступкам; развитие устной и письменной речи; развитие творческих способностей;
Оборудование: учебник “Литературное чтение” 2 часть 3 класс Л.Ф.Климанова, рисунки детей с изображением главных героев сказки, кроссворд, иллюстрации к кроссворду, изображения главных героев, попавших в беду, изображения героев на свободе, стенд с книгами и портретом Д.Н.Мамина-Сибиряка, сообщения ребят.
Ход урока:
I. Орг.момент
- Ребята, давайте начнём наш урок с улыбки, ведь улыбка – наш первый помощник во всех делах, а нам сегодня предстоит потрудиться.
1. Речевая разминка
Прочитай на одном дыхании:
РА-РО-РУ-РЫ-РЭ
РЯ-РЁ-РЮ-РИ-РЕ
АРЬ-ОРЬ-УРЬ-ЫРЬ-ЕРЬ
2. Упражнения для активизации органов речи (для развития голоса) – скороговорка.
…Воробей просил ворону
Ерша вызвать к телефону…
- Посмотрите на доску. Что написано? (скороговорка)
- Читаем ее шепотом.
- Читаем ее громко.
- Читаем с вопросом.
- Читаем с чувством.
- Читаем повышая-понижая голос
II. Этап подготовки к усвоению новых знаний и способов действий.
(проблемный метод) карточки
1. Игра “Кто быстрей?”
зачеркни повторяющиеся буквы, из оставшихся букв получи слово и
прочитай фамилию автора (букву М не трогать)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Биография Д.Н.Мамина-Сибиряка. (рассказывает ученик)
Мамин Дмитрий Наркисович, псевдоним Сибиряк. Родился 25 октября 1852 года в семье заводского священника, на Урале, в заводском посёлке. Семья жила бедно, в доме на счету была каждая копейка. Но его родители любили людей, и люди тянулись к ним. По вечерам к ним домой заходили старые фабричные мастеровые. Мальчик ждал их с нетерпением. С ними было интересно, они многое могли рассказать из своей жизни, знали столько сказок и преданий, а иногда кто – нибудь затягивал старинную песню и остальные дружно подхватывали её. Родители научили мальчика любить книгу, он зачитывался произведениями Пушкина и Гоголя, Тургенева и Некрасова. Семья выписывала для детей журнал “Детский мир”. В мальчике рано проявилась страсть к литературе. С 16 лет он вёл дневник, куда записывал свои мысли и наблюдения. В детстве и юности Мамин-Сибиряк немало исходил глухих деревень, горных рудников и приисков. Знал все тропинки, ведь лес начинался сразу за домом. Часто бродил по берегам реки Чусовой, любовался цепью гор. Он написал десятки романов и повестей, сотни рассказов и очерков о жизни родного края, Урала. В 1892 году выходит его сборник для детей “Алёнушкины сказки”. Автор признавался: “Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”.
- Для кого писал Дмитрий Наркисович свои сказки? (для Алёнушки)
- Как вы думаете, кто такая Алёнушка? (его дочь)
- Да, вы правы. Писатель сочинял свои сказки для больной дочери, которую он растил и воспитывал один.
- Ребята, а как вы думаете, как автор относится к дочери? (очень любит)
- Почему вы так думаете? (называет ласково)
- Какие сказки Мамина-Сибиряка вы уже читали? (ответы ребят)
Вывод: - Сегодня мы будем работать со сказкой Д.Н. Мамина-Сибиряка «Про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».
III. Этап усвоения новых знаний и способов действий
- Назовите, пожалуйста, главных героев сказки (воробей, ёрш,)
- Какие отношения были у воробья и ерша? (дружеские).
- Найдите строки в тексте, подтверждающие ваш ответ (с.86 - приглашение в гости; желание угостить друга). Чтение по ролям.
- Какие вы встретили непонятные слова? (помаленьку - не спеша, неторопливо; душа в душу - дружно, дело правое - не обманывал ).
- Как жилось героям зимой и летом? (с.87-88). Найдите строки в тексте, подтверждающие ваш ответ.
- Какие неприятности и трудности были у друзей? (с.89; ). Найдите строки в тексте, подтверждающие ваш ответ.
- Что вы заметили необычного в именах животных? (имя, отчество).
- Почему так обращаются друг к другу? (жили в большой дружбе, уважают друг друга).
- Почему же они не смогли попасть друг к другу в гости? (разная среда обитания).
- Чему учит сказка? (уважительному отношению, дружить со всеми, быть гостеприимным, вежливо разговаривать).
Физминутка
IV. Этап первичной проверки усвоения новых знаний и способов действий.
- Проверим, как вы поняли новую тему: я предлагаю вам заполнить таблицу № 1 о прочитанном произведении: (работа в группах)
Таблица №1
Параметры исследования | “Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу” |
Автор | Д. Мамин-Сибиряк |
Жанр сказки | О животных |
Главные герои | Воробей Воробеич, Ёрш Ершович, Яша |
Особенности композиции | |
Испытания (беда) | ссора |
Повторы | нет |
Награда | Награду получили все птицы и рыбы |
- 1-я группа зачитывает заполненную таблицу, остальные сравнивают ответ.
- Произведение какого жанра прочитали?
жите (сказка, т.к. животные разговаривают,....).
- Какого вида сказка? (о животных, т.к. главные герои - животные)
- А кто написал эту сказку? Назовите автора.
- Какой можно сделать вывод, какая эта сказка? (авторская).
- Чем отличается сказка авторская от народной?
- Вывод о произведении: автор - Д.Н.Мамин-Сибиряк, произведение - “Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу”; жанр сказки - сказка о животных).
V. Этап закрепления новых знаний и способов действий.
- Постарайтесь сравнить героев сказки. Заполните, пожалуйста, таблицу 2: (работа в группах)
Таблица №2
Особенности героев сказки | ||
Параметры сравнения | Воробей | Ёрш |
Внешность героя | задиристый | сонный |
Характер героя | Весёлый, озорной, задиристый | Грустный, спокойной, сонный |
Отношения с другими героями | Дружит с трубочистом Яшей, поссорился с Ершом из-за червяка, мириться не хочет | Дружил с Воробьём, съел его червяка, обвинил Воробья в обмане |
Отношение автора к герою | Смеётся над Воробьём | Смеётся над Ершом |
Слова для справок: |
Проверка работ.
- Из-за чего возникла ссора у старых приятелях?
- Давайте перечитаем этот эпизод. Как должны звучать слова Воробья Воробеича? (гневно, торопливо, громко, с возмущением).
- А как должны звучать слова Ерша Ершовича? (спокойно, уверенно, с интонацией оправдания) (с.89-90)
- Как же помирились приятели?
- Что предложил Яша? Прочитайте его слова как он мирил маленьких озорников.(с.92)
Вывод учителя: главные герои разные внешне, с разными характерами, но их сближает дружба и уважительное отношение друг к другу.
VI. Этап обобщения и систематизации знаний.
- Сделаем краткое обобщение урока, ответив на два вопроса:
а) Назовите героев произведения.
б) Назовите главное слово, которое определяет отношение героев друг к другу (уважение).
Вывод -Сегодня мы поработали над произведением Д.Мамина Сибиряка. Мы увидели жизнь животных в сказке. У каждого живого существа на земле своя жизнь. Большая или маленькая, но единственная и своя, поэтому любую жизнь мы должны беречь и ценить.
Сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка можно читать и перечитывать, и каждый раз открывать для себя что – то новое. И я надеюсь, что вы ещё не раз перечитаете эти сказки.
2. Выставление оценок
VII.. Этап подведения итогов.
- Что понравилось на уроке?
- Что узнали нового?
- А кому было трудно?
VIII. Этап информации о домашнем задании С.94 № 12, 14 на выбор. Для успешного выполнения домашнего задания, используйте советы рассказчика в рабочей тетради на с.47
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока. Д. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»
Методическая разработка урока. 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века"...
Урок литературного чтения по теме: " Д.Н.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Конспект урока во 2 классе по УМК "Перспектива"...
Открытый урок по литературному чтению по теме "Д. Н. Мамин -Сибиряк Аленушкины сказки. Присказка" с использованием ИКТ.
Нельзя забывать, что одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизации образования - процесс оптимального использования современных информационных...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Д.Н.Мамин-Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу" 3 класс "Перспектива"
"Д.Н.Мамин-Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу"...
Урок литературного чтения Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича, 2 класс
Конспект урока литературного чтения Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича, 2 класс...
Урок литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Д Н. Мамин -Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича"
Урок литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Д.Н.Мамин - Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича" Презентация...