Урок чтения
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Лылов Алексей Васильевич

Обучение чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_1klass.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения и развития речи

в 1 классе .

ТемаТип: Урок - игра. Изучение нового материала.

Цель: Научить воспитанников дифференцировать звуки Д - Т в речи. Учить осознанному чтению. Повторить написание, прочтение букв Д- Т, слогов, слов с буквами.

Задачи:

Образовательные:

1.Формирование фонетико-фонематического восприятия.

2. Формирование слухового восприятия речевых звуков, их воспроизведение.

3. Развитие грамматического строя речи.

4.Учить правильно использовать строчные и заглавные буквы.

Коррекционные:

1.Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

2.Расширение словаря, развитие связной речи.

3.Развитие пространственных ориентаций.

4.Развитие зрительного восприятия, узнавания и различения букв.

5.Коррекция мышления на основе упражнений в определение смысла слова, пословицы.

Воспитательные:

1. Развитие социально значимых навыков.

2.Воспитание базовых эмоций личности.

3.Воспитание правил поведения в обществе.

4.Воспитание интереса к учению.

Методы:  Словесные, наглядные, работа с книгой, практические.

Приёмы:  Дифференцирование, выделение.

Дополнительные материалы взяты из Интернет сайтов.

Оборудование: Картинки, разрезная и магнитная азбука, учебники, зеркала для каждого ученика, карточки с заданиями, игрушки кота и щенка, схемы предложений, сигнальные символы - буквы, короба с песком, палочки для разравнивания песка, фартуки,  стаканчики с палочками для учащихся по индивидуальной программе, мультимедийная доска, «тапочки» для шнуровки, сюрприз - конфеты.

Этапы занятия:

Содержание:

Ожидаемый результат:

1.Организация.

1.Психогимнастика.

2. Артикуляционная гимнастика

Положительная мотивация на выполнение поставленных задач.

Знание и выделение первого звука в заданных словах.

Знание, показ упражнений для развития артикуляционной моторики

2.Знакомство с новым материалом.

1.Проблемная ситуация.

2.Речевая зарядка.

3.Игровой момент. Песочная терапия.

4.Игровой момент. Развитие речи.

Решение проблемной ситуации.

Выделение первых звуков в словах.

Четкое повторение слогов.

Выдерживание ритма учителя.

Развитие общей моторики

Дифференциация звуков на слух. Написание букв.

Объяснить значение слова.

3.Дидактическое задание.

1. «Назвать имя, подобрав слог»

2.Развитие речи.

3.Методика В.Ф. Базарного «Сигнальные символы».

4. Работа с палочками.

Правильный подбор слога, прочтение имени.

Написание имён с заглавной буквы.

Составление предложений с именами на выбор.

Поиск сигнальных символов по групповому заданию учителя.

Составление буквы Т из палочек.

4.Логоритмика

1. «Такой разный дождик».

Развитие общей моторики.

Выполнение упражнений в заданном ритме.

5.Закрепление

1.Работа с учебником.

2.Развитие речи.

3.Закрепление дифференциации звука в произношении.

3.Работа с карточками.

4.Игровой момент.

5.Дидактическое упражнение «Посчитай».

6.Развитие речи.

Чтение слогов, слов.

Определение значения прочитанных слов.

Дифференциация букв.

Правильное использование строчной и заглавной букв.

Придумывание имён на звуки Д - Т.

Четкое проговаривание слов в скороговорке.

Прочтение слогов, слов по индивидуальным карточкам.

Шнуровка.

Образование слов при изменении окончаний.

Социальная адаптация.

Правильное использование предметов быта.

6.Итог

1.Рефлексия.

2.Сюрприз.

Осмысленная и чувственная оценка.

Элементы культурного поведения.

Урок чтения и развития речи

Дифференциация Д - Т.

1.Организационный  момент:

Психогимнастика.

Изобразите щенка по кличке Дим, который увидел сосиску. Теперь покажите Дима, который мокнет под дождём. Но вот Дим увидел своего друга кота Тима, покажите его радость. Молодцы!

А вы ребята рады, когда встречаете друзей?

Ответы детей.

Покажите как вы рады друзьям. Молодцы!

Вот с таким радостным, светлым настроением мы начнём наш урок. А чтобы у нас всё получилось, сделаем зарядку для губ и языка.

Артикуляционная гимнастика

Выполнение упражнений «Хоботок», «Лопаточка», «Качели», «Маляр».

Ребята, а как звали щенка и его друга кота?

Ответы детей.

Какой первый звук мы слышим в имени щенка?

Ответы детей.

Какой первый звук мы слышим в имени котёнка?

Ответы детей.

Ребята, а друзья пришли сегодня к нам в гости. Какими словами мы их встретим?

Ответы детей.

2. Основная часть:

Знакомство с новым материалом.

Ребята, а вы знаете, что друзья постоянно путаются в своих именах и просят, чтобы мы помогли им научится различать звуки Д - Т. Поможем им?

Ответы детей.

Для этого проведём речевую зарядку.

Повторяйте за мной слоги.

Та-та-да, То - до - до, Ту-ду-ту, ти-ти-ди, ды-ты -ды.

Отстукивание слогов с буквой «Т» по коленям, а слогов с буквой «Д» в ладоши.

Молодцы!

Смена динамических поз по методике В.Ф.Базарного.

Давайте поиграем в игру «Услышь звук». Все встаньте и подойдите к коробкам с песком. Оденьте фартуки. Выровняйте песок в коробках.

Песочная терапия.Я называю слова, а вы пишите на песке пальцем ту букву, какой звук вы услышите вначале слова.

Словарный материал: трамвай, дом, телефон, дерево, тетрадь, тигр, доктор.

Р.р.: Кто такой доктор? Чем он занимается?

Ответы детей.

Дидактическое упражнение  «Назови имя, добавив слог».

Работа на мультимедийной доске. Словарный материал:

Све…(та)        Ка…(тя)        На…(та)        Ли…(да)        На…(дя)        Нас…(тя)        

Кос…(тя)        Лю…(да)        

Скажите, а почему все эти слова написаны с большой буквы?

Ответы детей.

Молодцы! Верно.

Р.р.: «Придумай предложение с любым именем из названных».

Поиск сигнальных символов по методике В.Ф.Базарного.

Игра «Найти букву Д» в классе.

Первыми ищут учащиеся, которые определены в 3-4 группы по возможностям обучения по В.В.Воронковой.

Игра «Найти букву Т» в классе.

Первыми ищут букву в классе учащиеся - 1-2 группы.

Учащиеся обучающиеся по индивидуальной программе выкладывают из палочек букву Т по образцу.

3. Логоритмика.

Такой разный дождь

Рассердилась туча злая, 
И закапал мелкий дождь.

Капля падает за каплей. 
Сколько набежало слез!
Дождь сильнее стал, и ветер 
Сделал вдруг его косым.
Вправо капли, влево капли, 
Словно всех косой косил. 
Ливень туча посылает, 
И стеной вода течет.

Где бы спрятаться от ливня? 
Зонтик нас раскрытый ждет.

Дети стучат кулачком о кулачок.
Быстро ритмично постукивают указательным пальцем правой руки о ладонь левой. 
Ритмично щелкают пальцами рук.

Собирают «слезы» в ладонь.
Делают движения ребром ладони сверху вниз по диагонали.

Диагональные движения ребром ладони в разные стороны. Имитируют движения косаря.
Делают резкое движение рукой вперед.
Вытягивают руки вперед ладонями к себе и

опускают их так, словно опускают занавес.

Пожимают плечами, смотрят по сторонам.
Поднимают руки вверх, изображают купол зонтика.

4. Закрепление.

Вспомните, как зовут наших гостей кота и щенка?

Ответы детей.

Работа с учебником стр.95.

1 группа               Чтение слогов, слов, предложений.        

2 группа        Чтение слогов, слов, предложений.

3 группа        Чтение слогов, слов.

4 группа        Чтение слогов.

Индивид. программа        Штриховка букв.        

Р.р.: Объяснить значение прочитанных слов (дам - там, дом -том, дома - Тома, вода - вата).

Почему слово «дома» написано со строчной буквы, слово «Тома» - с заглавной.

Ответы детей.

Правильно имена людей, клички животных всегда пишут с заглавной буквы.

Р.р.: Назовите мне имена людей, которые начинаются на буквы Т - Д.

Ответы детей.

Проговаривание скороговорки на дифференциацию Д - Т:

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова, на дворе трава.

Работа с карточками.

1 группа       Прочтение слогов, слов на карточках.

2 группа        Прочтение слогов, слов на карточках.

3 группа        Прочтение слогов, слов на карточках.

4 группа        Прочтение слогов, слов на карточках.

Индивид. программа.        Шнуровка «тапочка».

Р.р.: Составление предложений со словами «кот Тим», «Щенок Дим» по схеме предложенной учителем.

1 группа               Составление предложений самостоятельно.

2 группа        Составление предложений с помощью учителя.

3 группа        Составление предложений вместе с учителем.

4 группа        Повторение предложений произнесённых учителем.

Индивид. программа        Повторение слов «Тима», «Дима».

Друзья Тим и Дим предлагают вам сыграть ещё в одну игру.

Р.р.: Игра «Посчитай».

Использование мультимедийной доски.

Один – два – пять

Тарелка -

Тарелочка -

Дом –

Домик -

Р. р.: Для чего нам нужны тарелки? Когда мы говорим «тарелка», а когда «тарелочка»? Какие бывают тарелки? Что едят из глубоких тарелок?

Ответы детей.

5. Итог урока.

Что мы сегодня учились делать?

Ответы детей.

Кому мы в этом помогли?

Ответы детей.

Кот Тим и щенок Дим благодарят детей за то, что они помогли им научиться различать звуки Д - Т. Теперь они никогда не будут путаться в своих именах. Гости учат детей пословице:

Жизнь дана на добрые дела.

Р.р.: Ребята как вы понимаете эти слова.

Ответы детей.

Итог ответов детей, правильное объяснение пословицы.

Том и Дим хотят порадовать вас сюрпризом:

Раздают конфеты «Тимка и Димка» и оставляют диск с мультфильмом «Тимка и Димка».

Что нужно сказать Тиму и Диму?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности уроков чтения для быстрого и осмысленного чтения.

Направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного  чтения, элементарного  литерат...

Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"

Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)

Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке  Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся  выполняют задания и повторяют материал ...