НОД в старшей группе по теме "Чтение и общение по рассказу Л.Н.Толстого "Котёнок"
план-конспект по чтению

Акифьева Наталия Валерьевна

Занятие в старшей группе по произведению Л.Н.Толстого "Котёнок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_starshey_gruppe_po_teme.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

НОД В старшей группе по теме:

Чтение и общение по рассказу Л.Н.Толстого «Котёнок»

Задачи: 

  • Продолжать знакомить детей с творчеством JI. Толстого.
  • Расширять представления о жизни и повадках домашних животных.
  • Воспитывать у детей заботливое, внимательное отношение к животным, желание прийти им на помощь.
  • Развивать умение находить главную мысль в тексте, оценивать поведение главных героев, воспитывать чувство сопереживания к ним.
  • Прививать интерес к слушанию литературных произведений.

Предварительная работа: 

  • Беседа о домашних питомцах.
  • Рисование и лепка домашних животных — по выбору детей.
  • Чтение стихотворений, рассказов и сказок о домашних животных.
  • Дидактические игры «Чье, чье? Мое», «Кто где живет?», «Как зовут детенышей?», «Кто как кричит?»

Материалы: 

  • портрет писателя (в книжном уголке), подборка книг с рассказами Л. Толстого, иллюстрации к рассказу «Котенок».

                                                       

Ход занятия.

Этапы занятия

Предполагаемая деятельность воспитателя

Предполагаемая деятельность детей

1. Подготовка к восприятию

2. Работа по теме занятия.

3.Заключитель-ная часть.

Педагог предлагает им улыбнуться друг другу и подарить хорошее настроение.

-Дети, скажите, у кого из вас есть домашние животные?

-Назовите своих домашних питомцев. Как их зовут? (Назовите их клички.) Расскажите, как вы о них заботитесь.

Педагог перед каждым рассказом ребенка напоминает план рассказа, в процессе детского рассказывания помогает ребенку правильно сформулировать и изложить свои мысли, в конце рассказа обязательно говорит о том, что ему в этом рассказе понравилось.

Затем воспитатель предлагает детям поиграть.

  • Пальчиковая игра «Пять котят» (JI. М. Овсяник)

Вот пятеро котят.

Один ушел — и нет его.

Ну нет его и нет.

Котят осталось четверо.

Вот четверо котят.

Один ночной порою

На дерево залез.

Котят осталось трое.

Но где-то запищал

Мышонок тонко-тонко.

Котенок услыхал —

Осталось два котенка.

Один из них с мячом

Исчез в дверях бесследно,

А самый умный — тот,

Оставшийся, последний,

Он к миске подошел

И, как и должно киске,

Лакать за пятерых

Стал молоко из миски.

По окончании игры педагог предлагает детям сесть полукругом на ковер.

-Дети, вы слышали много разных произведений. Скажите, а вы знаете, чем отличается рассказ от сказки?

-Сегодня я хочу познакомить вас с еще одним произведением Льва Николаевича Толстого. Это рассказ для детей, и называется он «Котенок». Он о детях и о том, что произошло с их котенком.

Педагог предлагает детям удобнее расположиться на ковре и читает рассказ.

 «Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них бы-ла кошка. Весной кошка пропала. Дети искали ее везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и все спрашива-ла:

-Нашел? Нашел?

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

-Нашел! Наша кошка... и у нее котята; такие чудес-ные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. Котят было пять.

Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Ветер шевелил солому по дороге, а котенок играл с соломой, и дети радовались на не-го. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котенка. Вдруг они ус-лыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котенка и хотят схватить его. А котенок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак. Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принес домой котенка и уж больше не брал его с собой в поле».

-Что случилось с кошкой?

-Где нашел Вася кошку и ее котят?

-Котят у кошки было много?

-Что сделала мама с котятами?

-Опишите, какого котенка оставила мать детям.

-Как дети заботились о котенке?

-Куда пошли дети?

-Почему котенок оказался один на дороге?

-Что произошло с котенком, когда он остался один?

-Я хочу вам напомнить словами из текста, как вел себя котенок перед опасностью. (Читаю отрывок.) «А котенок, <...> вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак».

-Как вы думаете, почему котенок не испугался и не побежал прочь, как Катя?

-Правильно, котенок не понимал, что ему грозит серьезная опасность. А вот дети хорошо это поняли, но поступили по-разному. Чей поступок вам понравился и почему?

-Мальчик спас котенка — он смелый. А еще какой?

-А можно про мальчика сказать, что он находчивый и отчаянный? Почему?

-Чему учит нас этот рассказ Льва Толстого?

-Я напомню вам, какими словами заканчивается рассказ: «Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принес домой котенка и уж больше не брал его с собой в поле». Что должны вы помнить, если у вас дома живет маленький котенок или щенок?

-Молодцы! Вы правильный вывод сделали, и рассказ нас многому научил. Читая его вам, я видела, как вы переживали за детей и котенка, поэтому теперь хочу предложить вам повеселиться, поиграть.

  • Игра «Бабушка Маланья»

Сначала ее роль выполняет педагог, а потом — кто-то из детей.

У бабушки Маланьи было семь сыновей, семь дочерей.

Вот с такими бровями, вот с такими глазами. 

Вот с таким носом — длинным и курносым.

Вот с такою головой, вот с такою бородой.

Ничего не ели, друг на друга глядели и делали вот так...

По желанию детей игру можно повторить.

Дети стоят в кругу.

Дети дружно высказываются, у большинства из них есть дома кошка или собака.

Дети по очереди рассказывают о своих домашних питомцах.

Ладонь правой руки у детей рас-крыта.Они дружно читают текст и выпол-няют движения в соответствии со словами.

Дети показыва-ют друг другу раскрытую ла-дошку ведущей руки, пальцы «ве-ером».

Загибают боль-шой палец.

Загибают мизи-нец и показыва-ют друг другу руку с тремя пальчиками.

Загибают безы-мянный палец. Загибают сред-ний палец.

Прикладывают указательный палец ко лбу. Складывают ла-донь ковшиком и показывают, как котенок лакает молоко.

-В сказках все придумано, есть волшебники, злые и добрые ге-рои, происходят чудеса, а в рас-сказах говорится о том, что было на самом деле.

Дети слушают. 

Ответы детей.

Кошка сначала пропала, а потом нашлась, у нее родились котята. -Вася нашел кош-ку под крышей амбара.

-Котят было пять. -Одного котенка мама оставила детям, а осталь-ных раздала.  

-Котенок был се-рый с белыми лапками.

-Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

-Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка.

-Дети нашли воз-ле дороги ща-вель, пошли со-бирать его и за-были про котен-ка.

-По дороге ехал охотник с соба-ками, которые увидели котенка и побежали к не-му, чтобы схва-тить его.

-Он был еще ма-леньким и глу-пым.

-Вася поступил правильно, он защитил котенка от собак.

Вася добрый, смелый, мужест-венный...

-Да, он закрыл собой котенка, не побоялся, что его собаки покусают. Надо беречь сво-их животных, за-ботиться о них и не оставлять их одних. Рассказ учит нас быть за-ботливыми, бе-речь своих дру-зей-животных.

Не брать их с со-бой туда, где им может угрожать опасность.

 Дети выполняя-ют все движе-ния, которые показывает «бабушка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия во второй старшей группе. «Герб группы»

Цель занятия. Закрепить знания детей о символе государства.Развивать фантазию и воображение.Придумать и нарисовать флаг группы.1. Задачи на развитие познавательных способностей. Воспитывать...

Конспект занятия во второй старшей группе. «Флаг группы»

Цель. Познакомить детей с представлением о флаге как о государственном символе, с историей его происхождения, со значением флага в современной жизни.Развивать фантазию и воображение. Придумать и...

Родительское собрание в старшей группе «Старшая группа, что ждёт нас впереди»

Родительское собрание в старшей группе «Старшая группа, что ждёт нас впереди»...

Конспект НОД по математике в старшей группе на тему: «На сколько выше (длиннее «Составление описательного рассказа о предметах посуды».

Задачи: МБОУ «Начальная школа №15» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ«Составление описательного рассказа о предметах посуды».   1. Формировать умение составл...

Интегрированное занятие в старшей группе по рассказу В.А. Осеевой "Почему?"

Интегрированное занятие по развитию речи и рисованию в старшей группе....

Тематическое занятие по развитию речи в старшей группе Тема: составление коллективного рассказа – описания

Задачи: учить детей составлять коллективный рассказ – описание; Учить детей дифференцировать на слух и в произношении звуки р и рь, чётко и ясно произносить слова с этими звуками, выделять их го...