К.Д. Ушинский «Наше Отечество». В.Песков «Отечество».
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Задачи урока:
- актуализировать и расширить знания учащихся о Родине, России;
- познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами о Родине;
- формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль.
- развивать критическое мышление учащихся через организацию активных приёмов работы с художественным произведением и с информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя;
- учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого.
- развивать речь: строить ответы на вопросы учителя, задавать вопросы, работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация. Наше Отечество.Ушинский, Песков | 473.78 КБ |
Урок литературного чтения. К.Д.Ушинский «Наше Отечество». В.Песков «Отечество». | 42.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ручеёк заливисто журчит. Одуванчик ярко золотится. Солнце так развесило лучи, Словно крылья радужной жар-птицы. И, на воле весело играя, Я скажу вам: « Нет прекрасней края! »
Р учеёк заливисто журчит. О дуванчик ярко золотится. С олнце так развесило лучи, С ловно крылья радужной жар-птицы. И , на воле весело играя, Я скажу вам: « Нет прекрасней края! »
Где кто родится, Человек без родины, Береги землю родимую , Родина мать- Родину, как и родителей, там и пригодится. что соловей без песни. как мать любимую . на чужбине не ищут. умей за нее постоять.
К.Д. Ушинский « Наше Отечество » . В.Песков « Отечество » . Задачи: 1. Познакомиться… 2. Продолжить учиться … 3 . Выяснить… выяснить, почему страну, в которой живем, называем Отечеством Цель:
- издавна, с давних времен. Отечество, родная страна. Место рождения. Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. ОТЕЧЕСТВО РОДИНА ИСПОКОН
Константин Дмитриевич Ушинский
Василий Михайлович Песков
К.Д. Ушинский « Наше Отечество » . В.Песков « Отечество » . Задачи: 1. Познакомиться… 2. Продолжить учиться … 3 . Выяснить… выяснить, почему страну, в которой живем, называем Отечеством Цель:
Дом. задание : 1.Составить синквейн о слове Отечество. 2.Подготовить выразительное чтение. 3.Выучить один отрывок наизусть.
Синквейн Отечество 2 прилагательных 3 глагола Фраза из 4 слов Синоним
Предварительный просмотр:
Тема: К.Д. Ушинский «Наше Отечество». В.Песков «Отечество».
(«Перспектива», «Литературное чтение», 4 класс)
Цели: познакомить с произведениями о Родине; учить понимать и сравнивать произведения о Родине; воспитывать патриотические чувства; развивать память, речь, мышление.
Задачи урока:
1) - актуализировать и расширить знания учащихся о Родине, России;
- познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами о Родине;
- формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль.
2) - развивать критическое мышление учащихся через организацию активных приёмов работы с художественным произведением и с информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя;
- учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого.
- развивать речь: строить ответы на вопросы учителя, задавать вопросы, работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.
3) - способствовать формированию личностного смысла в понятии «Родина» и осознанию значения Родины для каждого человека, воспитывать уважение и любовь к Родине;
- пробудить познавательный интерес и мотивацию к изучению произведений о Родине.
- развивать самооценку учащихся.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; метапредметные: Р — умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока), П — умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, К — осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личностные: воспитание любви к Родине, гордости за свою страну; анализ лирических произведений в стихотворной форме (наблюдение, настроение, пейзаж, средства художественной выразительности).
Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
ХОД УРОКА.
I. Орг. момент.
Девиз урока: С малой удачи начинается большой успех.
II. Включение в учебную деятельность. Слайд 2-3
- Прочтём стихотворение способом «птичий базар»
- Прочитайте, разделяя слова на слоги.
- Прочитайте с замедлением
- Прочитайте с интонацией восхищения
Ручеёк заливисто журчит.
Одуванчик ярко золотится.
Солнце так развесило лучи,
Словно крылья радужной жар-птицы.
И, на воле весело играя,
Я скажу вам: «Нет прекрасней края!»
- Стихотворение это не простое, а с «секретом». Из первых букв каждой строчки составьте слово. Что получилось? (РОССИЯ)
-Чем же для нас является Россия? (Россия-это наша Родина).
III. Актуализация знаний
-Вспомним пословицы, которые вы узнали на прошлом занятии. Задание: продолжить пословицу (на карточках).
Где кто родится, … там и пригодится.
Человек без родины, … что соловей без песни.
Береги землю родимую, …. как мать любимую.
Родину, как и родителей, …на чужбине не ищут.
Родина мать - …умей за нее постоять.
Проверка в парах по слайду (Слайд 4)
-Что объединяет эти пословицы?
- Какой раздел учебника мы начали изучать на прошлом уроке? («О Родине, о подвигах, о славе».)
IV. Определение темы урока и постановка задач.
-Узнайте, чьи это слова, и вы узнаете автора произведения, с которым будем работать.
«Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне относись к ней, возврати сторицей то, что получил. К. Ушинский .
(Открывается фамилия автора на доске)
С другим автором мы еще не знакомились, назову его сама В.Песков.
- Подберите слова, близкие по значению к слову родина и вы узнаете название произведения.(Отечество, отчизна)
(Открывается названия «Наше Отечество», «Отечество» на доске.) (Слайд 5)
Запись даты, темы в тетрадь.
Цель: выяснить, почему страну, в которой живем, называем Отечеством.
Задачи (слайд-5)
- Познакомиться … с произведениями К.Д. Ушинского «Наше Отечество». В.Пескова «Отечество».
- Продолжить …учиться анализировать литературное произведение
- Выяснить… значение слова Отечество
V. Работа по теме урока
Учебник с.58 Работа над рассказом К.Д. Ушинского «Наше Отечество»
- Что вы знаете про писателя? Читали ли мы раньше произведения К. Ушинского? («Плутишка кот», … )(слайд 6- портрет)
1.Работа по иллюстрации.
Рассмотрите иллюстрацию на стр.58-56.
- На что похожи иллюстрации?
-О каком событии напоминает левая иллюстрация? (О Победе ВОВ)
- Что можете сказать о месте, где выполнен правый снимок? (Москва. Красная площадь)
- Что можно сказать о времени создания фото? (прошлое и настоящее)
- Исходя из названия рассказа и иллюстраций, предположите, о чём пойдёт речь в тексте? (о России, о её прошлом и настоящем).
2.Первичное восприятие рассказа.
- А теперь я прочитаю рассказ, а вы послушайте внимательно и ответьте на вопрос: "Почему Ушинский назвал свой рассказ «Наше отечество»?».
Слушание текста
- Почему Ушинский назвал свой рассказ «Наше отечество»? (Потому что про Родину, про Отечество, про Россию…)
-Какие чувства возникли у вас, когда вы прослушали это произведение?
(Гордость, любовь к родине, восхищение, уважение.)
-Как иначе можно озаглавить этот рассказ? (Наша Родина, наша Россия…)
-Верным ли оказалось наше предположение о содержании рассказа? (Да, этот рассказ о России).
3.Словарная работа.(слайд7)
Найдем значения слов Родина и Отечество в толковом словаре
РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения
ОТЕЧЕСТВО, -а, ср. (высок.). Страна, где человек родился и к гражданам к-рой он принадлежит -В тексте встретилось выражение “испокон веку”. Как вы его понимаете?
ИСПОКОН: испокон веку, испокон веков (разг.) - издавна, с давних времен. (Словарь Ожегова)
Физминутка.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
1. Составление кластера
- Как автор называет нашу Россию? (Отечество, Родина, мать.)Составим кластер в тетради.
Россия
Родина Отечество Мать
2. Прочитайте вслух с выделением глаголов.
3.Выборочное чтение. Ответьте словами текста
– Почему автор называет Россию Отечеством?
– Почему автор называет Россию Родиной?
– Почему автор называет Россию матерью?
Добавление в кластер:
родились здесь, жили отцы и деды земля кормит
говорим на
родном языке
-Найдите слова, которыми автор описывает действия Родины, сравнивая её с матерью.
-Вот какие хорошие и добрые слова нашел Ушинский, чтобы сказать о Родине, как о маме.
Как мамочка своего ребенка кормит, поит, учит, защищает и бережет, так и Родина наша каждого человека вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережет.
-Мамы похожи друг на друга или они все разные? Чем они похожи?(Все мамы похожи чем-то, но и все разные.)
-А может быть, обменяться мамами, выбрать получше, покрасивее, подобрее?( Нет. Каждому дорога своя мама.)
-А есть ли на Земле другие государства?(Да, есть другие страны.)
-А может быть у человека 3 Родины или 4?(Родина у нас одна. В русском языке слово Родина и употребляется только в единственном числе).
- Определите главную мысль рассказа. (Одна у человека родная мать - одна у него и Родина.)
- И если Родина у нас одна, как и мама, то, как к ней надо относиться?
(Её надо любить, беречь, защищать, охранять). (Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине).
4.Знакомство с произведением В. Пескова «Отечество» (слайд 8 )
Василий Песков родился в 1930 году в Воронежской области. Его родителями были машинист и крестьянка. Окончил в воронежскую школу киномехаников. Увлёкся в юности фотографированием природы. Работал сперва фотографом. После невероятно успешной публикации своего первого очерка под названием «Апрель в лесу» сделался штатным корреспондентом. После нескольких статей в газету «Комсомольская правда» его приглашают в Москву. Он становится постоянным автором рубрики «Окно в природу». В 15 лет вёл с ник. .дроздовым программу «В мире животных». С1992 года он начал работать в журнале «Муравейник».
Любовь к окружающей нас природе в молодом человеке воспитал его школьный учитель, который ходил с детьми в лес, показывал разных птиц, говорил о природе.
(Чтение текста хорошо читающими учащимися.)
- Какими существительными определяет Песков, что такое отечество? Найдите, зачитайте, дополним кластер. (Память, люди, земля)
жили отцы и деды земля кормит
память люди и дела земля
- Объясните последнюю строчку текста В. Пескова.
VII. Подведение итогов урока (слайд 9 )
Вернёмся к задачам, которые мы ставили перед собой в начале урока.
Первая задача. С какими произведениями познакомились? Что узнал про авторов?
Вторая задача. Как мы работали с текстом? (придумывали название, догадывались о содержании по названию и иллюстрации, находили в тексте ответ на вопросы,
Третья задача. Что означает слово Отечество?
Цель -Почему мы называем Отечеством Россию? («Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши».)
VIII. Рефлексия.
-А теперь оцените свою работу на уроке. Если вы все поняли- то красный карандаш, если остались вопросы, чувствуете, что нужно еще доработать -зеленый.
Д.з. (слайд 10 )
1.Составить синквейн о слове Отечество.
2.Подготовить выразительное чтение.
3.Выучить один отрывок наизусть.
б) Рассказ об Ушинском.
Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя. К. Д. Ушинский - знаменитый русский педагог, родился в Туле в 1824 г. В родной семье Костя получил хорошее воспитание, посещал местную гимназию, а в 16 лет отправился в Москву, где поступил и окончил университет. Константин Дмитриевич Ушинский известен и как автор прекрасных книг для детей. В интересных рассказах он раскрывал перед детьми многообразие окружающего мира, прививал детям правильные понятия о жизни. По его учебникам «Детский мир» и «Родное слово», предназначенным не только для школы, но и для семьи, многие поколения русских людей учились грамоте и чтению.
С тех пор прошло много времени, но рассказы Ушинского и сейчас мы можем прочитать на страницах современных учебников и книг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по чтению в 1 классе.Тема: К.Д.Ушинский "Наше Отечество"
Представленный урок разработан по учебнику В.Г.Горецкого.Это память о прошлом своей семьи, своего города, своей страны....
Ю. Яковлев." Родина". К. Ушинский. "Наше Отечество".
Тип урока: урок чтения и анализа художественного произведения...
К.Д.Ушинский "Наше Отечество"
Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Одна у человека мать; одна у него и Родина. К,Д.Ушинский "Наше Отечество", 1 класс. "Школа России"....
Урок литературного чтения 1 класс К.Д.Ушинский "Наше Отечество".
Урок литературного чтения проведён в 1 классе 7 февраля 2013 года в рамках районного семинара "Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в начальной школе".Рабо...
Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема урока: Одна у человека мать, одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество»
Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике - воспитательные результаты одного из пяти Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственн...
К.Д Ушинский "Наше Отечество"
Урок по чтению. 1 класс....
Смыслово чтение. Технологическая карта урока К. Ушинский "Наше Отечество"
В современном обществе умение школьников читать не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само опреде...