Рабочая программа по литературному чтению 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс)
Рабочая програма по литературному чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literatunomu_chteniyu_1_klass.docx | 60.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа (ФГОС) по курсу «Литературное чтение и обучение грамоте» для 1 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273- ФЗ);
- Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 г. N 240-V "Об образовании в
Республике Бурятия"
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Баргузинская средняя общеобразовательная школа», утвержденный Постановлением Администрации Муниципального образования «Баргузинский район», от 08.02.2016г, №55
- Основная образовательная программа общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Баргузинская средняя общеобразовательная школа, утвержденная от 31.09.2017г.
- Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины( модуля) (ФГОС) в МБОУ «Баргузинская СОШ», утвержденное Приказом № 128 от 09.06.2017г.
- Примерная программа дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ по курсу «Литературное чтение и обучение грамоте».
УМК: «Школа России» учебник «Азбука» в 2 частях, автор В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, год выпуска 2012, учебник «Литературное чтение», автор Л.Ф. Климанова – год выпуска 2016.
Федеральный базисный план отводит 132 часа для образовательного изучения дисциплины «Литературное чтение и обучение грамоте» в 1 классе из расчёта 4 часа в неделю. В соответствии с этим реализуется программа в объеме 132 часа.
Цели:
- овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
- воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России.
Содержание учебного предмета «Обучение грамоте»
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Основными содержательными линиями курса «Литературное чтение» являются: умение слушать (аудирование), чтение, работа с разными видами текста, библиографическая культура, умение говорить (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Умение слушать (аудирование). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля. Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текстов. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Участие в коллективном обсуждении. Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начала книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой. Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художественного текста. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков герое с точки зрения норм морали. Освоение разных видов пересказа (подробный, выборочный и краткий). Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать ход развития сюжета, последовательности событий. Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов. Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнение) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Письмо (культура письменной речи.
Учебно - тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
Обучение грамоте | ||
1 | Букварный этап | 79 |
2 | Послебукварный этап | 13 |
Литературное чтение | ||
3 | Вводный урок | 1 |
4 | Жили – были буквы | 7 |
5 | Загадки. Сказки. Небылицы | 7 |
6 | Апрель, апрель! Звенит капель… | 6 |
7 | И в шутку и всерьёз | 7 |
8 | Я и мои друзья | 7 |
9 | О братьях наших меньших | 5 |
132 |
Календарно – тематическое планирование по обучению грамоте (92 часа) 1 класс
№ | Кол-во час | Тема урока | Дата план | Дата факт |
1 | 1 | Устная и письменная речь. Предложение. | ||
2 | 1 | Предложение. Слово. | ||
3 | 1 | Слово, слог. | ||
4 | 1 | Деление слов на слоги. Ударение. | ||
5 | 1 | Звуки в речи. | ||
6 | 1 | Слияние согласного звука с гласным | ||
7 | 1 | Закрепление знаний о звуках русского языка. | ||
8-9 | 2 | Гласный звук [а], буквы А, а | ||
10-11 | 2 | Гласный звук [о], буквы О, о | ||
12-13 | 2 | Гласный звук [и], буквы И, и | ||
14-15 | 2 | Гласный звук [ы], буква ы | ||
16-17 | 2 | Гласный звук [у], буквы У, у | ||
18-19 | 2 | Звуки [н], [н’], буквы Н, н | ||
20-21 | 2 | Звуки [с], [с’], буквы С, с | ||
22-23 | 2 | Звуки [к], [к’], буквы К, к | ||
24-25 | 2 | Звуки [т], [т’], буквы Т, т | ||
26 | 1 | Закрепление пройденного материала. | ||
27-28 | 2 | Звуки [л], [л’], буквы Л, л | ||
29-30 | 2 | Звуки [р], [р’], буквы Р, р | ||
31-32 | 2 | Звуки [в], [в’], буквы В, в | ||
33-34 | 2 | Буквы Е, е. Буква Е – показатель мягкости, предшествующего согласного в слоге-слиянии | ||
35 | 1 | Закрепление пройденного материала | ||
36-37 | 2 | Звуки [п], [п’], буквы П, п | ||
38-39 | 2 | Звуки [м], [м’], буквы М, м | ||
40 | 1 | Закрепление пройденного материала | ||
41-42 | 2 | Звуки [з], [з’], буквы З, з | ||
43-44 | 2 | Звуки [б], [б’], буквы Б, б | ||
45-46 | 2 | Звуки [д], [д’], буквы Д, д | ||
47-48 | 2 | Буква Я, я. Буква Я – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии | ||
49 | 2 | Закрепление пройденного материала | ||
50-51 | 2 | Звуки [г], [г’], буквы Г, г | ||
52-53 | 2 | Звук [ч’], буквы Ч, ч | ||
1 1 | Закрепление материала. Чтение слов с буквой Ч. | |||
54-55 | 2 | Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь | ||
56-57 | 2 | Звук [ш], буквы Ш, ш | ||
58-59 | 2 | Звук [ж], буквы Ж, ж | ||
60-61 | 2 | Буквы Ё,ё. Буква Ё – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии | ||
62-63 | 2 | Звук [й], Буква й | ||
64-65 | 2 | Звуки [х], [х’], буквы Х, х | ||
66-67 | 2 | Буквы Ю, ю. Буква Ю – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии | ||
68-69 | 2 | Звук [ц], буквы Ц, ц | ||
70-71 | 2 | Звук [э], буквы Э, э | ||
72-73 | 2 | Звук [щ’], буквы Щ, щ | ||
74-75 | 2 | Звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф | ||
76-77 | 2 | Буквы Ь, Ъ | ||
78-79 | 2 | Алфавит | ||
Послебукварный этап 13 часов | ||||
80 | 1 | К. Ушинский «Наше отечество» | ||
81-82 | 2 | В. Куприн «Первоучители словенские». «Первый букварь» | ||
83 | 1 | А. С. Пушкин «Только месяц показался» | ||
84 | 1 | Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский о детях | ||
85 | 1 | К. И. Чуковский «У меня зазвонил телефон». «Путаница» | ||
86 | 1 | В. В. Бианки «Первая охота» | ||
87 | 1 | С. Я. Маршак «Угомон». «Дважды два» | ||
88 | 1 | М. М. Пришвин. «Предмайское утро», «Глоток молока» | ||
89 | 1 | А. Л. Барто «Помощница», «Зайка», «Игра в слова» | ||
90 | 1 | С. В. Михалков «Котята» | ||
91 | 1 | В.А.Осеева и её произведения для детей | ||
92 | 1 | Б. В. Заходер «Два и три», «Песенка-азбука» |
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению (40 часов), 1 класс
№ | Кол-во час | Тема урока | Дата план. | Дата факт. |
Вводный урок (1 ч) | ||||
1 | 1 | Знакомство с учебником. Система условных обозначений | ||
Жили – были буквы (7 ч) | ||||
2 | 1 | В.Данько «Загадочные буквы». И.Токмаков «Аля, Кляксич и буква А». | ||
3 | 1 | С.Чёрный «Живая азбука» Ф.Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет» | ||
4 | 1 | Г.Сапкир «Про медведя» М.Бородицкая «Разговор с пчелой» И.Гамазкова «Кто как кричит?» | ||
5 | 1 | И.Гамазкова, Е.Григорьева «Живая азбука» С.Маршак «Автобус №26» | ||
6 | 1 | Из старинных книг. Разноцветные страницы. | ||
7 | 1 | Творческая работа: волшебные превращения | ||
8 | 1 | Проекты «Создаем город букв», «Буквы - герои сказок» | ||
Загадки. Сказки. Небылицы. (7 ч) | ||||
9 | 1 | Русская народная сказка «Теремок» | ||
10 | 1 | Русская народная сказка «Рукавичка» | ||
11 | 1 | Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы. | ||
12 | 1 | Рифмы Матушки Гусыни.Король Пипин. Дом, который построил Джек. | ||
13 | 1 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Русская народная сказка «Петух и собака» | ||
14 | 1 | К.Ушинский «Гусь и Журавль» Л.Толстой «Зайцы и лягушки». | ||
15 | 1 | Разноцветные страницы. Викторина по сказкам. | ||
Апрель, апрель! Звенит капель… (6 ч) | ||||
16 | 1 | А.Майков «Ласточка примчалась…» А.Блещеев «Травка зеленеет..» | ||
17 | 1 | А.Майков «Весна». Т Белозёров «Подснежники» | ||
18 | 1 | С.Маршак «Апрель» И.Токмакова «Ручей» Л.Ульяницкая Фонарик». Л.Яхнин «У дорожки». | ||
19 | 1 | Е.Трутнева, И.Токмакова «Когда это бывает?» В.Берестов «Воробушки» | ||
20 | 1 | Р.Сеф «Чудо» А.Майков «Христос Воскрес». Разноцветные страницы. | ||
21 | 1 | Проект «Составляем сборник загадок» | ||
И в шутку и всерьёз (7 ч) | ||||
22 | 1 | И.Токмакова «Мы играли в хохотушки» Я.Тайц «Волк» | ||
23 | 1 | Г.Кружков «Ррры». Н.Артюхова «Саша-дразнилка» | ||
24 | 1 | К.Чуковский Федотка»О.Дриз «Привет» О.Григорьев «Стук» | ||
25 | 1 | И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». | ||
26 | 1 | К.Чуковский «Телефон» | ||
27 | 1 | М.Пляцковский «Помощник» | ||
28 | 1 | Из старинных книг. К.Ушинский«Что хорошо и что дурно?», «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому». | ||
Я и мои друзья (7 ч) | ||||
29 | 1 | Ю.Ермолаев «Лучший друг» Е.Благинина «Подарок» | ||
30 | 1 | В.Орлов «Кто первый?» С.Михалков «Бараны»Р.Сеф «Совет» | ||
31 | 1 | И.Пивоварова «Вежливый ослик» В.Берестов «В магазине игрушек» В Орлов «Если дружбой…» | ||
32 | 1 | Я.Аким «Моя родня» А.Барто «Вот так защитник!» | ||
33 | 1 | С.Маршак «Хороший день» По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль» Ю.Энтин «Про дружбу» | ||
34 | 1 | Д.Тихомирова «Мальчик и лягушки», «Находка». Разноцветные страницы. | ||
35 | 1 | Проект «Наш класс - дружная семья» | ||
О братьях наших меньших (5 ч) | ||||
36 | 1 | С.Михалков «Трезор». Р.Сеф «Кто любит собак…» | ||
37 | 1 | В.Осеева «Собака яростно лаяла» И.Токмакова «Купите собаку» | ||
38 | 1 | М Пляцковский «Цап Царыпыч» Г.Сапгир «Кошка» В.Берестов «Лягушата» | ||
39 | 1 | В.Лунин «Никого не обижай» С.Михалков «Важный совет». Д.Хармс «Храбрый ёж» | ||
40 | 1 | Н.Сладков «Лисица и ёж» Из старинных книг. С.Аскаков «Гнездо». Разноцветные страницы. |
Планируемые результаты
Предметные результаты:
-овладение звуками и буквами русского языка, оговаривание их основных различий (буквы видим и пишем, а звуки слышим и произносим);
-умение вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие, правильно называть в слове и вне слова мягкие и твердые согласные звуки, знать способы их буквенного обозначения, определять место ударения в слове, выделять слово из предложения, устно составить 3-5 предложений на определенную тему;
-воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
-осмысленно, правильно читать целыми словами со скоростью не менее 20 слов в минуту;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
- заучивать наизусть небольшие стихотворения;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
-различать рассказ и стихотворение.
Метапредметные результаты:
-овладение навыками смыслового чтения текстов разных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
-овладение логическими действиями сравнения, анализа синтеза, обобщения классификации по родовидовым признакам.
Личностные результаты:
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющимся и развивающем мире.
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду и работе на результат.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:
- Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений
- Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения
- Методическое пособие для учителя «Поурочные разработки по обучению грамоте» под редакцией О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова Москва «ВАКО»2015г.
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы. Электронное приложение к учебнику «Русская азбука» В. Г. Горецкого и др. (CD).
- Презентации, соответствующие содержанию обучения
Литература:
1. В.Г. Горецкий «Азбука» - учебник для 1 класса. - Москва «Просвещение» 2016г.
(прилагается диск)
2.Л.Ф.Климанова «Литературное чтение»- учебник для 1 класса. - Москва «Просвещение» 2016г .(прилагается диск)
3. Методическое пособие для учителя «Поурочные разработки по обучению грамоте» под редакцией О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова Москва «ВАКО»2016г.
5. Стандарт основного общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...