Тема: В.Драгунский - Тайное становится явным
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Тема: В.Драгунский - Тайное становится явным
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.dragunskiy_-_taynoe_stanovitsya_yavnym.doc | 80 КБ |
v.dragunskiy_-_taynoe_stanovitsya_yavnym.ppt | 894 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
Класс: 4
Тема: В.Драгунский «Тайное становится явным»
Цели урока:
Предметные:
- Познакомить с произведением В.Драгунского «Тайное становится явным»
- Продолжить работу по формированию навыка чтения, умению пользоваться выразительными средствами языка;
- Формировать умение выделять главное, доказывать, делать выводы;
- Развивать умение выражать своё отношение к герою, оценивать его поступки и мотивы и определять отношение к нему окружающих и автора;
- Воспитывать ответственное отношение к делу, умение организовать свое время, работать в группе.
По формированию УУД:
ЛУУД:
- способствовать формированию учебно – познавательного интереса;
- мотивационной основы учебной деятельности.
РУУД:
- способствовать формированию умений сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;
- планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей; самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности;
- оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки
ПУУД:
- способствовать формированию проводить сравнение по нескольким основаниям, строить выводы на основе сравнения;
- определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений;
- обобщать и делать выводы, используя знаково-символические средства.
КУУД
- способствовать формированию умений сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами;
- аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации);
- активно проявлять себя в коллективной работе, договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности, вставать на позицию другого человека.
Тип урока: урок открытия нового знания
Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, методы самооценки, дедуктивная логика изложения материала, методы стимулирования мотивации, наглядные методы..
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Ход урока:
Этапы | Деятельность учителя | Методические примечания |
I.Организационный момент | - Ваши знания состоят из маленьких частиц. Каждый урок вы узнаете все больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я вижу много улыбок и уверена, что у нас все получится. Присаживайтесь | Фронтальная форма работы Мотивация на работу |
II.Актуализация опорных знаний | - (Слайд 1) Внимание на экран, прочитайте четверостишие: Ваня сливу съесть решил, А что сделал – утаил. Отец об этом разузнал. Поступок Вани явным стал. - О чём это четверостишие? | Фронтальная форма работы Беседа Презентация |
III.Постановка целей и задач урока | - Сформулируйте тему урока из прочитанного четверостишия? (Слайд 2) - Какие задачи мы поставим перед собой? | Фронтальная форма работы Беседа Презентация |
IV. Изучение нового материала | - (Слайд 3) Виктор Юзефович Драгунский родился в 1913 году. Местом рождения будущего писателя стал город Нью-Йорк, поскольку его родители были вынуждены покинуть Белоруссию. Не сумев устроится в Соединённых Штатах Америки, в 1914 году семья Виктора Юзефовича вернулась в советский город Гомель. Здесь в возрасте 5 лет он лишился отца. Большим событием в жизни Виктора Драгунского стал переезд в столицу в 1925 году. Попробовав профессии токаря и шорника, он попадает в близкую ему театральную среду. В самом сердце страны Виктор Юзефович посещал Театр-студию под руководством Алексея Денисовича Дикого, выступал на сцене Театра транспорта, получил первые роли в кино. Открытость характера, отзывчивость, прирождённый талант и прекрасное чувство юмора помогли ему сделать следующий шаг в профессиональной карьере. Виктор Юзефович получил место в труппе известного Театра киноактёра. Напряжённое соперничество между молодыми новобранцами и именитыми звёздами труппы подтолкнуло Драгунского к созданию самодеятельного театра пародии «Синяя птичка». Начиная с 1940 года, Виктор Драгунский публиковал фельетоны и юмористические рассказы, писал песни, сценки и эстрадные монологи. События Великой Отечественной войны привели писателя в ополчение. Большой потерей военных лет стала для него гибель брата Леонида Драгунского. - (Слайд 4) Самым известным творением Виктора Юзефовича считаются добрые, и поучительные рассказы о Денисе Кораблёве, вышедшие под названием «Денискины рассказы». Имя главного героя было выбрано неслучайно. Так звали сына писателя. «Девочка на шаре», «Заколдованная буква», «Друг детства» - всё это сочинения талантливого писателя Виктора Драгунского об увлекательной поре, о детстве. Писатель ушёл из жизни в 1972 году. Но память о нём до сих пор сохраняется в сердцах неравнодушных читателей - У каждого из вас лежит на парте карточка №1. На этом листе каждый запишите главную мысль этого рассказа. На ваш взгляд, чему учит этот рассказ? Что хотел сказать автор? (Приложение 1) - А теперь давайте послушаем, что вы написали. Слушайте внимательно и не перебивайте. - Молодцы, каждый из вас выразил свои мысли. А теперь мы приступим к работе над пониманием текста и может быть вы измените свою точку зрения или останетесь того же мнения. Для понимания смысла рассказа мы с вами по ходу урока будем составлять схему. | Фронтальная форма работы Рассказ Презентация Самостоятельная работа Раздаточный материал |
V. Работа с произведением | - Найдите у себя на столах листы с произведением (Приложение 2), начнём читать по цепочке | Фронтальная форма работы Комбинированное чтение Раздаточный материал |
Физическая минутка | Упражнения для тренировки зрения. 1. Движение глазными яблоками вправо и влево. 2. Движение глазными яблоками вверх и вниз. 3. Вращение глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки. 4. Фиксация взгляда на кончике носа. 5. Моргание После каждого упражнения, закрыть глаза, расслабиться (30-40 сек.) | Фронтальная форма работы |
V. Работа с произведением | Беседа по содержанию - (Слайд 5)Кто главные герои этого рассказа? (мама и сын Дениска) -А что происходит между ними, какие отношения, мы с вами определим, поработав в группах. - У вас на партах лежит карточка №2. Вы должны ответить группой на вопросы и ответы записать в таблицу (Приложение 3) - По одному человеку от группы выступают у доски. Ученики должны выйти на слово - ССОРА или КОНФЛИКТ. - Мы с вами можем сделать вывод. Какой? (Что между мамой и сыном возник конфликт.) -(Слайд 6) Из-за чего конфликт? -Каждая из конфликтующих сторон хочет решить свою задачу. Продолжите: мама -……, сын -……. - И так, между мамой и сыном возник конфликт. А теперь поработаем в группах, и узнаем, во что перерос конфликт. Найдите карточку № 3 и ответьте на вопросы, поработав в группах (Приложение 4) - (Слайд 7) Что произошло после того, как мама поцеловала Дениса за то, что он съел кашу? (В ту же минуту дверь открылась и вошёл милиционер) - Сколько стало участников конфликта? (4) - Кто добавился? (милиционер, потерпевший) - (Слайд 8) Мужчина в шляпе пострадал заслуженно или нет? (нет) - Значит, страдают посторонние люди. Из-за чего страдают? (Из-за конфликта между мамой и сыном. Из-за каши.) - А как этого можно было избежать конфликта? (съесть кашу или заменить её другой едой или не пойти в Кремль, можно было договориться с мамой, и не было бы никакого конфликта) - Значит надо, что уметь делать между двумя людьми, когда начинается ссора, конфликт? (договариваться, если возникла мелкая ссора и не доводить до конфликта, в котором задействованы другие люди) | Фронтальная форма работы Беседа Презентация Раздаточный материал Групповая работа |
VI. Итог урока | - Посмотрите на карточку №1 и вспомните ту главную мысль, которую вы сформулировали в начале урока. Соответствует или изменилось ваше понимание текста? Запишите в карточке №1 во вторую строку то, как вы думаете, какова главная мысль текса после того, как мы с вами поработали на уроке. -Озвучьте ваши мысли. Поменялось ли ваше мнение? - Кто записал главную мысль, которая не совпадает с началом урока ? Вывод: когда возникает ссора необходимо постараться погасить её сразу между 2 людьми, чтобы не привлекать и других, может быть, посторонних людей и не совершать обмана. - В жизни надо нам этому учиться? | Фронтальная форма работы Беседа Самостоятельная работа |
VII. Рефлексия | - (Слайд 9) Продолжите предложения: Я узнал… Мне было интересно… Теперь я могу… | Фронтальная форма работы Презентация |
Приложение 1
Карточка №1 | |
Фамилия Имя | |
Напиши главную мысль рассказа «Всё тайное становится явным» | |
| |
|
Приложение 2
Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре:
– … Тайное всегда становится явным.
И когда она вошла в комнату, я спросил:
– Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?
– А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, – сказала мама. – Понял?.. Ложись-ка спать!
Я почистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал: как же так получается, что тайное становится явным? И я долго не спал, а когда проснулся, было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать.
Сначала я съел яйцо. Это еще терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши.
– Ешь! – сказала мама. – Безо всяких разговоров!
Я сказал:
– Видеть не могу манную кашу!
Но мама закричала:
– Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.
Я сказал:
– Я ею давлюсь!..
Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:
– Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?
Ну еще бы… Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. И еще там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме:
– Конечно, хочу в Кремль! Даже очень!
Тогда мама улыбнулась:
– Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни – ты должен съесть все до дна!
И мама ушла на кухню.
А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал – ну, невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал… Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.
А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти все можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я, наверно, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол.
В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась:
– Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! – И она меня поцеловала.
В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:
– Здравствуйте! – и подошел к окну, и поглядел вниз. – А еще интеллигентный человек.
– Что вам нужно? – строго спросила мама.
– Как не стыдно! – Милиционер даже стал по стойке «смирно». – Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно!
– Не клевещите. Ничего я не выливаю!
– Ах не выливаете?! – язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул: – Пострадавший!
И к нам вошел какой-то дяденька.
Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.
На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал заикаться:
– Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша… мм… манная… Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то… жжет… Как же я пошлю свое… фф… фото, когда я весь в каше?!
Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась.
– Извините, пожалуйста, – сказала она тихо, – разрешите, я вас почищу, пройдите сюда!
И они все трое вышли в коридор.
А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть. Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:
– Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!
Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:
– Ты это запомнил на всю жизнь? И я ответил:
– Да.
Приложение 3
Карточка №2 | ||
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Что мама хочет, чтобы сделал сын? Что она требует? | |
2 | Чего не хочет сын? | |
3 | Что происходит между мамой и сыном из-за каши? |
Приложение 4
Карточка №3 | ||
1 | Чтобы сын съел кашу, что мама ему предлагает? | |
2 | Что сын делает с кашей, чтобы пойти в Кремль? | |
3 | Как поступает сын по отношению к маме? | |
4 | Честно ли поступил мальчик? | |
5 | Как называется нечестный поступок? | |
6 | Во что перерос конфликт между мамой и сыном? |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В.Драгунский «Тайное становится явным»
Продолжите предложения: Я узнал… Мне было интересно… Теперь я могу…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по теме: "В.Драгунский "Тайное становится явным"
презентация к уроку по теме: "В.Драгунский "Тайное становится явным"...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Тайное становится явным"
Тема. В.Драгунский «Тайное становится явным»Цели урока:· познакомить детей с рассказами В.Ю. Драгунского;· развивать память, вни...
конспект урока литературного чтения Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным», 2 класс УМК "ШР"
Цели деятельности учителя:знакомство детей с творчеством В. Драгунского; развитие и совершенствование навыков выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по прочитанному материалу; развитие инте...
Конспект урока литературного чтения по теме: "В. Драгунский «Тайное становится явным"
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В. Драгунского; развитие и совершенствование навыков выразительного беглого чтения, умение ставить вопросы по прочитанному материалу и от...
Открытый урок по литературному чтению во 2 классе по теме В.Драгунский "Тайное становится явным"
Данный урок входит в раздел литературного чтения "И в шутку и всерьез» (1 урок из двух отведенных по программе)На уроке были использованы следующие приемы работы с текстом: инсёрт (заметки ...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: «В. Драгунский «Тайное становится явным»», 2 класс "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным», формирование осмысления учащимися главной идеи произведения.Планируемые результатыПред...
конспект по литературному чтению, УМК "Школа России", 2 класс, тема: В. Драгунский «Тайное становится явным»
Цели деятельности учителя: знакомство с биографией Виктора Драгунского и его произведением «Тайное становится явным»Планируемые результатыПредметные:знать: биографию В. Драгунского;у...