Развитие критического мышления на уроках литературного чтения при работе с литературным и художественным произведениями»
методическая разработка по чтению

Сажина Евгения Эдуардовна

Данный мастер - класс представляет собой анализ произведений с использованием ТРКМ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Развитие критического мышления на уроках литературного чтения при работе с литературным  и  художественным произведениями»

 

Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.

Методические задачи:

  • Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)
  • Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ
  • Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.
  • Материалы и оборудование, подготовка к занятию: Столы и стулья расставлены для работы в группах по 4 человека. На столах лежат: текст
  • Инструменты для рисования: карандаши, ручки, фломастеры, маркеры. Оборудование:

Ход мастер-класса

Организационный момент.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас в нашей школе.

Приём «Верите ли вы …»

  • - Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?
  • - Верите ли вы, что устанете работать на мастер – классе?
  • - Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

 

1 этап: Мотивация

     - Наше общение я начала одним из приемов  «ТРКМ»

Это американская технология. Программа “Чтение и письмо для развития критического мышления” разработана Международной ассоциацией чтения, проект ORAVA университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы пособий – Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. В России она начала развиваться с 1997 года. Одна из целей – научить работать с текстом научным и художественным и создавать собственные творческие письменные работы Но главное – подготовить учеников к жизни в обществе, научить их сотрудничать и уживаться с людьми в современном мире. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. 
Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. 
Технология развития критического мышления включает три стадии: вызов – осмысление – рефлексию (принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок).

Я хочу сегодня поделиться своим умением пользоваться данной технологией.

Тема моего мастер- класса «Развитие критического мышления на уроках литературного чтения при работе с литературным  и  живописным произведениями»

 Практическая часть.

Цель: участники увидят на примере художественного произведения некоторые приёмы работы на каждом этапе урока.

Стадия вызова

Итак, вы ученики 4 класса. Давайте познакомимся с произведениями Н. Заболоцкий «Сентябрь»; М. Врубель «Жемчужина».

На стадии вызова можно использовать один из приёмов, которые мы сейчас рассмотрим.

Напишите слова – ассоциации к слову «сентябрь». Ассоциативная карта (на доске)

- Давайте, узнаем какой сентябрь у Заболоцкого?

Стадия осмысления 

- Давайте посмотрим приёмы на стадии осмысления, где идёт знакомство с текстом. Перед вами лежит текст произведения. Почтите стихотворение

«Фишбоун»

Понятие, применение

 Мы будем сравнивать  литературное  и живописное произведение с целью обнаружения сходства или различия  темы или заключенного в них  главного переживания (настроения) автора.

 - Какой вопрос, проблему поставим?
Постановка проблемы:-    что  объединяет произведения художника и писателя?

- Образуйте группы.   Запишите в левом треугольнике вопрос ( техника «фишбоун»)

Начнем исследовать произведения и  искать ответ.

 

 а) первая строфа

- Найдите  и прочитайте  строфу, посвященную описанию непогоды.  Непогода, а описано не скучно?! – сказал Миша, прочитав первую строфу. - Вы  разделяете Мишино мнение? С помощью какого приема поэт добивается этой выразительности?

б) вторая строфа

- Прочитайте слова, которые служат границей между картиной непогоды и картиной золотой осени. Какая это строфа?

- Какое чудо преображает картину осеннего дня?

- С чем поэт сравнивает слой облаков?

- Как подчеркивает, что он очень плотный?

- Какой еще прием использует поэт?

- Какой контраст?

в) третья строфа

- прочитайте

- как понимаете «не навек»

- синоним к слову «занавешена»?

- орешина? Тол.словарь

 - какие лит.  приемы использует поэт?

г) четвертая и пятая

- прочитайте строчки, в которой есть обращение…

- кого называют живописцем? Подберите синоним…

-  почему поэт употребил слово «выхватывай»?

- полотне? Тол .сл.

- Какого цвета листики на орешине? Замените синонимом. У вас не такого ощущения , что здесь есть не только цвет? Найдите подтверждение.

- С кем сравнивает орешину?

- зыбкую?

- Как понимаете третью строчку?

- Почему лицо заплаканное?

 - Кого же должен нарисовать живописец: деревце, похожее на девушку,  или девушку, похожую на деревце?

Обобщение

- С какой целью автор написал это стихотворение?

Обобщение: образуйте группы, с помощью, каких выразительных средств и приёмов поэт передает нам свои чувства, впечатления, переживания?

Запишите в верхней половине. Прочтите нам.

«Аквариум»

  1. Из класса выходят 3-4 человека к учителю, которые будут «золотыми рыбками» в аквариуме. Они садятся в круг. Их задача ответить на вопросы, предложенные учителем. Работа идёт без обсуждения, а остальные ребята слушают. (Выходят участники мастер-класса)

- Как вы думаете,  художники для чего пишут свои картины?

  - работа в группах (раздаю репродукции картины каждой группе)

- посмотрите на картину внимательно,  что, по-вашему,  изображено, обсудите.

-  какое бы дали название ей? Запишите внизу.

 М. Врубель «Жемчужина»

 

- Найдите эту картину в МД, рассмотрите…

- как она называется? (пауза) Кто то из вас удивлен? Почему?

Кто написал? Где находится?

- обратите внимание, как она изображена: что в центре, сверху, сбоку от жемчужины, внизу?

- Поделитесь впечатлениями…

Выделите фрагменты при помощи рамок:

-волны, которая сейчас накроет этих дев?

- водной бездны в самом центре жемчужины?

- А разноцветной, тающей на глазах морской пены (на платья дев)?

- Видел ли кто из вас настоящую жемчужину? Как она образовывается?

 -Какой она имеет цвет?

-Такое сочетание белого, розового и голубого плавно перетекают в перламутровый.  

- Правда ли, что Врубелю удалось передать красоту перламутра?

- Как считаете, было ли для  художника главным создать такое впечатление или что то другое? (красота фей, морская бездна – феи – жемчуг)

Обобщение:  

- Какие приемы  использует художник Врубель? Запишите в группах. Поделитесь с нами.

Обобщение

- Что же объединяет эти два произведения? Сделайте вывод в группах. Запишите в правом треугольнике. Стратегия «Галерея».

У предмета есть душа.

Рефлексия

Цель – рефлексия, осознание того, что было сделано на занятии, достигнуты ли поставленные цели, как можно применить полученное в своей педагогической практике.

Напишите «Синквейн» к понравившемуся произведению.

б) лист пожеланий

Проанализируйте мастер-класс и на листе пожеланий, используя метод «ХИМС» запишите, что на ваш взгляд было хорошо, интересно, мешало, возьму с собой. 

 Я желаю вам творческих успехов  в работе. 

-  Какие приёмы мы использовали на стадии рефлексии?

 Спасибо!

Критерий оценки результата
Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели: оценка (Где ошибка?); диагноз (В чем причина?); самоконтроль (Каковы недостатки?); критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?); прогноз (Постройте прогноз). 
Ограничения: 
Подготовка специального содержания текстов. 
Невысокий уровень сформированности  у школьников умений самостоятельной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании

Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития  критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...

Психологические приемы развития критического мышления на уроках литературного чтения

Актуальна технология критического мышления на уроках литературного чтения, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и поз...

Инновационные технологии. Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.Особе...

Использование технологий развития критического мышления на урок литературного чтения во 2 классе. В.Осеева "Волшебное слово"

Урок с использованием технологии развития критического мышления. На уроке использованы технология развития критического мышления, в частности прием синквейн, прием чтение с остановками, кластеры. Такж...

«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения во 2 классе при изучении жанра «сказка»

Формирование читательской компетентности младшего школьника на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности....

Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения"

Описание опыта работы по теме "Применение технологии  развития критического мышления на уроках литературного чтения для  формирования навыка  осознанного чтения" (описание и презе...

«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)

Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на  группы по интере...