Юмор в произведении Е. И. Чарушина "Кабан"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Конспект урока по литературному чтению, 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 256.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по литературному чтению
I. Ф.И.О. Пахомова Зинаида Аипаловна
II. Класс: 4 УМК «Школа России»
III. Тема урока: Юмор в произведении Е.И. Чарушина «Кабан»
IV. Цель урока: расширить знания о жизни и творчестве Е. И. Чарушина; учить анализировать текст, пересказывать его; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление
2. Создать условия для развития универсальных учебных действий:
- Личностных – привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим)
- Познавательных – анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге
- Регулятивных – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
- Коммуникативных – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
3.Способствовать развитию интереса к литературному чтению как учебному предмету
5. Ожидаемые результаты: уметь прогнозировать содержание произведения, выделение основной мысли текста, умение читать вслух с постепенным увеличением темпа чтения
6. Технология: проблемно-диалогическая
7. Тип урока: открытие новых знаний
8. Формы работы: парная, фронтальная, групповая.
9. Используемые ресурсы:
- учебник «Литературное чтение» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
- учебник, тетрадь, листы бумаги, доска, проектор, экран, ноутбук
Ход урока
Этап урока | Цель этапа; виды деятельности | Экран | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный этап Приём «Ладошка к ладошке». | I. Организационный момент. - Добрый день, друзья! Я рада видеть вас, и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения! – Возьмитесь все за руки. У нас сегодня всё получится, всё будет хорошо. ... | Слайд 1 Дружно встали Раз, два, три. Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Наблюдать все дружно станем. Повернёмся влево, вправо, Получается на славу. Школе низко поклонимся, В ней учиться не ленимся. | Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность | П. - Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. К.- взаимодействуют с учителем во время обсуждения Высказывать свое мнение |
2.Этап проверки выполнения домашнего задания | На прошлом уроке мы читали рассказ М. М. Пришвина «Выскочка». Предлагаю вам вспомнить рассказ и выполнить тест по этому произведению «Выскочка» | Слайд 2. Варианты ответов | Предлагает задания на изученные способы действия, тест по прочитанному произведению | П. – Осознанные ответы на вопросы К. - Взаимодействуют с учителем во время опроса, Р. - Самоконтроль выполнения задания Р. - Определять степень успешности выполнения работы |
3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока | - Посмотрите внимательно на портрет. Что вы можете сказать о нём? - Послушайте рассказ о писателе, чьё произведение мы будем читать. Рассказывают, что, будучи шестилетним мальчиком, Женя решил под- ражать птицам и есть то же, что и они. Наелся «невообразимой гадости» — каши из грязного куриного корыта — и заболел брюшным тифом. Плавать научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост. Рассказывают, что, будучи шестилетним мальчиком, Женя решил под- ражать птицам и есть то же, что и они. Наелся «невообразимой гадости» — каши из грязного куриного корыта — и заболел брюшным тифом. Плавать научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост. Рассказывают, что, будучи шестилетним мальчиком, Женя решил под- ражать птицам и есть то же, что и они. Наелся «невообразимой гадости» — каши из грязного куриного корыта — и заболел брюшным тифом. Плавать научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост. Рассказывают, что, будучи шестилетним мальчиком, Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они. Наелся «невообразимой гадости» — каши из грязного куриного корыта — и заболел брюшным тифом. Плавать научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост. Отец Жени Чарушина был архитектором и художником. Ватман, тушь, краски - все это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов, и сам с увлечением рисовал. В отличие от отца, он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери. Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с миром природы, с миром зверей. Наблюдал их в лесу, на охоте и у себя дома. Игра «Завершите фразу». - О ком будет рассказ отгадайте загадку. Дикий зверь тропой бежит, То как хрюкнет, завизжит. С ним детишек караван, Этот зверь лесной – … (Кабан) - Что вы узнали про кабанов из загадки? - Как построим наш урок? | Слайд 3 Портрет Е. И. Чарушина Слайд 4
Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с... Е.И. Чарушин правдиво изображал животных, потому что... Из его книг можно узнать о... Художник, который рисует животных, называется... Слайд 5 Картинка кабана Слайд 5 Кто? Что написал? Жанр Тема Основная мысль Главные герои | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока в ходе побуждающего диалога. Предлагает послушать рассказ о писателе. Предлагает ответить на вопросы по услышанному тексту об авторе произведения | П. - «открывают» новое знание и П. - Выделять существенную информацию К. - Взаимодействуют с учителем во время побуждающего диалога К. - Слушать собеседника и учителя. Строить понятные для собеседника высказывания Р. - Контролируют правильность ответов обучающихся Р. – формулируют тему и задачи урока |
4.Этап усвоения новых знаний | Кто написал рассказ мы уже узнали? - Что написал Е. И. Чарушин? - Какой жанр? Тема рассказа? - Основная мысль? - Главные герои? Можем ли мы ответить на эти вопросы? - Прочитаем рассказ -Первичное знакомство с произведением. «Чтение с остановками»: - Почему автор пришел рано в зоосад? - Каким был олень марал Серёжка? - Какие звери были в зоопарке? - Опишите начальника – птицу. - Чего испугался художник? - Кто остановил кабанов? - Чем закончится рассказ? Физкультминутка | Слайд 6 Словарная работа: БАЛОВСТВО УНИМАТЬ СШИБИТЬ МАРАЛ СОПЕТЬ ГУСЬКОМ НЕБОСКРЕБ Дружно встали | после прочтения каждого абзаца учитель задает вопросы по содержанию текста и прогнозирует дальнейшие события | П. Чтение рассказа К. - взаимодействуют друг с другом и с учителем при решении общей задачи. Р. - Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения заданий Р. - Выдвигать версии, определять пути решения проблемы, планировать деятельность |
5.Этап первичной проверки понимания изученного | - Какое впечатление произвел на вас рассказ? -Можно ли назвать его юмористическим? - Как вы считаете, действительно ли нужно испытывать стыд в такой ситуации? - Может ли быть опасен ваш домашний любимец: кошечка или собачка? - В чём основная мысль этого рассказа? Составим план рассказа.
Что так сильно напугало художника? Что он увидел?
Как себя чувствует в это время автор?
Каким было состояние автора? | Слайд 7 1. «Интересно! Ничего не вижу!» 2. «Все из рук попадало!» 3. «Прощай, моя акварель!» 4. «Делать что-то надо!» 5. «Вспотел со страху!» | Задаёт вопросы после чтения текста Совместно составляют план текста | П. - Работают с учебником Р. -взаимоконтроль выполнения заданий Р. - Способность адекватной самооценки К. - Высказывают свое мнение К. - Взаимодействуют с учителем и друг с другом во время диалога |
6.Этап коррекции знаний и способов действий. | Я предлагаю поработать в группах. - Составим синквейн на тему: «Кабан» Кабан Громадный, беспокойный. Чавкает, хрюкает, защищается. У кабана есть клыки. Хищник. | Слайд 8 | Анализирует деятельность учащихся. Предлагает учащимся произвести самооценку деятельности Показывает свой пример | Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать Выслушивать ответы учеников Высказывать свою точку зрения К. - Высказывают свое мнение К. - Взаимодействуют с учителем и друг с другом во время диалога |
7.Этап информации о домашнем задании | Разноуровневые домашние задания | Слайд 9
| Определяет обязательный для всех уровень домашнего задания и по выбору | |
8.Этап рефлексии | Продолжи фразу… - Всем спасибо за урок. | Слайд 10 | Анализирует деятельность учащихся. | Проводят самооценку своей деятельности на уроке Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 классе."Сатира и юмор в рассказе В.Ю.Драгунского "Что любит Мишка". Внеклассное чтение "Денискины рассказы" В.Ю.Драгунского"
Урок литературного чтения + внеклассное чтение по рассказам В.Ю. Драгунского. Конспект урока, кроссворд, Материал с биографией писателя для уголка чтения, тест, иллюстрации островов и теплохода - для ...
Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: "Юмор в произведениях Н. Н. Носова. Рассказ "Живая шляпа" "
Во 2 классе учитель передаёт детям полностью логику основного метода работы с книгой (чтение-рассматривание) и с текстом (творческое чтение), учит алгоритмам действий до чтения, в процессе чтения и по...
Праздник юмора и смеха.
Накануне 1 апреля, когда принято шутить и смеяться, можно провести праздник, который прибавит хорошее настроение взрослым и детям. Нам для веселья нужны: юмор, шутки и конечно, смех...
Презентация "О воспитании с юмором и любовью"
Эта презентация поможет классному руководителю на родительском собрании поговорить с родителями о серьёзных вопросах воспитания с юмором и любовью....
"Юмор в произведениях В.Драгунского"
Проект по литературному чтению , 1 класс , на тему "Юмор в произведениях В.Драгунского"...
Юмор в литературном произведении В.Драгунского "Заколдованная буква"
Конспект урока, презентация по литературному чтению во 2 классе (Развивающая система Л.В. Занкова)...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Юмор в произведении Ю.Д.Владимирова "Чудаки".
Тема урока Юмор в произведении Ю.Д.Владимирова «Чудаки».Цель: познакомить учащихся с творчеством А. Введенского и Ю. Владимирова.Задачи с учётом ФГОС: *Предметные компетентости: обобщ...