открытый урок по литературному чтению А.А. Фет "Весенний дождь".
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Нарваткина Татьяна Александровна

открытый урок по литературному чтению А.А. Фет "Весенний дождь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a._fet_vesenniy_dozhd_1.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

А.А. Фет "Весенний дождь".

1. Организационный момент

Здравствуйте, дорогие ребята!  Начнем наш урок чтения.

1. Кто услышал звонок, постучите одним пальчиком по ладошке.

2. Кто готов к работе, постучите двумя пальчиками по ладошке.

3. Кто увидел наших гостей, постучите ладошкой по   ладошке.

Ребята, как дружно мы с вами поаплодировали нашим гостям, так мы и будем дружно работать.

2. Речевая разминка.

Начнём урок с речевой разминки. А для чего мы проводим речевую разминку?  (Чтобы правильно воспроизводить слова, правильно читать, чтобы тренировать речь)

-Давайте выполним такое задание: я предлагаю вам прочитать то, что написано на экране, но сделать это надо так, как я скажу; не делать ни вдоха, ни добора воздуха.

Слайд № 1

«Бабкин боб расцвёл в дождь - будет бабке боб в борщ»: выдохнуть остаток воздуха, сделать новый вдох и сосчитать до 30.

3. Мотивация к учебной деятельности.

- Как вы думаете, ребята, какому явлению природы будет посвящен урок. (Дождю)

– Попадали ли вы под дождь?

– Где это было?

– Когда это было?

– Что вы в это время чувствовали, ощущали, слышали?

– А как пахнет дождь?

– Похож ли шум дождя на музыку?

Дождевая капля – дождевая нота.

Дождь можно увидеть, услышать, ощущать его запах.

Художники, музыканты представили нам свое видение дождя.

Я предлагаю вам послушать музыку дождя. Во время просмотра и прослушивания предложенного материала попробуйте мысленно короткими фразами нарисовать свой дождь.

Слайд № 2 Щелчок

Просмотр.

Словесное рисование дождя. 2-3 ученика.

– Как вы видите, у каждого из нас разное восприятие дождя.

Каждый видит, слышит, ощущает дождь по – своему. Наши дожди имеют разное настроение.

Мы словесно рисовали дождь, художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот.

А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам свое видение дождя? (При помощи слов).

Сегодня на уроке мы познакомимся с Дождем А.А. Фета.

Поэт создал свой дождь – весенний.

Слайд № 3

Тема урока А.А. Фет. “Весенний дождь”.

4. Постановка целей и задач.

Слайд № 4

Для нашего урока я предлагаю следующие цели и задачи:

– Сегодня на уроке мы с вами проанализируем стихотворение А.А.Фета “Весенний дождь”.

– Научимся составлять образную картину.

– Составим творческую работу, которая поможет нам иначе взглянуть на такое явление как дождь.

– Чем мы будем заниматься на уроке? Ответьте с помощью глаголов.

– Анализировать.

– Составлять образную картину.

– Писать творческую работу.

5. Изучение нового материала.

– Откроем учебник на стр. 141.

Слайд № 5

Послушаем стихотворение.

– Какой образный ряд возник в вашем воображении при прослушивании стиха?

(окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно).

Слайд № 6

- А перед самостоятельным прочтением данного стихотворения проведем речевую гимнастику, чтобы подготовить наш артикуляционный аппарат к чтению. В этом нам поможет (ученик)

Чтение стихотворения учащимися про себя и вслух (2-3 человека)

– Дадим оценку нашим чтецам.

-  Что удалось при прочтении, над чем надо работать?  

(Над умением показать смену образов в стихотворении, при помощи голоса показать, что происходит в стихотворении)

– Какие слова помогают автору показать движение от одного образа к другому? (глаголы)

– Сколько глаголов и глагольных форм в данном стихотворении? (10)

Такое обилие глаголов и глагольных форм помогает выразить и показать

динамику, движение.

6. Работа с текстом (Словарная работа).

– Обратите внимание на начало 2– го четверостишья.

– Прочитаем две первые строчки 2 четверостишья.

Слайд № 7. 

– Как вы понимаете слово завеса?

– Подберите слова-синонимы. (Занавеска)

Слайд № 8 Словарная статья.

Прочитаем и запомним значение этого слова.

- Почему автор употребляет это слово? (Автор сравнивает тучу с занавеской)

“Качаясь, движется завеса” – это переносное значение слова "занавеска", сравнение.

– Есть ли у нас ещё во втором четверостишьи сравнение? (да)

(Будто в золотой пыли)

- Прочитайте эти строки (3-4 строки 2-е четверостишие)

Слайд № 9

             

Лес в солнечных лучах

- Что здесь в сравнении? (солнце)

– Какое слово указывает на сравнение? (будто)

– Прочитайте еще раз выразительно стихотворение про себя.

Особо мы остановимся на последних двух строчках стихотворения.

Слайд № 10

Прочитайте их еще раз.


И что-то к саду подошло

По свежим листьям барабанит.

– Что подошло к саду?   (дождь)

- Здесь, ребята, Фет оживил дождь, именно поэтому он подошел к саду, барабанит как настоящий музыкант.

- А какой он, этот дождь?

- В виде кого вы его себе представляете?

–– В каком образе можно представить это таинственное существо?

– Давайте рассмотрим, как художники увидели это таинственное существо в виде женщины.

Слайд № 11

(На слайдах показаны 2 картины художников, изобразивших дождь)

– Слова “вода”, “капля” женского рода – дождь из воды, следовательно, дождь может быть изображён в картине в виде женщины. У каждой из женщин– дождей есть водная вуаль, что закрывает её, делает её таинственной, не всегда видимыми и поэтому “ что – то к саду подошло”.

– Согласитесь, картины очень разные.

– Чем они отличаются друг от друга?

– А чем они похожи? (изображение дождя)

– Какую из этих картин мы могли бы назвать “Девушка Летний дождь”, “Женщина дождя Поздней Осени”?

7. Работа в парах.

– Предлагаю подобрать слова к изображенным на картинах образам, которые помогут нам описать их характер и настроение.

Зачитайте по одному определению, по очереди.

Посмотрим, совпали ли наши восприятия этих картин, с восприятиями поэтов?

Слайд № 12, № 13

 

– А какие ассоциации у вас возникают со словом ребёнок?

(Ручки, ножки, младенец, кулачок, напевает, хлопает в ладоши, весело смеётся, ребёнок играет)

– А теперь представим дождь в виде ребёнка.

– Ваша задача составить 2-3 словосочетания или предложения, где дождь представлен в виде младенца.

Ответы детей.

– Посмотрим, что получилось у меня.

Слайд № 14

– А вот какое стихотворение написал С.Я. Маршак.

Слайд № 15

Вспомните в начале урока вы описывали дождь, в который вы попали, и свои воспоминания о нем.

Изменился ли образ дождя в вашем воображении в результате нашей работы?

Я предлагаю вам составить текст из 2-3 предложений, описание вашего нового дождя.

Озаглавьте текст. Как и А.А. Фет, передайте в своем тексте цвет, запах, звук дождя. Используйте сравнение и олицетворение.

А процессу вашей работы вам поможет музыка и фотообразы.

Видео

Читают 2–3 ученика свою работу.

8. Рефлексия

Слайд № 15

Получилось ли у нас на сегодняшнем уроке создать образ дождя, который до этого не возникал в нашем сознании?

Можем ли мы представить, что же подошло к саду и барабанит по свежим листьям?

Достигли мы целей, поставленных в начале урока?

Как вы думаете, кто за урок может поставить себе отличную и хорошую отметку.

Оцените себя, назовите одноклассника, чья работа на уроке была хорошей.

9. Домашнее задание.

Слайд № 16

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".

Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

Открытый урок по литературному чтению по теме«Литературные сказки».

Форма проведения: урок-игра.Тип: урок развивающего контроля.Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «...