"Изобретатель" М. Пришвин
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Бакатуро Мария Анатольевна

 Тема:  Птицы с «характерами» (М. Пришвин «Изобретатель»)

 Цель урока: знакомство с творчеством М. Пришвина и его произведением «Изобретатель» (на основе технологии продуктивного чтения)

Задачи урока:

·         формировать навыки продуктивного чтения через работу с текстом М.Пришвина «Изобретатель»

·         прививать чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому

·         развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные действия, творческие способности обучающихся через совместную деятельность на уроке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект92 КБ
Файл презентация2.67 МБ
Файл задания к уроку14.8 КБ
Файл Текст о М. Пришвине14.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Святогорье

муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Конспект урока по литературному чтению

4 класс

Птицы с «характерами»

(М. Пришвин «Изобретатель»)

Подготовила

учитель начальных классов

Бакатуро Мария Анатольевна

С. Святогорье

2019

  Дата проведения:  06.03. 2019

 Тема:  Птицы с «характерами» (М. Пришвин «Изобретатель»)

 Цель урока: знакомство с творчеством М. Пришвина и его произведением «Изобретатель» (на основе технологии продуктивного чтения)

Задачи урока:

  • формировать навыки продуктивного чтения через работу с текстом М.Пришвина «Изобретатель»
  • прививать чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому
  • развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные действия, творческие способности обучающихся через совместную деятельность на уроке.

Конспект урока:

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Ι. Организационный момент

Кто улыбкою день встречает,

Кто с улыбкой проблемы решает,

Тот как солнце, все согревает,

Тот великую тайну знает.

Поэтому давайте сейчас улыбнемся друг другу и постараемся плодотворно поработать!

Настраиваются на урок

Личностные УУД:

1.Включение в учебный процесс.

2.Мотивация к обучению и   целенаправленной познавательной деятельности. 

ΙΙ. Актуализация знаний

Введение в тему урока

- Сейчас проведем небольшую разминку. Посмотрите на слайд, знакомы ли вам эти писатели? (В. Бианки, К Паустовский, Н. Сладков, М. Пришвин).

А как зовут этого писателя, мы с вами сейчас и узнаем. У каждого из вас на парте лежит текст. Прочитайте его внимательно, чтобы ответить на мои вопросы.

Как зовут писателя?

Когда родился М. Пришвин?

Где он родился?

На какую специальность учился Пришвин?

Кем работал?

Сколько лет было Пришвину, когда вышла его первая публикация?

Сколько лет было автору, когда вышла его первая книга?

Как называют Пришвина? Почему?

Сегодня М. Пришвин поможет нам приоткрыть страничку удивительного мира.

А как называется произведение, с которым мы будем сегодня работать, вы скажете мне сами.

Давайте разделимся на две группы, и каждая группа составит слово из букв, которые я вам дам.

Что же получилось?

Что означает это слово?

Где мы можем узнать точное значение слова?

Давайте проверим наши предположения. Вот что написано в  толковом словаре Ожегова: «Изобретатель - тот, кто изобрёл что-то новое, прежде неизвестное».

- Изобретатель – это тот, кто делает какое-то открытие.

Знакомство с текстом о М.М. Пришвине.

Отвечают на вопросы учителя.

Работа в группах. Определяют тему урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Работа с толковым словарем.

Познавательные УУД:

1. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

2.Умение извлекать необходимую информацию.

ΙΙΙ. Работа с текстом до чтения

Антиципация

Давайте рассмотрим иллюстрацию на стр 93.

- Какие предположения о произведении у вас возникли?

- Почему, на ваш взгляд,  заголовок текста заключен в кавычки? (Название произведения, кличка чья – либо, это слово автор употребляет с иронией, может быть в переносном смысле   и т.д.)

- А какое открытие делает писатель? После работы над текстом попробуем ответить на этот проблемный вопрос.

Постановка цели  и задач урока

Как вы думаете, какие будут цель и задачи  нашего урока?

Строят догадки, предположения

Определяют цель и задачи урока.

Познавательные УУД

Построение речевых высказываний в устной форме.

Регулятивные УУД

 Высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Коммуникативные УУД

1. Умение слушать и понимать речь других.

2. Владение  монологической  и диалогической  формами   речи.

Регулятивные УУД

Формулировка цели и задач урока

ΙV. Работа с текстом во время чтения

Чтение вслух с комментированием, ведение диалога с автором

В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята. Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе.

Почему автор называет тропу коровьей?( По ней ходят коровы)

Я заметил их издали, спрятался за дерево, Зачем спрятался? (Чтобы утята не испугались, чтобы не спугнуть утят) и утята подошли к самым моим ногам. Трех из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе.

   Подержал я у себя этих черных утят, и стали они вскоре все серыми. После из серых один вышел красавец разноцветный селезень  Кто это? (Самец утки)  и две уточки, Дуся и Муся. Мы им крылья подрезали, Зачем? чтобы не улетели, (Автор сам ответил на наш вопрос) и жили они у нас во дворе вместе с домашними птицами: куры были у нас и гуси.

    С наступлением новой весны устроили мы своим дикарям  из всякого хлама Что это? (Старые вещи) в подвале кочки, как на болоте, и на них гнезда. Для чего так сделали? (Чтобы было похоже на болото).

    Дуся положила себе в гнездо шестнадцать яиц и стала высиживать утят. Муся положила четырнадцать, но сидеть на них не захотела. Как мы ни бились, пустая голова не захотела быть матерью. Что значит « пустая голова?» (Глупый, несообразительный, нет мыслей,  несерьёзный)

    И мы посадили на утиные яйца нашу важную черную курицу – Пиковую Даму. Вас что-то удивило? (Могут ли у курицы появиться утята?)

    Пришло время, вывелись наши утята. Мы их некоторое время подержали на кухне, в тепле, крошили им яйца, ухаживали. Через несколько дней наступила очень хорошая, теплая погода, и Дуся повела своих черненьких к пруду, и Пиковая Дама своих – в огород за червями.

– Свись-свись! – утята в пруду.

– Кряк-кряк! – отвечает им утка.

– Свись-свись! – утята в огороде.

– Квох-квох! – отвечает им курица.

   Утята, конечно, не могут понять, что значит "квох-квох", а что слышится с пруда, это им хорошо известно.

 Почему утята не понимают свою маму? (Говорят на разном языке)

"Свись-свись" – это значит: "свои к своим".

А "кряк-кряк" – значит: "вы – утки, вы – кряквы, скорей плывите".

И они, конечно, глядят туда, к пруду.

– Свои к своим!

И бегут.

– Плывите, плывите!

И плывут.

– Квох-квох! – упирается важная курица на берегу.

    Они все плывут и плывут. Сосвистались, сплылись, радостно приняла их в свою семью Дуся; по Мусе они были ей родные племянники.

   Весь день большая сборная утиная семья плавала на прудике, и весь день Пиковая Дама, распушенная, сердитая, квохтала, ворчала, копала ногой червей на берегу, старалась привлечь червями утят и квохтала им о том, что уж очень-то много червей, таких хороших червей!

– Дрянь-дрянь! – отвечала ей кряква.

    А вечером она всех своих утят провела одной длинной веревочкой по сухой тропинке. Под самым носом важной птицы прошли они, черненькие, с большими утиными носами; ни один даже на такую мать и не поглядел.

Почему не поглядел? (Не признали в курице мать)

   Мы всех их собрали в одну высокую корзинку и оставили ночевать в теплой кухне, возле плиты.

    Утром, когда мы еще спали. Дуся вылезла из корзины, ходила вокруг по полу, кричала, вызывала к себе утят. В тридцать голосов ей на крик отвечали свистуны.

    На утиный крик стены нашего дома, сделанного из звонкого соснового леса, отзывались по-своему. И все-таки в этой кутерьме мы расслышали отдельно голос одного утенка.

– Слышите? – спросил я своих ребят.

Они прислушались.

– Слышим! – закричали.

И пошли в кухню.

  Там, оказалось, Дуся была не одна на полу. С ней рядом бегал один утенок, очень беспокоился и непрерывно свистел. Этот утенок, как и все другие, был ростом с небольшой огурец. 

Что это  значит? (Маленький)

 Как же мог такой-то воин перелезть стену корзинки высотой сантиметров в тридцать?

Как вы себе ответили на этот вопрос?

   Стали мы об этом догадываться, и тут явился новый вопрос: сам утенок придумал себе какой-нибудь способ выбраться из корзины вслед за матерью или же она случайно задела его как-нибудь своим крылом и выбросила?

    Я перевязал ножку этого утенка ленточкой и пустил в общее стадо.

Зачем автор перевязал ленточкой ножку  утёнка? (Чтобы отличался от других утят)

   Переспали мы ночь, и утром, как только раздался в доме утиный утренний крик, мы – в кухню. На полу вместе с Дусей бегал утенок с перевязанной лапкой.

   Все утята, заключенные в корзине, свистели, рвались на волю и не могли ничего сделать. Этот выбрался. Я сказал:

– Он что-то придумал.

– Он изобретатель! – крикнул Лева.

      Тогда я задумал посмотреть, каким же способом этот "изобретатель" Почему в кавычках? (Автор сомневается, что утенок может что-то изобрести. Произносит с иронией.) решает труднейшую задачу: на своих утиных перепончатых лапках подняться по отвесной стене. Я встал на следующее утро до свету, когда и ребята мои и утята спали непробудным сном. В кухне я сел возле выключателя, чтобы сразу, когда надо будет, дать свет и рассмотреть события в глубине корзины. И вот побелело окно. Стало светать.

– Кряк-кряк! – проговорила Дуся.

– Свись-свись! – ответил единственный утенок.

И все замерло. Спали ребята, спали утята.

Раздался гудок на фабрике. Свету прибавилось.

– Кряк-кряк! – повторила Дуся.

    Никто не ответил. Я понял: "изобретателю" сейчас некогда – и сейчас, наверно, он и решает свою труднейшую задачу. И я включил свет.

     Ну, так вот я и знал! Утка еще не встала, и голова ее еще была вровень с краем корзины. Все утята спали в тепле под матерью, только один, с перевязанной лапкой вылез и по перьям матери, как по кирпичикам, взбирался вверх, к ней на спину. Когда Дуся встала, она подняла его высоко, на уровень с краем корзины. По ее спине утенок, как мышь, пробежал до края – и кувырк вниз! Вслед за ним мать тоже вывалилась на пол, и началась обычная утренняя кутерьма: крик, свист на весь дом.

     Дня через два после этого утром на полу появилось сразу три утенка, потом пять, и пошло и пошло: чуть только крякнет утром Дуся, все утята к ней на спину и потом валятся вниз.

    А первого утенка, проложившего путь для других, мои дети так и прозвали Изобретателем.

Чтение текста и диалог с автором

Познавательные УУД

1.Понимание  цели чтения и    осмысление прочитанного.

2. Умение извлекать необходимую информацию

Коммуникативные УУД

1.Умение осуществлять поиск информации, критически относиться к ней

2. Полно и четко выражать свои мысли

3. Слушать и понимать собеседника

Личностные УУД:

1. Умение сопереживать

2. Уважать и принимать ценности семьи

V. Работа с текстом после чтения

Физминутка

Концептуальная беседа по тексту

Можно ли утёнка назвать изобретателем?

- Прочитайте последнее предложение.  Что заметили?  Как написано слово «изобретатель»? (С заглавной буквы).

Почему? (Стало именем утёнка)

- В начале рассказа слово «изобретатель» взято в кавычки, а в конце автор использует это слово уже без кавычек. Как вы думаете, случайно ли это? (В начале рассказа  он  его еще не заслужил. В конце рассказа без кавычек – заслужил по праву)

Выборочное чтение

 - Найдите и прочитайте в тексте:

  • Как переговаривались утята в пруду и утята в огороде?
  • Как поступила Пиковая дама, когда ее утята ушли плавать в пруд?
  • Прочитайте то место, где описывается, как утенок выбрался из корзины.

- Современники иногда называли М. Пришвина «птичником». Как вы думаете почему? Чем необычны птицы в изображении Пришвина?

Давайте вернёмся к проблемному вопросу и попробуем ответить на него:

Какое открытие делает писатель?

(У птиц тоже есть свой «характер», и его можно увидеть, если внимательно за ними наблюдать).

- Выберите пословицу, которая подходит к данному произведению:

  • Смекнешь да схитришь - врагов победишь.
  • Сметлив и хитер - пятерым нос утер.
  • Умному свистни, а он уже смыслит.
  • Дружба заботой да подмогой крепка.

- В этом рассказе автор показал нам разное отношении мам к своим деткам. Утка Дуся и Пиковая Дама заботятся о своем потомстве, учат его, воспитывают. А утка Муся не захотела высиживать яйца и заниматься своими детьми. Особое отношение у автора к маленькому утенку, он восхищается его способностями, ведь  несмотря на возраст, он смог выбраться из корзинки и обучить всех остальных.

Творческая работа по группам

1 группа

 «Найти и исправить ошибки в тексте» (Выполняют на компьютере)

     Там, оказалось, Муся была не одна на полу. С ней рядом бегал один утенок, очень беспокоился и непрерывно свистел. Этот утенок, как и все другие, был ростом с большой огурец. Как же мог такой-то малыш перелезть стену корзинки высотой сантиметров в сорок?

 Правильный ответ: Там, оказалось, Дуся была не одна на полу. С ней рядом бегал один утенок, очень беспокоился и непрерывно свистел. Этот утенок, как и все другие, был ростом с небольшой огурец. Как же мог такой-то воин перелезть стену корзинки высотой сантиметров в тридцать?

2 группа

Восстановить план в соответствии с сюжетом рассказа.

ПЛАН:

Тайна раскрывается (5)

Три новых питомца (1)

Встреча на пруду (3)

Первое потомство (2)

Утренний переполох (4)

Разноцветный селезень (лишнее)

Воссоединение утиной семьи (лишнее)

3 группа  

Синквейн главного героя

1.Изобретатель

2.

3.

4.

5.

(Утенок нетерпеливый, беспокойный, любопытный, изобретательный, с неутомимой жаждой новых познаний в жизни, самый смышленый из утиного семейства.)

4 группа  

- Составить 4 вопроса к рассказу.

Возможный вариант: 1. Каким образом утята появились у рассказчика?

 2. Кто помог высиживать утиные яйца?

3. Сколько у Дуси вывелось утят?

 4.Как одному из утят  удалось  вылезти из корзины?)

Презентация группами результатов своей работы.

- Пришвин воспевает не только природу, он учит понимать её, наблюдать за ней, совершать добрые поступки и тогда природа откроет свои тайны…

Замечательный  писатель Эдуард Шим сказал о М. Пришвине: «Он из хитрости пишет о зверях и птицах. На самом деле он учит мальчишек и девчонок, как вырасти настоящими людьми».

- Как вы понимаете эти слова?

- Сегодня я для себя сделала такой вывод: «Мир полон чудес и это …чудеса не в сказке о живой и мертвой воде, а настоящие … они совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто, имея глаза, их не видим, имея уши – не слышим». А какой вывод сделали вы?

Отвечают на вопросы учителя.

Выборочное чтение ответов на вопрос учителя.

Ответы на вопрос учителя.

Ответ на проблемный вопрос.

Сопоставление пословиц с содержанием рассказа.

Творческая работа по группам.

Выступление 1 группы. Взаимооценка.

Выступление 2 группы. Взаимооценка.

Выступление 3 группы.

Взаимооценка.

Выступление 4 группы.

Взаимооценка.

Рассуждения учащихся.

Познавательные УУД

1.Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

2. Находить ответы на вопросы в тексте.

3.Строить рассуждения.

4.Свободно ориентироваться в тексте.

5.Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым.

6.Извлекать     необходимую информацию   из   текста.

Личностные УУД

1.Высказывать своё отношение к героям.

2. Оценивать    поступки     в соответствии   с     определённой ситуацией.

Познавательные УУД

Создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера.

Коммуникативные УУД

1.Умение планировать учебное сотрудничество

2.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

3.Выполнять различные роли

Личностные УУД

1.Умение ориентироваться в социальных ролях.

2.Умение выстраивать межличностные отношения.

3.Умение избегать конфликтных ситуаций, находить выход из спорных ситуаций

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план).

2.Представлять информацию в виде схемы;

Коммуникативные УУД

1.Высказывать и обосновывать свою

точку зрения.

2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

3.Задавать вопросы.

Личностные УУД

1.Способность воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому.

2.Умение   нести ответственность за свои поступки

VΙ. Итог урока

- Что новое открыли для себя?                                                                                                                                                                

- Какие трудности вы испытали?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Самооценка.

Личностные УУД

Умение оценивать себя на основе критериев успешности образовательной деятельности, определять причины успеха (неуспеха).

Регулятивные УУД

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

VΙΙ. Домашнее  задание

Прочитать статью С.Я Маршака о М. Пришвине «Сила жизни» (с. 97-98), ответить на вопросы.

Из собственных наблюдений рассказать об изобретениях своих питомцев

Домашнее задание

Познавательные УУД

Самостоятельно   осуществлять поиск   и    выделять   необходимую информацию

Список использованной литературы:

1. Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В.. Литературное чтение. 4 класс («В океане света») в 2ч. Ч.2 /: Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеееа. – 4-е изд., перераб. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2015 - 224с., ил.

2.Ожигов С.И.Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю.Шведовой.- 22-е изд., стер.- М: Рус. Яз.,1990.-921с.;

3.Пословицы и поговорки русского народа. Из сборника Даля В.И. / Под общ. ред. Б.П.Кирдана – М:Правда,1987.- 656 с., ил.

Ресурсы интернет:

1.Vogelz 2010-2016 e-mail admin@vogelz.ru  Таечкины сказки;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бианки Виталий Валентинович Паустовский Константин Георгиевич Сладков Николай Иванович

Слайд 2

Михаил Михайлович Пришвин 04.02.1873-16.01.1954

Слайд 3

ИЗОБРЕТАТЕЛЬ М . Пришвин - узнать о том, кто был изобретателем, что изобрёл; -охарактеризовать героев рассказа.

Слайд 5

Смекнешь да схитришь - врагов победишь . Сметлив и хитер - пятерым нос утер. Умному свистни, а он уже смыслит. Дружба заботой да подмогой крепка.

Слайд 6

Молодцы! ПОЗНАВАЯ МИР, МЫ ПОЗНАЕМ СЕБЯ



Предварительный просмотр:

1 группа

 Найти и исправить ошибки в тексте.

     Там, оказалось, Муся была не одна на полу. С ней рядом бегал один утенок, очень беспокоился и непрерывно свистел. Этот утенок, как и все другие, был ростом с большой огурец. Как же мог такой-то малыш перелезть стену корзинки высотой сантиметров в сорок?

2 группа

Восстановить план в соответствии с сюжетом рассказа, лишние пункты убрать.

ПЛАН:

Название

№ пункта плана

Тайна раскрывается

Три новых питомца

Встреча на пруду

Первое потомство

Утренний переполох

Разноцветный селезень

Воссоединение утиной семьи

3 группа  

Составить синквейн.

1.Изобретатель

2

3

4

5

4 группа  

Составить 4 вопроса к рассказу.

1.

2

3

4



Предварительный просмотр:

Михаил Михайлович Пришвин

Родился Михаил Михайлович Пришвин 4 февраля 1873 года в имении Хрущёво Орловской губернии в семье купца. Учился в гимназии, в училище, в политехникуме. Окончил университет в Германии и, получив специальность агронома, вернулся в Россию. Работал агрономом, а также корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы.

            Но к писательскому творчеству Михаил Михайлович пришёл уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале "Родник” в 1906 году, когда Пришвину было 33 года. Однако, лишь когда Михаилу Михайловичу было 52 года, вышла его первая книжка "Матрёшка в картошке”. Затем увидели свет другие произведения Пришвина «Ярик», «Ёж», «Лисичкин  хлеб» и другие.

  Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде  – так вот этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе.

  Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. Пришвина по праву называют певцом русской природы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения М.Пришвин "Моя Родина"

урок был открытым в рамках школы....

М.Пришвин.Выскочка.Урок по литературному чтению. Учебник «Родное слова» 4 кл. часть 1, Г.М.Грехнёва

Презентация к уроку по литературному чтению.Содержит все этапы урока, имеется речевая разминка, на которой дети наглядно видят способ чтения, так же имеется тест с последующей проверкой и выделением н...

Урок литературного чтения "Выскочка" М. Пришвин

Данный урок изучается в разделе "Природа и мы" , 4 класс, УМК "Школа России."  Михаил Михайлович Пришвин очень любил лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не ви...

М. М. Пришвин «Моя Родина».

Учащиеся знакомятся с творчеством М. М. Пришвина с помощью рассказа учителя,  посредством проекта ученицы, через произведение «Моя Родина» и с помощью книжной выставки.     Развит...

М. М. Пришвин «Ребята и утята»

Цели урока: Образовательная: познакомить  уч-ся с новым произведением М.Пришвина.Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять п...

Городской семинар « Работа с этнокалендарем» Открытый интегрированный урок. Окружающий мир. Этнокалендарь. Развитие речи. Тележурнал «Беседы о природе» «М.М. Пришвин приглашает в гости к весне» Посвящается 140 годовщине со дня рождения М.М. Пришвина. Учи

Цели урока:Общедидактическая цель урока: • создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации; • применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через о...