Тема: "Н.Н.Носов "Федина задача""
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Тема: "Н.Н.Носов "Федина задача""

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon n.n.nosov_-_fedina_zadacha.doc97 КБ
Office presentation icon n.nosov_fedina_zadacha.ppt2 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Класс: 4

Тема:  Творчество Н.Н.Носова  «Федина задача»

Цели урока:

Предметные:

  • Познакомить с юмористическим и сатирическим направлением в литературе на примере рассказа Н.Носова «Федина задача»;
  • Продолжить работу по формированию навыка чтения, умению пользоваться выразительными средствами языка;
  • Формировать умение выделять главное, доказывать, делать выводы;
  • Развивать умение выражать своё отношение к герою, оценивать его поступки  и мотивы и определять отношение к нему окружающих и автора;
  • Воспитывать ответственное отношение к делу, умение организовать свое время, работать в группе.

По формированию УУД:

ЛУУД:

- способствовать формированию учебно – познавательного интереса;

- мотивационной основы учебной деятельности.

РУУД:

- способствовать формированию умений сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;

- планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей; самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности;

- оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки

ПУУД:

- способствовать формированию проводить сравнение по нескольким основаниям, строить выводы на основе сравнения;

- определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений;

- обобщать и делать выводы, используя знаково-символические средства.

КУУД

- способствовать формированию умений сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами;

- аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации);

-  активно проявлять себя в коллективной работе, договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности, вставать на позицию другого человека.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, методы самооценки, дедуктивная логика изложения материала, методы стимулирования мотивации, наглядные методы..

Оборудование: презентация, учебник, раздаточный материал.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические примечания

I.Организационный момент

Здравствуйте, присаживайтесь.

Сегодня Вам предстоит побыть в роли зрителя.

Приветствуют учителя

Фронтальная форма работы

Мотивация к деятельности

II. Актуализация опорных знаний

– Писатель, чей рассказ мы прочитаем сегодня, вам хорошо знаком. Именно он рассказал детям о Цветочном городе и его необыкновенных жителях. Вы, конечно, их помните? В одном из его рассказов вдруг ожила… шляпа. А уж все приключения, которые произошли с Мишуткой и Стасиком – героями многих произведений этого замечательного детского писателя, сразу и перечислить невозможно.

-  Догадались, кто этот писатель? (Слайд 1)

- (Слайд 2) Давайте попробуем вспомнить произведения Н.Носова.

  1. Игра «Отгадай по первым буквам произведение Н.Носова

«Фан…»               «Фантазёры»

«Жив… …»         «Живая шляпа»

«Огу…»               «Огурцы»

«Миш… …»         «Мишкина каша»

«Ви… … в … и …»   «Витя Малеев в                    школе и дома»

«Ого…»                  «Огородники»

«Нез… на …»        «Незнайка на Луне»

- Вместе с вами мы путешествовали по страницам книг, которые были написаны замечательными поэтами и писателями для детей.

Дома вы самостоятельно читали вступление к 13 путешествию. С какими основными понятиями познакомились?

(Слайд 3)

- Работа с толковым словарем Ожегова

САТИРА, -ы, ж. 1. Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. 2. Обличающее, бичующее осмеяние. || прил. сатирический, -ая, -ое. С. жанр. С. стиль

ЮМОР, -а, л. 1. Понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-н. Чувство юмора. Рассказывать о чем-н. с юмором. 2. В искусстве: изображение чего-н. в смешном, комическом виде. Ю. и сатира. Отдел юмора в газете. 3. Насмешливая и шутливая речь. Тонкий ю. Грубый, неуместный ю. || прил. юмористический, -ая, -ое

- Как вы понимаете слово «сатира»

- Как вы понимаете значение слова «юмор»  

А как об этих понятиях говорит Носов?

(Слайд 4)

Вывод: Значит, юмор – это добрый смех, а сатира – злой, высмеивающий смех.

- слушают учителя

- Н.Носов

- отгадывают по первым буквам произведения Н.Носова

- рассказывают домашнее задание

- объяснение детей своими словами

- объяснение детей

Фронтальная форма работы

Беседа

Презентация

Проверка домашнего задания

Работа с толковым словарем Ожегова

Фронтальная форма работы

Беседа

Презентация

III.Постановка цели и задач урока

- Как вы думаете, какова тема урока? (Слайд 5)

– Над каким произведением будем работать? Отгадайте. Ачадаз анидеф

- Какие цели поставим перед собой?

- творчество Н.Н.Носова

- Федина задача

- Выяснить произведение Н.Н.Носова «Федина задача» сатирическое или юмористическое

Фронтальная форма работы

Беседа

Презентация

IV.Изучение нового материала

- (Слайд 6) Николай Николаевич Носов родился 22 ноября 1908, в семье актера. Николай Николаевич  не сразу стал писателем. Он сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком бревен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а потом перевелся в институт Кинематографии в Москве. После окончания института, больше двадцати лет проработал кинорежиссером и художником-мультипликатором. В годы Великой Отечественной войны за серию военно-технических картин режиссер был награжден боевым орденом Красной Звезды.

О том, чтобы быть писателем и не думал. Он стал сочинять сказки для своего маленького сына

- (Слайд 7) Литературный дебют Николая Носова состоялся в 1938 году, после публикации одного из рассказов, которые он придумывал для сына, в детском журнале "Мурзилка"

Сборники рассказов Носова представляют собой целую школу жизни. Каждый рассказ заставляет о чем-то задуматься, чему-то научиться в жизни.

В своих рассказах Николай Николаевич Носов не упускает повода сообщить своим читателям что- нибудь интересное и полезное и очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.

- Попробуйте предположить; о чём будет это произведение?

- (Слайд 8) Словарная работа

  •Рокочущим басом – низким мужским голосом

  •Титулярный советник – гражданский чин 9 класса

  •Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами.

  •Борзая – быстрая

  •Репродуктор – громкоговоритель

- слушают биографию Н.Н.Носова

- слушают о литературном начале Н.Н.Носова

- разбор незнакомых слов

Фронтальная форма работы

Рассказ

Презентация

Фронтальная форма работы

Рассказ

Презентация

Фронтальная форма работы

Беседа

Работа со словарём

Презентация

Физическая минутка

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз

Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

- выполняют физическую минутку для глаз

Фронтальная форма работы

V.Работа над произведением

- Откройте учебники на странице 104. Давайте прочитаем произведение Н.Н.Носова «Федина задача»

(Приложение 1)

Беседа по содержанию

- Удалось ли Феде решить задачу?

1)Определите жанр произведения

2)Какое настроение вызвал у вас рассказ?

3)Как Федя готовился делать уроки?

4)Посмотрите иллюстрацию

(Слайд 11)

1. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку.

5)Посмотрите иллюстрацию

2. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку.

6)Почему Феде так и не удалось решить задачу?

7)Иллюстрация 3. Как поступил Федя после того, как не смог решить задачу? Прочитай

8)У Феди есть чувство юмора? Докажи

9)Как автор относится к герою своего рассказа?

Посмеивается над ним?

Осуждает его?

Или помогает ему что-то понять?

10) Какой Федя ученик?

11)Не случалось ли с вами подобных историй?

- Какой это рассказ сатирический или  юмористический?

- Как вы думаете, для чего Н.Н.Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью? (Чтоб дети смеялись над своими недостатками, избавились от них).

- читают по строчке

- ответы детей

Фронтальная форма работы

Комбинированное чтение

Фронтальная форма работы

Беседа

Презентация

VI. Закрепление изученного материала

(Слайд 12)

1 группа «Мыслители» - составить синквейн.

 2 группа «Исследователи» - решить задачу   (Приложение 2)             

   На мельницу доставили 450 мешков ржи, по 80 кг в каждом. Рожь смололи, причём из 6 кг зерна вышло 5 кг муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по 3 тонны муки?

3 группа «Аналитики» - подобрать пословицы и поговорки к рассказу

(Приложение 3)

Дурная голова ногам покоя не дает.

Дело мастера боится.

 Делу время, потехе час.

 Кончил дело, гуляй смело.

Не спеши языком, спеши делом.

Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

За много дел не берись, а в одном отличись.

Всему своё время.

Работа не волк, в лес не убежит.

4 группа «Консультанты» - составить советы как правильно готовить домашнее задание

- Отчет спикеров групп о проделанной работе

- (Слайд 13)Все книги Носова наполнены юмором - веселым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открывай любую страницу - без улыбки, а то и неудержимого смеха читать невозможно. Проведите эксперимент (то есть опыт): спросите кого-нибудь из взрослых, читали ли они книги Николая Носова. В ответ человек обязательно улыбнется и вспомнит смешной эпизод из "Незнайки" или "Вити Малеева", "Веселой семейки" или сказки "Бобик в гостях у Барбоса"...

 А поскольку "взрослых" книг Носов не писал, так и останется он в памяти читателей "чистокровным детским юмористом".

- (Слайд 14) Послушайте, что Носов писал о себе.

«Когда я был маленьким. я очень любил читать о дальних странах. удивительных приключениях и необыкновенных людях. т.е о людях взрослых. а не о малышах, с которыми ничего интересного не происходит. Потом, когда я сам сделался взрослым, я часто вспоминал о минувшем детстве и увидел. что и моя жизнь в те годы была удивительно интересной. И мне захотелось рассказать детям о них самих: о том, какие они замечательные. интересные люди. как они живут. о чем думают. какие в их жизни бывают трудности. вообще обо всем, что с ними случается.

  И поэтому я стал детским писателем»

- работают в группах

- от каждой группы спикер объясняет решение задания

- слушают про творчество Н.Н.Носова

- слушают про Н.Н.Носова

Групповая работа

Презентация

Раздаточный материал

Фронтальная форма работы

Презентация

Рассказ

Фронтальная форма работы

Презентация

Рассказ

VII.Итог урока. рефлексия

- Чему учит  нас произведение Носова?

- В чем заключена его главная мысль?

- Нужны ли ребятам его сатирические рассказы? Для чего?

- Найдите у себя на столе лист самооценивания и оцените в нём свою работу на уроке поставив + или -(Приложение 4)

- (Слайд 15) (Приложение 5) Поднимите зелёный кружок, у кого 5 плюсов

-Поднимите жёлтый кружок, у кого 4плюса

-Поднимите красный кружок, у кого 3 плюса

- отвечают на вопросы

- оценивают свою деятельность на уроке

Фронтальная форма работы

Беседа

Презентация

Самооценка

Рефлексия

Раздаточный материал

VIII.Домашнее задание

- (Слайд 16) Домашнее задание по выбору:

1.Прочитать рассказы Н.Н.Носова

2.Нарисовать рисунки к произведению

3.Написать сочинение о Феде Рыбкине

4.Пересказ понравившихся рассказов

5.Попробуйте сами написать смешной рассказ  

- слушают домашнее задание

Фронтальная форма работы

Объяснение

Презентация

Приложение 1

Н.Н.Носов «Федина задача»

Раз как-то зимой Федя Рыбкин пришел с катка. Дома никого не было. Младшая сестра Феди, Рина, уже успела сделать уроки и пошла играть с подругами. Мать тоже куда-то ушла.

─ Вот и хорошо! ─ сказал Федя. ─ По крайней мере, никто не будет мешать делать уроки.

Он включил телевизор, достал из сумки задачник и стал искать заданную на дом задачу. На экране телевизора появился диктор.

─ Передаем концерт по заявкам, ─ объявил он.

─ Концерт ─ это хорошо, ─ сказал Федя. ─ Веселей будет делать уроки.

Он отрегулировал телевизор, чтоб было погромче слышно, и сел за стол.

─ Ну-ка, что тут нам на дом задано? Задача номер шестьсот тридцать девять? Так… «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом…»

Вместо диктора на экране появился певец в черном костюме и запел густым рокочущим басом:

Жил-был король когда-то,

При нем блоха жила.

Милей родного брата

Она ему была.

─ Вот какой противный король! ─ сказал Федя. ─ Блоха ему, видите ли, милей родного брата!

Он почесал кончик носа и принялся читать задачу сначала:

─ «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом. Рожь смололи, причем из шести килограммов зерна вышло пять килограммов муки…»

Блоха! Ха-ха! – засмеялся певец и продолжал петь:

Позвал король портного:

─ Послушай, ты, чурбан!

Для друга дорогого

Сшей бархатный кафтан.

─ Ишь что еще выдумал! ─ воскликнул Федя. ─ Блохе ─ кафтан! Интересно, как портной его шить будет? Блоха ведь маленькая!

Он прослушал песню до конца, но так и не узнал, как портной справился со своей задачей. В песне ничего про это не говорилось.

─ Плохая песня, ─ решил Федя и опять принялся читать задачу: ─ «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом. Рожь смололи, причем из шести килограммов зерна…»

Он был титулярный советник,

Она ─ генеральская дочь,

─ запел певец снова.

─ Интересно, кто такой титулярный советник? ─ сказал Федя. ─ Гм!

Он потер обеими руками уши, словно они у него замерзли, и, стараясь не обращать внимания на пение, принялся читать задачу дальше:

─ Так. «…Из шести килограммов зерна вышло пять килограммов муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по три тонны муки?»

Пока Федя читал задачу, песенка про титулярного советника кончилась и началась другая:

Легко на сердце от песни веселой,

Она скучать не дает никогда,

И любят песню деревни и села,

И любят песню большие города!

Эта песенка очень понравилась Феде. Он даже забыл про задачу и стал пристукивать карандашом по столу в такт.

─ Хорошая песня! ─ одобрил он, когда пение кончилось. ─ Так… О чем тут у нас говорится? «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи…»

Однозвучно гремит колокольчик, ─ послышался высокий мужской голос из телевизора.

─ Ну, гремит и пусть гремит, ─ сказал Федя. ─ Нам-то какое дело? Нам надо задачу решать. На чем тут мы остановились? Так… «Для дома отдыха купили двадцать одеял и сто тридцать пять простынь за двести пятьдесят шесть рублей. Сколько денег уплатили за купленные одеяла и простыни в отдельности…» Позвольте! Откуда тут еще одеяла с простынями взялись? У нас разве про одеяла? Тьфу, черт! Да это не та задача! Где же та?.. А, вот она! «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи…»

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит…

─ Опять про колокольчик! ─ воскликнул Федя. ─ На колокольчиках помешались! Так… Утомительно гремит… в каждом мешке… рожь смололи, причем из шести килограммов муки вышло пять килограммов зерна… То есть муки вышло, а не зерна! Совсем запутали!

Колокольчики мои, цветики степные!

Что глядите на меня, темно-голубые?

─ Тьфу! ─ плюнул Федя. ─ Прямо деваться от колокольчиков некуда! Хоть из дому беги, с ума можно сойти!.. Из шести килограммов зерна вышло пять килограммов муки, и спрашивается, сколько понадобилось машин для перевозки всей муки…

Не счесть алмазов в каменных пещерах,

Не счесть жемчужин в море полуденном.

─ Очень нам нужно еще алмазы считать! Тут мешки с мукой никак не сосчитаешь! Прямо наказание какое-то! Двадцать раз прочитал задачу ─ и ничего не понял! Пойду лучше к Юре Сорокину, попрошу, чтоб растолковал.

Федя Рыбкин взял под мышку задачник, выключил телевизор и пошел к своему другу Сорокину.

Приложение 2

Задача

На мельницу доставили 450 мешков ржи, по 80 кг в каждом. Рожь смололи, причём из 6 кг зерна вышло 5 кг муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по 3 тонны муки?

Приложение 3

  • Дурная голова ногам покоя не дает.
  • Дело мастера боится.
  • Делу время, потехе час.
  • Кончил дело, гуляй смело.
  • Не спеши языком, спеши делом.
  • Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.
  • За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
  • За много дел не берись, а в одном отличись.
  • Всему своё время.
  • Работа не волк, в лес не убежит.

Приложение 4

Активно работал на уроке

Соблюдал правила совместной работы

Участвовал в обсуждении

Не нарушал дисциплину

Был внимательным читателем

Приложение 5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Помоги вспомнить произведения Н.Носова «Фан…» «Жив… …» «Огу…» «Миш… …» «Ви… … в … и …» «Ого…» «Нез… на …» «Фантазёры» «Живая шляпа» «Огурцы» «Мишкина каша» «Витя Малеев в школе и дома» «Огородники» «Незнайка на Луне»

Слайд 3

САТИРА, -ы, ж. 1. Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. 2. Обличающее, бичующее осмеяние. || прил. сатирический, -ая, -ое. Сатирический жанр. Сатирический стиль. ЮМОР, -а, л. 1. Понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-н. Чувство юмора. Рассказывать о чем-н. с юмором. 2. В искусстве: изображение чего-н. в смешном, комическом виде. Ю. и сатира. Отдел юмора в газете. 3. Насмешливая и шутливая речь. Тонкий ю. Грубый, неуместный ю. || прил. юмористический, -ая, -ое Ожегов Сергей Иванович

Слайд 4

«Сатира и юмор – разные формы смешного в литературе Юмор – осмеивание с оттенком сочувствия. Сатира – осмеивание с оттенком негодования, гневный смех » Н.Н.Носов

Слайд 5

Тема: Творчество Николая Николаевича Носова «Ачадаз анидеф» Цель урока: выяснить рассказ Н.Носова сатирический или юмористический. «Федина задача»

Слайд 6

23 ноября 2011 года исполнилось 103 года со дня рождения Николая Николаевича Носова (1908 - 1976) , русского поэта, писателя, переводчика.

Слайд 7

«Постепенно я понял, что сочинять для детей – наилучшая работа»

Слайд 8

Словарная работа Рокочущим басом – низким мужским голосом Титулярный советник – гражданский чин 9 класса (служащий в государственном учреждении) Кафтан – мужская долгополая верхняя одежда с длинными рукавами Борзая – быстрая, резвая Репродуктор – громкоговоритель

Слайд 9

Физминутка для глаз «Космическая»

Слайд 10

Ребята, берегите зрение!

Слайд 11

Найди и прочитай отрывки к иллюстрациям

Слайд 12

Задания для групп 1 группа «Мыслители» - составить синквейн 2 группа «Исследователи» - решить задачу 3 группа «Аналитики» - подобрать пословицы к рассказу 4 группа «Консультанты» - составить советы как правильно готовить домашнее задание

Слайд 14

Ребята, читайте книги!

Слайд 15

Оцени свою работу на уроке - 5 - 4 - 3

Слайд 16

Домашнее задание выбери сам Прочитать рассказ Н.Н.Носова «Федина задача». Нарисовать иллюстрации к рассказу. Написать сочинение о Феде Рыбкине. Прочитать и подготовить пересказ одного из рассказов Н.Н.Носова. Сочинить самому смешной рассказ

Слайд 17

Как настроение? Недоволен своей работой на уроке. Доволен своей работой на уроке .

Слайд 18

Молодцы! Спасибо за работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задача. Решение задач.

Урок составлен для учащихся, которые обучаются в одном классе, но по разным образовательным программам. Материал подготовлен для того, чтобы закрепить умение решать задачи, анализировать условие...

Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.

Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....

Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)

Знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания....

Задачи для уроков математики 1-4 классы (Комбинаторные задачи, логические задачи, нестандартные задачи.)

Комбинаторные задачи, логические задачи, нестандартные задачи.1-4 классы...

Технологическая карта урока математики по теме «Задача.Структура задачи(условие, вопрос). Анализ задачи». (УМК "Школа России" 1 класс)

Цель урока:  знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания.создать условия для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры   8.созда...

Конспект урока по математике: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)»

Тема: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи  (запись решения и ответа)                            ...

Составление картотеки задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов по классам Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт софизмов для 1 класса Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шу

Составление картотеки  задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов  по классам   Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт соф...