Конспекты занятий с произведениями фольклора
план-конспект занятия по чтению (2, 3, 4 класс)

Со Ен Дя Тамара Валерьевна

Конспекты занятий с произведениями фольклора в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_po_zhanram_folklora.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Малые жанры устного народного творчества»

Цель:

  1. Обобщение знаний о малых жанрах устного народного творчества; формирование исследовательских умений: обобщение, классификация, умение давать  определения понятиям.
  2. развитие познавательного интереса к предмету «Литературное чтение».
  3. Воспитание уважительного отношения к окружающим.

Оборудование: ватман, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, произведения фольклора

        Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности
  2. Формулирование темы занятия, постановка учебной задачи
  3. Подготовительный этап

Деление на группы,  обдумывание проекта, его составных  частей,  составление плана

  1. Основной этап

Поиск и анализ информации, её систематизация и обобщение, распределение обязанностей между членами группы, создание газет, подготовка выступления.

5. Заключительный этап – презентация (выступления групп)

6. Рефлексия

7. Итоги занятия

Конкурс «Красна речь пословицей»

Цель:

  1. Развитие интереса к жанрам фольклора
  2. Воспитание любви к русскому слову, народному творчеству
  3. Развитие коммуникативных навыков

Оборудование: образцы с пословицами, разрезные карточки с пословицами

                                        Х од конкурса

  1. Организационный момент
  2. Формулирование темы и целей занятия
  3. Подготовительный этап (деление на группы)
  4. Основной этап. Конкурсная программа

Задание №1Передай пословицу по секрету

Задание №2Объясни  смысл  пословицы

Задание №3Продолжи пословицы

Задание №4Узнай пословицу по её окончанию

Задание №5Побери подходящую пословицу

Задание №6Конкурс капитанов

Задание №7Собери пословицу

          Задание №8Определи количество пословиц в рассказе

  1. Заключительный этап. Подведение итогов. Награждение
  2. Рефлексия
  3. Итоги занятия

Исследовательское занятие  «Особенности русских народных  волшебных сказок»

(на примере русской народной «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»)

Цель:

  1. Формирование  исследовательских умений и навыков: наблюдение, анализ, сравнение, составление текстов.
  2. Воспитание личностных качеств: терпение, усидчивость, целеустремленность.
  3. Развитие коммуникативных умений.

                                               Ход занятия

  1. Организационный момент
  2. Формулирование темы, постановка учебной задачи
  3. Подготовительный этап

Деление на группы

  1. Основной этап

Определение области исследования:

- построение  сюжета;

- языковые особенности сказки;

- характеристика основных героев;

- волшебные силы

Работа в группах по направлениям:

1 группа – особенности построения сюжета

2 группа – языковые особенности сказки

3 группа – характеристика основных героев, волшебные силы

      5. Заключительный этап

          Выступления групп

6.  Рефлексия

7.  Итоги занятия

Исследовательское  занятие «Особенности литературных сказок»

Цель:

  1. Развитие исследовательских умений и навыков на примере  изучения особенностей литературных сказок (П.П. Ершов, В.М. Гаршин): наблюдение, анализ, сравнение, составление текстов.
  2. Развитие коммуникативных умений и навыков.

                                       Ход занятия

  1. Организационный момент
  2. Постановка учебной задачи
  3. Подготовительный этап (деление на группы)

Определение литературных произведений:

- В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»;

- В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»;

- П.П. Ершов «Конек-горбунок»

Определение области  исследования:

- построение сюжета;

- языковые особенности;

- характеристика главных героев;

- волшебные силы, превращения

     4. Основной этап

Работа в группах (распределение обязанностей между членами группы):

1 группа – исследование сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница»

2 группа – исследование сказки В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе

3 группа – исследование сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок»

    5. Итоговый этап

        Выступления групп

    6. Рефлексия

    7. Итоги занятия

Интегрированный урок  «Тайны сказочной страны»

Цель:

  1. Обобщение знаний по темам  «Особенности народных и авторских сказок», «Решение задач на движение».
  2. Развитие познавательного интереса к изучаемым предметам.
  3. Воспитание  уважительного отношения к окружающим.

Оборудование: отрывки из произведений, карточки с названиями сказок, карточки с текстом задачи, примеры.

                                 Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности
  2. Постановка учебной задачи
  3. Работа по теме

          Литературная станция

         а) викторина по сказкам;

         б) поиск положительных и отрицательных героев в «Сказке о   молодильных яблоках и живой воде», «Дикие лебеди»;

         в) эпитеты в волшебной сказке;

    г) театрализованные постановки  сказок:  «Конек-горбунок», «Дикие лебеди», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

         Математическая станция

        а) решение сказочной задачи на встречное движение;

        б) решение примеров и составление слова;

  1. Итоги, награждение
  2. Рефлексия
  3. Итог урока

Исследовательское занятие по теме «Средства художественной выразительности»

Цель:

  1. Формирование исследовательских умений и навыков: наблюдение, анализ, сравнение, составление текстов, умение давать определение понятиям.
  2. Изучение особенностей средств художественной выразительности
  3. Воспитание личностных качеств: ответственности, целеустремленности, усидчивости и т.д.
  4. Создание книжек-самоделок.

Оборудование:

литературные произведения, писчая бумага, цветные карандаши,  фломастеры

                          Ход занятия

  1. Самоопределение к деятельности
  2. Постановка учебной задачи
  3. Подготовительный этап (деление на группы, обдумывание проекта, составление плана)
  4. Основной этап

Поиск, сбор, анализ  информации. Разработка составных частей проекта. Распределение заданий между членами группы

  1. Заключительный этап

Испытание проекта – презентация работ. Коллективное обсуждение, внесение поправок

  1. Рефлексия

Анализ деятельности

  1. Итоги занятия

Исследовательское занятие по теме  «Особенности Древнегреческих мифов»

Цель:

  1. Знакомство с Древнегреческими мифами, изучение их особенностей
  2. Развитие исследовательских умений и навыков

                                Ход занятия

  1. Самоопределение к деятельности
  2. Постановка учебной задачи
  3. Подготовительный этап (деление на группы)
  4. Основной этап

Определение направлений исследований

- особенности построения сюжета;

- языковые особенности, средства художественной выразительности

- главные герои, их характеристика

Поиск, сбор и анализ информации, её систематизация.

  1. Заключительный этап

Презентация исследовательских работ. Обсуждение, дополнение.

  1. Рефлексия
  2. Итоги занятия

Обобщающее занятие по теме «Мифы народов мира»

Цель:

  1. Обобщение знаний о мифах народов мира
  2. Формирование исследовательских умений и навыков: обобщение, составление текстов, подготовка публичного выступления.
  3. Развитие коммуникативных умений и творческих способностей

Оборудование:

Отрывки из произведений, писчая бумага, цветные карандаши, фломастеры, клей, ножницы

           

                           Ход занятия

  1. Самоопределение к деятельности
  2. Постановка учебной задачи
  3. Подготовительный этап (деление на группы)
  4. Основной этап

а)  литературная викторина;

б) исследовательская работа – сравнительный анализ древнегреческих и  славянских мифов;

в) презентация исследований;

г) театрализованные постановки;

     5. Итоги, награждение

     6. Рефлексия деятельности

     7. Итоги занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия "Изучение фольклора славянских народов"

Знание истоков отечественной культуры, обычаев, лучших традиций своего народа и народов, объединённых словом «славянские», помогает расширить кругозор ребёнка, воспитывает толерантность.Ре...

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "К. Ушинский. "Кот Васька". Е. Благинина ". Голоса леса". Произведения фольклора

Презентация является сопровождением урока литературного чтения во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

Презентация к конспекту-занятию "Путешествие в страну Фольклор"

Данная презентация повысит интерес детей к народному фольклору, и послужит ярким и запоминающимся дополнением к занятию....

Конспект занятия «Песенный фольклор» в хоровой студии (1 год обучения)

Конспект занятия по теме "Песенный фольклор" для детей 1 класса...

Конспект урока литературного чтения "Литературное слушание. Произведения фольклора. Заклички-веснянки." (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Литературное слушание. Произведения фольклора. Заклички-веснянки.Цели деятельности учителя: формирование знаний о произведениях фольклора; развитие знаний об особенностях устного народного творч...