Урок литературного чтения. С.Я.Маршак Драматическая сказка "Двенадцать месяцев"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Данный урок расширяет знания детей о творчестве С.Я.Маршака, знакомит со сказкой-пьесой "Двенадцать месяцев", расширяет круг нраавственных представлений школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_12_mesyatsev.doc | 56.5 КБ |
prezentatsiya12_mesyatsev.ppt | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 «б» классе
Тема: С. Я. Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев»
Цель: Расширение знаний детей о творчестве С.Я.Маршака. Знакомство со
сказкой- пьесой «Двенадцать месяцев».
Задачи урока:
образовательные:
- раскрыть стороны профессиональной деятельности С.Я.Маршака;
- дать представление о драматическом роде литературы, рассмотреть жанровые особенности произведения.
- развивать навыки осознанного выразительного чтения;
развивающие:
- учить обобщать и делать выводы,
- развивать умение рассуждать;
воспитательные:
- расширить круг нравственных представлений школьников на основе сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».
Оборудование: мультимедийное оборудование
Ход урока
1.Организационный момент.
а) приветствие
Школьный звонок звенит, заливается!
Урок литературного чтения для нас начинается!
- Ребята, поприветствуйте наших гостей.
Я спешу сказать всем – "Здравствуйте!”,
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам – "Благости!”,
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – "Радости!
Удач, успехов и везенья!”,
Чтоб пожелать всем в классе
Прекраснейшего настроения.
б) эмоциональный настрой
- Начинаем урок литературного чтения. Большую роль играет волшебница-речь. Речь каждого человека должна быть понятной, красивой.
-Ребята, а вам нравится урок литературного чтения? Почему?
-Действительно, на уроках чтения мы учимся красиво говорить, правильно и выразительно читать, учимся любить природу, уважать людей, быть добрыми и справедливыми, честными и вежливыми. А пропуском на наш урок будет считалочка:
Давайте разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
/дети хором повторяют слова считалочки/
2. Актуализация ранее изученного.
а) Фронтальный опрос.
- Какой раздел мы изучаем?
- Что было задано на дом?
- В чем главный смысл данного стихотворения?
б) Проверка домашнего задания.
/выразительное чтение стихотворения М.Бородицкой/
в) Микроитог
/оценки за домашнее задание/
3. Изучение нового материала.
1. Целеполагание
Книжек первые страницы
Нас встречают с первых лет
И несут нас, точно птицы,
Облетая целый свет.
Под российским небосводом
Книгу любят и хранят.
Пусть же крепнет с каждым годом
Дружба книги и ребят!
С.Я.Маршак
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством С.Я.Маршака.
2.Артикуляционная подготовка
- Думаю, вы узнали, из какого известного произведения Маршака эти строчки?
- Как оно называется?
Дама сдавала багаж:
Диван, Чемодан, Саквояж,
Картину, Корзину, Картонку
И маленькую собачонку.
– Прочитайте глазами.
– Прочитайте птичьим базаром.
– Прочитайте скороговоркой.
– Прочитайте выразительно.
3. Введение в тему.
- С.Я.Маршак один из самых известных детских поэтов. Его стихи сопровождают нас на всех дорожках детства изо дня в день. Только мы не всегда думаем об этом, не замечаем. Давайте совершим маленькое путешествие в самое раннее детство.
- Мама качает малыша и напевает колыбельную. Какие это могут быть строки, принадлежащие перу Самуила Яковлевича? / «Сказка о глупом мышонке»/
- Мы немного подрастаем, выходим играть во двор и вспоминаем считалки. /Мяч/
- Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок. /Жираф/
- Чем являются эти знакомые строчки? /Загадка/
- Четыре года тому назад вы пришли на занятия в школу. Каждый ребёнок, переступая порог школы, знакомится с произведением С.Маршака «Весёлый счёт. Путешествие от А до Я.»
- Какие ещё произведения С.Я.Маршака вы знаете?
4.Вступительное слово учителя.
- С.М. Маршак был очень старательным и любил учиться. Он писал для детей стихи, сказки, загадки, пьесы. А знаете ли вы, каким человеком был Самуил Яковлевич Маршак? Люди, близко знавшие его, говорят, что Маршак, как все люди, был разным: добрым, веселым, сердитым, щедрым, строгим, взыскательным. Но все вспоминают о нем, как об очень талантливом и трудолюбивом человеке. Маршак и в своём творчестве был разным: поэтом, редактором журнала, переводчиком стихов, сатириком, драматургом. Невозможно на одном уроке познакомиться со всеми сторонами творчества поэта.
Сегодня мы будем говорить о нём как о драматурге.
- В каком произведении Маршак рассказывает о девочке, отправившейся зимой за подснежниками? /«Двенадцать месяцев»/
- Сегодня мы начнём знакомство с его драматической сказкой «12 месяцев».
5. Рассказ учителя.
Новогодняя сказка «Двенадцать месяцев» берет свое начало из славянского фольклора. Именно в древних сказаниях возникли человеческие образы времен года. По одной из версий — Самуил Маршак заимствовал этот сюжет у известной чешской писательницы Божены Немцовой. Известно, что западнославянская легенда подсказала только завязку пьесы, а не весь сюжет. Еще в самом начале работы над сказкой в письме к родным Маршак писал: "Тема углублена тем, что героиня пьесы "12 месяцев" живет в природе и в труде. Все месяцы ее знают: один видел ее у проруби, когда она ходила по воду, другой в лесу, когда она рубила дрова, третий на огороде, где она поливала рассаду, и т. д." (23 декабря 1942 г.).
Маршак писал сказку в годы Великой Отечественной Войны (в1942—43 годах) для МХАТа. Поставлена в Московском театре юного зрителя в 1947 году, во МХАТе в 1948 году. По мотивам сказки в 1956 году на студии Союзмультфильм (Москва) был выпущен одноимённым мультфильм, пополнивший коллекцию классики советской мультипликации. В 1972 году на киностудии «Ленфильм»был создан 2-х серийный фильм-сказка.
- Вам знакома эта сказка?
- Вы читали её сами, или вам читали взрослые?
- Кто видел мультфильм?
- О чем эта сказка?
Автор часто говорит о том значении, которое он придает труду в своем произведении: "Мне хотелось, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным и честным людям открывается природа, ибо постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с трудом".
Драма – литературное произведение, построенное в форме диалога и предназначенное для исполнения на сцене.
Я хочу познакомить вас с особенностями драматических произведений.
- начинается со списка действующих лиц.
- состоит из действий (актов);
- действия делятся на картины;
- имеются краткие ремарки (заметки, подсказки) автора.
При постановке пьесы в театре перед началом зрители приобретают программки, в которых перечислены главные действующие лица пьесы и исполнители. На сцене не звучат слова автора, которые поясняли бы поступки героев. Актеры произносят слова, играя каждый свою роль. Вместо описаний природы на сцене стоят декорации, играет музыка.
Некоторые ребята нашего класса занимались в кружке «Волшебный мир театра». Вы знакомились с постановкой голоса, учились владеть мимикой, жестами, участвовали в постановке небольших сценок. Это был ваш первый опыт работы на сцене. Кому было интересно этим заниматься? А кто в будущем хотел бы стать актером? Какие качества для этого нужны на ваш взгляд?
5. Физминутка
- Представьте себя в роли актеров.
- Мальчики, покажите нам бравого солдата. Помаршируйте. Покажите, как отдают честь.
- Девочки, представьте себя придворными дамами. Покажите свою безупречную осанку, грациозно помашите веером. Начинается бал, входит королева. Изобразите реверанс.
- А теперь представьте, что вы идёте вперёд, преодолевая сильные порывы ветра.
- Уже наступила зима. Как говорится в пословице «Мороз не велик, а стоять не велит». Покажите, что вам холодно, вы замерзли.
- Зимой многие любят греться у огня. Это может быть костёр в лесу или домашний камин. Изобразите это действие.
- А теперь поаплодируйте себе.
- Спасибо. Тихо садимся на места.
6. Работа по учебнику.
- Откройте учебник на с.132
- Рассмотрим список действующих лиц к драматической сказке «12месяцев»
- Какие пояснения даны автором?
- Что надо сделать, чтобы выразительно прочитать реплики «своего» героя?
- Надо представить характер этого героя, мысленно увидеть поступки, которые
он совершает, передать мысли и настроения действующего лица.
7.Словарная работа.
-В пьесе встретятся незнакомые нам слова. Давайте поработаем над ними. Найдите в учебнике толкование слов:
КАНЦЛЕР, ГЛАШАТАЙ, МАНТИЯ, РЕСКРИПТ…
8. Чтение первого действия (по ролям).
9.Проверка первичного восприятия.
- Какие слова «выдают» характер Королевы?
- Королева действительно любит цветы?
- Как можно охарактеризовать её поступок?
Королева – это человек, от которого зависит жизнь государства. Но Маршак нам показал другую Королеву – безответственную, своевольную, неблагодарную, в силу своих недостатков очень одинокую.
- Что вы можете сказать о характере Профессора?
- Когда происходят события сказки?
Говорят, под Новый год,
Что ни пожелается,
Все всегда произойдет,
Все всегда сбывается!
- Как вы думаете, найдется ли кто-то, желающий выполнить заведомо невыполнимый приказ Королевы?
- Почему?
6. Итог урока.
- С каким произведением мы начали знакомство на сегодняшнем уроке?
- Кто его автор?
- Когда Маршак начал работу над сказкой «12 месяцев»?
- Назовите отличительные особенности драматического произведения?
- Вам интересно узнать, как будут развиваться события?
- Продолжение сказки мы будем читать на следующем уроке.
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
Спасибо вам, ребята за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас!
/оценки/
7. Домашнее задание.
с. 132-142 читать по ролям. Подготовить иллюстрации к первому действию.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Давайте разговаривать И будем выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.
Книжек первые страницы Нас встречают с первых лет И несут нас, точно птицы Облетая целый свет…… Книгу любят и хранят Пусть же крепнет с каждым годом Дружба книги и ребят. С.Я.Маршак
Дама сдавала багаж: Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку И маленькую собачонку.
Пела ночью мышка в норке: - Спи, мышонок, замолчи! Дам тебе я хлебной корки И огарочек свечи.
Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Желтый, красный, голубой Не угнаться за тобой.
Рвать цветы легко и просто Детям маленького роста, Но тому, кто так высок, Нелегко сорвать цветок!
поэт редактор журнала переводчик стихов сатирик драматург
С.Я. Маршак писал сказку в годы Великой Отечественной Войны (в1942-1943 годах) для МХАТа
начинается со списка действующих лиц; состоит из действий (актов); действия делятся на картины; имеются краткие ремарки (заметки, подсказки) автора.
Канцлер- высшая государственная должность. Глашатай- человек, объявляющий королевские указы. Мантия- накидка, одеваемая поверх платья. Рескрипт- распоряжение. Резолюция- решение, постановление. Ходатайство- просьба. Масленичные балаганы- постройки для театрализованных представлений во время Масленицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "С.Я.Маршак.Пожар"2 класс
Урок изучения нового материала...
Урок литературного чтения "С. Я Маршак "Декабрь"
Разработка урока...
Фото материалы к уроку литературного чтения:"С.Я.Маршак "12 месяцев".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3702827","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 48px; height: 47px;"}}]]Презентация представляет собой фото материалы к уроку л...
Конспект урока литературное чтение "С.Я. Маршак "Угомон. Дважды два" 1 класс программа Школа России
Открытый урок литературного чтения "С.Я. Маршак "Угомон. Дважды два" 1 класс программа Школа России, 2013 г....
Конспект урока по литературному чтению: "С.Я.Маршак. Сказка 12 месяцев".
-способствовать формированию представлений о С.Я. Маршаке, как о писателе разностороннего дарования;-формировать интерес к творчеству С.Я. Маршака, его произведениям знакомым и незнакомым;-формировать...
конспект урока литературного чтения. С.Я.Маршак "Двенадцать месяцев"
Продолжить знакомство с автором произведения. Чтение и анализ сказки-пьесы "Двенадцать месяцев"....
урок литературного чтения "С.Я.Маршак «Кот и лодыри». Герои произведений С. Маршака"
Урок по программе "Школа России"...