открытый урок по литературному чтению А.А. Фет "Весенний дождь".
план-конспект урока по чтению (4 класс)
открытый урок по литературному чтению А.А. Фет "Весенний дождь".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a._fet_vesenniy_dozhd_1.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
А.А. Фет "Весенний дождь".
1. Организационный момент
Здравствуйте, дорогие ребята! Начнем наш урок чтения.
1. Кто услышал звонок, постучите одним пальчиком по ладошке.
2. Кто готов к работе, постучите двумя пальчиками по ладошке.
3. Кто увидел наших гостей, постучите ладошкой по ладошке.
Ребята, как дружно мы с вами поаплодировали нашим гостям, так мы и будем дружно работать.
2. Речевая разминка.
Начнём урок с речевой разминки. А для чего мы проводим речевую разминку? (Чтобы правильно воспроизводить слова, правильно читать, чтобы тренировать речь)
-Давайте выполним такое задание: я предлагаю вам прочитать то, что написано на экране, но сделать это надо так, как я скажу; не делать ни вдоха, ни добора воздуха.
Слайд № 1
«Бабкин боб расцвёл в дождь - будет бабке боб в борщ»: выдохнуть остаток воздуха, сделать новый вдох и сосчитать до 30.
3. Мотивация к учебной деятельности.
- Как вы думаете, ребята, какому явлению природы будет посвящен урок. (Дождю)
– Попадали ли вы под дождь?
– Где это было?
– Когда это было?
– Что вы в это время чувствовали, ощущали, слышали?
– А как пахнет дождь?
– Похож ли шум дождя на музыку?
Дождевая капля – дождевая нота.
Дождь можно увидеть, услышать, ощущать его запах.
Художники, музыканты представили нам свое видение дождя.
Я предлагаю вам послушать музыку дождя. Во время просмотра и прослушивания предложенного материала попробуйте мысленно короткими фразами нарисовать свой дождь.
Слайд № 2 Щелчок
Просмотр.
Словесное рисование дождя. 2-3 ученика.
– Как вы видите, у каждого из нас разное восприятие дождя.
Каждый видит, слышит, ощущает дождь по – своему. Наши дожди имеют разное настроение.
Мы словесно рисовали дождь, художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот.
А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам свое видение дождя? (При помощи слов).
Сегодня на уроке мы познакомимся с Дождем А.А. Фета.
Поэт создал свой дождь – весенний.
Слайд № 3
Тема урока А.А. Фет. “Весенний дождь”.
4. Постановка целей и задач.
Слайд № 4
Для нашего урока я предлагаю следующие цели и задачи:
– Сегодня на уроке мы с вами проанализируем стихотворение А.А.Фета “Весенний дождь”.
– Научимся составлять образную картину.
– Составим творческую работу, которая поможет нам иначе взглянуть на такое явление как дождь.
– Чем мы будем заниматься на уроке? Ответьте с помощью глаголов.
– Анализировать.
– Составлять образную картину.
– Писать творческую работу.
5. Изучение нового материала.
– Откроем учебник на стр. 141.
Слайд № 5
Послушаем стихотворение.
– Какой образный ряд возник в вашем воображении при прослушивании стиха?
(окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно).
Слайд № 6
- А перед самостоятельным прочтением данного стихотворения проведем речевую гимнастику, чтобы подготовить наш артикуляционный аппарат к чтению. В этом нам поможет (ученик)
Чтение стихотворения учащимися про себя и вслух (2-3 человека)
– Дадим оценку нашим чтецам.
- Что удалось при прочтении, над чем надо работать?
(Над умением показать смену образов в стихотворении, при помощи голоса показать, что происходит в стихотворении)
– Какие слова помогают автору показать движение от одного образа к другому? (глаголы)
– Сколько глаголов и глагольных форм в данном стихотворении? (10)
Такое обилие глаголов и глагольных форм помогает выразить и показать
динамику, движение.
6. Работа с текстом (Словарная работа).
– Обратите внимание на начало 2– го четверостишья.
– Прочитаем две первые строчки 2 четверостишья.
Слайд № 7.
– Как вы понимаете слово завеса?
– Подберите слова-синонимы. (Занавеска)
Слайд № 8 Словарная статья.
Прочитаем и запомним значение этого слова.
- Почему автор употребляет это слово? (Автор сравнивает тучу с занавеской)
“Качаясь, движется завеса” – это переносное значение слова "занавеска", сравнение.
– Есть ли у нас ещё во втором четверостишьи сравнение? (да)
(Будто в золотой пыли)
- Прочитайте эти строки (3-4 строки 2-е четверостишие)
Слайд № 9
Лес в солнечных лучах
- Что здесь в сравнении? (солнце)
– Какое слово указывает на сравнение? (будто)
– Прочитайте еще раз выразительно стихотворение про себя.
Особо мы остановимся на последних двух строчках стихотворения.
Слайд № 10
Прочитайте их еще раз.
И что-то к саду подошло
По свежим листьям барабанит.
– Что подошло к саду? (дождь)
- Здесь, ребята, Фет оживил дождь, именно поэтому он подошел к саду, барабанит как настоящий музыкант.
- А какой он, этот дождь?
- В виде кого вы его себе представляете?
–– В каком образе можно представить это таинственное существо?
– Давайте рассмотрим, как художники увидели это таинственное существо в виде женщины.
Слайд № 11
(На слайдах показаны 2 картины художников, изобразивших дождь)
– Слова “вода”, “капля” женского рода – дождь из воды, следовательно, дождь может быть изображён в картине в виде женщины. У каждой из женщин– дождей есть водная вуаль, что закрывает её, делает её таинственной, не всегда видимыми и поэтому “ что – то к саду подошло”.
– Согласитесь, картины очень разные.
– Чем они отличаются друг от друга?
– А чем они похожи? (изображение дождя)
– Какую из этих картин мы могли бы назвать “Девушка Летний дождь”, “Женщина дождя Поздней Осени”?
7. Работа в парах.
– Предлагаю подобрать слова к изображенным на картинах образам, которые помогут нам описать их характер и настроение.
Зачитайте по одному определению, по очереди.
Посмотрим, совпали ли наши восприятия этих картин, с восприятиями поэтов?
Слайд № 12, № 13
– А какие ассоциации у вас возникают со словом ребёнок?
(Ручки, ножки, младенец, кулачок, напевает, хлопает в ладоши, весело смеётся, ребёнок играет)
– А теперь представим дождь в виде ребёнка.
– Ваша задача составить 2-3 словосочетания или предложения, где дождь представлен в виде младенца.
Ответы детей.
– Посмотрим, что получилось у меня.
Слайд № 14
– А вот какое стихотворение написал С.Я. Маршак.
Слайд № 15
Вспомните в начале урока вы описывали дождь, в который вы попали, и свои воспоминания о нем.
Изменился ли образ дождя в вашем воображении в результате нашей работы?
Я предлагаю вам составить текст из 2-3 предложений, описание вашего нового дождя.
Озаглавьте текст. Как и А.А. Фет, передайте в своем тексте цвет, запах, звук дождя. Используйте сравнение и олицетворение.
А процессу вашей работы вам поможет музыка и фотообразы.
Видео
Читают 2–3 ученика свою работу.
8. Рефлексия
Слайд № 15
Получилось ли у нас на сегодняшнем уроке создать образ дождя, который до этого не возникал в нашем сознании?
Можем ли мы представить, что же подошло к саду и барабанит по свежим листьям?
Достигли мы целей, поставленных в начале урока?
Как вы думаете, кто за урок может поставить себе отличную и хорошую отметку.
Оцените себя, назовите одноклассника, чья работа на уроке была хорошей.
9. Домашнее задание.
Слайд № 16
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»
Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.
Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе: В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович". Обобщающий урок.
Конспект урока для 3 класса. "Школа России"...
Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".
Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 1классе по теме "Звуки [ф], [ф\'], буква Ф. Чтение слов, слогов. Лексическое значение слов."
Цели: Образовательные: формирован...
Открытый урок по литературному чтению по теме«Литературные сказки».
Форма проведения: урок-игра.Тип: урок развивающего контроля.Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «...