Юмор в произведении Е. И. Чарушина "Кабан"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Пахомова Зинаида Аипаловна

Конспект урока по литературному чтению, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx256.48 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по литературному чтению

I. Ф.И.О. Пахомова Зинаида Аипаловна

II. Класс: 4     УМК «Школа России»

III. Тема урока: Юмор в произведении Е.И. Чарушина «Кабан»

IV. Цель урока: расширить знания  о жизни и творчестве Е. И. Чарушина; учить анализировать текст, пересказывать его; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление

2. Создать условия для развития универсальных учебных действий:

  • Личностных – привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим)
  • Познавательных –  анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге
  • Регулятивных – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
  • Коммуникативных – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями        коммуникации.

3.Способствовать развитию интереса к литературному чтению как учебному предмету

5. Ожидаемые результаты: уметь прогнозировать содержание произведения, выделение основной мысли текста, умение читать вслух с постепенным увеличением темпа чтения

6. Технология: проблемно-диалогическая

7. Тип урока: открытие новых знаний

8. Формы работы: парная, фронтальная, групповая.

9. Используемые ресурсы:

- учебник «Литературное чтение»  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

-  учебник, тетрадь, листы бумаги, доска, проектор, экран, ноутбук

Ход урока

Этап урока        

Цель этапа; виды деятельности

Экран

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1. Организационный этап   

Приём «Ладошка к ладошке».

I. Организационный момент.

- Добрый день, друзья! Я рада видеть вас, и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения!

– Возьмитесь все за руки. У нас сегодня всё получится, всё будет хорошо. ...

Слайд 1

Дружно встали

Раз, два, три.

Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим,

 Наблюдать все дружно станем.

Повернёмся влево, вправо, Получается на славу.

Школе низко поклонимся,

В ней учиться не ленимся. 

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

П. - Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

К.- взаимодействуют с учителем во время обсуждения

Высказывать свое мнение

2.Этап проверки выполнения домашнего задания

На прошлом уроке мы читали рассказ М. М. Пришвина «Выскочка». Предлагаю вам вспомнить рассказ и

выполнить тест по этому произведению «Выскочка»

Слайд 2.

Варианты ответов

Предлагает задания на изученные способы действия, тест по прочитанному произведению

П. – Осознанные ответы на вопросы

К. - Взаимодействуют с учителем во время опроса,

Р. - Самоконтроль выполнения задания

Р. - Определять степень успешности выполнения работы

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока

- Посмотрите внимательно на портрет. Что вы можете сказать о нём?

- Послушайте рассказ о писателе, чьё произведение мы будем читать.

Рассказывают,  что,  будучи  шестилетним  мальчиком,  Женя  решил  под-

ражать птицам и есть то же, что и они. Наелся «невообразимой гадости»  

каши  из  грязного  куриного  корыта  — и  заболел  брюшным  тифом.  Плавать

научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку

Вятку, держась за коровий хвост.

Рассказывают,  что,  будучи  шестилетним  мальчиком,  Женя  решил  под-

ражать птицам и есть то же, что и они. Наелся «невообразимой гадости»  

каши  из  грязного  куриного  корыта  — и  заболел  брюшным  тифом.  Плавать

научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку

Вятку, держась за коровий хвост.

Рассказывают,  что,  будучи  шестилетним  мальчиком,  Женя  решил  под-

ражать птицам и есть то же, что и они. Наелся «невообразимой гадости»  

каши  из  грязного  куриного  корыта  — и  заболел  брюшным  тифом.  Плавать

научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку

Вятку, держась за коровий хвост.

Рассказывают, что, будучи шестилетним мальчиком, Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они. Наелся «невообразимой гадости» — каши из грязного куриного корыта — и заболел брюшным тифом. Плавать научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост.

Отец Жени Чарушина был архитектором и художником. Ватман, тушь, краски - все это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов, и сам с увлечением рисовал.

В отличие от отца, он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери.

Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с миром природы, с миром зверей. Наблюдал их в лесу, на охоте и у себя дома.

Игра «Завершите фразу».

- О ком будет рассказ отгадайте загадку.

Дикий зверь тропой бежит,

 То как хрюкнет, завизжит.

С ним детишек караван,

Этот зверь лесной – … (Кабан)

- Что вы узнали про кабанов из загадки?

- Как построим наш урок?

Слайд 3

Портрет Е. И. Чарушина

img2.jpg

Слайд 4

  • Вот начало фразы, а вы ее продолжите.

Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с...

Е.И. Чарушин правдиво изображал животных, потому что...

Из его книг можно узнать о...

Художник, который рисует животных, называется...

Слайд 5

Картинка кабана

img7 (1).jpg

Слайд 5

Кто?

Что написал?

Жанр

Тема

Основная мысль

Главные герои

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока в ходе побуждающего диалога.

Предлагает послушать рассказ о писателе.

Предлагает ответить на вопросы по услышанному тексту об авторе произведения

П. - «открывают» новое знание и

П. - Выделять существенную информацию

К. - Взаимодействуют с учителем во время побуждающего диалога

К. - Слушать собеседника и учителя.

Строить понятные для собеседника высказывания

Р. - Контролируют правильность ответов обучающихся

 Р. – формулируют тему и задачи урока

4.Этап усвоения новых знаний

Кто написал рассказ мы уже узнали?

- Что написал Е. И. Чарушин?

- Какой жанр?

Тема рассказа?

- Основная мысль?

- Главные герои? Можем ли мы ответить на эти вопросы?

- Прочитаем рассказ

-Первичное знакомство с произведением. «Чтение с остановками»:

- Почему автор пришел рано в зоосад?

- Каким был олень марал Серёжка?

- Какие звери были в зоопарке?

 - Опишите начальника – птицу.

- Чего испугался художник?

- Кто остановил кабанов?

- Чем закончится рассказ?

Физкультминутка

Слайд 6

Словарная работа:

БАЛОВСТВО

УНИМАТЬ

СШИБИТЬ

МАРАЛ

СОПЕТЬ

ГУСЬКОМ

НЕБОСКРЕБ 

Дружно встали
Раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Наблюдать все дружно станем.
Повернёмся влево, вправо,
Получается на славу.
Школе низко поклонимся,
В ней учиться не ленимся.
Ну, теперь пора, садимся.

после прочтения каждого абзаца учитель задает вопросы по содержанию текста и прогнозирует дальнейшие события

П. Чтение рассказа

К. - взаимодействуют друг с другом и с учителем при решении общей задачи.

Р. - Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения заданий

Р. - Выдвигать версии, определять пути решения проблемы, планировать деятельность

5.Этап первичной проверки понимания изученного

- Какое впечатление произвел на вас рассказ?

-Можно ли назвать его юмористическим?

- Как вы считаете, действительно ли нужно испытывать стыд в такой ситуации?

- Может ли быть опасен ваш домашний любимец: кошечка или собачка?

- В чём основная мысль этого рассказа?

Составим план рассказа.

  • Как повел себя художник, увидев непрошеных гостей? Каким было его эмоциональное состояние? Прочитайте.
  • Понравилось ли это Сережке?

Что так сильно напугало художника? Что он увидел?

  • Какие чувства он испытывает?
  • Что он решает? Прочитайте, как описаны его действия.

Как себя чувствует в это время автор?

  • Что происходит в самый кульминационный момент? Прочитайте.

Каким было состояние автора?

Слайд 7

1.  «Интересно! Ничего не вижу!»

2. «Все из рук попадало!» 3. «Прощай, моя акварель!»

4.  «Делать что-то надо!»

5. «Вспотел со страху!»

Задаёт вопросы после чтения текста

Совместно составляют план текста

П. - Работают с учебником

Р. -взаимоконтроль выполнения заданий

Р. - Способность адекватной самооценки

К. - Высказывают свое мнение

К. - Взаимодействуют с учителем и друг с другом во время диалога

6.Этап коррекции знаний и способов действий.

Я предлагаю поработать в группах.

- Составим синквейн на тему: «Кабан»

Кабан

Громадный, беспокойный.

Чавкает, хрюкает, защищается.

У кабана есть клыки.

Хищник.

Слайд 8

Скриншот 30-03-2019 160749.jpg

Анализирует деятельность учащихся. Предлагает учащимся произвести самооценку деятельности

Показывает свой пример

Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать

Выслушивать ответы учеников

Высказывать свою точку зрения

К. - Высказывают свое мнение

К. - Взаимодействуют с учителем и друг с другом во время диалога

7.Этап информации о домашнем задании

Разноуровневые домашние задания

Слайд 9

  1. Выразительно читать текст на с. 96-99 учебника.
  2. По желанию: подготовить краткий пересказ; составить три-четыре вопроса к прочитанному тексту; подобрать к прочитанному тексту пословицы, загадки; нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа

Определяет обязательный для всех уровень домашнего задания и по выбору

8.Этап рефлексии

Продолжи фразу…

- Всем спасибо за урок.

Слайд 10

img17.jpg

Анализирует деятельность учащихся.

Проводят самооценку своей деятельности на уроке

Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе."Сатира и юмор в рассказе В.Ю.Драгунского "Что любит Мишка". Внеклассное чтение "Денискины рассказы" В.Ю.Драгунского"

Урок литературного чтения + внеклассное чтение по рассказам В.Ю. Драгунского. Конспект урока, кроссворд, Материал с биографией писателя для уголка чтения, тест, иллюстрации островов и теплохода - для ...

Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: "Юмор в произведениях Н. Н. Носова. Рассказ "Живая шляпа" "

Во 2 классе учитель передаёт детям полностью логику основного метода работы с книгой (чтение-рассматривание) и с текстом (творческое чтение), учит алгоритмам действий до чтения, в процессе чтения и по...

Праздник юмора и смеха.

Накануне 1 апреля, когда принято шутить и смеяться, можно провести праздник, который прибавит хорошее настроение взрослым и детям.  Нам   для веселья нужны:  юмор, шутки и конечно, смех...

Презентация "О воспитании с юмором и любовью"

Эта презентация поможет классному руководителю на родительском собрании поговорить с родителями о серьёзных вопросах воспитания с юмором и любовью....

"Юмор в произведениях В.Драгунского"

Проект по литературному чтению , 1 класс , на тему "Юмор в произведениях В.Драгунского"...

Юмор в литературном произведении В.Драгунского "Заколдованная буква"

Конспект урока, презентация по литературному чтению во 2 классе (Развивающая система Л.В. Занкова)...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Юмор в произведении Ю.Д.Владимирова "Чудаки".

Тема урока Юмор в произведении Ю.Д.Владимирова «Чудаки».Цель: познакомить учащихся с творчеством А. Введенского и Ю. Владимирова.Задачи с учётом ФГОС: *Предметные компетентости: обобщ...