Урок литературного чтения во 2 – Б классе. Научно-популярный текст Н. Сладкова «Они и мы».
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Цели:
1. Познакомить учащихся с новым разделом.
2. Развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения.
3. Прививать любовь к животным и интерес к чтению.
УУД: Познавательные:
• ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; находить ответы на вопросы в тексте;
• извлечение необходимой информации из текстов различных жанров, из иллюстраций;
• сознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
• использование знаково – символических средств;
• анализ объектов с целью выделения существенных признаков;
• установление причинно-следственных связей;
• умение анализировать, делать выводы, строить доказательства.
• самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Личностные:
• умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм;
• развитие готовности к сотрудничеству;
• интерес к общему делу;
Регулятивные:
• определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
• умение прогнозировать текст;
• умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
• слушание и понимание речи других;
• умение работать в парах, умение договориться.
Оборудование: выставка работ к проекту о братьях наших меньших
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_kirilyuk_s.m.docx | 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 – Б классе
УМК «Школа России»
Урок открытия новых знаний
Тема: Научно-популярный текст Н. Сладкова «Они и мы».
Учитель : Кирилюк С.М.
Цели:
1. Познакомить учащихся с новым разделом.
2. Развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения.
3. Прививать любовь к животным и интерес к чтению.
УУД:
Познавательные:
• ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; находить ответы на вопросы в тексте;
• извлечение необходимой информации из текстов различных жанров, из иллюстраций;
• сознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
• использование знаково – символических средств;
• анализ объектов с целью выделения существенных признаков;
• установление причинно-следственных связей;
• умение анализировать, делать выводы, строить доказательства.
• самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Личностные:
• умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм;
• развитие готовности к сотрудничеству;
• интерес к общему делу;
Регулятивные:
• определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
• умение прогнозировать текст;
• умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
• слушание и понимание речи других;
• умение работать в парах, умение договориться.
Оборудование: выставка работ к проекту о братьях наших меньших
ХОД УРОКА Организационный момент. I Упражнение на развитие мышления и речи, расширения поля зрения, развитие левого и правого полушарий.
II Речевая разминка (Слайд 5) Все-все, все на свете, на свете нужны! И мошки не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись без чудищ нелепых И даже без хищников, злых и свирепых! Б.Заходер - Прочитайте стихотворение «про себя». - Кто его автор? - Прочитайте стихотворение выразительно. III Самоопределение к деятельности (Слайд 6) - О ком это стихотворение? -Что хотел сказать автор? - Можете ли вы предположить о чем пойдет речь на уроке? -Тема нового раздела, который мы сегодня начинаем изучать зашифрована на слайде. -Кто прочитал? - Кто догадался, кого называют «Братьями нашими меньшими»? (Животных.) - Как вы понимаете здесь слово «меньшие»? Почему меньшие? Разве бегемот или жираф меньше нас? (Животные меньшие по разуму. Они не умеют думать, говорить. Они слабее и беззащитнее нас.) - Что подчеркивается словами «наши братья»? (Те, кто живет рядом с нами. Те, кто требует от нас особой заботы и ухода.) - Какие животные требуют от нас особой заботы и ухода? (Домашние животные. Животные живого уголка. Животные, которые живут в зоопарках. Они не умеют самостоятельно добывать корм.) - Сегодня мы поговорим о животных. -Откройте учебник на стр. 125 и прочитайте чему мы научимся, изучая новый раздел. IV. Создание психологического настроя на восприятие текста Прежде, чем прочитать текст вступительной статьи к разделу, я хочу познакомить вас с заставкой к любимой передаче моей семьи (и я думаю ваши родители и бабушки –дедушки тоже ее любили) – это передача «В мире животных» Аранжировку придумал французский композитор Поль Мориа. - Какие чувства вы испытали, просматривая заставку? (Восхищение красотой природы, гармонии, страха за животных) V Работа над новым материалом 1. Сообщение о Сладкове 2 Прогнозирование чтения Прочитайте ее название. («Они и мы») -Кого это имеет в виду автор, когда говорит: «они»? (Автор имеет в виду животных.) Кого это имеет в виду автор, когда говорит: «мы»? (Автор имеет в виду людей.) - Как вы думаете, о ком этот текст? (О животных и людях, об отношении людей к животным.) 3 Словарная работа (Слайд 7) - Верны ли наши предположения, мы убедимся, когда прочитаем текст. Но сначала уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте. Какой словарь поможет нам растолковать значение непонятных слов? (Толковый словарь.) 4 . Первичное чтение текста (учителем). - Сейчас я прочитаю текст, а вы внимательно слушайте. 3. Повторение о том, что такое научно-познавательный текст (научно-популярный стиль текста) и художественный текст. Проверка первичного восприятия текста -Какой текст прослушали: художественный или научно-познавательный? (Научно-познавательный.) -Докажите, что это научно-познавательный текст. (В научно-познавательном тексте автор не передает свои чувства и переживания, он сообщает только факты, сведения о жизни животных. В таком тексте много познавательного материала.) - Подумайте, какие факты сообщает нам автор? (Животные живут в лесах, полях, болотах). А чем отличается художественный текст от научно-познавательного? (В художественном тексте автор передает свое отношение к герою, вызывает у читателя сочувствие, переживание за его судьбу, желание помочь ему в трудной ситуации.) - Как вы думаете, для чего автор создал такой текст? (Чтобы дать знания об окружающем мире.) VI Физкультминутка VII. Закрепление изученного материала. 5) Вторичное чтение текста (детьми) - Прочитайте текст «жужжащим» чтением вполголоса, по «цепочке» 6) Работа по содержанию текста - Что это за существа в перьях? (Это птицы.) - Что за существа в чешуе? (Это рыбы.) - Что за существа в шерсти? (Это звери.) - Как назвать этих существ одним словом? (Животные.) 7) Работа в группах (слайд 13) 1 группа Как называет автор животных? (странные существа, братья наши меньшие, соседи и земляки) -А почему автор называет животных нашими соседями и земляками? (Соседи потому, что живут рядом с нами много тысячелетий. Земляки потому, что живут с нами на одной земле, на одной планете.) 2 группа Что связывает нас и животных? (Жизнь.) 3 группа Какое главное правило при общении с природой предлагает нам писатель? («Не навреди!») - Как человек может навредить животным? (Люди загрязняют водоемы, воздух. Еще выбрасывают на улицу маленьких котят, щенков. Они становятся бездомными.) - Скажите, а в жизни приходилось ли вам видеть бездомных животных, приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда люди обижали животных? (Ответы детей) - Почему, по-вашему, писатели обращаются к этой теме? (Много людей жестоких и равнодушных, которые обижают животных или просто проходят мимо.) - Можем ли мы как-то помочь животным? (Да. Можно взять хотя бы одного маленького котенка домой и заботиться о нем: кормить его, лечить. Нужно пожалеть их, проявить к ним сострадание, ведь они маленькие и беззащитные. Можно подкармливать птиц зимой.) - Сделайте вывод, как же нужно относиться к животным, чтобы им не навредить? Что нужно для этого делать? (Слайд 8) Вывод: нужно любить животных, заботиться о них, кормить их, не засорять и не загрязнять водоемы и воздух. Общение с животными положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче. VIII. Обобщение работы над проектом. (Слайд 9) 3. Работа VI Рефлексия (Слайд 14) - Поднимите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
Оцените свою работу на уроке: • Желтый: на уроке мне было интересно. У меня все получилось. • Зеленый: на уроке мне было интересно, но были трудности. • Красный: на уроке мне было неинтересно, скучно. Я не справился с заданием. VII Подведение итогов урока - Какой раздел мы начали изучать сегодня? («Братья наши меньшие») - Нравится ли вам, что в учебнике есть такой раздел? Почему? Чему нас учит этот раздел? (Заботится о животных, жалеть их.) VIII Домашнее задание (Слайд 15) Читать выразительно на с. 126 – 127, ответить на вопросы.
|
_____________________________________________
Работа в группе. Проведите исследование.
Найдите русские народные сказки о животных. Запишите 10 названий сказок и их главных героев. Для этого пролистайте страницы учебника «Литературное чтение. Часть 1», найдите книги в школьной и домашней библиотеке, в сети интернет.
Внесите данные в таблицу 1
Название сказки | Главные герои |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
3. | |
4. | |
5 | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. | |
10. |
Составьте таблицу 2. Какое животное сколько раз встречается в сказках?
Название животного | кол-во раз | Название животного | кол-во раз |
1 | 11 | ||
2 | 12 | ||
3 | 13 | ||
4 | 14 | ||
5 | 15 | ||
6 | 16 | ||
7 | 17 | ||
8 | |||
9 | |||
10 |
Сделайте вывод о том, какие пять животные чаще всего являются героями русских народных сказок.
Вывод: Чаще всего героями русских народных сказок являются__________________,
___________________, ___________________, _____________________, _____________.
Николай Иванович родился в Москве,
но всю жизнь прожил в Ленинграде.
С детства любил природу и интересовался ею. Со 2-ого класса начал вести дневник, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения.
Всю жизнь писатель был защитником природы.
Его произведения помогают людям ценить и любить природу, её красоту, видеть необыкновенное в природе своими глаза
Выдумщик, сказочник, натуралист
1 группа
Как называет автор животных?
2 группа
Что связывает нас и животных?
3 группа
Какое главное правило при общении с природой предлагает нам писатель?
1 группа
Как называет автор животных?
2 группа
Что связывает нас и животных?
3 группа
Какое главное правило при общении с природой предлагает нам писатель?
1 группа
Как называет автор животных?
2 группа
Что связывает нас и животных?
Работа в группе. Проведите исследование.
Найдите басни о животных. Запишите 10 названий басен и их главных героев. Для этого пролистайте страницы учебника «Литературное чтение. Часть 1», найдите книги в школьной и домашней библиотеке, в сети интернет.
Внесите данные в таблицу 1
Название басни | Главные герои |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
3. | |
4. | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9. | |
10. |
Составьте таблицу 2. Какое животное сколько раз встречается в баснях?
Название животного | кол-во раз | Название животного | кол-во раз |
1 | 11 | ||
2 | 12 | ||
3 | 13 | ||
4 | 14 | ||
5 | 15 | ||
6 | 16 | ||
7 | 17 | ||
8 | |||
9 | |||
10 |
Сделайте вывод о том, какие пять животных чаще всего являются героями басен.
Вывод: Чаще всего героями басен являются__________________, __________________,
_________________, _____________________, ___________________________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс "НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ"
Открытый урок...
статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...
Смысловое чтение научно-популярных текстов на уроках литературного чтения», с.113
УДК 373.3 СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ©2020 Макарьева Л.Г., учитель начальных классов, Хрипченко М.А., учитель начальных классов, Государственное бюд...
Рабочий лист к уроку литературного чтения. 2 класс. Работа с текстом. УМК «Перспектива»
Рабочий лист к уроку литературного чтения. 2 класс. Работа с текстом. УМК «Перспектива»...
Рабочий лист к уроку литературного чтения. 3 класс. Работа с текстом.
Рабочий лист к уроку литературного чтения. 3 класс. Работа с текстом....
Рабочий лист к уроку литературного чтения. 3 класс. Работа с текстом.
Рабочий лист к уроку литературного чтения. 3 класс. Работа с текстом....
Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...