Конспект урока по литературному чтению В.Драгунский "Тайное всегда становится явным"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению для 2 класса по программе Школа 2100
В.Драгунский "Тайное всегда становится явным"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse.docx | 47.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения во 2 классе,
разработанного в соответствии с технологией критического мышления.
Автор: Иконникова Любовь Михайловна, учитель начальных классов МБУООШ №7 г. Тольятти.
Тема урока: Произведение Виктора Юзефовича Драгунского "Тайное всегда становится явным".
Цель урока: развивать умение мыслить предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом.
Задачи:
- познакомить учащихся с рассказом В. Драгунского "Тайное всегда становится явным";
- развивать умение активно воспринимать учебный материал: анализировать поступки героев, прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора, составлять план художественного текста;
- формировать коммуникативные навыки работы в группе;
- воспитывать честность, правдивость.
Ход урока.
Стадии урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приемы работы |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Организационный момент. | - Ребята, я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. Думаю, что урок сегодня принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
- С каким настроением начинаем урок? -Что ждёте от урока? - Какие качества характера вам помогут в этом? (Трудолюбие, внимание, усидчивость, мышление). -Я уверена у вас все получится! Я желаю вам удачи. | - Учащиеся проговаривают стихотворение - правила поведения на уроке: "На уроке я не прячусь, | |
2. Вызов. | Выявление у учеников уже имеющихся знаний. Сегодня мы познакомимся с с произведением "Тайное всегда становится явным", автор которого уже известный вам В. Драгунский. Какие ассоциации вызывает у вас название произведение? Давайте соберем "корзину идей". (Учитель задает вопросы, учащиеся высказывают свои предположения.) Вопросы учителя:
| Вспоминают и анализируют имеющиеся знания по данной теме. Строят предположения о содержании текста, исходя из заголовка. Публично демонстрируют свои знания. | Составление списка известной информации по вопросам. Поиск ответов на поставленные вопросы. |
3. Осмысление. | Стимулирование интереса обучающихся к теме: - Ребята, сейчас мы приступаем к чтению текста. Мы будем останавливаться во время чтения и обсуждать прочитанное. "Чтение с остановками" - так называется прием, который мы будем использовать. Для записей своих мыслей во время чтения текста вы можете использовать "бортовые журналы". | Чтение и слушание текста, используя предложенные учителем приемы Делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. | Приемы: "Чтение с остановками", " Бортовые журналы". |
4.Схема чтения литературного произведения.
Текст | Вопросы учителя |
1часть | |
"Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре. - Такое всегда становится явным. И когда она вошла в комнату, я спросил: - Что это значит, мама: "Тайное становится явным?" - А это значит, что если кто-то поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, - сказала мама. - Понял?.. Ложись-ка спать! Я почистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал: как же так получается, что тайное становится явным? И я долго не спал, а когда проснулся, было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать. " | - Совпало ли ваше мнение о фразе "Тайное становится явным?" с объяснением мамы? - Как вы считаете, почему мальчику показались интересными эти слова? - Что по вашему мнению, может дальше произойти в рассказе? |
"Сначала я съел яйцо. Это еще терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши. - Ешь! сказала мама. - Безо всяких разговоров! Я сказал: - Я ею давлюсь!.. Тогда мама села со мною рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила: - Хочешь поедем с тобою в Кремль? Ну еще бы... Я не знаю ничего на свете красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле Царь - пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. И еще там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме: - Конечно, хочу в Кремль! Даже очень! Тогда мама улыбнулась: - Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни - ты должен съесть все до дна! И мама ушла на кухню"
| - Вам знакома такая ситуация? - Почему мама заставляет съесть сына кашу? - Как вы думаете, что произойдет дальше? |
"А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал - ну невозможно есть! Тогда я подумал, что может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал... Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю. А она к тому же очень густая. Если бы она была жидкая , тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипяток. Все равно было скользко. липко и противно. Главное. когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль - то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется почти все можно съесть. Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немного попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли, и остановилось дыхание, и я. наверное, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстр подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол". | - Дениска выплеснул кашу в окно. Почему он так поступил? - Чем по-вашему может закончиться рассказ? |
"В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась. - Ну, что за Дениска, что за парень молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! - И она меня поцеловала. В ту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал: - Здравствуйте! - и подошел к окну, поглядел вниз. - А еще интеллигентный человек. - Что вам нужно? - спросила мама. - Как не стыдно! - Милиционер даже стал по стойке "смирно". - Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим , с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость в окно! - Не клевещите. Ничего я не выливаю! - Ах, не выливаете?! - язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул: - Пострадавший! И к нам подошел какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду" | - Что же могло произойти? Почему Дениска понял, что в Кремль он не поедет? - Что значит слово "пострадавший? |
"На голове у дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немного по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал заикаться. - Главное я иду фотографироваться... И, вдруг, такая история... Каша... мм... манная... Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то... жжет... Как же я пошлю свое... фф... фото, когда я весь в каше?! Тут мама посмотрела на меня. и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась. - Извините, пожалуйста, сказала она тихо, - разрешите я вас почищу, пройдите сюда! И они все трое прошли в коридор. | - Какие, по вашему мнению, чувства испытывал Дениска в это время? - А мама? |
" А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть. Но я себя пересилил , подошел к ней и сказал: - Да, мама, ты вчера правильно сказала: тайное всегда становится явным! - Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила: - Ты это запомнил на всю жизнь? И я ответил: - Да". | - Почему мальчику было страшно взглянуть на маму? - Можно ли было избежать такой нелепой ситуации? Как? - Как вы думаете, что же запомнит на всю жизнь Дениска? Почему? - Теперь, когда вы прослушали весь рассказ, вы сможете ответить на вопрос: совпало ли ваше мнение о том, что может произойти с реальным содержанием произведения? - Правильно ли вы определили тему рассказа по его названию? - Хочется ли вам прочитать самим этот рассказ? |
Стадии урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся |
1 | 2 | 3 |
5.Отработка техники чтения. | - Прежде, чем приступить к самостоятельной работе, давайте подготовимся к прочтению некоторых сложных слов, для того, чтобы вам было понятно, как их произносить. (Чтение по слогам, затем целыми словами). - Есть ли среди данных слов такие, смысл которых вам непонятен? Если да, то попробуем вместе уточнить их значение. | Чтение по слогам и целыми словами: Ста -но- вит -ся - становится, рас - кром - сал - раскромсал, по - пра - вить - ся - поправиться, сжи - ма - ет - ся - сжимается, об - ра - до - ва - лась - обрадовалась, ми - ли - ци - о -нер -милиционер, пре - дос - тав - ля - ет - предоставляет, ин - тел - ли - гент - ный - интеллигентный, му - со - ро - про- во - дом - мусоропроводом, пост - ра - дав - ший - пострадавший, фо - то - гра - фи - ро - вать - ся - фотографироваться. Возможна работа со словарями. |
6. Работа с текстом. | - Дома вы подготовите пересказ. Что нужно для того, чтобы справиться с этим заданием? а) Расставьте по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст произведения. План. 1. Денис раздумывает над словами мамы. 2. Завтрак. 3. Предложение мамы. 4. Мучение с кашей и избавление от нее. 5. возмущенный милиционер. 6. Пострадавший дяденька. 7. Рассерженная мама. 8. Урок на всю жизнь. б) Выборочное чтение по пунктам плана. Дома вы подготовите пересказ. Что нужно для того, чтобы справиться с этим заданием? - Конечно, нам нужно составить план. | - Нам нужно составить план. Работа в группах. - Составление плана рассказа. |
6. Рефлексия | а) А теперь подумайте над следующими вопросами, но не торопитесь на них отвечать. Прочитайте текст сами, поразмышляйте, обсудите ответ с друзьями, затем выскажите свое мнение. - Какие выводы вы сделаете для себя? Чему вас научил этот рассказ? б) Самостоятельное чтение рассказа про себя. в) Ответы на поставленные вопросы перед чтением . а) А теперь подумайте над следующими вопросами, но не торопитесь на них отвечать. Прочитайте текст сами, поразмышляйте, обсудите ответ с друзьями, затем выскажите свое мнение. - Какие выводы вы сделаете для себя? Чему вас научил этот рассказ? б) Самостоятельное чтение рассказа про себя. в) Ответы на поставленные вопросы перед чтением . | Ответы на поставленные вопросы. Обсуждение верных и неверных утверждений. Обмениваются друг с другом мнениями, аргументируя свою точку зрения |
8. Подведение итогов урока. | -Давайте еще раз вспомним события описанные в рассказе. Пожалуйста, ответьте на мои вопросы: - Какова основная мысль рассказа? - Чему научил вас этот рассказ? - Поможет ли он вам когда-либо в жизненной ситуации? - Совпали ли ваши предположения с замыслом автора? - Захотелось ли вам познакомиться с другими произведениями В. Драгунского? - Вы можете взять сборник его рассказов в нашей школьной библиотеке и почитать. Надеюсь они вам понравятся. - Спасибо ребята за хорошую работу на уроке. | Осуществляют самооценку своей деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе интегрированного обучения и воспитания для учащихся, обучающихся по программе 5 класса для детей с трудностями в обучении по теме: «Тайное становится явным». В.Драгунский
Материал включает конспект урока с приложениями....
Конспект урока по литературному чтению.Тема урока Виктор Юзефович Драгунский Тайное всегда становится явным.
Конспект урока по литературному чтению. 2 класс Виктор Драгунский "Тайное вскгда становится явным"...
Конспект урока литературного чтения «В. Драгунский «Тайное становится явным» (2 класс)
Цели деятельности учителя:организация учебной деятельности учащихся по ознакомлению с творчеством детского писателя В. Драгунского и его произведением «Тайное становится явным»;формировани...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Тайное становится явным"
УМК "Школа России"...
Конспект урока по литературному чтению В. Драгунский «Тайное становится явным» (2 класс) (УМК Школа России)
Цели деятельности учителя: знакомство с произведением В.Драгунского «Тайное становится явным»; формирование умений правильно определять смысл произведения, выделять главную мысль.Планируем...
Конспект урока по литературному чтению В. Драгунский «Тайное становится явным» 2 класс, Школа России
Цели деятельности учителя: знакомство с произведением В.Драгунского «Тайное становится явным»; формирование умений правильно определять смысл произведения, выделять главную мысль.Планируем...
Конспект урока по литературному чтению В. Драгунский «Тайное становится явным» 2 класс (УМК «Школа России»)
Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным»Цели деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о жизни и творчестве писателя В. Драгунского; составление плана по произведению «Т...