Иван Саввич Никитин «Русь».
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Открытый урок по литературному чтению в 4 классе Иван Саввич Никитин «Русь» на ШМО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivan_savvich_nikitin_rus.docx | 29.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Пичпандинская ООШ»
Открытый урок
по литературному чтению в 4 классе
ТЕМА: «Иван Саввич Никитин «Русь».
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Поршина Ольга Ивановна
(ШМО) март 2019г
Урок литературного чтения в 4 классе.
Тема. Иван Саввич Никитин «Русь».
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели: Создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь».
Задачи урока:
Образовательные:
• обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста;
• пополнение словарного запаса;
• знакомство с понятием «риторический вопрос»;
• познакомиться с темой взаимодействия литературы и музыки на основе осознания специфики «языка» каждого из них;
• учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая характер произведения.
• Воспитательные:
• способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма посредством знакомства с патриотической лирикой;
• воспитывать художественно – образное мышление учащихся через музыкальные произведения;
• способствовать развитию у учащихся нравственных качества: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу и истории России.
Развивающие:
• способствовать развитию у учащихся навыка осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением.
• способствовать развитию у учащихся связной монологической речи путём вовлечения их в диалог, обсуждение.
• способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков: умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения посредством организации групповой работы при подготовке к уроку и непосредственно на уроке;
• формировать умения и навыки каждого ученика в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки.
Здоровьесбеоегающие:
• сохранять здоровье учащихся путём оптимального сочетания на уроке учебного труда и отдыха, смены видов деятельности, создания ситуации успеха и доверительной атмосферы на уроке.
ХОД УРОКА.
- Организационный момент. .1 слайд
II. Актуализация знаний.
- Послушайте стихотворение и скажите о чем оно? слайд 2
Зинаида Александрова
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной любимый двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
-О чём это стихотворение
+ О родине
-Что для вас значит слово Родина?
- Подберите синонимы к слову «Родина» (Отечество, Россия, Отчизна).
-Сегодня мы начинаем изучение раздела”Родина.”Посмотрите какие произведения авторы учебника поместили в него какой общей темой они объединены?
+Стихи русских поэтов о Родине.
-Как в старину называли нашу Родину?
-Где встречали гостей хлебом солью?
- Мы сегодня познакомимся со стихотворением ,которое так и называется «Русь» слайд 3.4
-Кто автор этого стихотворения?
-Мы с вами уже знакомились с его творчеством?
V. Работа по теме урока.
Давайте вспомним его биографию.
Доклад ученика
Никитин Иван Саввич (1824—1861), поэт. Слайд 5
.Постановка цели урока. Слайд 6. 7
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением, которое Иван Саввич Никитин впервые напечатал и, которое ему принесло известность.
- Попробуйте предположить, о чём будет стихотворение.
- Какие цели и задачи мы должны перед собой поставить сегодня на уроке?
+Научиться читать выразительно ,отвечать на вопросы ,определить главную мысль стихотворения ,рассуждать .делать выводы.
У- А так же мы должны: разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян.
Первичное восприятие
прослушайте стихотворение.
(Текст стихотворения звучит в аудиозаписи).
-Понравилось вам стихотворение?
-Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение? Почему?
+( восхищение богатством и простором Руси, гордость поэта за свою Родину, за ее героический народ.)
-В тексте встретились новые для вас слова СЛАЙД 8
Кто попробует объяснить смысл записанных слов?
Шатер – навес. Нива – засеянное поле. Мурава – молодая трава. Державная – государственная.
Казна – деньги, имущество, принадлежавшие государству. Ляхи- Поляки .название польских племен .
Татар полчища -в 1237 г.войска хана Батыя вторглись на Русь. Были уничтожены многие русские города .Русь вынуждена была платить татарский выход Золотой Орде.
Повторное чтение по слайдам. (Слайды с9 по 29)
Физминутка
- 3)- На сколько смысловых частей можно разделить это стихотворение?
-Прочитайте стихотворение ещё раз, разделите его на смысловые части, дайте название каждой части
- Сколько частей у вас получилось? ( 3 части )
А)- Прочитаем 1 часть. (читает представитель одной из групп).
- Все ли согласны, что именно здесь заканчивается 1 часть?
Чему она посвящена?
+ Описывается природа Руси.
- Стихотворение начинается описанием природы. Прочитаем вслух это описание
+(читает представитель любой группы).
- Можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег?
+ Одновременно это увидеть нельзя.
- Почему же автор именно так строит описание природы своей Родины. Какой образ пытается создать автор для своих читателей?
+ Поэт строит так описание природы для того, чтобы показать какую огромную территорию занимает Русь. Хочет создать образ необъятной Родины с красивой природой.
- найдите и прочитайте строки которые выражают впечатление автора от природы Руси.
+ Широка, ты Русь……
- Какие чувства испытывал поэт,когда писал эти строки?
+ Любовь к родной русской природе, почитание, гордость.
- Какие у вас возникли чувства при чтении этой части стихотворения?
+Радости от ощущения прелести природы……..
- Что же воспевает автор в этой части стихотворения?
+Воспевает красоту русской природы.
- Какие изобразительно-выразительные средства использует автор в своём стихотворении?
(сравнение)
-Найдите приёмы сравнения. (небо-шатёр, грань-горизонт, горы-великаны,
мурава-ковёр, снег-пух, волна-грудь, заря-пожар,
-Для чего автор использует сравнение.(показать красоту и любовь к Родине, более точно передать признаки предметов, явлений, событий)
(под первой записью на доске открывается запись:
Стихотворение «Русь» - воспевает красоту русской природы
Как можно озаглавить 1 часть? Слайд 31
- Прочитаем вслух вторую часть. +
Все ли согласны, что здесь заканчивается 2 часть?
-Чему она посвящена?
+Эта часть посвящена истории России.
-О чём рассказывает автор в своём стихотворении, о каких исторических событиях?
((захват Батыем Руси- Монголо-Татарское иго),(1812 г. война с Наполеоном)
(борьба Руси с Литвой и Польшей)
- Прочитаем первые четыре строфы этой части.
-Что заметили необычного?
+ Эти строфы представляют собой вопросительные предложения
- Как вы думаете, требуют ли эти вопросы ответа?
+Ответ ясен из смысла стихотворения, из дальнейшего текста.
- Ребята, такие вопросы, ответ на которые ясен и автору и читателю, называются риторическими.
Прочитайте эти строфы ещё раз, передавая голосом значимость и весомость утверждений.
- Какое ещё историческое событие 20 века мы можем увидеть за стоками стихотворения?
+ Отечественную войну 1941 -1945 года. Автор стихотворения не указывает точной даты, но пишет о том, что «… в глухих степях, под сугробами, улеглися спать гости навеки.
Этим он выражает уверенность в том, что и впредь, если будет необходимо, русский народ встанет на защиту своей Родины.
- Что же воспевает автор в этой части стихотворения?
+ Он воспевает силу, стойкость русского народа, преданность своей Родине.
( на доске открывается третья запись:
Стихотворение «Русь» - воспевает силу, стойкость, мужество русского народа
-Как можно озаглавить эту часть?
В) Прочитаем 3 часть стихотворения
- Чему она посвящена? Что в ней воспевается.
+ В ней описывается богатство родной земли.
+ Гостеприимство русского народа.
+Открытость страны для тех, кто придёт с добром.
+ Славится Русь .
-О каких богатствах нашей Родины идет речь в стихотворении? Подтвердите словами из текста.
( на доске открывается запись:
Стихотворение «Русь» - воспевает величие Руси.
-Как её нужно прочитать?
(торжественно).
-Как можно озаглавить эту часть?
-Вот мы с вами и разобрали новое стихотворение И.С. Никитина «Русь».
Соберём пословицу слайд 31.(чтение других пословиц о Родине и на мордовском языке)
VI. Рефлексия.
Подвести итог урока я бы хотела словами Константина Дмитриевича Ушинского слайд 32
«Наше отечество, наша Родина – матушка Россия.
Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовём её потому, что мы в ней родились, в ней говорят родным языком и всё в ней родное.
А матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом вспоила своими водами, Выучила своему языку. Как мать, она защищает нас от всяких врагов.»
-Вы сегодня хорошо работали на уроке ,Достигли мы с вами целей поставленных вначале урока?
- Продолжите предложения.
Рефлексия.
1. Весь урок у меня было
2. Задания на уроке были:
3. Я думаю, что учебная задача выполнена мною:
VII. Подведение итогов.
- Оценки
Домашнее задание. Выразительное чтение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 классе "И.С. Никитин "Русь""
Урок литературного чтения в 4 классе "И.С. Никитин "Русь""...
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: Иван Саввич Никитин «В синем небе плывут надполями…»
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: Иван Саввич Никитин «В синем небе плывут надполями…». Школа России....
Урок литературного чтения в 4 классе. Тема. Иван Саввич Никитин «Русь».
Урок литературного чтения в 4 классе.Тема. Иван Саввич Никитин «Русь». УМК Школа России...
Иван Саввич Никитин
Биография....
ИВАН САВВИЧ НИКИТИН
ИВАН САВВИЧ НИКИТИН ...
ИВАН САВВИЧ НИКИТИН
ИВАН САВВИЧ НИКИТИН...
Литературное чтение. 4 класс. Иван Саввич Никитин "Русь"
Цели деятельности учителя: Первичное ознакомление с разделом «Родина» и произведение И.В. Никитина «Русь»; создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащи...