Урок литературного чтения в 4 классе. "Жанр-сказка" Х.К. Андерсена "Дикие лебеди"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Урок литературного чтения в 4 классе. "Жанр-сказка" Х.К. Андерсена "Дикие лебеди"
Цель урока: Обобщение знаний учащихся по сказке Х.К. Андерсена “Дикие лебеди”. Продолжить исследовательскую работу над сказкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_urok_po_skazke_andersena_dikie_lebedi.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе.
"Жанр-сказка" Х.К. Андерсена "Дикие лебеди"
Цель урока: Обобщение знаний учащихся по сказке Х.К. Андерсена “Дикие лебеди”. Продолжить исследовательскую работу над сказкой.
Задачи урока:
Образовательные :
обобщить знания по теме «Характеристика героя, моделирование обложки книги, работа с сюжетом произведения»;
Развивающие:
развивать образное мышление, речь, критическое мышление.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к времени, навыки сотрудничества.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайды по теме.
Формирование УУД:
- личностные действия: уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным, корректным.
- регулятивные действия: уметь планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;
- познавательные действия: уметь переводить одни единицы времени в другие, решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события.
- коммуникативные действия: уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу, обогащать связную речь
По структуре это урок активного поиска. Реализуются такие его этапы:-организация класса, мотивация -выход на запланированные выводы -решение проблемных ситуаций, поиск ответов на поставленные вопросы -подведение итогов.
• наглядные (мультимедийная презентация этапов урока, карточки для индивидуальной работы и командной работы);
• методы устного и письменного контроля и самоконтроля. В ходе урока используются различные формы работы учащихся: - командная; - парная.
Цели:
Продолжение знакомства с произведением Х.К. Андерсена “Дикие лебеди”;
Работа над техникой и выразительностью чтения;
Развитие внимательности, памяти, умения работать с художественным текстом, производить его анализ и делать верные выводы;
Расширение и обогащение словарного запаса обучающихся;
Воспитание интереса к предмету и таких качеств характера как, трудолюбие и доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование: учебник, толковые словари, иллюстрации к сказке, портрет автора и ФИО, карточки со словарными словами (грифель, хижина, минуло, утес, чары, покои, епископ, холст, шествие), одноименный м/ф, выставка книг Х.К. Андерсена.
Ход урока
I. Оргмомент.
В жизни много интересного
Но пока нам неизвестного.
Будем думать и читать
И о многом узнавать.
II. Повторение изученного.
(Работа в группах)
Соедините половинки пословиц, прочитайте и объясните смысл выбранной одной пословицы.
Добрые умирают, а дела их живут.
Добрый человек всегда правдой живет.
Добрые слова лучше мягкого пирога.
Доброе дело без награды не останется.
Доброе слово слаще мёда.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
-Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня на уроке мы отправимся в необыкновенное путешествие.
А сейчас закройте глазки и внимательно послушайте.
Звучит музыка(Аудиозапись «В гостях у сказки»). Чтение стихотворения под музыку (учителем)
О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев у кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят … сказки.
– Итак, куда мы отправляемся? (В сказку)
-Ребята отгадайте загадку.
Легенда, преданье народное,
Ребята ее обожают.
Родители, если свободные,
Ее тебе на ночь читают.
(Сказка.)
О каком литературном жанре пойдет речь сегодня на уроке?
- Любите ли вы читать сказки?
– А что такое сказка? (Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает. Сказка всегда чему-то учит)
- На какие группы МОЖНО поделить сказки? (Народные и литературные –авторские).
- А еще? (Волшебные, бытовые, о животных).
- С какими сказками мы познакомились в этом году, но не просто вспомните автора и название, определите, к какой группе они относятся? (П.П. Ершов. “Конек-Горбунок” – литературная, волшебная; В.М. Гаршин. “Лягушка путешественница” – литературная, о животных).
- Молодцы.
- Над каким произведением мы работаем сейчас? (“Дикие лебеди”).
- А кто ее написал? (Х.К. Андерсен).
(Открыть одну часть доски: портрет, ФИО, название сказки).
-Мы с вами прочитали сказку, понравилась ли она вам?
-Всё ли мы узнали о героях этой сказки?
-Какие цели поставим на уроке?
- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с данным произведением, будем работать над техникой и выразительностью чтения, развивать умение
работать с художественным текстом, проводить его анализ и делать верные выводы.
III.Тест:
Сейчас вы проверите свои знания об авторе, выбираете только номер ответа:
В какой стране жил великий сказочник?( ДАНИЯ)
Швеция;
Германия;
Дания.
В каком возрасте мальчик научился читать?(В 4 ГОДА)
В 4 года;
В 7 лет;
В 9 лет.
Где учился Ханс Кристиан? (В ШКОЛЕ ДЛЯ БЕДНЫХ)
В лицее;
В пансионе;
В школе для бедных.
Какое произведение не принадлежит перу Х.К. Андерсена? («ЗОЛОТОЙ ГУСЬ»)
“Гадкий утенок”;
“Золотой гусь”;
“Снежная королева”.
Как объявлен день рождения Андерсена, 2 апреля? (МЕЖДУНАРОДНЫМ ДНЁМ ДЕТСКОЙ КНИГИ)
Международным женским днем;
Международным днем детской книги;
Днем Святого Валентина.
(31322).
- Какое получили число? (Пятизначное – 31.322).
- Найдите сумму выбранных ответов и узнаете, в каком возрасте Ханс остался без отца и стал зарабатывать на жизнь.
-Да, в 11 лет он остался без отца, а в четырнадцать лет Андерсен покинул родной дом и отправился в Копенгаген искать счастья на подмостках сцены,
но упорные попытки стать актером, танцором, певцом не привели к успеху. Андерсен не унывал и решил писать пьесы. К слову сказать, он был почти неграмотным, пришлось пойти учиться в школу. В 17 лет он сел за школьную парту вместе с второклассниками, в 22 года — стал студентом университета.
IV. Анализ произведения.
– Понравилась ли вам эта сказка? Чем?
– Какие основные чувства вызывает сказка? (Грусти, жалости, боли; и радости, связанной с теми чудесами, которые происходят в сказке)
– Покажите на примерах. (грусть и жалость, когда мачеха расправляется с братьями, жестоко обращается с Элизой, а радость за то, что Элизе удаётся выдержать испытание и спасти братцев)
– Где и с кем происходят события, описанные в сказке?
- Найдите и прочитайте абзац, в котором говорится о семье короля .
- Какими представляет автор принцев и Элизу?
– А что мы можем сказать о детях, семье, об атмосфере этого дома? (Уважение, доброе отношение друг к другу, во дворце царит атмосфера дружбы, согласия, любви)
– Да, в первых же фразах сказки звучит мотив радостный, светлый, связанный с красотой.
- Как в литературе называется такое вступление? (Экспозиция).
- Что следует дальше? (Завязка – начало событий).
- Зачитайте.
– Почему принцы не превратились в чёрных воронов, как хотела этого злая мачеха, а превратились в прекрасных лебедей? (Душа у них светлая, добрая, они остались прекрасны благодаря их духовному богатству)
- С каких слов начинается развитие событий? Зачитайте.( 2-я часть, чтение 3-го абзаца).
– А затем мотив сказки становится каким? (Грустным, печальным)
– Какие же испытания выпали на долю Элизы после того, как двор покинули её братья? (королева увидела, как прекрасна её падчерица и ещё больше возненавидела Элизу)
– Какой видит автор мачеху? (Злой, с холодным сердцем. Зло внутри её в виде низких чувств и мыслей)
– Мы сказали, что мачеха – чёрная душа, доказали это на примере того, как она расправилась безжалостно с принцами.
- Какая встреча изменила дальнейшую судьбу Элизы? (встреча со старушкой)
Найдите и прочитайте. (2гл. 1 и 2 абзац)
- А как вы думаете, это было случайностью? Почему?
- Кто из братьев поведал сестре о своей печальной участи? (самый старший) Как в литературе называется речь одного человека? (Монолог).
- А вот как это выглядит в экранизации одноименного м/ф.
Просмотр эпизода м/ф (рассказ братьев о своей жизни в другой стране).
V.Работа в печатных тетрадях.
-Вы просмотрели этот эпизод, а сейчас поработайте в печатных тетрадях и ответьте на вопросы зад.5
VI. Физминутка
Вот и мы зажмурим глазки, досчитаем до 5-ти и представим себя птицами.
Вот и утро! Хватит спать! (Одна рука вверху, махи руками).
Перед тем, как вылетать,
Надо крылышки размять.
Вверх крыло, вниз крыло,
А теперь наоборот!
Крылья в стороны разводим,
А лопатки вместе сводим.
Вправо – влево наклонились,
И вперед назад прогнулись.
А теперь на месте ходим,
Но от парты не отходим.
Снова сесть за парты рады
Приступать к работе надо.
-Какой придумали способ взять сестру с собой принцы? Почему вдруг лебеди устремились вниз?
- Кто помогал Элизе в снятии чар с братьев? (Фея Фата-Моргана).
Инсценирование эпизода встречи с феей (проверка д/з)
-Какие трудности ей пришлось пережить, чтобы выполнить наказ феи?
-Как было снято проклятье? Зачитайте.
Так же как и братья, Элиза добра, чиста, богата душевной внутренней красотой. Она не стала глупой и ленивой, безобразной, и сердце её не стало злым.
- Ребята, как называется момент наивысшего напряжения в произведении? (Кульминация).
- Давайте выразительно, соблюдая все знаки препинания и интонацию, перечитаем этот момент.
– Испытания Элиза выдержала достойно, до конца сказки во всех испытаниях она ни в чём не изменила себе. В этой молчаливой стойкости принцессы, в её поведении раскрывается её твёрдость характера, и она стойко переносит все испытания.
И вот произошло долгожданное чудо! Как заслуженная награда за стойкость, мужество и преданность.
/просмотр отрывка м/ф «Дикие лебеди»/
Чем заканчивается сказка? Как называется эта часть текста? (развязка)
– Отдельным ребятам было предложено дома сделать следующее задание – придумать продолжение сказки. Давайте их послушаем.
VIII. Обобщение.
– Какие на ваш взгляд, основные чувства вызывает эта сказка? (В сказке необычайно трогательна непоколебимая преданность сестры братьям)
– Что хотел автор донести в сказке до читателя? (В человеке изначально заложено добро и зло, и он сам делает выбор, каким ему быть)
- Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожеланье «В добрый час».
Доброта - она от века
Украшенье человека…
-И в сказке, и в жизни между мирами Добра и Зла идёт постоянная борьба, противопоставление друг другу.
-Какого персонажа вы отнесёте к миру зла?
-А к миру добра?
-Составим сравнительную характеристику двух миров, опираясь на персонажей сказки: Элизу и мачеху.
МИР ДОБРА МИР ЗЛА
ЭЛИЗА МАЧЕХА
ЛЮБОВЬ НЕНАВИСТЬ
НЕЖНОСТЬ ЖЕСТОКОСТЬ
ЛАСКА ХИТРОСТЬ
КРАСОТА ЭГОИЗМ
ПРЕДАННОСТЬ РАВНОДУШИЕ
ОТЗЫВЧИВОСТЬ КОРЫСТЬ
-Испытания Элиза выдержала достойно, до конца сказки во всех испытаниях она ни в чём не изменила себе. В этой молчаливой стойкости принцессы, в её поведении раскрывается её твёрдость характера.
-Как вы думаете, чего в сказке больше?
-Задумайтесь, какие черты характера есть в вас?
-В сказках Добро всегда побеждает. Всегда ли так бывает в жизни?
-Почему в жизни часто происходит наоборот?
-Как вы думаете, есть ли сейчас в нашей жизни такие персонажи, как Элиза? Где вы о них слышали? Где вы с ними встречались?
-Спасибо за ваши мысли и высказывания. Кого-то вы смогли переубедить, кто-то остался при своём мнении. Самое главное, что каждый из вас задумался, а это уже хорошо.
Рефлексия (Регулятивные саморегуляции, коммуникативные)
Поделитесь своим мнением: (слайд 4)
-Сегодня на уроке я узнал…
-Меня удивило…
-Мне захотелось…
- Продолжите фразу «Сегодня на уроке я…», используя выражения:
- узнал, заинтересовался…
- научился, смог…
- могу похвалить себя и своих товарищей за …
IX. Итог урока
– Итак, мы подошли к концу нашего необыкновенного путешествия по сказке. Но это не последнее путешествие, оно будет продолжаться всегда, всю вашу жизнь.
– Кем для вас стал Х.К. Андерсен?
– Андерсен стал верным другом и добрым советчиком всех детей на земле, а значит и всех людей. Потому что все взрослые были когда-то детьми. В сказках Андерсена заложено много мудрых и глубоких мыслей, они доставляют нам радость всегда – до самой глубокой старости.
В этих сказках рядом живут слёзы и смех, горе и радость – всё как в настоящей жизни. Андерсен был великий сказочник и отлично понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. А жизнь этот необыкновенный человек знал очень хорошо. И не случайно великому сказочнику, “КОРОЛЮ СКАЗОК”, в столице Дании Копенгагене воздвигнут памятник.
V. Домашнее задание
– Какая часть литературного произведения отсутствует в сказке Андерсена. (Эпилог.)
– Что называют эпилогом? (Заключительную часть произведения, которая следует после развязки.)
– Дома вам предлагается выполнить следующее задание – придумать эпилог к сказке Андерсена «Дикие лебеди».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературного чтения по теме: И.А. Крылов. Басни. « Лебедь, Щука и Рак»
Урок литературного чтения в 4 классе при изучении темы " Басни"....
Презентация к уроку литературного чтения Жанровые особенности русской народной сказки "Гуси - лебеди"
Материал содержит компьютерную презентацию к уроку....
Урок литературного чтения по теме: «Басня И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»
Методическая разработка урока литературного чтения с использованием презентации, 2 класс, УМК "Школа России" по теме «Басня И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»...
Урок литературного чтения во 2 классе И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"
Урок литературного чтения во 2 классеИ.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"Цель:познакомить со спецификой басни как жанра на примере произведений Крылова и Толстова;познакомить с произведением И. А. К...
Урок литературного чтения по теме: "Произведения Л.Н. Толстого «Лебеди», «Зайцы»."
Цель урока: ввести понятия о рассказах научно – познавательных и художественных; сравнить жанры научно – познавательного и художественного рассказов; научить работать с научно – познавательным т...
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе И. А. Крылов "Лебедь, щука и рак"
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе И. А. Крылов "Лебедь, щука и рак"...
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе. "Жанр-сказка" Х.К. Андерсена "Дикие лебеди"
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе. "Жанр-сказка" Х.К. Андерсена "Дикие лебеди"...