Урок чтения
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
Урок чтения и развития речи
в 1 классе .
ТемаТип: Урок - игра. Изучение нового материала.
Цель: Научить воспитанников дифференцировать звуки Д - Т в речи. Учить осознанному чтению. Повторить написание, прочтение букв Д- Т, слогов, слов с буквами.
Задачи:
Образовательные:
1.Формирование фонетико-фонематического восприятия.
2. Формирование слухового восприятия речевых звуков, их воспроизведение.
3. Развитие грамматического строя речи.
4.Учить правильно использовать строчные и заглавные буквы.
Коррекционные:
1.Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
2.Расширение словаря, развитие связной речи.
3.Развитие пространственных ориентаций.
4.Развитие зрительного восприятия, узнавания и различения букв.
5.Коррекция мышления на основе упражнений в определение смысла слова, пословицы.
Воспитательные:
1. Развитие социально значимых навыков.
2.Воспитание базовых эмоций личности.
3.Воспитание правил поведения в обществе.
4.Воспитание интереса к учению.
Методы: Словесные, наглядные, работа с книгой, практические.
Приёмы: Дифференцирование, выделение.
Дополнительные материалы взяты из Интернет сайтов.
Оборудование: Картинки, разрезная и магнитная азбука, учебники, зеркала для каждого ученика, карточки с заданиями, игрушки кота и щенка, схемы предложений, сигнальные символы - буквы, короба с песком, палочки для разравнивания песка, фартуки, стаканчики с палочками для учащихся по индивидуальной программе, мультимедийная доска, «тапочки» для шнуровки, сюрприз - конфеты.
Этапы занятия: | Содержание: | Ожидаемый результат: |
1.Организация. | 1.Психогимнастика. 2. Артикуляционная гимнастика | Положительная мотивация на выполнение поставленных задач. Знание и выделение первого звука в заданных словах. Знание, показ упражнений для развития артикуляционной моторики |
2.Знакомство с новым материалом. | 1.Проблемная ситуация. 2.Речевая зарядка. 3.Игровой момент. Песочная терапия. 4.Игровой момент. Развитие речи. | Решение проблемной ситуации. Выделение первых звуков в словах. Четкое повторение слогов. Выдерживание ритма учителя. Развитие общей моторики Дифференциация звуков на слух. Написание букв. Объяснить значение слова. |
3.Дидактическое задание. | 1. «Назвать имя, подобрав слог» 2.Развитие речи. 3.Методика В.Ф. Базарного «Сигнальные символы». 4. Работа с палочками. | Правильный подбор слога, прочтение имени. Написание имён с заглавной буквы. Составление предложений с именами на выбор. Поиск сигнальных символов по групповому заданию учителя. Составление буквы Т из палочек. |
4.Логоритмика | 1. «Такой разный дождик». | Развитие общей моторики. Выполнение упражнений в заданном ритме. |
5.Закрепление | 1.Работа с учебником. 2.Развитие речи. 3.Закрепление дифференциации звука в произношении. 3.Работа с карточками. 4.Игровой момент. 5.Дидактическое упражнение «Посчитай». 6.Развитие речи. | Чтение слогов, слов. Определение значения прочитанных слов. Дифференциация букв. Правильное использование строчной и заглавной букв. Придумывание имён на звуки Д - Т. Четкое проговаривание слов в скороговорке. Прочтение слогов, слов по индивидуальным карточкам. Шнуровка. Образование слов при изменении окончаний. Социальная адаптация. Правильное использование предметов быта. |
6.Итог | 1.Рефлексия. 2.Сюрприз. | Осмысленная и чувственная оценка. Элементы культурного поведения. |
Урок чтения и развития речи
Дифференциация Д - Т.
1.Организационный момент:
Психогимнастика.
Изобразите щенка по кличке Дим, который увидел сосиску. Теперь покажите Дима, который мокнет под дождём. Но вот Дим увидел своего друга кота Тима, покажите его радость. Молодцы!
А вы ребята рады, когда встречаете друзей?
Ответы детей.
Покажите как вы рады друзьям. Молодцы!
Вот с таким радостным, светлым настроением мы начнём наш урок. А чтобы у нас всё получилось, сделаем зарядку для губ и языка.
Артикуляционная гимнастика
Выполнение упражнений «Хоботок», «Лопаточка», «Качели», «Маляр».
Ребята, а как звали щенка и его друга кота?
Ответы детей.
Какой первый звук мы слышим в имени щенка?
Ответы детей.
Какой первый звук мы слышим в имени котёнка?
Ответы детей.
Ребята, а друзья пришли сегодня к нам в гости. Какими словами мы их встретим?
Ответы детей.
2. Основная часть:
Знакомство с новым материалом.
Ребята, а вы знаете, что друзья постоянно путаются в своих именах и просят, чтобы мы помогли им научится различать звуки Д - Т. Поможем им?
Ответы детей.
Для этого проведём речевую зарядку.
Повторяйте за мной слоги.
Та-та-да, То - до - до, Ту-ду-ту, ти-ти-ди, ды-ты -ды.
Отстукивание слогов с буквой «Т» по коленям, а слогов с буквой «Д» в ладоши.
Молодцы!
Смена динамических поз по методике В.Ф.Базарного.
Давайте поиграем в игру «Услышь звук». Все встаньте и подойдите к коробкам с песком. Оденьте фартуки. Выровняйте песок в коробках.
Песочная терапия.Я называю слова, а вы пишите на песке пальцем ту букву, какой звук вы услышите вначале слова.
Словарный материал: трамвай, дом, телефон, дерево, тетрадь, тигр, доктор.
Р.р.: Кто такой доктор? Чем он занимается?
Ответы детей.
Дидактическое упражнение «Назови имя, добавив слог».
Работа на мультимедийной доске. Словарный материал:
Све…(та) Ка…(тя) На…(та) Ли…(да) На…(дя) Нас…(тя)
Кос…(тя) Лю…(да)
Скажите, а почему все эти слова написаны с большой буквы?
Ответы детей.
Молодцы! Верно.
Р.р.: «Придумай предложение с любым именем из названных».
Поиск сигнальных символов по методике В.Ф.Базарного.
Игра «Найти букву Д» в классе.
Первыми ищут учащиеся, которые определены в 3-4 группы по возможностям обучения по В.В.Воронковой.
Игра «Найти букву Т» в классе.
Первыми ищут букву в классе учащиеся - 1-2 группы.
Учащиеся обучающиеся по индивидуальной программе выкладывают из палочек букву Т по образцу.
3. Логоритмика.
Такой разный дождь
Рассердилась туча злая, Капля падает за каплей. Где бы спрятаться от ливня? | Дети стучат кулачком о кулачок. Собирают «слезы» в ладонь. Диагональные движения ребром ладони в разные стороны. Имитируют движения косаря. опускают их так, словно опускают занавес. Пожимают плечами, смотрят по сторонам. |
4. Закрепление.
Вспомните, как зовут наших гостей кота и щенка?
Ответы детей.
Работа с учебником стр.95.
1 группа Чтение слогов, слов, предложений.
2 группа Чтение слогов, слов, предложений.
3 группа Чтение слогов, слов.
4 группа Чтение слогов.
Индивид. программа Штриховка букв.
Р.р.: Объяснить значение прочитанных слов (дам - там, дом -том, дома - Тома, вода - вата).
Почему слово «дома» написано со строчной буквы, слово «Тома» - с заглавной.
Ответы детей.
Правильно имена людей, клички животных всегда пишут с заглавной буквы.
Р.р.: Назовите мне имена людей, которые начинаются на буквы Т - Д.
Ответы детей.
Проговаривание скороговорки на дифференциацию Д - Т:
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова, на дворе трава.
Работа с карточками.
1 группа Прочтение слогов, слов на карточках.
2 группа Прочтение слогов, слов на карточках.
3 группа Прочтение слогов, слов на карточках.
4 группа Прочтение слогов, слов на карточках.
Индивид. программа. Шнуровка «тапочка».
Р.р.: Составление предложений со словами «кот Тим», «Щенок Дим» по схеме предложенной учителем.
1 группа Составление предложений самостоятельно.
2 группа Составление предложений с помощью учителя.
3 группа Составление предложений вместе с учителем.
4 группа Повторение предложений произнесённых учителем.
Индивид. программа Повторение слов «Тима», «Дима».
Друзья Тим и Дим предлагают вам сыграть ещё в одну игру.
Р.р.: Игра «Посчитай».
Использование мультимедийной доски.
Один – два – пять
Тарелка -
Тарелочка -
Дом –
Домик -
Р. р.: Для чего нам нужны тарелки? Когда мы говорим «тарелка», а когда «тарелочка»? Какие бывают тарелки? Что едят из глубоких тарелок?
Ответы детей.
5. Итог урока.
Что мы сегодня учились делать?
Ответы детей.
Кому мы в этом помогли?
Ответы детей.
Кот Тим и щенок Дим благодарят детей за то, что они помогли им научиться различать звуки Д - Т. Теперь они никогда не будут путаться в своих именах. Гости учат детей пословице:
Жизнь дана на добрые дела.
Р.р.: Ребята как вы понимаете эти слова.
Ответы детей.
Итог ответов детей, правильное объяснение пословицы.
Том и Дим хотят порадовать вас сюрпризом:
Раздают конфеты «Тимка и Димка» и оставляют диск с мультфильмом «Тимка и Димка».
Что нужно сказать Тиму и Диму?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности уроков чтения для быстрого и осмысленного чтения.
Направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литерат...
Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"
Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....
Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"
Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова, называют картинки. Во вступительной бес...
Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.
- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...
Презентация к уроку чтения в 1 классе по темеКонспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
Слайдовая презентация соответствует теме и содержанию урока...
Разработка урока по чтению "урок чтения 1 класс с буквой Ц"
урок чтения 1 класс с буквой Ц...
Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)
Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся выполняют задания и повторяют материал ...