Урок-спектакль по сказке Маршака "12 месяцев"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Галанова Марина Николаевна

На уроке создается целостный художественно-литературный образ сказочных героев, развиваются навыки выразительного чтения, умение аргументировать свое мнение через инсценирование сказки. Анализ игры актеров происходит с использованием метода шести шляп критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: С. Я. Маршак “12 месяцев”

Цель: узнать о театральном искусстве на примере сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», инсценировать несколько картин сказки..

Тип урока: урок - спектакль.

Слайд 1

2018 год – объявлен в России годом театра.

Слайд 2.

Театр — это мини-государство, живущее особенной жизнью, со своими устоями и правилами, которые должен соблюдать каждый посетитель с того самого момента, как он делает первый шаг в театральное фойе.

Слайд 3

А как вы думаете «С чего начинается театр?»

Театр начинается с вешалки. В театре есть особые правила поведения.

Издавна, собираясь в театр, посетители облачались в лучшие наряды, а обыденная одежда считалась плохим тоном.

Мужчинам советуется надевать костюм классического покроя, либо брюки и рубашку. Женщины надевают вечернее платье.

Совершенно непозволительно надевать пляжную либо спортивную одежду, шорты и слишком откровенные наряды.

Не опаздывайте: после третьего звонка спектакль начинается и в зал обычно уже не пускают. 

Как вы думаете? Чем мы будем заниматься сегодня на уроке.

Слайд 4

Цель: узнать о театральном искусстве на примере сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», инсценировать несколько картин сказки.

Слайд 5

Давайте попробуем сформулировать задачи урока, используя 6 шляп мышления: 

Белая шляпа - факты: Познакомиться (с театральным искусством)

Красная шляпа - эмоции: Чувствовать (эмоциональное состояние героя)

Жёлтая шляпа – оптимизм: Находить (положительные черты характера.)

Чёрная шляпа – критика: Указывать (на недостатки героев, критикуя их)

Зелёная шляпа – творчество: Размышлять (над текстом, придумывая продолжение)

Синяя шляпа – вывод: Уметь (обобщать и выделять главное)

У Вас на столах лежат листы самооценки подпишите их, в течении урока вы с ними работаете после урока сдадите их учителю.

Слайд 6

Итак перейдем к самому основному, попробуем организовать наш маленький театр и попробуем заглянуть в за кулисье.

Что же надо, что бы наш с вами театр начал свою работу:

Пьеса - литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

Режиссёр – создатель спектакля.

Актеры – артист, исполнитель ролей в театральных представлениях.

Афиша – объявление о спектакле.

Ремарка – пояснение автора к тексту.

Программка - главные действующие лица пьесы и исполнители.

Дублер – человек, заменяющий актера из-за болезни.

Суфлер – подсказывает по необходимости текст роли

Звукооператор – ответственный за слова

Декоратор - родители

Слайд 7

Картина 1. Во дворце

Слайд 8

Глашатаи

Слайд 9

Глашатаи

Слайд 10

Поменяйтесь шляпами.

А сейчас мы с вами поработаем в шляпах, ведь в театре большое внимание уделяется характеристике героя, как выглядел, как посмотрел. Попробуем дать характеристику маленькой королевы.

В вашем распоряжении 2 минуты.

Попрошу предоставить полученные результаты.

Слайд 11

Картина 2. В доме мачехи. (5 мин)

Слайд 12

Поменяйтесь шляпами

Используя шляпы попробуем обсудить игру актеров нашего театра в данной картине.

У вас 2 минуты.

Попрошу озвучить полученные результаты.

Слайд 13

Физминутка. Вьюги и метели опять прилетели.

Слайд 14

Падчерица идет по лесу

Слайд 15

Выходят месяцы.

Слайд 16

Диалог месяцев

Слайд 17

Песня апреля с посохом

Слайд 18

Собирает подснежники (танец)

Диалог продолжение

Слайд 19

Поменяйтесь шляпами. Придумайте конец сказки. В вашем распоряжении 3 минуты. Просьба озвучить свои результаты.

Слайд 20

Домашнее задание

  • 1 группа

Разработать программку для нашего спектакля

  • 2 группа

Подобрать новое произведение для инсценировки в нашем театре

После урока я попрошу вас сдать заполненные листы самооценки.

Слайд 21

  • Сегодня на уроке Белая шляпа - факты: Познакомились ….
  • Красная шляпа - эмоции: Чувствовали ….
  • Жёлтая шляпа – оптимизм: Находили ….
  • Чёрная шляпа – критика: Указывали ….
  • Зелёная шляпа – творчество: Размышляли
  • Синяя шляпа – вывод: Научились …..

Слайд 22

Спасибо за урок.


Лист самооценки совместной работы

ФИ учащегося____________________________________________________

В ходе работы я…

Всегда

Иногда

Никогда

Предлагал новые идеи и направления

 

 

 

Определял цели, ставил задачи

 

 

 

Ждал помощи от участников группы

 

 

 

Принимал участие в совместной работе

 

 

 

Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения

 

 

 

Помогал группе в выборе правильных решений

 

 

 

Анализировал, обобщал, делал выводы

 

 

 

Находил и исправлял ошибки

 

 

 

Оказывал помощь, откликался на работу других

 

 

 

Преодолевал трудности, добивался достижения результата

 

 

 

Осознавал ответственность за общее дело

 

 

 

Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения

 

 

 

Лист самооценки совместной работы

ФИ учащегося____________________________________________________

В ходе работы я…

Всегда

Иногда

Никогда

Предлагал новые идеи и направления

 

 

 

Определял цели, ставил задачи

 

 

 

Ждал помощи от участников группы

 

 

 

Принимал участие в совместной работе

 

 

 

Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения

 

 

 

Помогал группе в выборе правильных решений

 

 

 

Анализировал, обобщал, делал выводы

 

 

 

Находил и исправлял ошибки

 

 

 

Оказывал помощь, откликался на работу других

 

 

 

Преодолевал трудности, добивался достижения результата

 

 

 

Осознавал ответственность за общее дело

 

 

 

Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогодняя сказка " 12 месяцев"

В празднике учавствовали ученики начальных классов (85 детей). Все гости радовались и восхищались талантом маленьких артистов!     Зимний лес. Укромная пол...

С.Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

Цель: продолжить работу над пьесой, развивать умение выборочно читать, исполнять роль , развивать речь, память, воспитывать любовь к литературе....

сценарий сказки 12 месяцев

Сказку ставили с учениками 4 класса, сценарий составлен для  участия всех учеников класса (28 действующих лиц)...

Урок литературного чтения. С.Я.Маршак Драматическая сказка "Двенадцать месяцев"

Данный урок расширяет знания детей о творчестве С.Я.Маршака, знакомит со сказкой-пьесой "Двенадцать месяцев", расширяет круг нраавственных представлений школьников....

Новогодняя сказка "Двенадцать месяцев"

Методическая разработка новогоднего мероприятия для учащихся 2-го класса "Новогодняя сказка Двенадцать месяцев"...

Сценарий новогоднего праздника для 3 класса сказка "Двенадцать месяцев"

Сказка  по пьесе С. Маршака о встрече  в лесу бедной девочки с 12 месяцами. Эта история о том как жадность одной и каприз другой едва не обрекли на  гибель третью....

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “ Чтение с увлечением “. Тема занятия: “ Урок – спектакль по сказке Г.Х Андерсен “ Снежная королева “.

Цели и задачи внеурочного учебного занятия:формирование интереса к чтению и развития  навыков  чтения;обогатить представления четвероклассников о литературной сказке; познакомить...