"Времена года."
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Конспект урока по литературному чтению "Времена года".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_vremenam_goda.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Стихи о временах года»
Цели: познакомить учащихся со стихами разных авторов;
работать над четким проговариванием слов, над
техникой и выразительностью чтения; обучать
правильному построению ответов на поставленные
вопросы; расширять читательский кругозор;
воспитывать чуткое отношение к красоте природы.
Оборудование: запись пьесы П.И.Чайковского «Времена года», грамзаписи со стихами, выставка книг, детские рисунки, карточки с заданиями.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок. Внимание. Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза, положите голову на парты и повторяйте за мной:
Я в школе на уроке
Сейчас начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Я, как разведчик, все замечу.
Память моя крепка
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
II. Постановка цели.
Тема нашего урока: «Стихи о временах года». Мы уже много читали разных стихотворений. А вы знаете, какие стихотворения принято считать классикой, каких авторов? (Классиками литературы называют тех поэтов и писателей, чьи произведения прошли через годы, не потеряв своего значения для читателя)
III. Работа над четким проговариванием слов.
У. Сегодня у нас необычный урок. У нас расцвел волшебный цветок.
Во саду ли в огороде
Девица гуляла
Цветочки поливала.
Один цветочек сорвала
И нам в класс передала.
А цветочек не простой –
В нем каждый лепесточек расписной.
(Открывается доска, на ней «цветик- семицветик»)
Лепестки у этого цветка не простые, на обратной стороне задания. Давайте оторвем один лепесток и узнаем что же там. На первом лепестке нас ждут скороговорки.
Дети хором читают:
Ба-ба-ба – из окна торчит труба.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
За-за-за – уходи домой, коза.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Му-му-му – молоко кому?
Ре-ре-ре – метем сор во дворе.
Су-су-су – очень холодно в лесу.
Та-та-та – у нас в доме чистота.
Чу-чу-чу – молоточком я стучу.
IV. Работа над новым материалом.
Давайте возьмем следующий лепесток.
Загадка. Я раскрываю почки
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна
Зовут меня …
Д. Весна
У. Правильно, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа оживает, просыпается после зимнего сна. Посмотрите на рисунок весенней природы. А какие весенние месяцы вы знаете?
Д. Март, апрель, май.
У. Молодцы. А теперь поднимите руку те, кто приготовил стихи о весне.
(Ученики читают стихи о весне.)
А теперь давайте послушаем стихотворение Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится».
У. С кем сравнил автор зиму?
Д. Со злой ведьмой.
У. Как ласково автор называет весну?
Д. Прекрасное дитя.
У. Молодцы. И мы с вами берем второй лепесток. На нем загадка:
Оно за весною
К нам в гости идет,
С собою приносит
Немало забот.
Горячие, долгие
Дарит деньки,
Чтоб зрели скорей
На полях колоски.
У. О каком времени года говорится в загадке?
Д. О лете.
У. Что вы знаете о лете? (На доске вывешивается рисунок «Лето»)
Д. Летом солнце восходит рано. На землю оно посылает много тепла. Дождь летом теплый. Тепло и влага влияют на рост растений.
У. Молодцы. А теперь послушаем тех, кто приготовил стихи о лете.
(Учащиеся читают стихи о лете.)
У. Как вы думаете, с каким чувством автор говорит о лете? Почему автор назвал ромашки – снегом?
Давайте послушаем отрывок из произведения П.И. Чайковского.
А теперь нас ждет следующий лепесток.
V. Физкультминутка
1) Мы немножко отдохнем
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели,
Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети
А теперь все дружно встали,
Великанами мы стали.
2) Упражнение для глаз.
«Соринка», «Часики», «Разведчики» и др.
3) Раз-два, выше голова
Три-четыре, ноги шире
Пять-шесть, тихо сесть
Семь-восемь, лень отбросим.
VI. Продолжение работы над темой урока.
У. Вот мы и отдохнули. Возьмем лепесток нашего цветка.
Загадка. Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я …
Д. Осень.
У. Что мы знаем о ней? (На доске рисунок «Осень»)
Д. Осенью солнце уже не греет как летом. Часто идут дожди, а иногда и снег. Ветер холодный. Птицы улетают в теплые края. Листья желтеют. В это время года дети идут в школу.
У. Какие осенние месяцы вы знаете?
Д. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
У. Молодцы. А сейчас мы послушаем тех, кто приготовил стихи про это время года.
У. Какое настроение у автора? Поэт нарисовал картину унылую или красочную?
(Ответы детей.)
А теперь послушаем отрывок из произведения П.И. Чайковского.
У. Возьмем следующий лепесток.
Загадка. Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит девица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
Д. Конечно же это зима.
У. Какие зимние месяцы вы знаете?
Д. Декабрь, январь, февраль.
У. Какие праздники бывают зимой?
Д. Новый год, рождество, святки.
У. Какие явления природы наиболее характерны для зимы.
Д. Зимой солнце светит мало. Выпадает снег, замерзают водоемы, на окнах ледяные узоры.
У. Посмотрите на картину зимы.
Тихо пришла зима, как в сказке за одну ночь построила она свой серебряный дворец, покрыв снегом поля, деревья, дома, замостив лужи, озера и реки. Зимние краски скромны. Белый цвет снега, голубой неба, черный деревьев. Природа спит под снежным покрывалом.
А теперь послушаем тех, кто приготовил стихи о зиме.
(Учащиеся читают стихи)
А.А. Фет «Чудная картина»
Стихотворение не многословно, в нем всего несколько строчек, но они легки и точны.
И.С. Никитин «Встреча зимы»
У. С каким чувством поэт встречает зиму?
Д. С чувством радости, ожидания чуда.
У. А что вы ждете от зимы?
Д. Зимних забав: катания на горке, на лыжах и коньках. И конечно же новогодние праздничные подарки.
А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета»
У. Какой характер у зимы в этом стихотворении?
Д. Радостный, легкий. Мальчишки веселятся, важный гусь ходит по льду.
У. Давайте послушаем музыкальный отрывок из произведения П.И. Чайковского «Времена года».
VII. Викторина загадок.
У. Какое задание нам приготовил цветок? Сейчас мы проведем викторину. (см. Приложение)
VIII. Домашнее задание.
Ребята, посмотрите, какие книги стоят на нашей выставке. Здесь книги русских и зарубежных писателей, которые есть в нашей школьной библиотеке. К следующему уроку вы прочтете одну из литературных сказок.
IX. Итог урока.
«Всему свое время», – говорят в народе. Так уж в природе устроено, что одно время года сменяет другое и происходит это постепенно. Хочется закончить наш урок стихотворением С.Я. Маршака «Круглый год».
В заключение нашей встречи мне хочется поблагодарить вас за работу. Я думаю, что вы не раз в течение своей жизни откроете томик любимых стихов и прочтете их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ориентирование во времени: время года "Осень". Признаки времени года".
Коррекция и развитие сенсорных процессов и психомоторики учащихся....
4 класс: Погода. Времена года. Будущее время.
В данном материале представлены задания для закрепления тем: "Погода", " Времена года", " Будущее время". Учащиеся, выполняя задания отрабатывают лексико-грамматические навыки....
4 класс: Погода. Времена года. Будущее время.
В данном материале представлены задания для закрепления тем: "Погода", " Времена года", " Будущее время". Учащиеся, выполняя задания отрабатывают лексико-грамматические навыки....
"Времена года. Смена времен года"
Конспект урока с использованием ИКТ "Времена года. Смена времен года"...
Занятие кружка "Мы и окружающий мир" по теме "Времена года. Когда я родился. Признаки времён года"
Занятие проходит в 1 классе и призвано: познакомить детей с отличительными особенностями времен год по внешним признакам, особенностям климата; развивать логическое мышление, творческие сп...
Проверочная работа № 3 Раздел «Вселенная, время, календарь» Тема: «Времена года»
Материал для проверки усвоения знаний по изученной теме....
Внеурочное занятие по английскому языку для 1-2 класса (первого года обучения) "Времена года"
Задачи: повторение и закрепление лексики по темам «Цвета»; изучение новой лексики по теме: «Времена года»; формирование умение понимать на слух речь учителя и одноклассников;развит...